Спросить
Войти

Рецензия на монографию профессора Станислава Степановича набойченко “история высшей школы Свердловской области” / С. С. Набойченко. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2013. 846 с. : илл.

Автор: указан в статье

НОВЫЕ КНИГИ

РЕЦЕНЗИЯ на монографию профессора Станислава Степановича Набой-ченко "История высшей школы Свердловской области" / С.С. Набойченко. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2013. 846 с.: ил.

REVIEW of the monograph of Professor Stanislav S. Naboichenko High school history of the Sverdlovsk region / S.S. Naboichenko.

Даже своим объемом книга внушает уважение. Ее объем 846 с., а если перейти на более понятные измерения, то 71,5 условных печатных листов1. Учитывая тот вклад, который внес Урал в развитие науки и образования не только в России, но и во всем мире, эта книга, посвященная истории высшего образования на Среднем Урале, должна была появиться уже давно. Написал ее один из столпов высшей школы в России, ректор и президент легендарного Уральского государственного технического университета, ныне Федерального университета им. первого Президента России им. Б.Н. Ельцина профессор, доктор технических наук, член-корреспондент РАН Станислав Степанович Набойченко.

Говорить о том, что эту книгу ждали, -не сказать ничего. Действительно, это энциклопедия исторически выверенной и задокументированной информации о развитии высшей школы Урала в ХХ веке. Она может смело претендовать на место фундаментальной истории современного высшего образования одного из ведущих регионов России. Причем в ней отражена история как досоветского, так и советского, и постсоветского периода. Особенно исчерпывающе раскрыт этап перестройки высшей школы в последние десятилетия.

В книге представлена история становления и развития системы высшего профессионального образования в Свердловской области, отражены важнейшие этапы ее деятельности, дается характеристика современного состояния уральских вузов. Особое внимание уделено истории формирования идеологии и создания Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Издание открывается небольшим введением, где говорится о том, что книга посвящена 20-летию Российского совета ректоров и 40-летию деятельности Совета ректоров вузов Свердловской области, рассказывается о значении уральских вузов в российской и региональной истории.

Сама книга состоит из шести разноплановых глав. Первая, вводная, очень небольшая глава, посвящена краткой информации о самой Свердловской области и основных этапах формирования высшего образования в ее границах. Завершается она таблицей 20 государственных вузов области с датами их основания.

Во второй главе, которая называется «Становление профессионального образования», дана история появления Горного университета и создания Уральского госуниверситета, а также содержатся краткие биографии первых ректоров УрГУ.

Интересно отметить, что автор книги отошел от господствовавшей в советские время точки зрения о том, что высшее образование на Среднем Урале появилось с созданием Уральского госуниверситета в 1920 г. по указу В.И. Ленина; что главные вузы города Свердловска - Екатеринбурга вышли из его состава. Эта точка зрения отражена и в истории Свердловского горного института. Однако в последние

1 Набойченко С.С. История высшей школы Свердловской области / С.С. Набойченко. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2013. 846 с.: ил.

десятилетия руководство Горного вуза Екатеринбурга усиленно проводит идею о создании Горного университета по указу Николая II в 1914 г. Многие ученые до сих пор считают, что в связи с тем, что ни одного студента этот вуз не подготовил, не имел постоянного места дислокации и занятия там велись всего несколько месяцев, то и говорить о нем, как о первом вузе Среднего Урала, не приходится. С.С.Набойченко все-таки считает, что именно он стал первым вузом Екатеринбурга, но начало Станислав Степанбович определяет с первых дней его работы со студентами, т.е. осень 1917 г.

В третьей главе приведены данные о количестве студентов в Свердловской области. Говорится о том, что их более 200 тыс., причем около 20 тыс. - это студенты негосударственный вузов. Даются краткие исторические сведения о развитии каждого вуза, их современном состоянии и достижениях. Информация содержит сведения о первых руководителях каждого из вузов. Ведь каждый из них - неординарная личность, в силу ряда обстоятельств оказавшийся у руководства тем или иным вузом в сложное время. Они все время оставались верными исполнению своей нелегкой миссии руководства сложными людскими коллективами, объединяющими такие разные категории граждан, как студены, профессура и преподаватели, научные работники, учебно-вспомогательный персонал. Именно они обеспечивали деятельность вузов в условиях хронического дефицита средств. Каждый из этих руководителей внес свой вклад в развитие своего вуза, всего высшего образования области и России.

Здесь же представлена информация о негосударственных вузах. Однако в связи с тем, что работают они все существенно меньше государственных вузов, имеют меньший авторитет, да и в связи со сдержанным желанием представить более объемный материал о своей деятельности, они представлены кратко.

Приведены данные не только о самих вузах, но и филиалах как государственных, так и негосударственных вузов.

Четвертая глава посвящена становлению Уральского федерального университета. Она излагает историю начала работы над проектом Большого федерального университета, рассматривая как первый этап концепцию создания Большого Евразийского университета, а затем процесс ее реализации. В заключении раздела С.С. Набойчен-ко делает выводы. Подтверждая теоретическую эффективность крупных вузов, он говорит и о возможных негативных последствиях объединения двух самодостаточных вузов УГТУ-УПИ и УрГУ: об опасностях потерять их научные школы, уничтожить их многолетние традиции, их менее гибких структурах, о том, что в таких мегавузах не будет виден рядовой педагог-ученый. Здесь автор критикует современное руководство за излишнюю саморекламу, подчеркивая уральский девиз «не словом, а делом». Небезынтересен и последний раздел главы, который называется «Финиш первого президента УрФУ», где за объективными строками произошедших событий проступает по-человечески понятная обида человека, имеющего большие заслуги перед вузом.

Вторая часть книги посвящена деятельности Совета ректоров Свердловской области. Совет ректоров существует с 1971 г., в разное время он играл разную роль, однако в последнее десятилетие она существенно возросла. Именно он формировал принципы сплоченности взаимопомощи трудовых коллективов вузов области, генерировал новые подходы к развитию вузовского образования, часто выступал как эксперт происходящих новаций властей и событий в этой области.

Однако вторая часть начинается главой пятой, посвященной Российскому Совету ректоров, в котором долгое время проработал Станислав Степанович, бывший заместителем председателя В.А. Садовничего. Это очень интересная и не очень распространенная информация представляет собой большую ценность в познавательном плане и вполне уместна на страницах книги о высшем образовании в регионе. Она дает понимание того, куда идут наши обращения и где формулируются идеи «вузовской общественности».

Далее излагается история создания и основные этапы развития Совета ректоров Свердловской области, а также основные направления его работы. Приведены данные о количестве студентов и ППС, эффективности деятельности вузов. Приведены даже планы работы Совета ректоров.

Особое внимание в этой части книги, посвящено многогранному сотрудничеству Совета ректоров с ведущими властными и хозяйствующими институтами региона и страны - федеральными и муниципальными органами власти. В этом разделе проводится мысль о плодотворности сотрудничества различных экономических и государственных органов в деле подготовки кадров и решения научных и производственных задач общества в целом и региона в частности. Столь подробно данные о деятельности Совета публикуются впервые.

Правда, вызывает вопросы объединение в одном из разделов работы Совета с научными, религиозными организациями и негосударственными вузами. Первые и третье можно объединить. Они ведь заняты в сфере науки. А религиозные организации? Дело в том, что религия - это вопрос веры, и никакого отношения к науке она иметь не может, да и образование у нас, к счастью, все еще отделено от религии...

В шестой главе, которая называется: «Подготовка кадров для Свердловской области» дается характеристика роли уральских вузов в деле подготовки высококвалифицированных кадров для области. Дело в том, что вузы и создавались государством для решения своей главной задачи - формирования кадрового потенциала народного хозяйства, в первую очередь, промышленности. Вузы влияли и на подготовку рабочих кадров. Так,

в 1979 г. для решения проблем в этой области был создан Свердловский инженерно-педагогический институт для подготовки преподавательского состава в системе профтехобразования. Существует широкая сеть структур повышения квалификации в филиалах на ведущих предприятиях, где активно заняты вузы области. Осуществляется широкое сотрудничество с техникумами.

В 1980-е гг. в связи с начавшейся перестройкой закрываются институты повышения квалификации, падает престиж рабочих и инженерных специальностей. Особенно эта ситуация обострилась в 90-е гг., когда предприятия стали закрываться одно за другим. Только в 2000-е, когда положение стало исправляться, возрос интерес государственных структур и предпринимателей к подготовке квалифицированных кадров. Тогда был установлен тесный контакт и партнерские отношения с предприятиями и фирмами.

В последней, седьмой главе, которая посвящена проблемам и перспективам развития высшего образования на территории Свердловской области, дается характеристика особенностей отечественного высшего образования, затрагиваются вопросы отношения с властью, выявляются типичные проблемы высшего образования, рассматривается современная организация учебного процесса в вузе, методики обучения, в частности концепция непрерывности образования. Особое внимание Станислав Степанович уделяет кадровой политике в вузах, оплате профессорско-преподавательского состава. Будучи специалистом в этой области, профессор С.С. Набойченко выявляет специфику инженерной подготовки, а затем говорит о востребованности гуманитарного цикла в инженерном образовании, его особом значении в формировании настоящего специалиста, творческой личности. Много внимания автор уделяет студенчеству: говорит о важности спортивного воспитания, поддержки студентов и роли в этом студенческого профсоюза.

Таким образом, автором делается попытка обсудить пути развития высшей школы с учетом реалий современности в деле развития и укрепления экономики и властных структур Свердловской области, увеличения ее конкурентоспособности на международной арене, улучшения социальных условий жизни населения.

В заключение автор делает главный вывод, он говорит о том, что система образования не только в Свердловской области, но и в стране в целом должна предварять экономические, технологические и социальные тенденции в обществе, стимулировать опережающее развитие науки и всего народного хозяйства.

Отличительной особенностью данной работы является ее фундаментальность. С.С. Набойченко базируется на качественных материалах о деятельности вузов области, огромном фактическом материале. Автором широко используются аналитические материалы Министерства образования и науки РФ, Правительства Свердловской области, многочисленные работы по истории вузовского образования, собственные материалы и записи

Однако при этом данной работа авторская, ей характерны глубокое знание материала, четкая и твердая авторская позиция, основанная на опыте и выстраданная многолетним трудом.

Другой отличительной особенностью книги является то, что в ней объективно представлена история как всего образования региона, так и отдельных вузов, в том числе и негосударственных.

В книге проводится идея о том, что как появление вузов, так и их развитие отражает объективные потребности общества. Так, во время Великой Отечественной войны в Свердловске было открыто 8 вузов, в послевоенное 30-летие - еще 6 вузов, и именно в то время в основном сложилась вузовское сообщество, отражающее потребности народного хозяйства эпохи. Однако кардинальные изменения общества и государства в последнее 20-летие ХХ века привели к появлению еще 3 государственных и 13 негосударственных вузов, прошедших аккредитацию. Будучи руководителем такого крупнейшего в СССР и в РФ вуза, как УГТУ-УПИ, и возглавляя многие годы Совет ректоров вузов Свердловской области, С.С. Набойченко хорошо знает, о чем он говорит. Это не просто научный труд, хотя и это тоже, а выстраданное, построенное своими руками здание высшей школы, которым мы можем гордиться.

Книга будет интересна широким массам читателей: вузовским работникам, студентам, руководителям государственных структур, всем, всем кто интересуется не только историей нашего края, но и развитием высшего образования на Урале.

Запарий В.В., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории науки и техники Института фундаментального образования Уральского федерального университета, г. Екатеринбург

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты