Спросить
Войти

Зарождение элементов идеологии в древней Руси

Автор: указан в статье

Самолыга И. А.

к.и.н., старший преподаватель Военной академии радиационной, химической и биологической защиты,

г. Кострома

samig06@mail.ru

ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИДЕОЛОГИИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Н.М. Карамзин одним из первых высказался о значении государственной власти в России, и вывод его был однозначен: «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием»1 . В настоящее время, по нашему мнению, необходимо заменить «мудрое самодержавие» на «сильное государство».

Важность выбора для Руси новой единой веры осознавалась уже первыми древнерусскими князьями, однако наибольшего успеха в этом, по нашему мнению, добился князь Владимир (годы правления 980-1015).

Придя к власти, будучи убежденным язычником, осознавая необходимость единой веры для Руси, князь Владимир предпринял попытку принять единую языческую веру и объединить Русь вокруг единого пантеона из шести языческих богов во главе с княжеским богом Перуном. Он полагал, что так можно объединить воедино все разноплеменные земли. «Владимир, утвердив власть свою, изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебреною головою и поставил его, близь теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами»2. Однако эта попытка оказалась неудачной. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Руси. Язычество не обеспечило этнокультурного единства всех племен и княжеских земель. Кроме того, христиане, которых было уже немало в Киеве, резко отрицали культ идолов.

Важно отметить, что язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение. Оно представляло собой соединение религиозных обрядов и большого количества объектов религиозного почитания (богов - идолов). Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Соседние государства не стремились наладить с Русью прочные отношения, ибо не верили правителю, который не чтит «основной закон». Таким законом для христиан была Библия, а для мусульман - Коран.

Известную историю «выбора веры» князем Владимиром, можно дополнить еще и тем, что киевскому правителю основные положения христианской веры были известны давно. В это время в Киеве уже существовала церковь Святого Ильи. Христианкой была и княгиня Ольга, в исторических источниках встречаются указания на то, что к княжескому двору и ранее неоднократно приезжали христианские миссионеры.

Выбор князя пал именно на христианство, а точнее на восточную его ветвь. Дело в том, что культурные связи в то время были между странами достаточно сильными, к тому же православие допускало проведение обрядов на национальном языке славян, да и такая религия находилась в подчиненном правителю положению. Все эти качества и предопределили выбор именно православия.

Конкретным актом принятия православия является разрушение языческого пантеона и знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году. «Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские, Вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов деревянного обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и Бояре предпочли её старой Вере отцов своих. Там явился Владимир, провождаемый собором Греческих Священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; Иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя»3. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси продолжалось еще в течение полутора веков. Крещению Руси уделено большое

1 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М.: Наука, 1991.
2

Карамзин М.Н. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания пятого, выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П.М. Строева. Т. I. Гл. 9. - С. 123.

3 Там же, с. 132.

место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев.

Таким образом, создание могучего Русского государства потребовало от князя Владимира усиления великокняжеской власти и реформирования идеологии, господствующей формой которой в те времена была религия.

Принятие христианской религии на государственном уровне способствовало укреплению княжеской власти, а церковь на Руси становится силой, которая объединяет жителей разных земель в политическую и культурную общность.

Как считают многие исследователи древнерусского государства, принятие христианства обогатило русскую культуру благодаря распространению в обществе византийской литературы, письменности, архитектуры и живописи.

С принятием христианства изменяется международное положение киевского государства, налаживаются и контакты с европейскими государствами, имеющими ту же веру.

Благодаря миссионерской деятельности церкви на землях, которые населяли тюркоязычные и финноязычные племена, смягчается процесс становления государства, включающего в себя различные этносы (государство сложилось не на национальной основе, а на религиозной идее и стало государством православным, а не только русским).

Довольно значимым последствием принятия христианской религии было смягчение, царивших долгое время на Руси обычаев (в качестве примеров, можно привести упразднение ритуалов жертвоприношения (человеческих) и отмена ритуального умерщвления слуг и жён на тризнах).

Принятие Русью христианства - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие общественной, политической и культурной жизни, и именно это событие, по нашему мнению, может считаться зарождением российской идеологии.

Кроме того, на наш взгляд, одним из элементов государственной идеологии являются символы, знаки олицетворяющие понятие государства, верховную власть государя. Можно отметить и тот факт, что именно после принятия христианства на Руси князь Владимир начал чеканку «златника» - первой древнерусской золотой монеты (на реверсе монеты изображался лик Иисуса с нимбом и именем, на аверсе - князь в царском венце с родовым знаком Рюриковичей - трезубцем). Аналогичными были и «сребреники». Монеты выпускались из политических соображений в знак того, что Русь стала христианской, а не для денежного обращения.

После крещения Руси боевые стяги и знамена княжеской дружины считались священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв вкапывались в землю (при сильном ветре они «ревели»), изображались лики Иисуса, Богородицы и святых. Они чтились как иконы, стяг считался душой, славой и честью княжеской дружины.

С начала X до середины XI столетия Русь развивалась в сравнительно благоприятных условиях. Создание мощного государства, объединившего большинство восточнославянских земель и, в первую очередь, Среднее Поднепро-вье во главе с Киевом и Северо-Западную Русь во главе с Новгородом, способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ. Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на Дону и Таманском полуострове.

Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появлялись новые городские центры, а многие старые города быстро набирали силу.

Складывающаяся государственная власть и единая Вера способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в соответствии с запросами времени.

Отечественная наука традиционно определяет начало периода феодальной раздробленности серединой XII века - после княжений Владимира Мономаха и его брата Мстислава. Но реально первые признаки раздробленности проявляются гораздо раньше - после смерти Ярослава Мудрого, когда князья начали затяжную борьбу за киевский и другие значимые престолы. Борьба между потомками Ярослава привела к возникновению системы обособленных княжений, лишь номинально зависимых от Киева. Новое положение вещей было закреплено Любечским съездом князей. Впоследствии Владимиру Мономаху удалось восстановить относительное единство Руси, и князья, фактически самостоятельные, формально признавали главенство киевского князя. Но со смертью Владимира и продолжавшего политику брата Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества, вступив в эпоху феодальной раздробленности.

Причины феодальной раздробленности - княжеские междоусобицы; господство натурального хозяйства; рост народных волнений; усиление городов - новых политических центров; экономический упадок Киевского княжества и ослабление власти Великого князя.

Как это ни парадоксально, пагубные последствия для единства Руси повлекли победы Владимира Мономаха над половцами. Эти победы заставили половцев прекратить набеги на Русь, и обитателям русских земель показалось, что с угрозой со стороны Степи покончено навсегда.

Таким образом, всю феодальную Русь мы можем представить себе как более десятка самостоятельных княжеств, живущих самостоятельно, независимо друг от друга, представляя собой маленькие государства, в определенной степени свободные от контроля государства.

Феодальная раздробленность имела как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, раздробленность привела к развитию феодальных отношений, росту городов, подъёму ремесел и земледелия. С другой стороны феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент - усобицы истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность. Феодальная раздробленность подорвала силы Руси и сделала ее уязвимой перед грядущим вторжением с востока.

На рубеже Х11-ХШ вв., из кочевавших на просторах Монголии племен, в ходе междоусобиц выделяется ряд сильных и влиятельных племен и родов, и их предводителей-вождей, среди которых наиболее могущественным был Темучин. В 1206 г. он был избран единым правителем и получил имя Чингисхан.

В начале XIII века монголо-татары покорили бурят, якутов, киргизов и захватили северо-западный Китай. В 1219-1221 гг. прошло завоевание Средней Азии. Затем Чингисхан покорил Иран и вторгся в Азербайджан. Эмир Дербента пропустил монголо-татар в половецкие степи. Половцы, потерпевшие поражение, обратились за помощью к русским князьям. В мае 1223 г. русско-половецкое войско встретилось с монголо-татарами на реке Калке. Это было первое столкновение русских с новым врагом. Отсутствие сплоченности князей, единого командования и внутренние разногласия привели к поражению русско-половецких войск.

В течение 1237-1241 гг. при приемниках Чингисхана Батые (Бату) и Берке монголы осуществили завоевание русских княжеств. На Руси установилось монголо-татарское иго (вместе с тем, некоторые отечественные историки, например, сторонники концепции Л.Н. Гумилева отрицают этот термин, полагая, что можно вести речь лишь о типичном набеге кочевников. По их мнению, ни о каком завоевании Руси речи не шло. Нам кажется, что это осознанная ошибка, которая ведет к значительным фальсификациям).

В результате монголо-татарских завоеваний в Восточной Европе образовалось огромное государство, названное Золотой Ордой. В её состав входили Урал и Приуралье, Прикаспийские степи, Кавказ и Крым, Волжские Болгары и Мордва, а также Русские княжества.

С образованием Золотой Орды в Северо-Западной Руси сложилась система экономических и политических мер, при помощи которых Орда контролировала и эксплуатировала Русские земли, включавшая в себя несколько элементов.

- установление определенных видов и размеров дани. Самым тяжелым из них был ордынский выход - дань серебром, он составлял полтину с деревни (2 т зерна, или плата стоимости серебром). Обычный выход в XIV веке составлял 10-15 тыс. рублей или около 2 т. серебра;

- установление «конкурса» на право получения соответствующего документа - ярлыка на княжение. Оно не только лишало то или иное княжество суверенитета, но и ставило князя в полную зависимость от хана;

- для контроля и своевременной информации о положении на Руси в крупных городах оставались доверенные люди - баскаки, которые наблюдали за сбором дани и деятельностью князей.

С этой же целью периодически на Русь наведывались «сильные послы» из Орды с вооруженными отрядами, которых необходимо было обеспечить подводами и всем необходимым. В случае неповиновения следовали карательные экспедиции «Невюрева рать» в 1252 г.; «Дюденева рать» - 1293 г.; поход на Тверь в 1327 г. и др.

Что же касается последствий татарского господства, то можно говорить о его непосредственном и опосредованном влиянии.

Что касается непосредственного влияния на развитие Северо-Западной Руси в период Ордынского господства, то оно выразилось в разорении сотен русских городов, что привело к полному или частичному исчезновению 49 городов, целого ряда ремесел и технологий (мозаики, перегородчатой эмали, зерни и др.). Упадок производства и торговли привел к ослаблению торговых связей, сокращению импорта и экспорта.

Опосредованное влияние ига заключалось в создании самой системой господства условий, которые в течение столетий тормозили или деформировали развитие экономики и культуры

Ущерб от ига намного превышает пользу от некоторых заимствований, произведенных русскими из Орды (ямская почта, система счета, отдельные слова, элементы костюма).

Вместе с тем нашествие, несмотря на тот огромный урон, который оно нанесло Русской земле, могло затормозить, но не изменить характер развития социальных отношений на Руси.

Кочевники не ставили перед собой задачи включения Руси, земледельческой страны в свою империю. Речь шла только о вассальной зависимости, получении дани. А потому сам характер внутренних отношений оставался в значительной степени не затронутым завоевателями.

Рассматривая данный период российской истории с точки зрения интересующей нас проблемы, необходимо отметить, что установив власть над русскими землями, кочевники не ставили своей задачей уничтожение православной Веры и насаждение Ислама.

Так пик могущества Золотой Орды XIV в. пришелся на правление хана Узбека. Мусульманин Узбек, став золо-тоордынским правителем, решил порвать со старинной монгольской политеистической традицией веротерпимости. В 1314 г. он объявил ислам государственной религией Золотой Орды и стал жестоко бороться с теми своими подданными, которые пытались продолжить исповедовать старые культы своих отцов. Многие мурзы даже бежали от религиозных преследований на Русь, где постепенно приняли православие, войдя в среду русской аристократии. Впрочем, хан Узбек не запрещал вассальной от Золотой Орды части Руси держаться православия. Он подтвердил и даже расширил привилегии русской православной церкви, по преданию в знак благодарности митрополиту Алексею, который сумел излечить ханскую жену от слепоты. Подтверждение этого мы находим и у С. М. Соловьева - «Во время пребывания в Орде у великого хана Плано-Карпини (западный путешественник минорит Иоанн Плано-Карпини. - Прим. автора) заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою»1.

1 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 2016. - С. 102.
680

Такая «позиция» завоевателей в отношении православия, по нашему мнению, сыграла двоякую роль. С одной стороны проявление терпимости к православию (монголо-татары, как правило, не разрушали православные храмы, не убивали священников, если те не оказывали открытого сопротивления, не запрещали посещение церквей) не множило ненависти к завоевателям и обеспечило Орде 200-летний и достаточно эффективный контроль над Русскими землями.

С другой стороны - сохранение православной Веры (государственной идеологии того времени) позволило объединить русский народ в борьбе с завоевателями. И именно Вера стала тем духовным стержнем, который сохранил самобытность и самостоятельность русского народа и впоследствии помог противостоять Мамаеву нашествию на Русь.

Предпосылки объединительного процесса стали складываться в Русских землях в конце XIII-XIV веков исходя из понимания и осмысления последствий Ордынской зависимости.

По словам митрополита Иоанна, «несчастья внешние должны были послужить к обильному преуспеянию внутреннему, показуя русским людям бессилие человеческих мер к предотвращению бедствий одновременно со всемогуществом Божиим, единым своим мановением низвергающим или возвышающим целые народы»... Осмысление религиозного содержания власти как служения и ревности о вере, а не только о владении, бывшее в прежние времена лишь достоянием отдельных выдающихся государственных деятелей (например, А. Боголюбского)... в годы монгольского ига получило окончательное толкование. «Русский народ, по контрасту с азиатской тьмой навалившегося на него татарского ига, сначала языческого, а потом мусульманского (XIII-XV века) сразу же осознал себя носителем света Христовой веры, защитником ее от неверных, а свою землю почувствовал как «святую Русь». «Святую» в противоположность всем иным землям, оскверненным ересями, иноверием и неверием, - пишет А. Карташев. - Русский народ в этот момент исторически почувствовал себя совершеннолетним, духовно вырос в великую нацию». Светские историки также отмечали эту веху в развитии русского национального сознания и русской нации. Ведь на Куликово поле вышли рязанцы, москвичи, владимирцы, псковитяне, а с Куликова поля все они вернулись русскими».

Большой пласт произведений, составляющих так называемый Куликовский цикл, свидетельствует, что Русь победила, лишь поднявшись на защиту святынь православия, но не политических или земельных интересов. «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича» показывает, что христианское осмысление власти подошло к своему завершению - к учению о Православном Царе, которым в Житии назван Дмитрий, - именно в эсхатологическом смысле, ибо употребление этого титула в мирском значении началось лишь через полтораста лет.

П.Чаадаев писал, что «продолжительное владычество татар - это величайшей важности событие... как оно ни было ужасно, оно принесло нам больше пользы, чем вреда. Вместо того чтобы разрушить народность, оно только помогло ей развиться и созреть... Оно сделало возможным знаменитые царствования Иоанна III и Иоанна IV, во время которых упрочилось наше могущество и завершилось наше политическое воспитание»1.

В ходе кровопролитной сечи, состоявшейся в сентябре 1380 г. на Куликовом поле, вблизи впадения реки Не-прядвы в Дон, русские полки под руководством Дмитрия Ивановича и его воевод наголову разбили Мамаево войско.

Именно Вера, дух и воля проявили себя в таком отпоре Мамаеву нашествию, который впервые можно охарактеризовать как общенациональный. «Какая война была праведнее сей? Счастлив Государь, обнажая меч по движению столь добродетельному и столь единодушному! Народ, со времен Калиты и Симеона оглушаемый непрестанными ударами Моголов, в бедности, в отчаянии, не смел и думать о свободе: отдохнув под умным правлением Князей Московских, он вспомнил древнюю независимость Россиян, и менее страдая от ига иноплеменников, тем более хотел свергнуть оное совершенство. Облегчение цепей не мирит нас с рабством, но усиливает желание прервать оныя»2.

Воля народа к освобождению из-под ханского владычества была освящена из скита непримечательного Радонежа. «Дмитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми Князьями и Воеводами, принять благословление Сергия, Игумена уединенной Троицкой Обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ея славу и благоденствие»3. Сергий же «окропил святою всех бывших с ним Военачальников и дал ему двух Иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Осляблю . Сергий вручил им знамение креста на Схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шеломов!» Дмитрий выехал из Обители с новою и еще сильнейшею надеждою на Помощь небесную»4. Все это говорит о придании русскому войску духа Христова воинства.

Дальнейшее описание Куликовской битвы Н.М. Карамзиным дает нам еще несколько ярких примеров Веры и любви к Родине русского воинства и готовности защищать русскую землю и символы этой Веры. «Дмитрий, стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развиваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем, - слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу Государю нашему!» . Дмитрий в умилении преклонил колена, и простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени Великокняжеском, молился в последний раз за Христиан и Россию; сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому .. ,»5.

1 Цит. по: Нарочницкая Н.А. До и после Куликова поля. - http://www.stoletie.ru/geopolitika/do_i_posle_kulikova_polya.htm
2

Карамзин М.Н. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания пятого, выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П.М. Строева. Т. 5. Гл. 1. - С. 36.

3 Там же.
4 Там же.
5 Там же, с. 40.

В ходе битвы «Неприятель открыл себе путь к Большим или Княжеским знаменам, и едва не овладел ими: верная дружина отстояла их с напряжением всех сил»1.

Примечательно то, что и Мамай, по мнению М.Н. Карамзина, признал победу русского воинства, вооруженного православной Верой - «Мамай, с высокого кургана смотря на кровопролитие, увидел общее бегство своих; терзаемый гневом, тоскою, воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и бежал следом за другими»2.

Эта победа, под знаменем Спасителя, укрепила значение Москвы как центра объединения русских земель в единое государство, а Дмитрий Иванович с того времени стал носить прозвище Донской.

Но для окончательного освобождения от ордынского ига у Руси в те годы еще не хватало сил, поэтому новый золотоордынский хан Тохтамыш, совершивший в 1382 г. поход на русские земли, сумел сжечь Москву и восстановить сюзеренитет Орды над Северо-Восточной Русью. Вместе с тем с конца 1380-х гг. золотоордынские правители практически утратили способность влиять на внутреннюю жизнь Руси, и были вынуждены признать политическое главенство Москвы в русских землях.

Таким образом, создание и укрепление Русского государства потребовало от князя Владимира, в целях усиления великокняжеской власти и реформирования идеологии (господствующей формой которой в те времена была религия) принятия общей для всех подданных Веры - христианства.

Именно христианство позволило русским князьям сначала создать, а затем отстоять независимость древнерусского государства.

В это же время начато формирование государственной символики - княжеских знамен с изображением Спасителя - прообразом нынешнего Государственного флага и Боевого знамени воинской части, что в свою очередь является элементом государственной идеологии.

Внешнеполитический фактор - необходимость противостояния Орде, сыграл основную роль в процессе формирования на Руси нового единого государства и его идеологии. Поэтому данное государство, сформировавшееся к концу XV - началу XVI в., имело свои особенности: сильную монархическую власть, с жесткой зависимостью от нее как господствующего класса, так и простого народа.

Последствия воздействия завоевателей обусловили многие черты нового государства и его общественного

строя.

1 Карамзин М.Н. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания пятого, выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П.М. Строева. Т. 5. Гл. 1. - С. 36.
2 Там же.
принятие православия христианская вера Русь формирование идеологии князь Владимир Куликовская битва российская государственность. adoption of orthodoxy the christian faith russia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты