Спросить
Войти

Русская национальная школа в условиях эмиграции «Первой волны»

Автор: указан в статье

№5 МАЙ 2010

дискуссия ,

журнал научных публикаций

Щупленков О.В.

Старший преподаватель, кафедра истории Ставропольский государственный педагогический институт г. Ставрополь, Россия

русская национальная школа в условиях эмиграции «первой волны»

При создании системы учебных заведений за рубежом, эмигранты, принадлежавшие к разным политическим взглядам и разных убеждений, столкнулись с проблемой сохранения традиционной гуманистической русской школы. При этом основным условием должна была стать нейтральность школы по отношению к политике.

Опасения ввести в школу политику, критическую оценку событий в России основывались на убеждении, что детей сначала надо научить любить Родину, а потом уже объяснять сложные страницы ее истории. «Есть возрасты, - говорил И.М. Малинин, - когда на первом плане должны быть расцвет и подъем тех или иных возвышенных чувств. И нельзя преждевременно вызывать критические мысли без непоправимого в дальнейшем угасания чувства» [1]. Не менее убедительно излагал свою позицию директор Русского реального училища в Далмации А.А. Зем-ляницын: «Школа должна быть аполитична... В составе ее педагогов могут быть люди каких угодно политических убеждений, но в школе они должны быть лишь живыми людьми, ставящими любовь к детям и Родине выше политических партий. Они могут передавать детям свою стойкость, вселить в детях уважение к себе, как к ярко выраженным личностям, но и только - навязывать же детям свое политическое кредо они не имеют права. Будем мы и тут откровенны: если мы сами

не сумели сохранить свое государство, то не будем ничего политического навязывать и нашим детям, а предоставим им самим решать судьбу России тогда, когда они вырастут» [2].

Второе совещание педагогов и деятелей просвещения, состоявшееся в июле 1925 г., было созвано для подведения итогов обсуждения проектов и для принятия примерных учебных программ. Однако, выявившиеся расхождения во взглядах членов комиссий позволили принять программы только по географии и Закону Божьему, а также объяснительную записку к курсу истории. Съезд предложил Педагогическому бюро продолжить работу по согласованию программ.

В основном докладе председатель сводной программной комиссии Н.М. Могилян-ский отметил сложность разработки единых программ из-за различий в условиях существования русских школ и политических взглядах педагогов. «Есть в русской литературе такие имена, перед которыми стихают всякие сомнения. Есть в русской истории события и деятели, определившие все то, что навсегда останется Россией. Разногласия устранимы... если вспомним наш долг педагогов и поймем, что ареною наших разногласий и состязаний являются детские души и неокрепшее еще сознание, - призывал к единению педагогических сил председатель. ...Неужели наши разногласия, наши собственные мнения мы любим больше, чем великое свое дело: воспитание и об-

дискуссия

журнал научных публикаций

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

разование молодых поколении - надежды будущей России?». Его поддержали многие участники съезда, в выступлениях которых обозначилась ключевая идея — воспитать в детях любовь к Родине и желание отдать все силы на служение ей [3].

Наиболее детально на съезде обсуждались проблемы придания курсу истории патриотической направленности. Подчеркивая роль истории в борьбе с денационализацией детей и характеризуя задачи ее преподавания в условиях эмиграции, председатель комиссии по истории С.Г. Пушка-рев выделил вопросы, требующие особого внимания:

1. Постепенное образование территории Русского государства и значение колонизации как основного факта в истории русского народа.
2. История русской культуры (духовной и материальной) в общих основных чертах, с указанием главных рубежей как

интенсивного развития культурного движения, так и периодов застоя в культурном процессе.

3. Бытовой уклад жизни русского народа на различных ступенях культурного развития и в разные периоды его. При изучении курса быта желательно показать влияние различных факторов на формирование психологических черт характера русского человека.
4. Необходимо уяснение учащимися места русского человека в среде народов славянских, связей России со славянством и ее исторического для него значения.
5. При изучении более раннего времени истории России необходимо отчетливое выяснение значения Византии для культурного

развития русского народа, а также роли в его истории кочевников, притом не только как начала разрушительного, но и как творческого фактора в истории русской культуры.

6. Распространение русской власти на нерусские народы и племена Европейской и Азиатской России должно изучаться не только с точки зрения расширения государственной территории, но и с точки зрения приобщения их к русской культуре и славянской стихии.
7. Должно быть обращено самое серьезное внимание на образование ветвей русского народа (великорусы, малороссы и белорусы), а также на те части русского народа, которые в тот или другой период русской истории находились вне пределов его государства. История Западной и Южной Руси не должна быть простым придатком к истории Московского государства. Наоборот, необходимо вполне достаточное внима-

№5 МАИ 2010

дискуссия ,

журнал научных публикаций X

ние к ней, причем учащимися должно быть совершенно отчетливо усвоено, что Россия не является простою преемницей Московского государства, а представляет собою государственный союз русского народа, как совокупности всех трех его ветвей.

8. В курс, желательно, по мере возможности, вводить хотя бы некоторые события и небольшие очерки областной истории (Сибири, Кавказа и т. п.).
9. История русской церкви и религиозной жизни должна занимать в курсе подобающее ей видное место. При этом необходимо выяснение учащимися значения православной веры и русской церкви для сложения русской национальной стихии. Необходимо уяснить, что население отдельных княжеств осознало себя единственным народом как народ «православный» и что та же «русская вера» была основною связью между ветвями русского народа.
10. Развитие экономической жизни России (земледелие, промышленность, торговля, состояние народного богатства).
11. История сословий.
12. Развитие русского законодательства с древнейшего до последнего времени.
13. Государственный строй России.
14. Сношения с иностранными государствами (Запада и Востока).
15. Роль России в международной политике [4].

При обсуждении программы русской истории участники совещания предлагали уделить больше места культуре, вопросам искусства, включить в курс историю революционного движения, сыгравшего роковую роль для Российской империи. С большой осторожностью отнеслись члены пленума к изучению современной истории.

Итогом работы совещания стала резолюция, отмечающая важность ознакомления учащихся старших классов с вопросами общественно-политического характера (причины и ход двух революций, политические партии, социальные движения и т.д.) и рекомендовавшая продолжить обсуждение

в зарубежной педагогической печати.

В 1926 г. пленум Педагогического бюро принял программу, в которой гуманитарные дисциплины и предметы «Россики» занимали 45% учебного времени. Наибольшее количество часов отводилось русскому языку и литературе, иностранным языкам, истории. В преподавании русского языка было предложено сделать упор на наблюдение за механизмом речи, жизнью языка, на развитие навыков практического овладения русской литературной речью. Председатель программной комиссии И.П. Нилов обратил внимание членов бюро на связь истории русской литературы и собственно литературой. Правильный путь литературного образования, по его мнению, лежит через историю, так как «красота в литературном творчестве проявляется в словесном одеянии, которое обусловлено эпохой, средой и местом своего создания». Особое значение Нилов придавал «такому комментированию, которое помогло бы понять текст, прочесть с правильным переводом на современный язык великие произведения русской литературы». Выступая против стремлений некоторых своих коллег выдвинуть на первый план личность того или иного автора, И.П. Ни-лов подчеркивал: «Ученик читает, а не изучает, да и нельзя изучать, не прочитав. Автор важен как одна из фигур культурно-исторического фона, меняющаяся вместе с этим фоном» [5].

К концу двадцатых годов наметилась тенденция к реформированию русских гимназий в восточно-европейских странах, что было связано с неизбежной ассимиляцией эмигрантов и их детей в инокультур-ную среду. Еще при создании гимназий в их программы закладывался «местный» компонент - язык и история той страны, на территории которой они находились. Со временем менялся статус русских школ: они переходили в ведение министерств просвещения стран размещения и получали статус государственных. Доля коренного

, дискуссия

журнал научных публикаций

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

населения в них возрастала, а сами русские школы постепенно утрачивали свой специфический, национальный характер. Наблюдалась денационализация, против которой боролись русские патриотические силы. Данный процесс был типичным для всех русских школ [6].

Одним из первых на процесс трансформации сознания эмигрантов обратило внимание правительство Чехословакии. Если первоначально в рамках «Русской акции» оно постаралось создать мигрантам максимально комфортные условия для работы и учебы, то с укреплением позиций СССР и крушением надежд на возвращение в Россию, начало постепенно сокращать выделяемые на «Русскую акцию» средства. Так, к 1930 г. ежегодная финансовая помощь уменьшилась в 6 раз по сравнению с 1923 г. - с 90 млн. до 15 млн. крон, во столько же раз она сократилась к 1937 г. [7]. Гимназия в Моравской Тржебове была объединена с Пражской, учебные программы Объединенной реформированной русской гимназии были пересмотрены с целью унификации с чешскими. Сокращения материальной помощи европейских стран привело к серьезным затруднениям в содержании эмигрантских учебных заведений, что приводило к их закрытию и увеличению детей, находившихся вне влияния русской школы. Усилилась тенденция к направлению родителями детей в иностранные школы, что было особенно характерно для стран англо-, германо- и франкоязычных стран. В этих условиях островками русского воспитания оставались только семьи эмигрантов, которые по вполне понятным причинам не могли заменить национальной школы.

Подводя итог, можно констатировать, что русская национальная школа в условиях эмиграции активно использовала дореволюционный опыт учебно-воспитательного процесса. В качестве важнейших средств национального и духовного воспитания

рассматривались предметы, составляющие программу «Россика»: Закон Божий, русский язык и литература, история, география, пение.

Кроме гимназий, в эмиграции получили развитие другие типы общеобразовательных учебных заведений: школы-интернаты, создаваемые как самостоятельные учреждения, так и при гимназиях европейских стран.

Модель русской национальной школы в Русском Зарубежье является продуктом синтеза дореволюционной школы и русской национальной школы в эмиграции. Социально-педагогические условия способствовали расширению воспитательных и учебных средств патриотического воспитания в эмиграции.

В практическом плане наблюдалось стремление руководителей русских заграничных учебных заведений воссоздать в них существовавшую в дореволюционной школе обстановку. Обучение строилось на основе старых программ. Но со временем под влиянием правительств государств-проживания в учебные программы закладывался «местный» компонент — язык и история той страны, на территории которой они находились. Со временем менялся статус русских школ: они переходили в ведение министерств просвещения стран размещения и получали статус государственных. ^

1. ГАРФ, ф. 5785, оп.1, д.11, л.145.
2. ГАРФ, ф. 5785, оп.2, д.9, л.4.
3. Русская школа за рубежом. - Прага,1923. - № 5-6, 7.
4. ГАРФ, ф. 5826, оп. 1, д. 7, л. 7 — 31.
5. ГАРФ, ф. 6899, оп.1, д. 47, л. 96 — 110.
6. Сладек 3. Русская эмиграция в Чехословакии: развитие «русской акции» // Славяноведение. - М., 1993. - № 4. - С. 35.
7. Вербин Е. Сберечь... остаток культурных сил России // Эхо планеты. - М.,2001. - № 10. - С. 30.
8. Русская школа за рубежом. - Прага,1923. - № 5-6, 7.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты