Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216).
История. Вып. 43. С. 17-22.
И. В. Антонов
СТРАНА БАШКИР И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ВЕЛИКОЙ ВЕНГРИЕЙ
В статье анализируются сведения средневековых письменных источников о стране башкир и ее соседях. Показано, что географические координаты страны башкир совпадают с географическими координатами Великой Венгрии, так как эти страны находились в окружении одних и тех же народов.
Данная статья представляет собой попытку определить географические координаты страны башкир в эпоху средневековья на основании сведений письменных источников о башкирах и соседних с ними народах. В связи с имеющим место в источниках фактом отождествления территории Башкирии с Великой Венгрией представляется целесообразным одновременно рассмотреть вопрос об ареале обитания венгров и башкир. Вопрос о длительности пребывания венгров на Южном Урале в историографии обычно связывается с определением времени их появления к западу от Волги. М. И. Артамонов констатирует, что «никаких сведений о мадьярах-венграх в Причерноморье ранее IX в. нет»1. Из этих же данных исходил Р. Г. Кузеев, который отвергал гипотезу о проживании венгров в У-УШ вв. на Северном Кавказе2. Гипотеза «кубанской прародины» венгров подверглась критике и в зарубежной историографии3. Напротив, Н. А. Мажитов и А. Н. Султанова считают, что мадьярские племена появились в степях Восточной Европы не позднее начала VI в.4 В то же время авторы отмечают: «Следы пребывания венгерских племен в степях Восточной Европы У1-1Х вв. и более ранних веков остаются пока не выявленными, и ограничивать их поиски только территорией Южного Урала нет никаких оснований»5. К сказанному следует добавить, что отрицать факт проживания венгров на Южном Урале до IX в. тоже нет никаких оснований.
Выражение «страна башкир» впервые было употреблено посетившим ее в середине IX в. арабским путешественником Салламом ат-Тарджуманом6. В 922 г. страну башкир посетил Ибн Фадлан7. Он попал «в страну народа турок, называемого аль-Башгирд»8. Это скорее название страны, нежели народа. Крупнейший арабский географ XII в.
ал-Идриси использует выражения «страна басджиртов»9, «земля басджиртов»10, «область басджиртов»11. К шестой секции шестого климата он относит «часть страны Басджирт»12, а к седьмой секции того же климата - «территории стран внутренних и внешних басджиртов»13. Вместе эти две страны образуют страну басджиртов, занимающую большую, но редконаселенную территорию. Расстояние между центрами этих двух стран определяется в одиннадцать дней или переходов14. Продолжение описания страны Басджирт содержит седьмая секция седьмого климата15. Такая разбросанность в описании этой страны сама по себе свидетельствует о большой протяженности Башкирии. Наименование «страна басджиртов» было воспринято Ибн Саидом и Абу-л-Фидой16.
Юлиан (XIII в.) сообщает о «стране венгров», найденной им на востоке17. Эту страну он называет Великой Венгрией18. В «Тайной истории монголов» термин ‘Бачжигит’ используется одновременно в значении ‘страна’ и ‘народ’19. Плано Карпини знает землю или страну под названием «Баскарт, то есть великая Венгрия»20. Бенедикт Полоний, спутник Плано Карпини, пишет о стране Баскурд, также отождествляя ее с Великой Венгрией21. Рубрук в числе стран северной стороны называет Паскатир (Башкирию), то есть Великую Венгрию22. Он же говорит «о земле Паскатир»23. Рашид ад-Дин (начало XIV в.) пишет о стране башкир24 или об области башкир25. Иоганка венгр шесть лет прожил в Баскардии26. Ал-Омари (первая половина XIV в.) знает область Башкирд27. Он же пишет о «земле Башкырдов»28. Шереф ад-Дин Али Йезди (первая половина XV в.) упоминает землю башкирдов в числе областей и мест «того края», т. е. Дешт-и Хазара или Дешт-и Кыпчака29. Страна башкир упомина-
ется в «Родословии тюрков» (не ранее середины XV в.)30. В русской летописи Башкирская земля впервые упоминается под 1469 г.31 Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях» (1517 г.) упоминает область (или страну) под названием Башкирия32. Лубсан Данзан (XVII в.) в «Алтан тобчи» («Золотом сказании») упоминает страну народа баш-мир (башкир)33. Абу-л-Гази в «Родословном древе тюрков» упоминает государство баш-курдов34. Таким образом, такие понятия, как ‘страна башкир’, ‘область башкир’, ‘земля башкир’, ‘государство башкир’, ‘Башкирия’ в представлении средневековых авторов были столь же реальными, как и народ башкиры35.
Б. Н. Заходер выделяет два некритически смешавшихся слоя сведений в характеристике мадьяр арабо-персидскими авторами IX-X вв. К старому слою сведений относится определение границ мадьяр «между страною печенегов и страною а.с.(ш)к.л из булгар», а к новому
- их локализация у Черного моря и Дуная, в соседстве со славянами и русами, болгарами и моравами36. Ибн Русте сообщает: «Между землею Печенегов и землею болгарских Эсегель лежит первый из краев мадьярских»37. Из Ибн Русте и Гардизи известно, что волжские булгары состоят из трех классов: Барсул, Аскал и Булкар, «и они все живут в одном месте»38. Если «болгарские эсегели» «были племенами или жившими в пределах Волжской Болгарии, или непосредственно с ней граничившими», а территория «Заволжской Печенегии», простиравшаяся до Южноуральских гор и Мугоджар на востоке, включала «и южные, степные районы современного Башкортостана», то «первый из краев Мадьярских» - это «современный Башкортостан в его приуральской лесостепной части»39. Распространенные там могильники караякуповского типа (VIII-IX вв.) обнаруживают высокое сходство с могильниками венгров периода завоевания Родины на Дунае, что позволяет сделать вывод об этнокультурном родстве их носителей40.
Однако на рубеже IX-X вв. ситуация была уже иной. Она и получила отражение в позднем слое сведений о мадьярах. А на их прежнем месте уже жил другой народ. Джейхани (900 г.) помещает внутренних башкир в 10 днях от гор и в 25 днях от булгар41. Известно. что труд Джейхани послужил одним из источников Идриси, у которого слово «горы» заменено именем печенегов42. Горы печенегов, по мнению Б. А. Рыбакова, следует ви-
деть в Жигулевских горах по правому берегу Волги у Самарской Луки43. Но где же в таком случае жили башкиры: на правом или на левом берегу Волги? Вопрос проясняют сведения Ибн Фадлана, который помещает башкир в Заволжье, между печенегами, жившими у оз. Челкар, к северу от гузов, и булгарами44. Ал-Балхи (850-934) пишет, что «от внутренних Башджардов до Болгара 25 дней»45. Одно из их племен «живет на самой границе Гуззия
- то есть, Гузов-Куман - близ Болгар»46. Упоминание куман, очевидно, является позднейшей вставкой, но оно показательно в том плане, что южная граница башкир не изменилась, а их соседями вместо гузов стали кып-чаки, которые на южных отрогах Уральских гор проводили лето47.
Таким образом, соседями башкир последовательно были печенеги, гузы и кыпчаки, место обитания которых связывается с горами. В этих горах гораздо логичнее видеть Уральские, а не Жигулевские горы, так как
об обитании башкир в Предволжье сведений нет. Печенеги и пришедшие им на смену другие кочевые народы, расселявшиеся близко к Уралу, использовали предгорья Урала в качестве летних пастбищ48. Арабский автор XIII в. ал-Казвини отмечает, что седьмой климат «проходит по горам Башкырт, к пределам ал-Баджанак»49. Горы башкир здесь, таким образом, упоминаются поблизости от страны печенегов. Ибн Саид ал-Магриби (XIII в.) упоминает «гору Аскасийа, простирающуюся с севера на юг». «В окрестностях этой горы находится страна ал-Куманиййа». Главный город этой страны находится на горе Тагура50. Абу-л-Фида (XIII-XIУ вв.) повторяет эти сведения с той лишь разницей, что у него названа «страна ал-Каманиййа»51. Б. Е. Кумеков гору Аскасийа отождествляет с Уральскими горами, а гору Тагура с Мугоджарами, находящимися на незначительном отдалении к юго-востоку от Урала. По этим сведениям, датируемым IX-X вв., «куманы расселялись в пространстве между северными приаральски-ми степями и предгорьями Южного Урала. К югу от них находились огузы, на западе
- печенеги, на северо-западе - булгары, на северо-востоке - кыпчаки»52. К сказанному можно добавить, что к северу от куманов находились башкиры, область расселения которых совпадала с Уральскими горами.
Живший в одно время с ал-Балхи ал-Истахри тоже помещает башкир между
гузами и булгарами53. Он же отмечает, что «от Бажгирд до внутренних булгар 25 остановок»54. Ситуацию более раннего времени отражает автор второй половины Х в. Ибн Хаукал: «От печенегов внутренних к области башкирдов - десять дней, а от башкир-дов к булгарам - двадцать пять переходов»55. На карте мира из труда Ибн Хаукала к юго-востоку от башджиртов указаны печенеги, а к северо-западу - булгары56. Этот автор также отмечает, что гузы, живущие между Хазарским (Каспийским) морем и Хорезмским (Аральским) озером, соседят на севере с народом башкард57. Противоречивая информация содержится и в сочинении ал-Идриси, который в шестой секции шестого климата пишет: «От баджанаков [печенегов. - И. А.] до внутренних басджиртов десять дней, а от последних до Булгара [название города. - И. А.] двадцать пять дней»58. Якут (XIII в.) расстояние «от Булгара до Башджирд» исчисляет в «двадцать пять переездов»59. В предании «Булгары и башкиры» дорога от башкир до булгар определяется в «пятнадцать-двадцать дней»60. Но в седьмой секции шестого климата ал-Идриси отмечает, что басджирты «живут у края страны гузов, недалеко от булгар». При этом «они имеют убежище в неприступных горах»61. В предании «Бурзяне во времена ханов» при описании событий монгольского нашествия сказано: «Местные жители скрывались от ханских воинов в горных ущельях»62. В предании «Жизнь Салавата» отмечается, что, потерпев поражение, Салават «долго скрывался в горах и ущельях»63. Очевидно, в горах Южного Урала башкиры скрывались в случае нападения врагов, но нет оснований полагать, что они там постоянно жили. Таким образом, на границах страны башкир находились гузы, булгары и горы. Где же находился «край страны гузов»? В пятом климате Идриси пишет о реке Мора, находящейся севернее Аральского моря и разделяющей страны башкир и гузов64. Речь, несомненно, идет
о реке Яик, ныне называемой Урал. Из Ибн Фадлана также следует, что между гузами и башкирами находилась река Урал65. Итак, местом обитания внутренних башкир было лесостепное Приуралье.
Венгерский миссионер Юлиан в 30-х гг. XIII в. нашел венгерскую прародину, где жили его соплеменники, говорившие на чистом венгерском языке, в двух дневках пути от одного большого булгарского города, по
всей видимости, столицы страны66. Одна дневка соответствует двум с половиной дням пути67. Значит, Юлиан находился в пути 7-8 дней. О восточных венграх он пишет, что татары живут по соседству с ними. Татарское войско находилось «тогда там же по соседству, в пяти дневках оттуда»68. Это составляет примерно 15 дней пути. Отсюда следует, что координаты расселения восточных венгров и башкир не вполне совпадают. Башкиры живут в 25 днях (или даже переходах) от булгар, тогда как венгры к ним значительно ближе. В то же время башкиры живут в 10 днях от обитателей степной полосы, а венгры несколько дальше. Если перевести эти расстояния в километры (3 дня пути = 100 км), то получится, что башкиры находились почти на 600 км дальше от булгар, чем венгры, а венгры находились на 160-170 км дальше от обитателей степной полосы, чем башкиры. В таком случае юлиановских «венгров» можно считать носителями чияликской культуры, памятники которой расположены в Камско-Бельско-Икском междуречье69, т. е. довольно близко от ареала расселения булгар, а башкиры находились где-то южнее или восточнее. При этом те и другие находились в одинаковых географических рамках: между булгарами и татарами, т. е. золотоордынским населением степной полосы, где раньше последовательно жили печенеги, огузы и кыпчаки. Конечно, носители чияликской культуры не сознавали себя «венграми», как их умышленно называли сами венгры, и не называли свою страну «Великой Венгрией»70, но, поскольку их угорскую этническую принадлежность можно считать установленной71, вполне вероятно, что язык, на котором они говорили, мог быть понятен Юлиану.
Плано Карпини упоминает о баскар-тах (башкирах), то есть Великой Венгрии72. Никакого отождествления башкир с венграми здесь нет, так как последние не упоминаются. Баскарт - понятие этническое, а Великая Венгрия - географическое. Таким образом, башкиры живут в стране, имеющей название Великая Венгрия.
Особенно интересна следующая цитата из Плано Карпини: «С севера же к Комании, непосредственно за Руссией, Мордвинами и Билерами, то есть великой Булгарией, прилегают Баскарты, то есть великая Венгрия; за Баскартами Паросситы»73, жившие от них «дальше к северу»74. И здесь Великая Венгрия
Географические координаты страны башкир - «Великой Венгрии»
Автор Расположение страны башкир - «Великой Венгрии»
Ибн Русте Между печенегами и булгарскими эсегелями
Джейхани Между горами и булгарами
Ибн Фадлан Между печенегами и булгарами
Ал-Балхи Между гузами (куманами) и булгарами
Ал-Истахри Между гузами и булгарами
Ибн Хаукал Между печенегами и булгарами
Ал-Идриси (шестая секция шестого климата) Между печенегами и Булгаром
Ал-Идриси (седьмая секция шестого климата) Между гузами, булгарами и горами
Юлиан Между булгарами и татарами
Плано Карпини Между Команией, Булгарией и паросситами
Рубрук Между Булгарией, татарами и Западной Сибирью
Ибн Халдун Между Булгаром и Джулыманом
помещена между булгарами и обитателями степного Заволжья, хотя появляется третий ориентир - паросситы, соотносимые с этнонимом ‘пор’75. Угорское население фратрии пор преобладало в Удмуртском Прикамье, где находятся святилище Чумайтло и другие памятники76.
Рубрук называет Моксель, великую Булгарию и Паскатир, т. е. великую Венгрию, в числе стран северной стороны, которые повинуются татарам77. Страна Паскатир «соприкасается с запада с Великой Булгарией»78. В то же время некие бедные народы, живущие в северной стороне, соприкасаются на западе «с землею Паскатир, а это - Великая Венгрия»79. Таким образом, появляется еще и четвертый ориентир, в котором можно видеть угорское население Западной Сибири. Этот ориентир находит подтверждение у ал-Омари, который, со ссылкой на Хасана Эрруми, пишет, что страны Сибирские и Чулыманские прилегают к Башкырдам80. Ибн Халдун (XIV-XV вв.) область Башгирд помещает между Булгаром и Джулыманом81.
На карте Мартина Вальдзеемюллера 1516 г. под заголовком Hungaria Magna сделано пояснение: «.. .те, кто живут здесь, зовутся Башкиры и входят в империю Татар, они не испытывают недостатка пищи». Еще ниже, под пояснением, сделана надпись «Bastarci», т. е. башкиры82. Таким образом, Великой Венгрией называлась венгерская прародина, которую венгры покинули в IX в. Это название закрепилось за страной башкир, которые к венграм никакого отношения не имели. Вместе с тем в лесостепном Приуралье дол-
гое время сохранялся угорский компонент населения. Угры, которых Юлиан принял за оставшихся на прежней родине венгров, жили рядом с башкирами, но отдельно от них. Впоследствии они были исламизирова-ны и тюркизированы и влились в состав татарского и башкирского этносов.
Примечания
не русских земель // Древнейшие государства на территории СССР : материалы и исслед. 1982 г. М., 1984. С. 217.
Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья. Уфа, 2008. С. 70-91.
философии и права. Баку, 1988. № 3. С. 123124.
во второй половине I - начале II тыс. н. э. // Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья / Г. Н. Гарустович,
B. А. Иванов. Ижевск, 1992. С. 25-27.
C. 86, 94.