Спросить
Войти

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НОУ (НА ПРИМЕРЕ НОУ МБУ ДО "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ "ПЕРСПЕКТИВА")

Автор: указан в статье

УДК 008:316.722

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ -ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НОУ (НА ПРИМЕРЕ НОУ МБУ ДО «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРСПЕКТИВА»)

Порошина Е. А., МБУ ДО Центр образования «Перспектива» педагог дополнительного образования, высшая категория

Около 30 лет работаю в системе образования, преподаю историю и

обществознание. В разные исторические периоды нашего государства учительством всегда решалась задача воспитания гражданственности и патриотизма школьников. Сегодня эта цель не только не потеряла актуальность, но и стала особо значимой в условиях усиления внимания к вопросу формирования национальной самоидентичичности личности на фоне обострения политических, межэтнических и социальных проблем. Основой самоидентичности должны стать духовно-нравственные ценности, в первую очередь знание истории, объективная оценка событий и гордость за прошлое своей страны.

Для этого необходимо находить виды деятельности, которые бы мотивировали обучающихся на самостоятельную работу с историческим материалом, на открытие новых знаний, научный поиск, что, в конечном счете, способствуют осознанию собственной успешности, формирует компетентную и духовно-нравственную личность.

В этих целях в течение нескольких лет руковожу учебно-исследовательской работой обучающихся по программе «Юные исследователи» в предметной области «Историческое краеведение» и

«Обществознание» в составе Научного общества учащихся Центра образования «Перспектива» города Зеленогорска Красноярского края.

На мой взгляд, в исследовательской деятельности для обучающихся особенно привлекательна область исторического краеведения: исторический и современный социально-экономический аспект региона. Сегодня школьнику в провинции сложно сделать открытие в исторической или других общественных науках. Но местный и региональный материал - это огромный пласт неизученных событий и фактов, ждущих своего первооткрывателя, требующих достойной и верной исторической оценки.

Исследовательская деятельность - это процесс активного познания. Он начинается с восприятия реальных фактов. В историческом прошлом и настоящем региона отражены и преломлены значимые общественные процессы и события. Именно здесь сосредоточено обилие

объективных фактов, которые требуют интерпретации - изучения, толкования, объяснения, чтобы стать научными фактами. Факты истории регионального уровня должны быть соотнесены и подведены под научное понятие. Поэтому для учебно-исследовательской деятельности школьников в направлении исторического краеведения предоставляется огромное поле деятельности, причем ее значимость для ученика очевидна - реально открываются новые страницы истории края, проясняются «белые пятна».

Исследовательскую деятельность в области исторического краеведения можно считать процессом познания действительности -социальным познанием. Оно имеет свои особенности: используется принцип конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Социальное явление рассматривается в развитии, изучается в многообразных связях, выявляются общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретно-исторических условиях.

Для организации учебных исследований НОУ в предметной области «Историческое краеведение» и «Обществознание» в нашем учреждении создана система работы. Она идет по направлениям:

1. Изучение вопросов, связанных с возникновением и историческим прошлым города Зеленогорска.
2. Анализ современных тенденций социально-экономического развития города.
3. Работа с историко-культурными ресурсами города и края.

С 2010 года началось изучение неизвестных страниц истории города, который основан в 1956 году как часть «Атомного проекта СССР». В экспозициях городского музея рассказывается о роли первостроителей -гражданского населения. О том, что город построен трудом заключенных, ходили лишь слухи. В сети Интернет нам попалась краткая информация об Орловлаге. Городской музей и архив материалами о лагере не располагали. Оказалось, действительно, в 1957-1960 гг. существовал Орловлаг и его заключенные участвовали в строительстве города. Так возникла тема - «Заключенные - первостроители Зеленогорска?», ее автор Петров Игорь, ученик 9 класса. Информация практически отсутствовала. Проводили поиск и анализ документальных источников и литературы по теме, беседы, опрос, интервьюирование современников, нашли людей, связанных с деятельностью Орловлага. Выяснили цель создания лагеря, период его работы, изучили условия содержания и производственной деятельности спецконтингента. Выявили, какие городские объекты были построены заключенными. В итоге была восстановлена историческая справедливость, доказано, что заключенные Орловского лагеря являются

настоящими первостроителями и внесли наибольший вклад в строительство города.

В следующем году изучение темы первостроителей было продолжено. Работа одиннадцатиклассницы Иноземцевой Татьяны «Роль военных в строительстве города Зеленогорска» рассматривала еще одну малоизученную и замалчиваемую страницу истории города. Выбор темы обоснован отсутствием достаточной официальной информации о вкладе солдат в строительство города Зеленогорска. При изучении объекта исследования автор определил историческую обоснованность использования труда армии, направления деятельности, результат. В итоге пришли к выводу, что военные строители внесли больший вклад в возведение городских и промышленных объектов по сравнению с другими первостроителями, что так же способствовало восстановлению исторической справедливости.

Оказалось, в далекой холодной Сибири город построен трудом заключенных, позже военных строителей, а доля гражданского вольнонаемного населения было незначительна -лишь около одной тысячи человек. Данная работа получила Золотую медаль Победителя на всероссийской научно-практической

конференции «ЮНК-Сибирь» в Новосибирске.

В региональной истории существует еще много неизученных и загадочных страниц. Иногда поводом для новой работы могут стать даже слухи. Именно так началась работа, посвященная связям исторических судеб близлежащего города Заозерный и далекой страны Япония. В устных свидетельствах издавна упоминалось, что японцы работали на объектах города. Официально этому не было подтверждения. Ученица 9 класса Печерина Екатерина увлеклась данным вопросом, стала искать информацию. Ей попались мемуары местного издания небольшим тиражом -воспоминания японского солдата Есиды Юкио «Три года в сибирском плену». Оказалось, пленные японские солдаты три года находились в лагере близ г. Заозерного! Результатом исследования стала работа «Положение японских военнопленных в сибирских лагерях на примере лагеря в городе Заозерном». Рассматривалась проблема: насколько положение японских пленных лагеря г. Заозерного соответствовало международным нормам содержания

военнопленных. Для достижения цели собирались и изучались теоретические материалы о возникновении и деятельности лагеря № 6 японских военнопленных, обращались в архивы Красноярского края, направляли запрос в архив МВД г. Москвы. Интервьюировали людей, причастных к истории лагеря: работников музея и представителей власти, встречавшихся с бывшими военнопленными, приезжавшими на место захоронения погибших пленных в г. Заозерном. Изучили международные нормы

содержания военнопленных, проанализировали особенности лагерного режима и использования труда японских военнопленных. Рассмотрели степень соблюдения личных прав пленных и их взаимоотношения с гражданским населением.

В результате исследования сделаны выводы - положение военнопленных японцев в лагере № 6 в основном соответствовало международным нормам. СССР материально обеспечил военнопленных, заботился об их содержании в соответствии со статьями 2 - 34 Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными».

В следующем учебном году ученица продолжила изучать тему японских военнопленных, но работа приобрела источниковедческий характер, называлась «Послевоенная Сибирь глазами японского военнопленного». Источником явились рукописные мемуары бывшего японского пленного Ёсиды Юкио «Три года в сибирском плену».

Печерина Е. исследовала тему восприятия послевоенной Сибири глазами японского военнопленного. Целью являлось определение информационных возможностей мемуаров японского военнопленного для характеристики послевоенной Сибири 1945-1948 гг. В ходе работы изучался взгляд японского военнопленного на природные условия Сибири; рассматривалось отношение к советским реалиям; выяснялось отношение к местному населению. В результате анализа мемуаров пленного и сравнения его восприятия с реальным положением дел сделаны выводы: автор объективно оценивает географическое положение и климатические условия Сибири как суровые; верно характеризует советские реалии послевоенного периода на примере Сибири; местное население воспринимает позитивно. Но в то же время автор не всегда объективен в отношении оценки природных условий Сибири, имеет ошибочное представление о земельной собственности в СССР как о частной. Установлено, что воспоминания японского военнопленного в целом могут служить важным информационным источником по послевоенному положению Сибири, факты и события автор описывает достоверно, информация в источнике прямая и соответствует особенностям временного периода. Таким образом, информационные возможности данных мемуаров как источника высоки. Источник является достоверным, соответствует положению дел.

Данные работы стали призером краевого форума «Молодежь и наука», всероссийской конференции «ЮНК-Сибирь», конкурса «Национальное достояние России» в Москве и др.

Вместе с работой по первому направлению работы НОУ параллельно идут исследования ребят в предметной области «Обществознание». Исследуются и

анализируются актуальные проблемы

современного общества, устанавливаются причинно-следственные связи, но все они рассматриваются на примере региона.

В работе Антона Бондарчука, 7 класс, «Зеленогорск - город без будущего?» рассматривались современные демографические процессы в городе, выявлялись общие закономерности и тенденции, специфические особенности. В процессе изучения предмета исследования собран документальный и статистический материал об изменении численности, миграции и возрастной структуры населения, определены причины изучаемых явлений, сделаны обобщения и выводы. Рассмотрена взаимосвязь изменения социальной структуры и экономики города.

В следующем учебном году Антон продолжил анализировать социально -экономические тенденции развития малых городов в работе «Оценка перспектив развития города Зеленогорска», где он рассматривает особенности развития одного из городов системы ЗАТО. Имея монопрофильную структуру экономики и закрытый режим городу нелегко влиться в рыночную экономику. Целью работы являлось проведение научного анализа социально-экономического состояния города и оценка перспектив дальнейшего развития. Источниками работы послужили «Комплексная программа социально-экономического развития ЗАТО Зеленогорск на период до 2020 г.»; «Инвестиционный паспорт ЗАТО Зеленогорск»; материалы краеведческих периодических изданий. Автор выявил тенденции в социально -экономической области, проанализировал два сценария дальнейшего развития города на основе сопоставления различных источников, сделал выводы и прогнозы: в экономике пока сохраняется стабильное положение, но наблюдается тенденция к снижению темпов экономического развития; в демографической ситуации негативные тенденции

стабилизировались, идет процесс сокращения численности населения Зеленогорска, уменьшается численность экономически активного населения города, увеличился средний возраст горожан и вырос удельный вес пенсионеров; на данный момент у ЗАТО Зеленогорск нет перспектив роста, несмотря на богатый ресурсный потенциал. Стоит задача сохранения прежнего уровня развития. Данная работа являлась призером всероссийских конференций «ЮНК-Сибирь», «ЮНК-Байкал», «ЮНК-ЗАТО» и др.

Далее Бондарчук А. рассмотрел на местном материале актуальный социальный процесс - усовершенствование одного из современных политических институтов в работе «Уровень доверия населения как показатель эффективности реформирования системы МВД на примере ОВД ЗАТО г. Зеленогорск». Интерес к теме вызван устойчивым общественным стереотипом о низком уровне доверия населения

к этому институту, о его низкой эффективности. Изучался вопрос - решают ли проводимые реформы обозначенные проблемы? Насколько эффективны происходящие перемены? Прослежена эффективность перемен на местном материале - на примере деятельности отдела МВД России ЗАТО Зеленогорск.

Оценка эффективности реформирования системы МВД шла через изучение уровня доверия населения к правоохранительным органам на примере ОВД г. Зеленогорска. В ходе исследования проанализирована динамика показателей, определяющих уровень доверия граждан. Проводился мониторинг уровня доверия. В результате сделан вывод: на примере деятельности ОВД ЗАТО Зеленогорск реформа системы МВД имеет положительный эффект, который определен высоким уровнем доверия населения, основанный на определенных показателях. Несмотря на часто негативное отношение к реформированию системы МВД в СМИ и сети Интернет, полученные результаты позволяют утверждать, что потенциал доверия полиции высок, в Зеленогорске он составляет 75%.

Анализируя современные тенденции общественного развития можно увидеть их влияние непосредственно в своем регионе. Сегодня актуальна проблема - научно-технический прогресс, создающий достижения цивилизации, всегда ли является инструментом роста благосостояния человеческого общества?

Загвозкина Екатерины обратила внимание на негативное влияние достижений прогресса на нашу жизнь в связи с событиями, угрожающими экологии в краевом центре и Зеленогорске в работе «Достижения современной цивилизации: за и против (на примере мнения жителей г. Зеленогорска)». Целью работы было определение и установление круга достижений современной цивилизации, имеющих

отрицательное влияние на развитие человечества на основе анализа мнения россиян и жителей Зеленогорска.

В результате Загвозкина Е. выявила круг достижений современной цивилизации, имеющих отрицательное влияние на развитие человечества; сравнила мнение россиян и зеленогорцев по изучаемому вопросу и нашла отличия, установила, что большая часть горожан не осознает ожидаемый вред техногенного производства на своей территории, горожане не готовы к активным действиям в защиту своей среды обитания.

Данная работа способствовала формированию правильного общественного мнения относительно угрозы экологии города, на городских сайтах организовано обсуждение темы.

В 2015 году Тихоновой Екатериной исследована одна из актуальных сегодня социальных проблем, от которой зависит стабильность общества - ксенофобия. В работе «Уровень ксенофобии как маркер социальной

компетентности» ставилась цель - выявление взаимосвязи уровня ксенофобии с социальной компетентностью в сознании общества на примере ЗАТО Зеленогорск. Тихонова Е. измеряла уровень ксенофобии разных групп граждан и пришла к выводам, что общий уровень ксенофобии достаточно высок - около 70%, следовательно, это явление является социально значимой проблемой. Люди, более социально компетентные, что значит более образованные, имеющие более высокий социально-профессинальный статус, следовательно, более информированные, социально активные имеют уровень ксенофобии ниже в 2- 2,5 раза. Установлено, что один из путей снижения данного опасного явления - повышение социальной компетентности граждан, а, значит, и всего общества в целом.

В последнее время традиционный подход в краеведческой работе НОУ стали сочетать с инновационным.

В 2015 году наше НОУ включилось в процесс интеграции ресурсов образовательной сети, стало осваивать новые механизмы работы с обучающимися в области проектно-исследовательской деятельности, в том числе использование современных технологий для выполнения межтерриториальных проектов.

В течение учебного года Научное общество учащихся участвовало в реализации новой сетевой дополнительной

общеобразовательной программы «Мои исследования для моего края» совместно с Краевым Дворцом пионеров и школьников. Целью программы было формирование и развитие проектно-исследовательской

компетентности обучающихся. В итоге проектно-исследовательской деятельности бул разработан межтерриториальный проект по

образовательному модулю «Историко-культурные ресурсы края».

В рамках данного межтерриториального проекта в связи с юбилейной датой основания города Зеленогорска реализовался

образовательный модуль «С чего начинается Родина», который состоял из цикла передач об историко-культурной ресурсности родного города. Совместно с объединением «Основы тележурналистики» члены НОУ изучали, систематизировали, классифицировали и

презентовали памятники города в цикле телевизионных сюжетов.

Таким образом, представленное краеведческое направление НОУ ведется в трех предметных областях: история, обществознание и культурология, и включает разнообразные формы деятельности - индивидуальные учебно-исследовательские работы, групповые

межтерриториальные проекты.

Деятельность НОУ в направлении историческое краеведение способствует осмыслению прошлого своей малой родины, а также обращает внимание на решение

значимых экономических, социальных и экологических проблем своего региона.

Данная деятельность ориентирована на творческое развитие обучающихся, расширение их кругозора, вызывает повышенный интерес к изучению актуальных вопросов истории края, его ресурсов и потенциала, а в итоге формирует аналитическую, проектировочную,

коммуникативную и креативную компетенции. Именно поэтому можно утверждать, что историческое краеведение - перспективное направление работы НОУ.

Порошина Елена Александровна

Учитель истории и педагог дополнительного образования, высшая категория. Центр образования «Перспектива», г. Зеленогорск.

Является призером финала

Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» г. Москва, Учителем года и победителем муниципального конкурсного отбора по работе с одаренными детьми.

Представленная работа - участник Международной научно-практической конференции «Российская наука - движущая сила человечества: история и современность»

Секция «Школьная наука и наука в учреждениях дополнительного образования: потенциал и вклад»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов