Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216). История. Вып. 43. С. 102-106.
Т. А. Сергеева
УКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ШКОЛ В 1960-1970-е ГОДЫ: ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШЕФСКИХ СВЯЗЕЙ
В центре внимания статьи находятся вопросы укрепления учебно-материальной базы школ в период осуществления всеобщего обязательного среднего образования. Подчеркивается, что укрепление учебно-материальной базы учебных заведений являлось одним из решающих условий расширения среднего образования. На материалах Южно-Уральского региона исследуется опыт взаимодействия школ и их шефов. Делается вывод об эффективности шефских связей.
Ключевой задачей реформирования образования в нашей стране в 60-70-е гг. XX в. являлось осуществление всеобщего обязательного среднего образования, вопрос о котором предметно был поставлен на XXIII съезде КПСС в 1966 г. Директивы XXIII съезда партии, подчеркивая возрастающее значение дальнейшего развития народного образования и культуры в условиях коммунистического строительства, предусматривали завершение (в основном) к 1970 г. всеобщего среднего образования для молодежи1. Всеобщее обязательное среднее образование обеспечивалось системой государственных мероприятий и предполагало охват обучением всей молодежи в учебных заведениях различного типа, дающих среднее образование. Однако это была не только и не столько количественная задача. Одним из решающих условий расширения среднего образования являлось укрепление учебно-материальной базы учебных заведений. Значительное увеличение контингента учащихся в связи с переходом к всеобщему обязательному среднему образованию уже на начальном этапе весьма остро обозначило проблему нехватки учебных помещений, необходимости капитального ремонта имеющихся зданий и строительства новых школ. Наряду с государственной поддержкой и финансированием значительную роль в процессе укрепления учебно-материальной базы учебных заведений сыграли шефы -колхозы, совхозы, промышленные предприятия. Поскольку основным каналом получения среднего образования являлись общеобразовательные школы, в данной статье речь
пойдет о шефских связях именно этого типа учебных заведений. Насколько эффективными оказались шефские связи в решении задач всеобщего обязательного среднего образования, попробуем определить на конкретных примерах взаимодействия южноуральских школ с шефами региона по таким приоритетным направлениям, как расширение инициативного строительства школ и оборудование учебных кабинетов.
Нормативно-правовую основу закрепления шефских связей обеспечивали постановления ЦК КПСС и СМ СССР: «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем совершенствовании общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973). Основное внимание в них в части шефства предприятий, совхозов и колхозов над общеобразовательной школой акцентировалось именно на развитии инициативного строительства зданий школ. На местах данные постановления были приняты к неуклонному руководству и исполнению.
Уже в годы 8-ой пятилетки (1966-1970) инициативное строительство школ в ЮжноУральском регионе получило широкий размах. Руководители хозяйств, колхозов, совхозов, промышленных предприятий Южного Урала по призыву обкомов и горкомов партии с большой активностью и заинтересованностью отнеслись к улучшению учебно-материальной базы школ. В Челябинской области за счет всех источников финансирования с 1966 по 1970 г. было введено в эксплуатацию 258 школьных зданий на 92507 мест, при этом инициативно - 158 школ (61 %) на 26938 мест (29 %). Большая работа была проведена в Октябрьском районе, где каждый из 10 действовавших колхозов района изыскал возможность в 8-ой пятилетке построить на своих центральных усадьбах и даже в ряде отделений новые типовые школы в среднем на 320 мест и 536 мест. Так, колхоз «Урал» ввел в эксплуатацию Никольскую среднюю школу на 320 мест, колхоз имени Калинина - Боровскую среднюю школу на 536 мест, колхоз «Рекорд» - Рекордовскую 8-летнюю школу на 320 мест, колхоз имени Жданова -Чудиновскую среднюю школу на 320 мест, колхоз «Большевик» - Московскую 8-летнюю школу на 320 мест, колхоз им. Чапаева -Мяконскую и Журавлинскую 8-летние школы по 192 места2.
За период 1967-1970 гг. в 512 школах Челябинской области был проведен капитальный ремонт, на который из 9,2 млн руб. затрат более 2 млн (21 %) было выделено промышленными предприятиями, колхозами, совхозами, леспромхозами области3.
Инициативное строительство за счет средств колхозов, совхозов и промышленных предприятий стало заметным явлением и в БАССР. Если за счет средств государственных капиталовложений за 8-ю пятилетку было построено 139 школ на 73034 ученических мест, то инициативным путем - 880 школ на 131173 мест, т. е. больше соответственно в 6 и 1,8 раза4. Преобладание инициативного строительства сохранялось на протяжении всего периода, о чем свидетельствуют данные приведенной ниже таблицы5:
Весомым в школьном строительстве оказался вклад колхозов. Для сравнения: за три предыдущие пятилетки колхозами было введено 79869 ученических мест (в среднем 26623 ученических места за пятилетку), а лишь за 8-ю пятилетку - 69294 ученических места6.
Реальную помощь в вопросе совершенствования учебно-материальной базы школ БАССР оказывали такие предприятия, как моторостроительный завод, завод синтезспирта, Уфимский нефтеперерабатывающий завод имени XXII съезда КПСС, Бельское речное пароходство, заводы: «Металлоштамп», «Башпиво», «Витаминный», Объединение швейной фабрики, «Мир», трест № 3 и др. Значительная работа в этом направлении была проделана в Абзелиловском, Кармаскалинском, Баймакском, Янаульском, Учалинском, Чишминском, Дюртюлинском, Илишевском, Караидельском районах, в городах Уфе, Стерлитамаке, Туймазах, Салавате, Бирске и Сибае. Повышенное внимание вопросам школьного строительства уделяли партийная организация и правление колхоза «Красный партизан» Учалинского района. На средства этого колхоза была построена Ахуновская средняя школа на 480 мест и 2 начальные школы. В течение пяти лет силами и на средства совхоза «Красная Башкирия» Абзелиловского района были построены 1 средняя, 1 восьмилетняя, 2 начальные школы и интернат на 200 мест. Дополнительно к этому совхоз ежегодно выделял средства на улучшение питания детей, проживающих в интернатах7.
Годы Госкапвложения Инициативное строительство
Школы Количество ученических мест Школы Количество ученических мест
Итого 139 73034 880 131173
Как видим, количество школ, построен- Школьное строительство, осуществленное
ных инициативным путем, по сравнению со во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг.,
строительством на госкапвложения превыси- позволило значительно улучшить условия
ло: по 1966 г. - в 6,8 раза, 1967 г. - в 6,9 раза, работы учреждений просвещения БАССР,
вывести учащихся из устаревших школьных помещений, увеличить количество учащихся, обучающихся в первую смену. В целом, за годы 8-й и 9-й пятилеток (1966-1975) было построено и введено в эксплуатацию школ на 293598 мест (194223 места - за счет государственных капитальных вложений и 99375 мест - по инициативе и на средства колхозов), в том числе 181467 мест в сельской местности8. В 1975-1976 учебном году уже 995 средних и восьмилетних школ из 1921 располагались в типовых зданиях, включая 643 в сельской местности. Победителями в социалистическом соревновании за лучшую подготовку школ к 1976-1977 учебному году среди сельских районов стали Бакалинский район и Илишевский район. Бакалинскому району было присуждено переходящее Красное знамя Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений, Илишевскому району - переходящее Красное знамя обкома КПСС и Совета Министров БАССР. Среди городов победителем была признана Уфа, ей было присуждено переходящее Красное знамя обкома КПСС и Совета Министров БАССР9. Число учащихся республики, занимающихся в одну смену, в 1975 г. достигло 72,3 %, в то время как в 1965 г. оно составляло 64,1 % (в том числе в городах 57,3 % и на селе 71,5 %)10.
В сельской местности БАССР за годы 10-й пятилетки (1976-1980) было построено школ на 66748 мест, в том числе колхозами - на 20606 мест. Большое внимание инициативному строительству сельских школ уделяли Миякинский, Илишевский, Дюртюлинский, Аургазинский райкомы КПСС и исполкомы райсоветов. Проводимые мероприятия позволили почти вдвое сократить многосменность занятий. Если в 1976 г. во вторую смену занимались 21,2 % учащихся, то в 1980 г. -11,8 %п.
Вместе с тем, рост контингента учащихся в связи с введением всеобщего среднего образования (ежегодно 30-35 тыс. человек) по-прежнему опережал темпы школьного строительства. И к концу 1970-х гг. в БАССР еще ощущался недостаток школьных помещений. Учащиеся были вынуждены заниматься во вторую и в третью смены. Взятые республикой обязательства по большинству показателей выполнялись не везде. Не все колхозы принимали активное участие в
школьном строительстве. За три года (19661969) в Благовещенском районе только 3 колхоза и один совхоз принимали долевое участие в строительстве школьных зданий. Обязательства по инициативному строительству объектов просвещения на 1968 г. были выполнены лишь на 14 %12. В Альшеевском, Белебеевском,Ермекеевском,Зианчуринском, Нуримановском, Учалинском районах за 10-ю пятилетку не было построено ни одной школы инициативным способом. Безусловно, сказывалось и то, что многие колхозы просто не имели больших возможностей (прибылей), а финансовые и контрольные органы рассматривали выделение ими средств на школьное строительство как отвлечение их от сельскохозяйственного производства. В отдаленных горнолесных районах из-за отсутствия мощных строительных организаций, хороших дорог сроки строительства школ на селе были более длительными. В этих условиях дальнейшее укрепление учебно-материальной базы школ оставалось актуальной задачей и в начале 1980-х гг. В постановлении бюро обкома КПСС и Совета Министров БАССР от 24 марта 1981 г. «О состоянии и мерах улучшения условий работы сельских общеобразовательных школ республики» по-прежнему отмечалось, что многие сельские школы размещались в плохо приспособленных к занятиям помещениях, не имели необходимых учебных кабинетов, мастерских, работали в две смены. Несмотря на это, отдельные райкомы, горкомы КПСС, исполкомы райсоветов все же не уделяли внимания развитию и укреплению материальной базы сельских школ, недостаточно привлекали средства колхозов и других предприятий и организаций к их строительству13.
Работа по укреплению учебно-материальной базы учреждений народного образования в связи с осуществлением всеобщего обязательного среднего образования развернулась и в Оренбургской области. Подавляющая часть объектов, вводимых инициативным способом, здесь также приходилась на долю колхозов. Так, за 8-ю пятилетку было построено 496 новых школ на 99 тыс. ученических мест, а за счет средств колхозов - 241 школа (48,6 %) на 40 тыс. мест (40,4 %). В годы 9-й и 10-й пятилеток (1970-1980) по всем источникам финансирования было введено 269 школьных зданий на 83,6 тыс. мест, 33,9 тыс. (40,5 %) из них было
введено колхозами14. Особенно активное участие в инициативном строительстве принимали колхозы Бузулукского, Бугурусланского, Асекеевского, Илекского, Оренбургского, Соль-Илецкого районов.
Однако и в Оренбургской области обязательства по инициативному строительству зачастую не выполнялись. В 1977 г. не были введены в действие школы: по управлению сельского хозяйства - в совхозе им. К. Маркса Александровского района на 192 места, в колхозе им. К. Маркса Абдулинского района на 192 места, в колхозе им. Жданова Александровского района на 192 места; по промпредприятиям - в районном центре Тюльган на 1176 мест. Причинами невыполнения планов строительства школ, как отмечается в отчетах, являлись недостаточное внимание заведующих районными отделами народного образования строительству этих объектов; недостаточный контакт в работе этих руководителей со строительными, снабженческими организациями; недостаточный и неоперативный контроль за ходом строительства объектов народного образования со стороны стройсектора областного отдела народного образования; несвоевременное решение вопросов обеспечения пусковых строек года железобетоном, кирпичом, лесом и другими строительными материалами15.
Таким образом, как можно заметить, на Южном Урале в целом и в отдельных его регионах наблюдалось преобладание инициативного строительства школ на протяжении всего исследуемого периода. При этом наиболее интенсивные изменения сети школ происходили в сельской местности, поскольку подавляющая часть объектов вводилась по инициативе и на средства колхозов.
Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте взаимодействия школ и их шефов в плане укрепления учебно-материальной базы школ - это оборудование учебных кабинетов. Работа в данном направлении наиболее активно развернулась в связи с переходом на кабинетную систему обучения. Весьма эффективной в Южно-Уральском регионе оказалась помощь шефствующих предприятий Челябинска и Челябинской области. Значительная работа по оборудованию кабинетов была проведена в Тракторозаводском и Ленинском районах Челябинска. Челябинский металлургический, лакокрасочный, кузнечнопрессовый, радиозавод, Теплоприбор, Челябинский тракторный
завод, трубопрокатный завод, локомотивное депо станции Челябинск - эти предприятия и их руководители считались лучшими друзьями школ. Рабочие коллективы, администрация и общественные организации этих предприятий с высокой ответственностью, с большим пониманием общегосударственной заинтересованности подходили к решению этой задачи. Только за 1966-1967 учебный год в школах Челябинска было оборудовано современным оборудованием 90 учебных кабинетов, для чего привлечено 3 тыс. р. средств шефствующих предприятий16. Но не все районы одинаково выглядели по результатам закрепления шефских связей. Так, в начале 1970-х гг. в Советском районе было оборудовано 198 современных кабинетов, в Центральном - 62, в Металлургическом - 0. В Советском районе шефами было выделено школам - 771810 р., в Металлургическом - 182600 р.17 Центральным райисполкомом специально рассматривался вопрос о шефской помощи школам в укреплении учебно-материальной базы, вследствие чего шефы обязывались усилить помощь школам в ремонте и оборудовании учебных кабинетов. Между тем Южуралспецстрой, Гипсовый завод, Абразивный завод, Челябинский электрометаллургический комбинат не выполнили решения. В школах № 69, 10, 31, 135, 21, 30, 118, 13 не было оборудовано ни одного
кабинета18.
Предприятия Магнитогорска (Магнитогорский калибровочный завод, Магнитогорский металлургический комбинат), Златоуста, Копейска, Миасса, Аши оказывали, прежде всего, финансовую помощь в оборудовании предметных кабинетов. Например, совхозом «Победа» Кизильского района в 1970-1971 гг. на приобретение мебели, на оборудование кабинетов было выделено 10 тыс. р. В Красноармейском районе примером может служить совхоз «Алабургский», в Чесменском районе - колхоз «Черноборский», в Варненском районе -совхоз «Кулевчинский».
Всего за 8-ю пятилетку промышленными предприятиями, совхозами и колхозами Челябинской области на школьное строительство, на капитальный ремонт школ, на приобретение строительных материалов, мебели, технических средств, спортинвентаря и т. д. было выделено 26,4 млн р.19 Между тем, рост числа учащихся продолжал опережать темпы создания учебных кабинетов и их оснащенность. Наблюдалось существенное отставание в этом плане сельских школ от городских.
Резюмируя изложенное выше в целом, еще раз отметим, что одной из приоритетных задач в ходе осуществления всеобщего обязательного среднего образования в 60-70-е гг. XX в. стало укрепление учебно-материальной базы учебных заведений, дающих среднее образование, и, в первую очередь, общеобразовательных школ. Резкое увеличение контингента учащихся быстро выявило проблему нехватки ученических мест и изношенности основного фонда учебных помещений. Поскольку в государственной политике в исследуемый период использовался принцип экономической эффективности образования, и оно финансировалось по «остаточному» принципу, подавляющая часть забот по вводу в эксплуатацию новых школьных зданий, осуществлению капитального ремонта аварийных школ, оборудованию учебных кабинетов и др. пришлась на долю шефов - колхозов, совхозов, промышленных предприятий. Опыт взаимодействия южноуральских школ и их шефов позволяет делать вывод об эффективности шефских связей в решении задач всеобщего обязательного среднего образования. Во многом благодаря инициативному строительству стало возможным заметно улучшить условия работы школ Южно-Уральского региона, вывести учащихся из устаревших школьных помещений, увеличить количество учащихся, обучающихся в первую смену, перейти на кабинетную систему обучения.
Примечания