Спросить
Войти

М. Я. Киттары. У истоков инженерно-технологического образования на Востоке Российской империи

Автор: указан в статье

цистин, кальций, фосфор, марганец, цинк, витамины - рибофлавин, пантотеновая кислота, холин, никотиновая кислота. Особенно много - железа, йода, каротина, кальци- и токоферолов, тиамина.

Очевидно, обнаруженные нами факты недостаточного и несбалансированного кормления, не полностью

удовлетворяющего физиологические

потребности супоросных и лактирующих свиноматок, сами по себе и, особенно, в совокупности с ограниченной двигательной активностью не позволяют в полной мере раскрыть генетически обусловленный потенциал продуктивности этих животных. Они, как в отдельности, так и в сочетании, являются негативными факторами, предрасполагающими к разнообразным нарушениям структурно-физиологической организации и деятельности органов и

систем организма, снижению

продуктивности свиноматок,

возникновению и развитию у них патологии, прежде всего, систем обеспечивающих, размножение и лактацию.

Выводы. В ООО «Камский бекон» свиноматки содержаться, в не сбалансированном рационе и не соответствуют физиологическим

потребностям организма животных.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Водяников, В. Пути повышения эффективности воспроизводства свиней в условиях крупного промышленного комплекса / В. Водяников // Свиноводство. - 2005.- № 4.- С. 17-18.
2. Каиров, В. Потребность свиноматок в витамине / А. В. Каиров // Свиноводство. - 2008. - № 6. - С. 24-25.

АНАЛИЗ КОРМОВ ДЛЯ ХОЛОСТЫХ, СУПОРОСНЫХ И ЛАКТИРУЮЩИХ СВИНОМАТОК

Овсянников А.П., Гарипов Т.В.

Резюме

При изучении рациона свиноматок не все показатели кормах соответствуют физиологическим нормам, для данных животных.

ANALYSIS OF FEED FOR DRY PREGNANT AND LACTATING SOWS

Ovsyannikov A.P., Garipov T.V. Summary

When studying a diet of sows not all indicators sterns meet physiological standards, for these animals.

УДК 37: 370.179.1 (Р 478)

М.Я. КИТТАРЫ. У ИСТОКОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ВОСТОКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Рысаева Г.Р. - к.и.н., доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-75

На XIX век пришлось становление высшей школы России. Инженерно-технические кадры готовились, в основном, в университетах. Для восточной части Российской империи технологов, механиков, агрономов готовил Казанский

университет на специальном

«камеральном» (хозяйственном) разряде. Особое внимание на этом разряде уделялось таким дисциплинам как химия и технология, которые в Казанском университете преподавали знаменитые

учёные: Н.Н.Зинин, К.К.Клаус,

М.Я.Киттары, А.М.Бутлеров, А.К.Чугунов. Все они в той или иной степени участвовали в подготовке инженерных кадров. Курсу технологии в этом процессе уделялось особое внимание. Чтение этой дисциплины на камеральном разряде было связано с именем выдающегося технолога-Модеста Яковлевича Киттары (1824-1880).

Выпускник физико-математического факультета Казанского университета, Киттары, после отъезда их Казани Зинина, с декабря 1847г. до 1857г. преподавал химию и технологию [1]. Фактически с этого времени началось серьезное изучение технологии на хозяйственном разряде. В своих изысканиях и постановке преподавательского дела Киттары стремился тесно связывать науку и практику, уделял значительное внимание развитию отечественной промышленности. Один из его последователей, видный технолог А. К. Чугунов вспоминал о своем учителе: «Он приобрел любовь и уважение своих слушателей и людей практики, пользовавшихся его советами и указаниями в заводском деле. Исследуя местные технические производства, возбуждая стремление к улучшениям и руководя введением этих улучшений, Киттары обращал внимание и на экономические условия, благоприятствующие основанию в здешнем крае новых производств» [2].

Так, по инициативе Киттары возникло в Казани стеариновое производство, проект завода которого с новой технологией был детально разработан ученым. Вокруг Киттары образовалась школа технологов. Совершенно справедливы слова Н.П. Загоскин: «Казанская деятельность профессора Киттары имела весьма крупное влияние на постановку фабрично-заводской промышленности в местном крае и создала в университете целую школу молодых технологов - учеников его» [3]. В значительной степени это было связано с камеральным разрядом.

Камералисты изучали технологию неорганических тел на III курсе. Киттары составлял программы по полугодиям. Начинался курс с вводной лекции, где давалось определение технологии, указывалось ее место среди других наук, говорилось о вспомогательных науках. В

первом полугодии читалось 13 тем, не считая вводной [4].

Киттары достаточно подробно рассказывал про каждое производство, определял его место в ряду промышленности, затем объяснял самое производство, рассказывал студентам про ход технологических операций, попутно объясняя устройство заводов, машин, котлов и инструментов, связанных с каждой конкретной темой [5]. Объяснив технологию того или иного производства, Киттары вместе со студентами делал расчёт - какую прибыль оно приносит».

«Каждое производство будет закончено расчетом барыша, как основной причины производства»,- писал профессор Киттары в программе преподавания [6]. Расчет получаемой прибыли Модест Яковлевич учил студентов делать в течение всего двухгодичного курса технологии.

В начале второго полугодия он рассматривал производства, связанные с кальцием, т.е. давал описания известковых соединений, подробно указывая на их распространение, месторождения,

технологическое приготовление (объяснял приготовление извести и ее употребление, рассказывал об алебастре). Далее изучались технологии производств, связанных с глиной, добыча, выплавка и употребление металлов (железа, свинца, олова, меди, серебра, золота), приготовление минеральных красок [7]. Более подробное изучение технологии производства черных металлов, добычи благородных металлов объяснялось потребностями

промышленности Урала и Сибири. При изложении неорганической технологии упор делался на те производства, которые были наиболее распространены в России, проводились сравнения их с зарубежными аналогами.

В Казанском университете, пожалуй, лучше преподавалась технология органическая. На то были особые причины. Казань издавна славилась выделкой кожи, а несколько позже, в XIX веке, производством мыла, стеариновых свеч. Последние интересовали ведущего технолога Казанского университета М.Я. Киттары, который много сделал для развития жировых производств края. Именно Киттары принадлежала идея создания в Казани стеаринового и

мыловаренного заводов, он разрабатывал технологию для этих предприятий [8]. Его ученики работали технологами на предприятиях Волго-Уральского региона, «под влиянием его и его учеников на многих фабриках и заводах поволжско-камского края были введены новейшие, улучшенные способы производства»[9].

Киттары читал на IV курсе подробно технологию органических тел, по мере возможности, подтверждая теоретические сведения демонстрацией опытов. Его курс начинался с подробного объяснения понятия «жиры», их деления на животные и растительные. Студенты изучали технологию салотопного производства, т.е. «происхождение и свойства сала, салотопление, перетопку и очищение» продукции, изучали подробно «сально-свечное, мыловаренное, стеариновое производства». Приготовление

растительных, эфирных масел, смол, каучука, подробное изложение сведений о воске и технологии изготовления восковых свеч, изготовление лаков - всё, что должны были знать будущие технологи, входило в программу [10]. Сам крупный ученый и практик, Киттары стремился готовить технологов-универсалов, что, безусловно, было оправданным в тот период.

Во втором полугодии Киттары читал технологию производств, относящихся в большинстве своём к пищевой и текстильной промышленности. Сюда относилось: приготовление крахмала, тростникового сахара, свекловичного сахара, патоки, уксуса, винокурение, виноделие, пивоварение, дубление кож, обработка льна и пеньки, «беление и промывка тканей», «приготовление бумаги машиной и ручной» [11].

Иногда Киттары заменял некоторые темы: в 1849/50 учебном году вместо дубления кож читал технологию суконного производства; прочел лекции «о шерстяных материях», «об органических красках», более подробно рассматривал технологию изготовления бумаги [12].

В лекциях ученый использовал все новейшие открытия, которые печатались в современных журналах, а также свои статьи по салотопленному, свечному,

мыловаренному производствам, по сахароварению, стекловарению, по кожевенному производству, напечатанные

на страницах «Записок Казанского экономического общества».

При изложении технологии производства студентов знакомили с «наиболее употребительными машинами, проборами, печами», с устройством фабрик и заводов. Однако Киттары показалось такого попутного изложения техники недостаточным, а так как курс механики камералистам никто не читал, то он вводит в начале 50-х годов новый курс технологии для студентов II курса камерального разряда. В этом новом курсе излагалось, по словам самого технолога, «устройствование главнейших машин, снарядов, аппаратов печей, употребляемых в разных отраслях мануфактурной промышленности».

Будущие механики и технологи должны были иметь представление о таких применяющихся в промышленности машинах, как: движущие, подъемные, сжатия, размельчающие, смешения, режущие, промывания. Они должны были представлять себе устройство и работу паровых машин, конных, ветряных и гидравлических приводов, «аппаратов варки и выпаривания», фильтрования, аппаратов сухой перегонки,

«паронагревательных аппаратов» и т.д.

Кроме теоретического изложения материала, чертежей и рисунков Киттары старался продемонстрировать модели и сами машины, т.к. «преподавание технологии, - по его словам,- потребовало своих учебных пособий и при изложении такого практического предмета мертвых книг и рисунков было недостаточно, был нужны пособия более материальные...». Это были передовые взгляды ученого на процесс обучения.

Пособия имелись в технологическом кабинете, основанном еще в начале 40-х гг. Н.Н. Зининым приобретением «первых десяти предметов». С 1849г. кабинетом заведовал Киттары. При нем технологический кабинет начинает сравнительно быстро расти и пополняться. В одном только 1851г. было приобретено 150 новых моделей. К концу 1851г. имущество технологического кабинета состояло из 310 предметов на сумму 538 руб. серебром [13]. Конечно, средства выделялись скудно, неразвитость учебно-вспомогательной базы тормозила, сдерживала подготовку инженерных

кадров. Тем не менее к началу 50-х гг. Х1Хв. в кабинете имелись полная коллекция продукции местной

промышленности, образцы ряда

производств русских и заграничных предприятий, машин и их модели. В огромной степени это было заслугой Киттары, обращавшего большое внимание на инженерную подготовку в университете. М.Я.Киттары, а затем его последователи в своих курсах делали основной упор на изучение технологии местных производств, стремились тесно связать университетское образование и практику. Так закладывалось в XIX в. инженерно-технологическое образование на востоке Российской империи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. НА РТ, ф.977, оп. юр.ф., д. 277, л.2;
2. Там же, оп.физ.- мат., д.868, л.1;
3. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета. Под ред. Н.П.Загоскина. Ч.1. - Казань, 1904. - С.351;
4. НА РТ, ф.977, оп.юр.ф., д.311, л.57;
5. Там же, д.293, л.51;
6. Там же, д.311, л.57;
7. Там же, д.285, л.22; д.293, л.50-51;
8. Там же, оп.физ. - мат., д.862, л.1;
9. Русский биографический словарь. Ибак - Ключарев. - С.-Пб.: 1897. - С.726;
10. НА РТ, ф.977, оп.юр.ф., д.311,
11. Там же, д.293, л.52; д.312, л.11;
12. Там же, д.285, л.23;
13. Киттары М.Я. Технологический кабинет императорского Казанского университета. - Казань, 1852. - С.2.

М.Я.КИТТАРЫ. У ИСТОКОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА

ВОСТОКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Рысаева Г.Р.

Резюме

Подготовка инженерно-технических кадров в восточной части России началась в XIX веке в Казанском университете. Огромный вклад в становление технологического образования в крае внёс М.Я.Киттары. Ученик и последователь Н.Н.Зинина, он стремился тесно связать университетское образование и производство.

M.YA.KITTARY. AT THE SOURCE OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY EDUCATION IN

THE EAST OF THE RUSSIAN EMPIRE

Rysaeva G.R. Summary

Education of technical personnel in the eastern part of Russia began in the XIX century in Kazan University. A great contribution to the development of technology education in the region has made M.Ya.Kittary. The student and follower of N.N. Zinin, he sought to closely associate university education and manufacturing.

УДК 619:65.011.015.25

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Сабирьянов А.Ф. - к.в.н., государственный инспектор Комитет ветеринарии Республики Марий Эл тел.: (8362) 56-59-78

ИСТОРИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЯ xix ВЕК high-school history kazan university technology xix-th century
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов