Спросить
Войти

Особенности музейной системы в странах Западной Европы (на примере Франции, Великобритании и Швейцарии)

Автор: указан в статье

УДК 94(4-15):069.01 ББК 63.3(4)+79.13

Особенности музейной системы в странах Западной Европы (на примере Франции, Великобритании и Швейцарии)

А.К. Сатубалдин

Национальный музей Республики Казахстан (Астана, Казахстан)

Features of the Museum System in Western Europe

(by the Example of France, the United Kingdom and Switzerland)

А.К. Satubaldin

National Museum of the Republic of Kazakhstan (Astana, Kazakhstan)

Статья посвящена анализу функционирования и государственного регулирования деятельности музеев во Франции, Великобритании и Швейцарии. Музейные системы данных стран выбраны по критерию репрезентативности, поскольку эти страны представляют собой три различных политических системы Западной Европы. Так, Великобритания — это конституционная монархия, квазиунитарное государство, Франция — унитарная республика, Швейцария — конфедерация. Также критериями выбора были наличие в стране значительного числа музеев, развитой музейной системы. Проанализирована законодательная база, касающаяся деятельности музеев на территории рассматриваемых государств. Затронут вопрос количества музеев, их статуса, объемы и источники финансирования, уровень государственной поддержки. Исследованы организации, чья работа связана с функционированием музеев, их цели, субъекты и объекты деятельности. Такие организации можно поделить на две группы — государственные и общественные. Цель первых из них — государственное регулирование, контроль за соблюдением действующих законов, проведение государственной политики и частично финансирование. Вторые можно разделить на профессиональные и волонтерские организации. Сделан вывод о законодательно закрепленном неравноправном положении музеев в изучаемых странах.

DOI 10.14258/izvasu(2018)5-25

The article is devoted to the analysis of the functioning and state regulation of museums activity in France, the United Kingdom and Switzerland. The museum systems of these three countries are chosen by the criterion of representativeness, as representatives of three different political systems of Western Europe. So, Great Britain is a constitutional monarchy, presenting a quasiunitary state, France is a unitary republic, Switzerland is a confederation. Also, the selection criteria were the presence in the country of a significant number of museums, a well-developed museum system. The legislative base concerning the activity of museums in the territory of the countries chosen for analysis has been analyzed. The issue of the number of museums, their status, volumes and sources of funding, and the level of state support are touched on. The organizations whose work is related to the functioning of museums, their targets, subjects and objects of activity are analyzed. That sort of organizations can be divided into two groups — state and public. The first goal is state regulation, control over observance of existing laws, implementation of state policy, and, in part, financing. The latter can in turn be divided into professional and volunteer organizations. The conclusion is made about the legislatively fixed unequal position of museums in the studied countries.

museum organizations, financing of museums, museum

statistics.

Музей как социокультурный институт является неотъемлемой частью современного государства. В ходе исторического развития в разных странах

сформировались различные модели управления, поддержки и координации системы музеев, несколько различается законодательство. Для сравнительного анализа мы выбрали музейные системы Франции, Великобритании и Швейцарии. Данная выборка обусловлена рядом факторов, в частности, наличием музейной истории, значительным количеством музеев различных типов, государственным устройством (республика, монархия, конфедерация).

Музейная система рассматриваемых нами стран так или иначе не была обойдена вниманием исследователей. В первую очередь следует назвать фундаментальную работу В.П. Грицкевича «История музейного дела в новейший период (1918-2000)» (2009), отдельная глава которой посвящена музейному делу в отдельных странах Европы и Северной Америки. Помимо прочих стран, в рамках данной главы автор рассматривает развитие музейной системы в Великобритании и Франции [1, с. 93-115]. Отметим, что в данной главе освещается процесс развития музейной системы, в то время как предметом настоящей статьи является некий срез, конкретное текущее состояние объекта изучения.

Ряд авторов затрагивают отдельные аспекты рассматриваемых в данной статье вопросов. Можно назвать, в частности, В.Г. Бондарчук (организация музеев во Франции), Н.М. Боголюбову и Ю.В. Николаеву (охрана культурного наследия, в частности, во Франции и Великобритании), В.Г. Ананьева (история национальных и международных музейных организаций) [2-4].

Среди французских законов, касающихся музеев, следует назвать Закон о музеях Франции от 4 января 2002 г., в котором определяется, в частности, порядок их создания и некоторые функции. Кроме данного закона существует так называемый Кодекс о наследии (2004). В частности, данный кодекс говорит, что статус «musée de France» (музей Франции) присваивается и отзывается государством. Работу музеев должны обеспечивать специалисты, имеющие необходимую квалификацию. Государство контролирует работу музея, производит научно-технический контроль.

Таким образом, все музеи Франции делятся на те, что имеют статус «музей Франции», и те, что не имеют такового. Число последних в несколько раз превышает число первых и составляет от 5 до 8 тыс. Национальный институт статистики и экономических исследований в 2014 г. фиксировал 1223 музея, имеющих официальный статус. Кроме того, есть база данных «Museofile», в которую вносятся все «музеи Франции», доступная в интернете. В эту базу данных на момент написания статьи (июль 2018 г.) входят 1315 музеев. «Музеи Франции», в отличие от музеев, не обладающих таким статусом, получают финансирование от государства. В частности, в 2017 г. оно превысило 250 млн евро [5, с. 19].

За работу музеев во Франции отвечает Министерство культуры и коммуникаций, в структуру которого входит Главное управление наследия, частью которого, в свою очередь, является Служба музеев Франции. Дважды в год собирается Высокий Совет музеев Франции, который обсуждает в том числе и вопрос присвоения статуса «музей Франции».

Во Франции также существуют Французская федерация обществ друзей музеев, Федерация экомузе-ев и общественных музеев, Генеральная ассоциация кураторов публичных коллекций Франции, а также Французская федерация по сохранению и реставрации [6-9].

В Великобритании законодательство, касающееся музеев, несколько отличается от такового во Франции. Фактически сейчас в Великобритании нет закона, который касался бы музейной системы в целом. Существует ряд законодательных актов, которые затрагивают конкретные музеи. В качестве примера можно назвать Акт о национальном наследии 1983 г., который касается Музея Виктории и Альберта, Королевских ботанических садов Кью и Королевской оружейной палаты [10, с. 1]. В 1992 г. был принят Акт о музеях и галереях, который также затрагивает вполне конкретные организации [11, с. 1]. То же самое можно сказать и о прочих законодательных актах, касающихся музеев, в число которых входят Акт о Британском музее — 1963 г. [12], Акт о Лондонском музее — 1986 г. [13], Акт о Национальном морском музее — 1989 г. [14]. Можно отдельно выделить лишь принятый в 1964 г. Акт о публичных библиотеках и музеях, в котором оговаривается возможность поддержки со стороны местных властей [15].

Великобритания является квазиунитарным государством, и в разных ее регионах музеи входят в сферу деятельности разных курирующих организаций. Так, в Англии это Департамент по цифровым технологиям, культуре, средствам массовой информации и спорту, который реализует государственную политику в музейной сфере, отвечает за финансирование, регистрацию памятников, взаимодействие с другими организациями. В других регионах Великобритании музеи входят в сферу деятельности Департамента культуры, искусства и развлечений (Северная Ирландия), Министерства по культуре, туризму и спорту (Уэльс), Министерства по делам культуры, туризма и внешних связей (Шотландия).

В настоящее время в Великобритании около 2500 музеев [16]. Доступ в музей посетителей зависит от уровня финансирования музея и его типа. Если национальные музеи в основном бесплатны, то независимые музеи, как правило, взимают определенную плату за вход.

В настоящее время в Великобритании государственная политика в отношении музеев реализуется согласно концепции, разработанной на 2015-2020 гг. (2015 to 2020 government policy:

museums and galleries). В данной концепции выделены музеи, играющие ключевую роль, которые финансируются государством напрямую. Прямое финансирование касается Национального музея, Национальной галереи, Музея естественной истории, галереи Тейт, Музея Виктории и Альберта и некоторых других [17, с. 4-5].

В Великобритании также существует большое количество музеев, которые финансируются государством частично. К примеру, с 2015 по 2018 г. более 1 млрд фунтов было выделено посредством программ Совета по искусству. Следует, однако, учитывать, что далеко не вся эта сумма пошла на музеи, так как в рамках таких программ финансируются и другие культурные организации (музыкальные и танцевальные группы, театры, фонды и т.д.). Суммы, получаемые музеями в рамках данных программ, различны. Так, если лондонский Музей дизайна получил в означенный период 510 тыс. фунтов, то Музей Шеффилда в 3,5 раза больше — 1800 тыс. фунтов, а музей Бимиш — 2128 тыс. фунтов. Такое финансирование несравнимо с государственным финансированием ключевых национальных музеев. Скажем, Музей естественной истории декларирует в 2017 г. доход, превышающий 84 млн фунтов, почти 60% из которых — более 49 млн — дотации от государства [18, с. 30].

В Великобритании, как и в других странах, работает ИКОМ (Международный совет музеев). Он представлен как международными комитетами, так и национальным комитетом, который выступает как посредник, обеспечивающий связь музеев Великобритании и международного музейного сообщества. Национальный комитет курирует международные программы, осуществляемые на территории Великобритании, распределяет стипендии.

Еще одна музейная организация Великобритании — это Ассоциация музеев, которая была основана в 1889 г. Британская ассоциация является старейшей подобной организацией в мире. Помимо нее есть также Ассоциация независимых музеев, основанная в 1977 г. Целью ее создания была взаимная поддержка независимых музеев, число которых, по данным этой ассоциации, составляет от 1200 до 1600 (более 50%).

Существует также Совет директоров национальных музеев, члены которого представлены музеями со всего королевства, а также Британской библиотекой, Национальным архивом и Национальной библиотекой Шотландии. Это независимая неправительственная организация, основанная в 1929 г. для координации работы.

Университетский музейный сектор Великобритании поддерживается двумя организациями — это группа университетских музеев (Англия, Уэльс, Северная Ирландия) и Университетские музеи Шотландии. Цель этих организаций — представление интересов университетских музеев. В Великобритании приблизительно 100 университетских музеев в настоящее время открыты для посещения и приблизительно 300 используются для исследований и в процессе учебы. Необходимо отметить, что несмотря на то, что доля университетских музеев относительно незначительна и составляет около 4% всех музеев Великобритании, они содержат приблизительно 30% коллекций.

В Соединенном Королевстве функционирует также созданная в 1973 г. и имеющая более 200 тыс. членов Британская ассоциация друзей музеев.

Говоря о музейном законодательстве Швейцарии, необходимо отметить, что до 2009 г. в стране не было федерального закона, который бы регламентировал работу музеев. В 2009 г. был принят Федеральный закон о музеях и коллекциях Конфедерации. Согласно данному Закону в обязанности музеев входит сохранение материального и нематериального наследия страны, работа с коллекциями, координация и сотрудничество с другими музеями, осуществление поиска объектов наследия, репрезентация материалов, оказание содействия музеологической подготовке. Отдельно в законе подчеркиваются статус и функции Национального музея.

Федеральное ведомство культуры осуществляет координацию работы музеев на федеральном уровне, а задачи музеев определяются Федеральным советом [19].

В 2016 г. Федеральное статистическое управление Швейцарии фиксирует количество музеев, равное 1108. При этом есть три сновных источника финансирования музеев. Это федеральное финансирование, кантональное и финансирование со стороны коммун. Федеральное финансирование составляет наименьшую долю. К примеру, в 2015 г. на конфедерацию пришлось лишь 59,5 млн швейцарских франков, что составляет лишь 9,9% от всего объема финансовых вливаний; 43,4% (261,1 млн швейцарских франков) пришлось на местные коммуны. Наибольший расход несут кантоны, в 2015 г. — 46,7%, или 280,8 млн швейцарских франков [20].

Из неправительственных музейных организаций Швейцарии можно выделить Национальную ассоциацию музеев Швейцарии [21]. Эта организация осуществляет активное сотрудничество с региональными музейными сетями, с профессиональными и тематическими музейными ассоциациями.

Для примера региональных сетей назовем такие организации, как Ассоциация музеев кантона Тичино, группировка музеев Невшателя, Ассоциация музеев кантона Берн и др.

В качестве примера тематических ассоциаций можно назвать Ассоциацию музеев и коллекций естественных наук Швейцарии и Лихтенштейна или Ассоциацию музеев швейцарского искусства. Для примера профессиональных ассоциаций, активно

сотрудничающих с Национальной музейной ассоциацией, назовем Ассоциацию швейцарских музеологов, Швейцарскую ассоциацию историков и искусствоведов, Швейцарскую ассоциацию по консервации и реставрации. Кроме того, в стране активно работает национальный комитет ИКОМ Швейцария.

Таким образом, организации, чья деятельность связана с музеями, можно поделить на две группы—государственные и общественные. Цель первых из них — государственное регулирование, контроль за соблюдением действующих законов, проведение государственной политики и, частично, финансирование. Это Министерство культуры и коммуникаций во Франции, Департамент по цифровым технологиям, культуре, средствам массовой информации и спорту в Англии, Департамент культуры, искусства и развлечений в Северной Ирландии, Министерство по культуре, туризму и спорту в Уэльсе, Министерство по делам культуры, туризма и внешних связей в Шотландии, Федеральное ведомство культуры в Швейцарии.

Вторые можно в свою очередь разделить на профессиональные и волонтерские организации. Профессиональные — это различные ассоциации и союзы музеев либо специалистов, связанных с работой музея, таких как реставраторы, консерваторы, директора музеев. Их цель, так или иначе, лоббирование интересов, координация и взаимная поддержка, обмен опытом. Во Франции это, например, Федерация экомузеев и общественных музеев или Французская федерация по сохранению и реставрации, в Великобритании — Британская ассоциация музеев или Совет директоров национальных музеев, для Швейцарии можно назвать Ассоциацию швейцарских музеологов, Швейцарскую ассоциацию историков и искусствоведов, Швейцарскую ассоциацию по консервации и реставрации.

Деятельность волонтерских организаций направлена на поддержку музеев, посильную помощь в их работе. Это многочисленные общества друзей музеев во Франции или Британская ассоциация друзей музеев.

Музейные системы рассмотренных выше государств объединяет в определенной степени неравенство различных музеев. Особенно остро этот вопрос стоит во Франции и Великобритании. В обоих государствах музеи поделены на две неравные группы, из которых меньшая получает государственную поддержку и финансирование в гораздо большем объеме. В Великобритании статус лишь нескольких самых важных музеев оформлен законодательно. Общее количество музеев во Франции не подлежит учету, но по самым щедрым подсчетам лишь четверть (1223 из 5000) имеет официальный статус и соответствующее финансирование.

В оформлении системы музеев проанализированных стран сыграли роль характерные черты государственного устройства. Так, для Франции, унитарной республики, характерен централизованный контроль над музейной системой, точнее, над той частью музеев, которые имеют государственный статус. Для квазиунитарной Великобритании характерен тот факт, что различными проблемами музеев в разных странах Соединенного Королевства занимаются разные организации. Организация может действовать в Уэльсе, но не работать в Англии или Шотландии. К примеру, рассмотренная выше Группа университетских музеев, которая работает в Северной Ирландии, Уэльсе и Англии, но не в Шотландии. Отсутствие в наши дни общего для королевства законодательства в музейной сфере, которое затрагивало бы все музеи и четко постулировало статус и функции музея, можно объяснить как раз политическим устройством королевства. Отметим, впрочем, что музейная система Великобритании развивается и без такого законодательства, отчасти потому, что некоторые функции регулятора взяла на себя Британская музейная ассоциация и прочие подобные организации.

Политическим устройством можно объяснить и относительно позднее появление такого закона в Швейцарии. Актуальный закон был принят только в 2009 г. и вступил в силу в 2010 г. Этим же объясняется и структура финансирования швейцарских музеев, когда 9/10 потребностей музея обеспечиваются за счет местного бюджета.

Библиографический список

1. Грицкевич В.П. История музейного дела в новейший период (1918-2000) / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. — СПб., 2009.
2. Бондарчук В.Г. Некоторые особенности организации музеев Франции // Музеология — музееведение в начале XXI века: проблемы изучения и преподавания : материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 14 — 16 мая 2008 г. / отв. ред. А.В. Майоров. — СПб., 2009.
3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт // Вестник СПбГУК. — 2014. — № 4 (21).
4. Ананьев В.Г. Национальные и международные музейные организации: учебно-методическое пособие. — СПб., — 2013.
5. PLF 2018 - Extrait du bleu budgétaire de la mission: culture. Version du 03/10/2017 à 08:58:01. — URL: https://www.performance-publique.budget.gouv.fr/sites/ performance_publique/files/farandole/ressources/2018/pap/ pdf/DBGPGMPGM175.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
6. Rechercher Une Association D&amis De Musées [Electronic resourse]. — URL: https://www.ffsam.org/ societes/ (дата обращения: 15.07.2018).
7. Fédération des écomusées et des musées de société [Electronic resourse].— URL: http://fems.asso.fr/ (дата обращения: 15.07.2018).
8. L&association Generale des Collections Publiques de France https://www.agccpf.com/agccpf (дата обращения: 15.07.2018).
9. Présentation De La Fédération — URL: https://www. ffcr.fr/la-ffcr (дата обращения: 15.07.2018).
10. National Heritage Act 1983 [Electronic resourse]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1983/47/pdfs/ ukpga_19830047_en.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
11. Museums and Galleries Act 1992 [Electronic resourse]. — URL: http://www.nhm.ac.uk/content/dam/ nhmwww/about-us/reports-accounts/annual-report-and-accounts-2016-17.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
12. British Museum Act 1963 [Electronic resourse]. — URL: https://www.britishmuseum.org/PDF/BM1963Act.pdf (дата обращения: 15.07.2018)
13. Museum of London Act 1986 [Electronic resourse]. — URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1986/8/pdfs/ ukpga_19860008_en.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
14. National Maritime Museum Act 1989 [Electronic resourse]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1989/8/ pdfs/ukpga_19890008_en.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
15. Public Libraries and Museums Act 1964 [Electronic resourse]. — URL: http://www.unesco.org/culture/natlaws/ media/pdf/gb/uk_act_chap75_1964_orof.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
16. How Many Museums Are There in the UK? [Electronic resourse]. — URL: https://www.museumsassociation.org/about/ frequently-asked-questions (дата обращения: 15.07.2018).
17. 2015 to 2020 Government Policy: Museums and Galleries [Electronic resourse]. — URL: https://www.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/529489/2016Upd ateof2010to2015governmentpolicymuseumsandgalleries-G0V. UK20160425.pdf.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
18. Natural History Museum Annual Report and Accounts 2016-2017 [Electronic resourse]. — URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/628577/60213_HC_266_ NHM_Print.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
19. Loi fédérale sur les musées et les collections de la Confédération [Electronic resourse]. — URL: https://www. admin.ch/opc/fr/official-compilation/2009/5113.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
20. Financement de la culture par les collectivités publiques en Suisse [Electronic resourse]. — URL: https:// www.rts.ch/info/dossiers/2018/votations-federales-du-4-mars/9331899-le-financement-de-la-culture-en-suisse-. html#timeline-anchor-Financement+de+la+culture+par+l es+collectivit%C3%A9s+publiques+en+Suisse (дата обращения: 15.07.2018).
21. Association des Musées Suisses [Electronic resourse]. — URL: https://www.museums.ch/fr/service-fr/ ams/ (дата обращения: 15.07.2018).
МУЗЕИ ЕВРОПЫ МУЗЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МУЗЕЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЕ МУЗЕЕВ МУЗЕЙНАЯ СТАТИСТИКА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты