Спросить
Войти

Комплектование исправительно-трудовых лагерей и колоний СССР надзорсоставом в 1946—1950 гг

Автор: указан в статье

УДК 343.8 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10004

Комплектование исправительно-трудовых лагерей и колоний СССР надзорсоставом в 1946—1950 гг.

Staffing of Correctional Labor Camps and Colonies of the USSR Supervisory Staff in 1946-1950

Юрий Григорьевич ПИЛЯВЕЦ,

кандидат исторических наук,

Псковский филиал Академии ФСИН России

Роман Игоревич ИВАНЯКОВ,

кандидат исторических наук,

Псковский филиал Академии ФСИН России

E-mail: skspui@gmail.com

Рецензент: А.В. Седунов, доктор исторических наук

Аннотация. В статье на основе документальных и архивных источников освещается вопрос о динамике численности личного состава надзирательской службы исправительно-трудовой системы СССР в послевоенный период, анализируется уровень денежного довольствия различных категорий надзирателей, раскрываются проблемы в комплектовании режимных подразделений как рядовым, так и начальствующим составом.

Abstract. In article on the basis of documentary and archival sources describes the functions, dynamics of number of personnel supervision services correctional labor institutions of the USSR in the postwar period, analyzed the level of money allowances of various categories of supervisors, reveals the problems in the staffing of operating units, as the ordinary and commanding staff.

Эффективность реализация целей наказаний, связанных с лишением свободы, в значительной степени зависит от соблюдения режима содержания заключенных.

В период существования ГУЛАГа под режимом содержания понимался точно установленный обязательный распорядок жизни заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях (далее — ИТЛ и ИТК), выполнение которого было необходимо для изоляции, исправления и перевоспитания осужденных на основе приобщения их к общественно полезному труду1.

Важнейшим элементом обеспечения режима содержания является организация постоянного надзора за спецконтингентом. В 1945—1956 гг.

эта задача возлагалась на подразделения режима и надзора.

Специализированные режимные подразделения (внутренняя надзирательская служба) были созданы в 1943 г. Штаты новой службы были установлены директивой начальника ГУЛАГа В.Г. Наседкина от 6 января 1944 г. № 42/312118.

В соответствии с этим документом лагерные подразделения и колонии укомплектовывались личным составом надзирательской службы из расчета численности заключенных: до 200 человек — надзирателей 1—3, старших надзирателей — 1, всего — 2—4; от 200 до 500 человек — надзирателей 4, старших надзирателей — 1, всего — 5; от 500 до 1000 человек — надзирателей 5, старших надзирателей — 1, начальников

надзорслужбы — 1, всего — 7; от 1000 человек и выше — надзирателей 6, старших надзирателей — 2, начальников надзорслужбы — 1, всего — 9. Все работники должны пройти специальную подготовку на пятидневных учебных курсах2.

Качественный состав режимных подразделений, сформированный в военный период, был довольно низким. Имел место значительный кадровый некомплект. Особенно острым был дефицит офицерского состава.

Окончание Великой Отечественной войны позволило руководству ГУЛАГа уделить большее внимание улучшению кадрового потенциала надзорслужбы, повышению его профессиональной подготовки, укрепить службу подготовленными офицерскими кадрами.

В послевоенный период надзирательская служба комплектовалась из расчета 1,5% общего количества заключенных3, за счет свободного найма (кроме офицерского состава) на срок 2— 3 года, из числа работников военизированной охраны, имеющих положительные характеристики, годных по состоянию здоровья к данному виду деятельности.

Следует отметить, что в рамках практически всего исследуемого периода в надзорслужбе сохранялся постоянный кадровый некомплект. Это было связано прежде всего с ее непрестижностью, низким уровнем заработной платы, тяжелыми условиями служебной деятельности, зачастую без выходных и отпусков, нередко в отдаленных регионах, не имеющих необходимой социальной инфраструктуры, пригодного жилья, плохим медицинским обслуживанием.

Оклады надзирателей было невысоки. Так, у старшины, руководившего подразделением численностью до 20 человек, оклад составлял 700 руб., у старшего надзирателя (старшего сержанта) — 600 руб. У основной массы надзирателей (младших сержантов) и надзирателей 1 категории (сержантов, должности рядовых штатным расписанием не предусматривались) оклады составляли соответственно 400, 500 руб.4

Для сравнения приведем данные об уровне зарплат других категорий работников исправительно-трудовой системы. Например, оклад дворника и уборщицы составлял 400 руб., кочегара — 450 руб., а, например, шофер 1 класса в среднем получал около 1000 руб.5 Приведенные цифры свидетельствуют о том, что размеры окладов большей части надзорсостава соответствовал оплате самого неквалифицированного труда.

Помимо оклада работники режимных подразделений получали доплаты: пайковые, северные, процентную надбавку за выслугу лет и некоторые другие.

Наиболее существенной была надбавка за выслугу лет, устанавливавшаяся к должностному окладу и окладу по воинскому званию в пределах от 5% (при выслуге от 2 до 5 лет) до 30% (при выслуге от 25 до 30 лет) в месяц. В итоге надзиратель 1 категории, отслуживший не менее 20 лет, совокупно со всеми надбавками в 1947 г. получал около 1000 руб.

Денежное довольствие офицерского состава надзорслужбы было выше. Так, должностной оклад начальника отдела в звании младшего лейтенанта (лейтенанта), имевшего в подчинении 20—30 человек личного состава, составлял 700 руб. У лейтенанта (капитана) в подразделениях, насчитывавших свыше 30 человек, — 800 руб. Такой же оклад был у замполита в звании старшего лейтенанта. Эта должность вводилась в подразделениях, насчитывавших более 40 чело-век6. С учетом всех надбавок денежное содержание лейтенанта составляло в среднем 1500 руб.

Анализируя уровень денежного довольствия надзорсостава, необходимо учитывать то обстоятельство, что надзирательская служба была связана с повышенным риском для жизни и здоровья, поскольку надзиратели постоянно находились непосредственно среди заключенных.

Многочисленные гулаговские документы свидетельствуют о том, что из всех категорий сотрудников и работников исправительно-трудовых учреждений именно надзиратели чаще всего становились жертвами насилия со стороны заключенных. Погибали они пропорционально их численности тоже чаще остальных. Например, с июня по ноябрь 1953 г. в лагерях и колониях СССР было убито 11 работников исправительно-трудовых лагерей и колоний, в том числе три надзирателя, пять вольнонаемных, три офицера; ранено 23 человека, из них четыре офицера, один вольнонаемный, 18 надзирателей7.

Указанные причины затрудняли создание стабильных, профессионально подготовленных кадров надзорслужбы. Большинство рядовых и сержантов охраны, подлежащих увольнению, отказывались от зачисления на сверхсрочную службу в режимные подразделения.

Ситуацию спасала начавшаяся с июня 1945 г. демобилизация военнослужащих из рядов действующей армии. Однако если с комплектованием сержантским составом ситуация в целом была удовлетворительной (некомплект по данной категории работников колебался в пределах 1—4%), то ситуация с офицерскими кадрами была более сложной. Демобилизованные офицеры не шли на службу в режимные подразделения ГУЛАГа.

С целью устранения дефицита офицерских кадров заместитель начальника ГУЛАГа генерал-майор Г.П. Добрынин 18 февраля 1946 г. обращается с докладной запиской к заместителю наркома внутренних дел СССР по кадрам генерал-лейтенанту Б.П. Обручникову с предложением аттестовать офицерскими званиями неат-тестованный руководящий состав надзорслужбы8. Это предложение было частично реализовано, некоторым представленным кандидатам были присвоены офицерские звания.

С целью укрепления профессионального ядра была организована подготовка офицерских кадров в Куйбышевской школе ГУЛАГа НКВД-МВД СССР, где было открыто специальное отделение для подготовки начальников и инструкторов подразделений надзорслужбы. Набор на это отделение в разные периоды составлял 80— 100 человек9.

Принятые меры позволили значительно сократить некомплект офицерских кадров. В конце 1945 г. — первой половине 1946 г. он составлял 1,5—3% и был самым низким в исследуемый период.

После окончания Великой Отечественной войны численность личного состава режимных подразделений начинает увеличиваться. На

1 января 1945 г. в надзорслужбе насчитывалось 10 765 человек10 (без Норильлага), на 1 ноября 1945 г. — 12 438 человек, в том числе начальников службы — 864, старших надзирателей — 2680, надзирателей — 8894 человека, некомплект составлял 0,9%11.

После проведения амнистии 1945 г. численность надзорсостава в связи с сокращением количества заключенных уменьшилась и на 1 января 1946 г. составляла 11 763 человека, в том числе инструкторов — 270, начальников службы — 794, старших надзирателей — 2514, надзирателей — 8185 человек. Некомплект составлял 239 человек12, или 2%. Наибольший некомплект отмечался в Ныроблаге, Астраханлаге.

В связи с ужесточением уголовной политики Советского государства начиная с 1946 г. и до начала 1950-х годов отмечается рост численности заключенных, значительно ускорившийся после принятия печально известных указов от 4 июня 1947 г. о борьбе с хищениями государственной и личной собственности. Так, на 1 января 1946 г. в исправительно-трудовых лагерях и колониях насчитывалось 1 110 593 человека, на аналогичный период 1947 г. — 1 703 506, 1948 г. — 2 169 252, 1949 г. — 2 356 685, 1950 г. —

2 561 351 человек13. Приведенные показатели свидетельствуют о том, что количество заключенных с 1946 по 1950 г. увеличилось более чем на 1,4 млн человек, или на 230%.

Пропорционально с ростом численности заключенных увеличивалась штатная численность надзорсостава, а с ней — кадровый некомплект. На 1 октября 1946 г. в надзирательской службе насчитывалось 13 619 человек, некомплект составлял 5,8%14, на 1 декабря 1946 г. — 14 661 человек и 8,4%15, на 1 апреля 1947 г. — 15 966 человек и 7%, на 1 сентября 1947 г. — 17 008 человек и 7,7%16, на 1 декабря 1947 г. — 17 304 человек и 7,2%.

Наибольший некомплект отмечался в северных лагерях: в УИТЛК УМВД Свердловской области — 26,7%, УИТЛК УМВД Красноярского края — 29,3%, Вятлаге — 31,3%, Ухтижемла-ге — 59%.

Наиболее сложной была ситуация в Ангарском ИТЛ, где в 1949 г. надзорсостав был укомплектован лишь на 22,6%17 и Нижне-Амурском ИТЛ — на 20%. В большинстве лагерных отделений и лагпунктов указанных ИТЛ надзирателей не было вообще.

На 1 января 1950 г. общая численность над-зорсостава в лагерях и колониях по сравнению с 1946 г. выросла более чем в два раза и составила 28 260 человек, т.е. один надзиратель приходился примерно на 90 заключенных. Практически в два раза, до 13,9%, вырос кадровый некомплект.

Наиболее благополучной в 1950 г. ситуация с комплектованием режимных подразделений была в ИТЛ Главного управления лагерей горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП), где некомплект составил 3%, в ИТЛ Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД-УМВД — 6,6%, в ИТЛ Главного управления лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) — 10,6%.

В число наиболее неблагополучных входили Севвостлаг и ИТЛ Главного управления шоссейных дорог (ГУШОСДОР), где некомплект составлял 32%, ИТЛ Главгидростроя — 45,1%, ИТЛ Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) — 45,8% 18.

Крайне напряженная ситуация сложилась в строгорежимных особых лагерях, в которых содержались наиболее опасные государственные преступники. В этих ИТЛ некомплект превышал 29%.

Еще одной серьезной проблемой являлся значительный некомплект надзирателей-женщин, из-за чего в ряде женских лагерных подразделений ГУЛАГа обыски заключенных не проводились19.

Помимо значительного некомплекта надзор-состава, его качественный состав не соответствовал установленным требованиям. Руководство ГУЛАГа признавало, что в ряде исправительно-трудовых лагерей и колоний режимные подразделения укомплектованы в основном работниками, не имеющими необходимых практических навыков и не способных выполнять возложенные на них функции. Несмотря на это, спецподготовка и воспитательная работа с этой категорией работников проводились недостаточно20.

По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что в 1946—1950 гг. отмечается быстрый рост численности надзорсостава, обусловленный увеличением количества заключенных. На комплектование вакантных должностей отрицательно сказывалась непрестижность надзирательской службы, что вело к увеличению штатного некомплекта. Следствием значительного некомплекта режимных подразделений являлись ухудшение состояния режима содержания заключенных, рост пенитенциарной преступности, осложнение оперативной обстановки в исправительно-трудовых лагерях и колониях.

1 См.: Государственный архив Российский Федерации (ГА РФ). Ф. 9401. Оп. 1. Д. 3463. Л. 165.
2 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2516. Л. 13.
3 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2565. Л. 3.
4 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 601. л. 17, 74, 20, 14.
5 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 9. Д. 58. Л. 13.
6 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2535. Л. 29.
7 См.: ГА РФ. Ф. 9492. Оп.5. Д. 194. Л. 174.
8 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2535. Л. 28.
9 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2535. Л. 4.
10 См.: ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2519. Л. 77.
11 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2524. Л. 71.
12 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2535. Л. 5.
13 См.: История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: собр. док. в 7 т. Т. 2. Карательная система: структура и кадры / Отв. ред. и сост.: Н.В. Петров; отв. сост.: Н.И. Владимирцев. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 130.
14 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2535. Л. 70.
15 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2563. Л. 1.
16 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2532. Л. 31, 112.
17 См.: ГА РФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1172. Л. 103.
18 См.: ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2551. Л. 12, 16.
19 См.: ГА РФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1500. Л. 38.
20 См.: ГА РФ. Ф. 9407. Оп.1. Д. 1503. Л. 2.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

ГУЛАГ исправительно-трудовые лагеря и колонии заключенные НКВД–МВД СССР надзирательский состав режим содержания gulag correctional labor camps and colonies prisoners nkvd—mvd
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты