Спросить
Войти

Мезолит как исследовательская традиция. Часть 1. В поисках идентификации

Автор: указан в статье

Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2014. Т. 8. С. 15-30

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 902.6

Мезолит как исследовательская традиция. Часть 1. В поисках идентификации*

Н. Е. Бердникова

Иркутский государственный университет

Аннотация. Рассмотрены проблемы развития понятия «мезолит» и формирования мезолитического направления в отечественных археологических исследованиях. Прослежена их трансформация в рамках общей динамики научной рациональности (эволюционизм, неоэволюционизм) и в конкретных выражениях через традиции исследований, которые в отечественной археологии обозначены как стадиализм и конкретно-исторический подход.

Введение

Обращение вновь к так называемой мезолитической теме в изучении древних культур Байкальской Сибири связано не столько с потребностью момента в общем исследовательском контексте, сколько с внутренними посылками автора о необходимости осознании «мезолитической» ситуации в некоторой исторической ретроспективе. Она возникла в процессе изучения финальнопалеолитических (позднесартанских) комплексов Байкальской Сибири [Бердникова, 2012; Позднеледниковье и раннее ... , 2005].

Байкальская Сибирь, и прежде всего ее южная часть, Прибайкалье, в традиции исследования древних культур занимает свое определенное место. С той или иной территорией Сибири связаны довольно четко обозначенные археологические стереотипы или мифологемы. Например: Минусинская котловина - это прежде всего культуры бронзового и раннего железного веков; верхняя часть долины Енисея - позднепалеолитические афонтовская и коко-ревская культуры; Алтай - ранний палеолит, мустье, начальные этапы позднего палеолита, Homo sapiens altaiensis, пазырыкская культура; Якутия -позднепалеолитическая дюктайская культура и проблемы заселения Америки, ранний палеолит Диринг-Юряха и т. д. Для Байкальской Сибири имеется несколько таких мифологем/стереотипов: позднепалеолитические поселения Мальта и Буреть; многочисленные могильники и связанная с ними «классическая» схема развития культур неолита и бронзового века; относительно новая мифологема средненеолитического хиатуса (культурного перерыва) как

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 14-46-04136р сибирь а.

биосоциокультурного феномена; Шишкинские писаницы1 и, наконец, прибайкальский мезолит и связанные с ним культуры. Такие мифологемы, с одной стороны, выступают как определенный инструмент моделирования научной действительности [Шишова, 2002, с. 10] в системе интеграции результатов научных исследований для перехода их в знание, с другой стороны, вуалируют содержание и значение иных археологических контентов для этих территорий.

Неоднозначность и полисемантичность понятия «мифологема» в системе научных, в том числе и археологических, исследований является предметом отдельного рассмотрения. Настоящая статья посвящена только одной из упомянутых мифологем - «сибирскому и прибайкальскому мезолиту». Логика анализа потребовала изучения ее как в контексте общей проблематики мезолита, так и в рамках отечественных мезолитических исследований. Огромный массив информации обусловил разделение такого анализа на отдельные части. Первая часть посвящена рассмотрению развития понятия «мезолит» и формированию мезолитического направления в отечественных археологических исследованиях. Во второй части рассмотрены концепции сибирского и прибайкальского мезолита. В третьей части обсуждается современная «мезолитическая ситуация». Понимая всю многомерность и неоднозначность рассматриваемых проблем, автор не претендует на полноту их охвата, сознавая при этом дискуссионность высказанных суждений и положений.

Некоторые методологические основания

Обсуждение проблем мезолита в настоящей работе проводится с позиций теории традиций исследования Л. Лаудана, в которой соединены концепции парадигм Т. Куна и научно-исследовательских программ И. Лакатоса [Косарева, Али-Заде, 1986; Реале, Антисери, 1997, с. 686-687; Лаудан]. По Л. Лаудану, исследовательская традиция имеет «набор общих положений, относящихся к существу процессов, представленных в данной области изучения, а также методы, рекомендуемые к использованию для исследования проблем и создания теорий» [Реале, Антисери, 1997, с. 687]. Каждая исследовательская традиция характеризуется своими метаособенностями, имеет определенный набор теоретических построений и в своем развитии проходит довольно длительный путь, в процессе которого идет построение «разнообразных детализирующих (нередко взаимопротиворечащих) формулировок» [Там же, с. 686]. Они меняют свой облик во времени, место в иерархии, аксиологическую значимость. Исследовательские традиции отличает проблемная ориентированность научных изысканий. Поиск, формирование и выбор наиболее предпочтительных исследовательских традиций определяются тем, какая из них наиболее адекватно решает наибольшее количество проблем [Косарева, Али-Заде, 1986; Реале, Антисери, 1997, с. 686-687].

1 Этот археологический стереотип Прибайкалья определяет один из основных принципов охраны археологического наследия Иркутской области - использование археологических объектов через их музеефикацию, т. е. создание музеев на Мальтинском поселении, ранненеолити-ческом китойском могильнике Локомотив и на Шишкинских писаницах.

Но выбор и предпочтение тех или иных традиций происходит в русле более крупных философских и метанаучных построений - в рамках общенаучных парадигм [Кун, 2003]. Разделение научной рациональности на классический, неклассический и постнеклассический типы и стадии развития [Проблема научной рациональности ...] соотносится с определенными парадигмами, в рамках которых формируются различные исследовательские традиции как конкретные их выражения для определенных наук, научных сообществ. Классический тип научной рациональности соотносят с эволюционизмом; неклассический тип - с неоэволюционизмом, с ранними формами постмодернистских концепций; постнеклассическая стадия характеризуется расцветом постмодернизма и синергетической концепцией. Формирование эволюционизма в классическом его варианте (модерн) связывают с XIX в. Неклассический тип начал формироваться в первой половине XX в. и в конце ХХ - начале XXI в. оформился в постнеклассический - постмодернистский тип научной рациональности.

В основе эволюционизма находятся градуалистические принципы, которые обуславливали доминирование представлений о постепенности и прогрессивной направленности изменений. Существует единый общий закон развития природы, который определяет прогресс как трансформацию от простейших до высших форм через определенные стадии этого развития. Различают несколько групп эволюционистских концепций [Колчинский, 2002]: 1) катастрофизм (неокатастрофизм); 2) мутационизм; 3) ламаркизм; 4) синтетическая теория эволюции, для выделения которых К. М. Завадский предложил десять признаков. Формирование этих воззрений происходило практически одновременно, только в разные этапы развития эволюционизма преобладала та или иная концепция. В рамках ламаркизма считалось, что эволюционное развитие идет автономно от среды (источником развития являлись эндогенные факторы), непрерывно и постепенно, строго равномерно. Дарвинизм (мутационизм) же предполагает, что изменения (естественный отбор) обусловливаются адаптацией к внешним условиям среды, т. е. источником развития являются экзогенные факторы, приводящие к эндогенным изменениям. При этом в разных условиях среды могут быть разные темпы эволюционного развития, т. е. проявляется неравномерность этого развития. С точки зрения катастрофизма развитие не является постепенным непрерывным процессом. В нем возможны скачки, резкие изменения, революции, обусловленные различными, прежде всего экзогенными, факторами.

Для классической науки характерны редукция, интерес к выявлению общих закономерностей и установлению прямых, жестко обусловленных причинно-следственных связей. Переход к вероятностному видению мира неклассической науки способствовал формированию системных концепций, постмодернистских тенденций, выделению разных эволюционных уровней, повышению интереса к отдельным, даже единичным явлениям. Для постне-классической науки характерны, с одной стороны, исследования неравновесных саморазвивающихся систем, междисциплинарность с тенденцией перехода в трансдисциплинарность, с другой стороны - повышенное внимание к выявлению уникальности, особенностей, разнообразия, сосуществование различных исследовательских традиций.

Мезолит в системе динамики научной рациональности

Понятие «мезолит» и трансформации его содержания в данном разделе рассмотрены в рамках классического эволюционизма и неоэволюционизма. Постнеклассическая современная ситуация этой проблемы будет проанализирована в дальнейшем.

В исследованиях человеческого общества с легкой руки Г. Спенсера в классический период эволюционизма господствовала теория непрерывной культурной эволюции [Добролюбская, 2002], аналогичная теории биологической эволюции в ламаркистском варианте, в рамках которой развитие человеческих сообществ рассматривалось как однолинейный процесс от простого к сложному [Лебедев, 1992, с. 117-125]. Все социокультурные сообщества проходили одинаковый путь, и такое развитие рассматривалось в рамках бинарной оппозиции прогресс - регресс. Основным методом исследования археологии классического (модернистского) периода стал эволюционный типологический метод, применение которого позволяло проследить непрерывные эволюционные изменения материальной культуры, которые происходили, как и в биологии, «путем целесообразного отбора в процессе общественно-производственной жизни тех или иных социальных организмов прошлого» [Добролюбская, 2002], т. е. в результате эндогенных причин.

Мезолит как закономерный этап в рамках классической эволюционистской схемы археологической периодизации был выделен несколько позже, чем палеолит и неолит. Существуют разные точки зрения на то, когда и кем был выделен мезолит. Почти сразу же после разделения Леббоком в 1865 г. каменного века на палеолит и неолит, в 1866 г. ирландцем Уэстропом был выделен мезолит [Клейн, 2000]. Или же это шведский ученый Торрел в конце 1870-х гг. назвал эпоху перехода от палеолита к неолиту мезолитом, или средним каменным веком [Монгайт, 1973, с. 172]? Или М. Ребу в 1873 г. предложил назвать переходный период от палеолита к неолиту мезолитом [О мезолите . , 2000, с. 70]? Или это сделал А. Карлайл в конце 1870-х гг. [Лынша, 1980], или Аллан Броун в 1893 г. [Археология СССР. Мезолит ... , 1989, с. 5]? Или Г. Мортилье выделил тарденуазскую эпоху как переходную от палеолита к неолиту [Лебедев, 1992, с. 115]?

Независимо от времени определения понятия «мезолит», внутри эволюционистской археологической периодизации он выступал как один из равноценных этапов развития древних культур, который, с одной стороны, заполнил хиатус между палеолитом и неолитом, с другой стороны, явился промежуточным, переходным этапом в развитии древних культур [Ефименко, 1938; Клейн, 2000; Вт^эМ, 1968]. Он отличался от предыдущих и последующих прежде всего артефактуальным набором; наиболее характерным являлось наличие геометрических микролитов, а также наконечников стрел, костяных гарпунов, появление которых обусловлено переменами в системе хозяйствования, связанными с климатическими изменениями.

Общая ситуация развития научной рациональности, прежде всего в области точных и естественных наук, в которых переход к неклассическим исследовательским традициям произошел в первой половине ХХ в., и проблем-ность в объяснении расширяющейся фактуальной базы в области изучения человеческих сообществ с точки зрения классического эволюционизма привели к формированию неоэволюционистских концепций как в культурологии, культурной антропологии, так и в археологии. Их бурное появление после Второй мировой войны было связано прежде всего с именами Л. Уайта и Д. Стюарта, немаловажное влияние на которых оказали концепции В. Г. Чайлда [Лынша, 2001; Теория и методология ... , 2014, с. 90-106]. В рамках этих построений культура определялась как способ адаптации к окружающей среде, а ее эволюция является многолинейной и обусловлена скачками или революциями.

В археологию неоэволюционистские концепции были введены Л. Бинфордом, когда он опубликовал свою статью «Археология как антропология» [Binford, 1962], которая положила началу «новой археологии» [Клейн, 2009]. Ее развитие в мировой археологической практике сформировало многомерное исследовательское поле в изучении древних культур голоцена (в российской вариации - культур мезолита и неолита), которое определяется как исследования охотников-собирателей (Hunter-Gatherers or forager Society). Определенной точкой отсчета в исследованиях охотников-собирателей можно считать симпозиум «Man the Hunter», проведенный в 1966 г. в Чикаго. Он имел культурно-антропологическую направленность и был посвящен оценке этнографических исследований традиционных культур охотников-собирателей. В рамках симпозиума были выработаны основные понятия в исследованиях обществ охотников-собирателей, определены базовые направления их изучения [Man the Hunter ... , 1968].

Основным постулатом в изучении обществ охотников-собирателей определено, что их большая вариабельность зависит от климатических условий территории обитания. Природное окружение формирует определенные системы управления и использования ресурсов и окружающей среды как адаптационный отклик, влияет на структуры питания, здоровье, продолжительность жизни, на социальные и гендерные отношения, на развитие технологий, определяет формы социальных структур [Cambridge Encyclopedia ... , 2005; The Oxford Handbook ... , 2014].

В более расширенном варианте концепции исследований Hunter-Gatherers or forager Society построены на следующих положениях: 1) культура - это внегенетические средства приспособления индивидов и групп внутри экологических ценозов [Binford, 1968]2; 2) культурные изменения связаны с изменениями адаптивных стратегий, обусловленных прежде всего изменениями внешней среды (климат, ландшафты, ресурсы и т. д.); 3) адаптация всегда являлась результатом выхода из равновесия в местной экосистеме [Binford, 1968], отсюда возможности мультилинеарного развития, «выпадения» тех или иных стадий развития; 4) достаточно длительный временной промежуток, в течение которого сохраняется равновесие культурной системы

2 Проблему культуры как адаптационной системы в это время в СССР разрабатывал Э. С. Мар-карян [1969, 1972, 1973, 1983].

и происходят эволюционные изменения в соответствии с макроэволюцион-ным ходом развития культур, может быть определен как стадия, этап и соотнесен с археологической периодизационной шкалой; 5) между стадиями, этапами, периодами существуют переходы, которые определяются по изменениям, захватывающим все части и элементы культурной системы; 6) переходы могут быть внезапными, скачкообразными («неолитическая» и «городская» революции В. Г. Чайлда) или постепенными (так называемые переходные периоды); 7) скачкообразные, резкие переходы могут быть обусловлены «драматическими» [ВтйоМ, 1968] и/или катастрофическими изменениями природной среды, или внутренними причинами внезапного нарушения равновесия социума.

Становление неоэволюционистских подходов в смысловом поле их идентификации в рамках эволюционизма обуславливало разные точки зрения на содержание и значение мезолита. Например, мезолит есть продолжение палеолитического способа жизни, или же мезолит с его микролитами и утерей графического искусства являет собой разрыв исторической непрерывности [ВтйоМ, 1968].

Но доминанта неоэволюционизма окончательно сформировала понимание, что изменения в культурных остатках в начале голоцена произошли в результате изменения экологической обстановки, т. е. это «адаптация к ухудшившимся климатическим и другим природным условиям» [Клейн, 2000]. Основные признаки такой адаптации описаны в обзоре Л. Бинфорда [1968], где суммированы отличия палеолита от мезолита с точки зрения, как характеризовал Л. Бинфорд, экологического детерминизма:

1. Климатические изменения, сопровождающиеся сменой ландшафтов и фауны, привели к демографическому спаду и развалу верхнепалеолитических культур.
2. Произошли изменения в форме и наборе орудий - появились геометрические микролиты, лук и стрелы.
3. Формируется большое разнообразие культур со своими реакциями на местные условия (культурное разнообразие на границе плейстоцена - голоцена некоторые исследователи обозначают как «голоценовый взрыв» [01аеоЬЬе].
4. Произошли изменения в эксплуатации пищевых ресурсов: активно использовались акваресурсы - появились новые виды хозяйствования, такие как рыболовство, морской промысел; охотничий промысел расширяется за счет охоты на мелкую дичь, птицу.
5. Селекция или доместикация растений и животных, появившиеся в это время в отдельных районах Азии, и связанные с ними поселения-протогорода есть результат местных адаптаций.
6. По сравнению с палеолитом мезолит представляет культурное вырождение в связи с утерей графического искусства, а также в связи с меньшим социальным престижем рыболовства по сравнению с охотой на северного оленя.
7. Ухудшение климата провоцировало в эпоху мезолита миграции населения и формирование новых общественных контактов; некоторые исследователи указывали, что быстрая диффузия культурных элементов является характерной чертой культур начала постплейстоцена.

Таким образом, в рамках неоэволюционизма сущность и содержание мезолита в археологической литературе определены следующими основными позициями:

1. К мезолиту3 были отнесены культуры раннего голоцена (или начала постплейстоцена), в основе экономики которых лежал так называемый присваивающий тип хозяйства, т. е. охота, рыболовство, собирательство; культуры этого возраста с так называемым производящим типом хозяйства (земледелие и отчасти скотоводство) обозначались как культуры более «прогрессивного» этапа развития - неолита (докерамический неолит).
2. Считается, что переход к мезолиту с его присваивающим типом хозяйства происходил постепенно, плавно, в ряде случаев можно проследить палеолитические корни мезолитических культур. Переход же к докерамиче-скому неолиту с производящим типом хозяйства представлялся внезапным, скачкообразным и обозначен как «неолитическая революция».
3. Мезолитические культуры есть реакция на ухудшение природной обстановки, которая привела к некоторой культурной деградации, а также к изменениям в эксплуатации, в первую очередь, пищевых ресурсов. Это привело к изменениям в орудийном наборе - микролитизация, появление новых форм орудий - лука, стрел, рыболовных принадлежностей.

Мезолит в отечественной археологии. В поисках идентификации

В отечественной (российской, а до 1991 г. - советской) археологии до 1950-х гг. так называемой мезолитической проблемы практически не существовало, т. е. не дискутировались проблемы выделения мезолита как особого периода, признаков мезолитических культур, причины появления мезолитических особенностей в культурах. Переходный, промежуточный этап от палеолита к неолиту воспринимался как существующая данность [Равдоникас, 1939, с. 251-252]. Поэтому зачастую шел процесс соотнесения тех или иных культур с азильской, свидерской, тарденуазской стадиями европейской шкалы [Дебец, 1936; Воеводский, 1934, 1940; Ефименко, 1938], поскольку именно эта синстадиальность и синхронизация являлись основой для определения места культур в общей тенденции развития.

Эта ситуация была обусловлена прежде всего господствующей с конца 1920-х гг. в отечественной археологии исследовательской традицией стадиа-лизма [Лебедев, 1992, с. 428-432]. Она сформировалась на основе марксизма, а базой явилась «яфетическая теория» Марра [Клейн, 1993, с. 21]. Эту традицию, с одной стороны, можно определить как наиболее рафинированное выражение классического эволюционизма, в рамках которого развитие культур

3 Следует отметить, что традиционное следование эволюционистской археологической периодизации и выделение мезолита как отдельного периода в развитии древних культур характерны для европейской археологической традиции, к которой можно отнести и российскую археологию.

рассматривается как гомотаксиальный процесс, т. е. культуры, находившиеся на близких или сопоставимых уровнях развития, имели сходные экономические, политические и социальные институты [Добролюбская, 2002] и основными факторами их развития являлись автохтонность и синстадиальность; с другой стороны - как основу для дальнейшего развития неоэволюционистских построений: комплексный подход в исследованиях, социокультурные и экономические реконструктивные построения, концепция скачков или революций [Лебедев, 1992, с. 428-432; Свешникова, 2006].

В рамках стадиальной традиции археологическая периодизация имела подчиненное положение и соотносилась с основной периодизацией первобытной истории - стадиями развития общества по Моргану - Энгельсу. Мезолит в такой системе синхронизировался с высшей ступенью дикости [Свешникова, 2006, с. 73-74] или с завершающей стадией «тотемического» общества в процессе его перехода к «анимистическому» или родовому обществу и отражал революционную ломку развития древних обществ [Толстов, 1931]. Концептуально сущность мезолита выражена в «отрицании верхнепалеолитического общества» [Там же, с. 90]. Характерным для мезолита является «резкая дифференциация культурных типов», которая происходит по «узким экологическим ярусам» [Там же, с 98], т. е. природные условия влияют на темпы развития, обуславливая различные способы производства. Индустрии формируются в двух руслах - микро- и макролитическом.

В такой ситуации было не особенно важным археологическое обозначение этого этапа - эпипалеолит или мезолит, поскольку фактически они являлись равнозначными эквивалентами одной и той же стадии развития, хотя первый термин был более употребителен [Ефименко, 1938; Воеводский, 1934, 1940; Равдоникас, 1939; Рудиньский, 1928]. Как отметил П. П. Ефименко в 3-м издании «Первобытного общества», «термин мезолит (мезолитическое время) в первобытной археологии Европы является по существу почти равнозначным с термином эпипалеолит» [Ефименко, 1953, с. 637].

Точку отсчета в изучении мезолита как полноправного археологического периода развития древних культур в отечественной археологии связывают с публикацией посмертной статьи М. В. Воеводского «Мезолитические культуры Восточной Европы» [1950]. В этой работе появляются понятия «культурная область», «мезолитические культуры». К сожалению, так и не была опубликована рукопись монографии М. В. Воеводского «Палеолит и мезолит СССР», о которой упоминала М. Е. Фосс в некрологе М. В. Воеводскому [Фосс, 1949, с. 105]. Можно только предположить, что в монографии идеи М. В. Воеводского были детально обоснованы, поскольку они, в какой-то мере, являлись отражением формирования новых тенденций в отечественной традиции археологических исследований, которые были озвучены А. Н. Ро-гачевым как конкретно-исторический подход [Васильев, 2008, с. 98-129; Свешникова, 2006, с. 75]. В нем, как представлялось, отражалось отрицание стадиализма. Основным положением этого подхода или новой исследовательской традиции было признание существования разных культур, для которых может отсутствовать синстадиальность и синхронность. Тем самым была

принята, в общем-то, неоэволюционистская многолинейность развития древних сообществ, в реализации которой автохтонные и миграционные факторы выступали равноценными.

Продолжателем идей и подходов М. В. Воеводского в 1950-е гг. в какой-то мере выступил А. А. Формозов [Воеводский, Формозов, 1950; Формозов 1953, 1954, 1954а, 1959а], когда он опубликовал серию работ по мезолиту, в том числе монографию «Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке» [1959б]. Отдельная глава в последней книге посвящена мезолиту, где устанавливается многообразие - «мозаика» [Там же, с. 81] мезолитических культур в рамках трех культурных общностей.

Осознание проблем мезолита как особого этапа развития древних культур в отечественной археологии в 1950-е гг. было в какой-то мере спровоцировано формированием неоэволюционистских концепций в западной антропологии с их многолинейностью, астадиальностью, асинхронностью, скачками в развитии, а также вызвано результатами работ в Передней Азии и открытием культур так называемого докерамического неолита с его производящим типом хозяйства и идеями В. Г. Чайлда о «революциях» в развитии древних культур [Лынша, 2001]. Оно же и выражало общие тенденции необходимости упорядочения понятийно-терминологического аппарата и, возможно, имплицитной потребности отрицания стадиализма.

Это способствовало тому, что со второй половины 1950-х - начала 1960-х гг. в советской археологии, если можно так выразиться, начался «мезолитический бум». Ситуацию, которая сложилась к этому времени с изучением мезолитических культур, охарактеризовал А. Я. Брюсов в статье «Мезолитическая неурядица» [1962]. В ней он отмечает наличие довольно большого пробела в изучении финальноплейстоценовых и постплейстоценовых культур на территории СССР.

В 1962 г. состоялось совещание, на котором впервые детально обсуждались проблемы мезолита. Результаты совещания опубликованы в 1966 г. в специальном выпуске серии «Материалов и исследований по археологии СССР» (МИА) [У истоков древних культур ... , 1966]. На совещании четко размежевались взгляды на постплейстоценовые культуры. Одни исследователи не видели необходимости в выделении мезолита как отдельного периода и предлагали использовать вместо термина «мезолит» термины «эпипалеолит», «голоценовый палеолит» [см. подробнее: Формозов, 1970]. Другие считали, что выделение мезолита как отдельного, особенного периода в развитии древних культур достаточно правомерно. Дискуссии о содержании мезолита и его хронологических рамках есть выражение разных эволюционистских подходов, направлений, концепций. Тем не менее основным результатом этого совещания было признание существования мезолита как полноправного периода в развитии культур древних сообществ. Причины появления и критерии выделения мезолита в какой-то мере являлись продолжением стадиа-листской традиции исследований [Равдоникас, 1939]. Например, появление мезолитических культур было обусловлено «резкими геологическими изменениями» [У истоков древних культур ... , 1966, с. 5] на рубеже плейстоцена

и голоцена, которые привели к появлению новых форм хозяйств и типов ин-дустрий. Но в новой концепции важными факторами развития культур этого периода являются миграции - появление возможностей для освоения новых территорий и конкретные локальные адаптации, где новые формы хозяйств и типов индустрий соответствуют определенным природным условиям, что создавало «предпосылки своеобразного пути развития отдельных племен» [Там же].

Помимо противостояния мезолитических и антимезолитических взглядов сформировались и разные подходы к пониманию мезолита. Их можно разделить на две большие группы в соответствии с подходами к периодизации, предложенными Г. Мюллером-Карпе [Клейн, 2000]. Первый подход назван изофеноменологическим, поскольку его использование предполагает объединение явлений одного культурного порядка. Второй подход - изохро-нологическим, где объединяются явления, имеющие одинаковый возраст, -синхронные.

Изофеноменологические подходы в выделении мезолита можно разделить на два блока. Один из них был назван историческим [Формозов, 1970, с. 10] или культурно-историческим [Археология СССР. Мезолит ... , 1989, с. 6]. Как писал А. А. Формозов, археологическая «периодизация отражает не только типологическую эволюцию орудий., но и изменения в формах хозяйства, социального строя и т. п. Значит, это - периодизация историческая, а не формально-типологическая» [Формозов, 1970, с. 10]. Хотя он и отмечает, что нет полного соответствия типологических и социологических изменений, поскольку материальная культура отражает эволюцию хозяйства и общества с некоторым запозданием. Второй блок составляют подходы, которые можно определить как «технологические». Эти подходы стоят за «чистоту» археологической периодизации, в основу которой, как и в классической периодизации Томсена, должны быть положены только технологические критерии [Вишняцкий, 1989; Лынша, 1978, 1980, 1991; Питулько, 1998]. Более детально они будут рассмотрены в других разделах.

Изохронологический подход часто называют хронологическим [Археология СССР. Мезолит ... , 1989, с. 6]. При этом подходе мезолит жестко привязывается к определенным климато-стратиграфическим временным рамкам: «Важнейшие переломы в развитии природной среды голоцена близко совпадают с основными этапами мезо- и неолитической истории Европы, проявляясь в первую очередь в изменении хозяйственной деятельности первобытных племен» [Долуханов, Хотинский, 1974, с. 213]. Начало мезолита синхронизируют с одним из основных рубежей голоцена - позднепослеледниковой границей около 10 тыс. л. н., когда в результате потепления климата в большинстве районов Европы происходили резкая деградация перигляциального комплекса и консолидация основных ландшафтных зон. С точки зрения хронологического подхода мезолит рассматривается как переходный период, во время которого происходило приспособление человека к более дифференцированной структуре природных ландшафтов [Там же, 1974, с. 211-212].

Первое мезолитическое совещание фактически обосновало и утвердило мезолит как закономерный этап в развитии древних культур во всем их социокультурном и адаптационном разнообразии. Второе совещание, материалы которого опубликованы также в отдельном сборнике [Памятники эпохи мезолита ... , 1977], состоялось в Ленинграде в декабре 1974 г. В рамках его мезолит априорно рассматривался как отдельный, самостоятельный этап археологической периодизации, поэтому уже не возникало дискуссий о проблемах и возможности его выделения, а были подведены итоги изучению мезолитических культур на территории СССР. Как отмечено в предисловии к сборнику, помимо рассмотрения традиционных вопросов мезолита «о сущности и хронологических рамках мезолитической эпохи, взаимоотношении человека и среды, установлении причин, вызывающих различия мезолитических индустрий», необходимо основное внимание уделять типологии индуст-рий мезолитических культур [Там же, 1977, с. 3].

Повышение интереса в советской археологии к мезолитической проблеме в 1950-1960-х гг. сыграло положительную роль, поскольку в 1960-1980-е гг. интенсифицировались исследования археологических объектов и культур финала плейстоцена - раннего голоцена. В этот период опубликовано большое количество работ по различным проблемам мезолита, в том числе и ряд монографий по мезолиту и мезолитическим культурам различных территорий Советского Союза. Результаты многочисленных исследований по состоянию на 1985 г. обобщены в томе «Мезолит» многотомной серии «Археология СССР» [1989], в котором как бы подведены итоги неоэволюционистской конкретно-исторической традиции исследований мезолита. В этой работе представлена превалирующая в советской археологии точка зрения на мезолит, выраженная одним из ведущих в то время российских исследователей мезолита Л. В. Кольцовым. Он пишет, что правильным было бы объединение культурно-исторического и хронологического подходов в определении мезолита, и предлагает следующее определение мезолита: «Мезолит - это ранне-голоценовая эпоха каменного века, характеризующаяся особыми чертами адаптации человека к природной среде, определяющимися всесторонним и дифференцированным развитием присваивающего хозяйства, которое выражается в наибольшем развитии микролитизации в каменном инвентаре, усовершенствовании экономики применительно к способам присваивающего хозяйства, создающем предпосылки для получения впоследствии избыточного продукта, дроблением социальных коллективов при подвижном образе жизни» [Археология СССР. Мезолит ... , 1989, с. 6].

Заключение

Проведенный анализ мезолитической проблемы в советской археологии показал, что поиск идентификации сущности мезолита происходил в рамках двух вроде бы разных исследовательских установок, обозначенных в российской историографической практике как стадиализм и конкретно-исторический подход, а нами определенных как исследовательские традиции. Фактически же раскрытие понятия «мезолит» проведено по практически идентичным характеристикам. Это хорошо видно в сравнительной таблице.

Таблица

Сравнительные характеристики мезолита в рамках разных традиций исследований

в отечественной археологии

Характеристика мезолита

Эволюционизм: стадиалистская традиция исследований [Ефименко, 1938, с. 593-636; Равдоникас, 1939 с. 249-272; Свешникова, 2006; с. 74; Толстов, 1931]

Неоэволюционизм: конкретно-историческая традиция исследований [Археология СССР.

Мезолит ... , 1989, с. 5-6; У истоков древних культур ... , 1966, с. 5-8]

1. Причины появления

Адаптация к климатическим изменениям на рубеже плейстоцена -голоцена_

Адаптация к резким климатическим изменениям на рубеже плейстоцена - голоцена

2. Сущность

Промежуточный, переходный этап между палеолитом и неолитом

Промежуточное положение между палеолитом и неолитом

3. Материальная культура

Появление лука, стрел, гарпунов. Сочетание микролитического и макролитического типов индустрий. Геометрические микролиты, вкла-дышевые и рубящие орудия

Гальки с узорами (типа чуринг). Стилизованный характер наскальных изображений.

Небольшие стоянки-стойбища малых групп охотников-собирателей; кратковременные жилища типа шалашей

Появление лука. Сочетание микролитического и макролитического типов индустрий.

Развитие производства призматических пластин, включая микропластины, орудий на них, микролитов, микрорезцов, наконечников, рубящих орудий. Распространение шлифовки, сверления, пиления. Костяная индустрия; гарпуны, наконечники, вкладышевые обоймы, кинжалы, ножи, топоры и тесла, муфты.

Лодки, сети, верши. Схематизм наскальных рисунков, геометрические узоры, мелкая ан-тропо- и зооморфная пластика.

Временные сезонные поселения, временные постройки: чум, шалаш

5. Особенности социальных форм

Матриархальный родовой строй или переход к родовой общине. Семейные общины. Небольшие производственные общины подвижных охотников. Появление родовых кладбищ_

Переход от родовой к семейной общине, рост населения, дробление крупных социальных единиц. Дробные социальные коллективы, подвижный образ жизни

6. Хронология

Начало голоцена

Раннеголоценовый возраст большинства мезолитических культур

7. Историко-культурные особенности

Соответствует стадии дикости, ее заключительной высшей ступени. Культурная дифференциация по «экологическим ярусам». Авто-хтонность, синстадиальность в развитии культур

Культурное разнообразие, выраженное в большом количестве археологических культур. Их социокультурные особенности обусловлены занимаемой экологической нишей. Миграции и автохтонность, темпоральная дифференция культурного развития_

Окончание табл.

4. Основные Охота на нестадных животных. Охота: объекты охоты зависят от

экономические экологической ниши, специальная

признаки охота на птиц.

Рыболовство. Целенаправленное рыболовство.

Усложненное собирательство. Усложненное собирательство в зависимости от экологической ниши.

Первая доместикация - одомашни- Первая доместикация - приручение

вание собак собак

Различия между этими традициями исследования заключаются в том, что в неоэволюционистской концепции признавались роль миграционных факторов и наличие некоторой темпоральной дифференциации в развитии мезолитических культур. Но все же с каждой традицией исследований связана определенная мифологема мезолита. В эволюционистской, стадиалист-ской, концепции мезолит отождествляется прежде всего с микролитизацией в виде геометрических форм; в неоэволюционистской, конкретно-исторической, концепции главным постулатом мезолита является смена объект

МЕЗОЛИТ mesolithic ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ traditions research ЭВОЛЮЦИОНИЗМ evolutionism НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ СТАДИАЛИЗМ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД stadializm specifically historical approach
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты