Спросить
Войти

Ахмед Ибрагимович османов - личность нравственная и интеллектуальная

Автор: указан в статье

СЛОВО ОБ УЧЕНОМ

УДК 1

В.Х. Акаев

АХМЕД ИБРАГИМОВИЧ ОСМАНОВ - ЛИЧНОСТЬ НРАВСТВЕННАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

В статье отражена практическая, научная и научно-организационная деятельность известного российского ученого, члена-корреспондента РАН А.И. Османова. Его интеллектуальная деятельность посвящена исследованию сложных экономических, социально-политических, культурных процессов, происходивших в советском Дагестане. Отмечена высокая оценка, данная его научным исследованиям Российской академией наук. Сочетание высокой нравственной культуры с научным творчеством снискали ему заслуженный авторитет среди ученых Северного Кавказа и в России в целом. Ключевые слова: детские годы, депортация, обучение в вузе, история Дагестана, научно-организаторская работа, нравственная культура, развитие промышленности, колхозное строительство, население и демографическая ситуации в Дагестане.

V. Akayev

A AHMED IBRAGIMOVICH OSMANOV - MORAL AND INTELLECTUAL PERSON

The article reflects the practical, scientific and scientific-organizational activity of the famous Russian scientist, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, A.I. Osmanova. His intellectual activity is devoted to the investigation of complex economic, social, political and cultural processes that took place in the Soviet Dagestan. The high rating given his research of the Russian Academy of Sciences. The combination of high moral culture with scientific work droops his authority among scholars of the North Caucasus and in Russia as a whole.

В.Х. Акаев

V. Akayev

Doctor of Philosophy, Chief Scientific Officer of the Integrated Research Institute of the name Kh.I. Ibragimov RAS. E-mail: akaiev@mail.ru

Доктор философских наук, главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН.

E-mail: akaiev@mail.ru

© Акаев В.Х., 2013

© Akayev V., 2013

Писать о коллеге, друге нелегко, ответственно, да и не принято у нас на Кавказе обстоятельно обсуждать эту тему. Но в жизни наступают моменты, когда все-таки нужно решиться на такой шаг и сказать точно, емко, душевно то, что ты думаешь о друге, о брате. Здесь нужно выразить и свои чувства, отметить факторы, благодаря которым много лет длится дружба.

Эти мысли появились, когда мне Абдула Бугаев предложил написать статью о лауреате приза «Серебряная сова» Интеллектуального центра Чеченской Республики (председатель - проф. Б. Хасбулатов) Ахмеде Ибрагимовиче Османове, докторе исторических наук, профессоре, члене-корреспонденте РАН. С ним меня связывают многолетние дружеские, братские отношения и плодотворные научные контакты. Добрые отношения сложились и с его прекрасной и гостеприимной семьей, где я всегда являюсь желанным гостем. Его супруга Рая, сын Ибрагим, сноха Аида - добрые, отзывчивые люди, всегда принимающие меня как своего близкого родственника.

Не могу не порадоваться тому, что у моего друга Ибрагима растет внучка-красавица Халимат, названная в честь его матери, чеченки из тай-па «зандакх». Халимат - студентка третьего курса медфака, выбрала профессию своей матери Аиды, прекрасного врача. Радует своего деда и внук Ислам. Его бабушка Рая о своем внуке мне как бы в шутку говорит: «Ва-хит, у Ислама характер чеченский, он такой подвижный, энергичный и танцует, исполняя чеченские движения. Думаю, что в его характере доминируют чеченские гены». Ислам радует деда: хорошо учится в школе, его хобби - футбол, он играет в футбольной команде «Академия», где собраны талантливые юноши всего Дагестана. Ахмед часто ходит на матчи, где играет его талантливый внук.

Две дочери Ахмеда получили высшее образование, воспитывают прекрасных детей, являются достойными дочерями народов Дагестана, а в целом нашей общей родины.

Жизнь Ахмеда Османова не была гладкой, он рано лишился отца, погибшего в войне с фашистами. На всю жизнь он сохранил в памяти образ уходящего на фронт отца. В одном из своих интервью, вспоминая своего отца, Ахмед говорит: «Я был маленьким мальчишкой, когда отец уходил на фронт. Он простился со своей матерью, крепко обнял ее, взглянул

на жену и пошел, а я стоял тут же, рядом. Прошел несколько шагов, обернулся, посмотрел на меня долгим, пронизывающим, пристальным взглядом и быстро ушел. Я не знал, я не мог знать о том, что отец так, молча, прощается со мной! Прощался навсегда: я не осознавал, что отец уходит навсегда! Если бы мог вернуть время вспять, я несомненно побежал бы за ним, бросился бы на шею и крепко-крепко обнял бы его» [1]. Таковы экзистенциальные переживания, думы моего друга, вспомнившего своего отца, уходящего на войну с фашистами.

В феврале 1944 г. были сосланы родственники Халимат, матери Ахмеда. Факт депортации чеченцев он вспоминает так: «с мальчишками я катался на санях в с. Герменчук Бабаюртовского района и вдруг увидел, как на машине повезли людей, а среди них были мои дяди, братья моей матери, они махали мне руками. Так они прощались со своим племянником. Я побежал за ними».

Чуть позже вместе с матерью он отправился в Киргизию, куда были сосланы родственники. Жил у них, ходил в школу, дружил с чеченскими, киргизскими детьми. Когда ему исполнилось 16 лет, дяди попросили его, чтобы он вместе со своей матерью вернулся в Дагестан.

Вернувшись на родине, он оканчивает школу в Бабаюртовском районе, а в 1958 г. поступает на исторический факультет ДГУ. Его трудовая деятельность началась с должности научного сотрудника в Дагестанском филиале Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Организаторские способности, теоретическая подготовка послужили тому, что его выдвинули на комсомольскую работу, а затем и избрали первым секретарем Дагестанского обкома ВЛКСМ. В 1966 г. в Москве оканчивает Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

Стремление к научному познанию, желание быть в большой науке победили в нем партийно-политического деятеля. Поэтапно начинается его научное восхождение от младшего, старшего научного сотрудника до заместителя директора по науке Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала Академии наук СССР. В 1969 г. защищает кандидатскую, а в 1980 г. - докторскую диссертацию по отечественной истории, в которой подверг детальному анализу новую экономическую политику в национальных районах Северного Кавказа.

В 1992 г. Ахмеда Ибрагимовича избирают директором Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. За достижения в области исследования истории народов Дагестана и Северного Кавказа ему в 1992 г. присуждают звание «Заслуженный деятель науки РД», а в 1999 г. - звание «Залуженный деятель науки РФ». Его творческий путь, организаторские способности отмечены орденом Дружбы, различными медалями и грамотами, в том числе почетной грамотой Президента Чеченской Республики и Парламента Чеченской Республики

за развитие исторической науки в ЧР и подготовку высококвалифицированных кадров. Директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Ахмед Ибрагимович Османов включен во вторую часть энциклопедии «Лучшие люди России».

В начале 1995 г. Ахмед Ибрагимович принял меня на должность старшего научного сотрудника в отдел востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Старшим сотрудником в этот институт был принят и к.и.н. М.Х. Багаев. Работая на этой должности, мы сблизились со многими учеными Дагестана, например, с Г.Г. Гамзатовым, А.Р. Шихсаидовым, М.А. Агларовым, Р. Сефербековым, М. Гасановым, О.М. Давудовым, М. Магемедхановым, Х. Кагагасановым, М. Гаджиевым, ныне заместителем председателя президиума ДНЦ РАН, и др.

Через Ахмеда Османова, Амри Шихсаидова, доктора исторических наук, известного отечественного востоковеда, я знакомился с ректорами вузов, министрами образования, культуры и другими руководителями Дагестана. Такое общение с крупными учеными, политической элитой республики формировали во мне новое понимание культуры межнационального общения, вырабатывали более вдумчивый взгляд на этнокультурные, этноконфес-сиональные проблемы, ежедневно возникавшие в Дагестане, Чечне и в целом регионе. И этот опыт требовал основательного теоретического осмысления. Именно тогда, находясь в Дагестане, у меня зародилась идея написания работы, отражающей религиозно-политическую ситуацию в регионе. В 1999 г. такая работа небольшого объема под названием «Суфизм и ваххабизм. Конфронтация или компромисс?» была мною написана и при поддержке А.И. Османова издана под грифом возглавляемого им научного учреждения.

Хочу отметить, что имел возможность работать в библиотеке и рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Извлеченные материалы я использовал при написании докторской диссертации, а также в различных научных публикациях, а иные до сих пор не введены в научный оборот. С благодарностью вспоминаю сотрудников этого отдела, помогавших мне в подборе нужных материалов. Я подружился с заведующим отделом рукописей - Амирханом Исаевым, прекрасным человеком, оригинальным исследователем, которого постигло большое несчастье - он потерял единственного сына. Позже Амирхан умер, не выдержало сердце от выпавшего на его долю испытания.

Одно особенное качество Ахмеда Османова мне хотелось бы выделить. Поскольку я в течение нескольких месяцев работал в рукописном фонде, расположенном на втором этаже института, то с наступлением обеденного перерыва он начинал меня разыскивать, чтобы забрать на обед к себе домой. Всякие мои отговорки никогда не принимались. Чтобы его не отвлекать от работы, я иной раз исчезал, предупредив сотрудников, что иду в город по своим делам. И за такой поступок не раз получал нарекания.

Все чеченские коллеги, с кем я знакомил Ахмеда, подчеркивали его внутреннюю культуру, нравственное качество, называемое чеченцами емким термином «оьздангалла». Его бескорыстная преданность дружбе, готовность прийти на помощь легли в основу такого признания и высокой оценки.

Помниться, как осенью 1995 г. ученые Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и НИИ гуманитарных наук Чеченской Республики планировали проведение совместной научной конференции. По словам Ахмеда Ибрагимовича, в ДНЦ РАН мало кто верил, что ученые Чеченской Республики смогут приехать на эту конференцию. Ведь шла война, на дорогах стояли военные. Тем не менее, преодолев более десяти блок-постов, ученые Чечни добрались до конференции и провели вместе с дагестанскими коллегами солидную научную конференцию, на которой обсуждались проблемы истории, межэтнических, духовно-культурных религиозно-политических процессов, сотворчества народов Дагестана и Чечни, намечались перспективы совместных исследований.

Научное творчество Ахмеда Османова отмечено публикациями более 180 научных трудов, в том числе пяти монографий, в которых исследуются проблемы кулачества в Дагестане, осуществление новой экономической политики и аграрные преобразования в Дагестане, переселение горцев на равнину, размещение и воспроизводство населения на территории Дагестана, и т.д. [2]. При его непосредственном участии и авторстве подготовлен и издан коллективный фундаментальный труд «Народы Дагестана» [3]. Он также является его ответственным редактором. Признанием его выдающихся научных заслуг явилось избрание в 2003 г. членом-корреспондентом Российской академии наук.

Благодаря Ахмеду Османову, Алибеку Атаеву в 2006 г. на базе Института истории, археологии и этнографии учеными Дагестана и Чечни была проведена совместная научно-практическая конференция на тему «Исторические связи народов Дагестана и Чечни». Ученые Чечни и Дагестана подчеркивали общность исторических, культурных связей народов Дагестана и Чечни, освещали совместную борьбу против колонизаторов, традиции миротворчества, взаимопомощь, торгово-экономические взаимоотношения и т.д. Высказанные учеными идеи, положения до сих пор сохраняют свою научную и прикладную значимость, ориентируют на новый творческий поиск.

В 2006 г. в Махачкале был опубликован труд по Кавказской войне [4] большого коллектива ученых, в составе которого находились такие известные ученые, как академик РАН Н.Н. Покровский, члены-корреспонденты РАН Ю.А. Жданов и А.И. Османов, профессора М.Г. Аут-лев, Г.А. Джахиев, Х.Х. Рамазанов, М.Р. Гасанов, В.В. Черноус, и др.

Это исследование представляет собой обобщение результатов многолетних исследований, проведенных учеными, изучавшими различные аспекты народно-освободительных движений на Северном Кавказе в 20-60-е гг. XIX в. В этом фундаментальном труде нашли объективное отражение проблемы историографии, социально-экономические, политические предпосылки, причины и характер, основные этапы народно-освободительных движений, влияние имамата Шамиля на национальное самосознание народов региона, влияние этих процессов на российское общество, причины поражения и последствия Кавказской войны. В организации и реализации этого проекта роль А.И. Османова самая непосредственная.

Фундаментальность, основательность, добросовестность, которые он проявляет в своих исследованиях, снискали ему признание ученых страны. Так, его монография «Население Дагестана с древнейших времен до конца XX века: историко-этнодемографическое исследование» 16 мая 2011 г. на общем собрании отделения историко-филологических наук РАН отмечена среди важнейших итогов научных исследований в области исторической науки в 2010 г. Эта высокая оценка научного сообщества без сомнения объективна и достойна его многолетней и напряженной исследовательской деятельности.

Многие годы он являлся председателем диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. В рамках этого совета защищали свои диссертационные работы известные ученые Северного Кавказа. Они всегда находили у председателя и экспертов диссовета квалифицированную помощь, поддержку. Целый ряд ученых Чеченской Республики также защитили свои кандидатские и докторские диссертации, получили утверждения в ВАКе.

Ныне продолжающееся научное и практическое сотрудничество между учеными Дагестана и Чеченской Республики во многом выражение творческой, нравственной сути Ахмеда Ибрагимовича Османова, его искреннее желание укрепления и развития дружбы между учеными и народами Дагестана и Чечни. Понимание этого и следование этому - долг настоящих ученых двух наших республик.

Примечания

1. Прощальный взгляд отца как мерило всей жизни // Дагестанская правда. 2012. 30 апр.
2. Османов А.И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-70-е годы XX в.). Махачкала, 2000; Его же. Население Дагестана с древнейших времен до конца XX века: историко-этнодемографическое исследование. Махачкала, 2011.
3. См.: Народы Дагестана / отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М.: Наука, 2002.
4. Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20-60-е годы XIX в. Махачкала: Юпитер, 2006.
ДЕТСКИЕ ГОДЫ childhood ДЕПОРТАЦИЯ deportation ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА history of dagestan НАУЧНО-ОРГАНИЗАТОРСКАЯ РАБОТА scientific-organizational work НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты