Спросить
Войти

Вклад в сохранение исторической памяти о сибирском казачьем войске(сибирское казачье войско // тобольск и вся сибирь: альманах / сост. В. А. Шулдяков, гл. Ред. Ю. П. Перминов, ген. Дир. Проекта А. Е. Елфимов. Тобольск, 2011. № 14. 596 с

Автор: указан в статье

Рецензии_г^

РЕЦЕНЗИИ ........

Вклад в сохранение исторической памяти о Сибирском казачьем войске

(Сибирское казачье войско // тобольск и вся Сибирь: альманах / сост. В. А. Шулдяков, гл. ред. Ю. п. перминов, ген. дир. проекта а. Е. Елфимов. тобольск, 2011. № 14. 596 с.)

Очередной выпуск альманаха посвящен исторической судьбе сибирского казачества, на протяжении столетий находившегося на передовых рубежах российской истории. И многочисленные авторы, и составитель, известный и авторитетный историк сибирского казачества В. А. Шулдяков, впервые предприняли масштабную попытку представить историю Сибирского казачьего войска во всей его полноте и противоречивости.

В определенной степени данный труд представляет собой энциклопедию истории, повседневной жизни и быта сибирских казаков, поднимает острые и весьма актуальные проблемы не только исторического прошлого, но и современности.

Основоположник альманаха и директор издательского проекта, известный тобольский и сибирский просветитель, меценат Аркадий Елфимов справедливо отмечает: «Это, безусловно, были сильные духом и телом люди! И были эти люди - казаки. Это были подлинные пассионарии, «актив» русской нации. Сибирь не упала к нам с неба. Она добыта кровью и потом народа. История сохранила немало фактов проявления небывалого героизма, терпения, мужества и умения» (с. 9).

В правоте сказанного убеждают историки и краеведы, принявшие участие в создании альманаха. Все они указывают на особое судьбоносное предначертание сибирских казаков, отважных воинов и трудолюбивых землепашцев, совершивших подвиг не столько завоевания, сколько, в первую очередь, хозяйственно-экономического освоения Сибири, Северной и Центральной Азии, дело становления этой территории в качестве неотъемлемой, органически составляющей части Российской империи.

Одним из первых об этом сказал еще русский поэт, прозаик и драматург П. П. Ершов. В его известной элегии, впоследствии народной песне «Сибирский казак», опубликованной в альманахе, рефреном звучат такие строки: «Род избранный, восстань, Ополчайся на брань, Покоряй супротивных под ногу! Укрепит Бог богов Вас на ваших врагов, Я вручаю Вас Господу Богу» (с. 89).

В рубрике «Напутственное» достаточно обоснованно приводится отрывок из воспоминаний белогвардейского генерала и самобытного писателя П. Н. Краснова, который справедливо утверждал: «Нет невозможного для человеческого духа, нет невозможного для сильных духом сибирских казаков» (с. 31).

Добрые слова о казачестве сказал и писатель Г. Д. Гребенщиков: «В особенности приспособилось к условиям сибирской жизни могучее сибирское казачество. Всегда объединенное, всегда действующее кругом, они всегда и всюду умеют не только завоевывать, но и укреплять завоеванное...» (с. 84).

Составитель альманаха В. А. Шулдяков и главный редактор Ю. П. Перминов избрали довольно удачную композиционную структуру, разбив его на рубрики «Напутственное», «Мой город», «Сибирский изборник», «Галерея», «Трибуна», «Судьбы. Характеры», «Ученый совет», «Святая Русь», «Малый эпос», «Как это было», «Единица хранения», «Письма. Мемуары», «Истории», «Заметное».

Таким образом, перед читателем возникают и грандиозные картины сражений сибирских казаков (Владимир Шулдяков «Дело под Арда-ганом», Владимир Проскурин «В Алатау славное дело», Алексей Белокрыс «Юдзяньтуньский кавалерийский бой», Александр Тарыкин «Из истории 3-го сибирского казачьего полка»), описываются повседневная жизнь и быт казачьих поселений, начиная с тобольского гарнизона в конце XVI - первой половине XIX в. Известный омский краевед А. Лосунов, основываясь на обширных архивных материалах, дает характеристику Омска - столицы сибирского казачества как военно-административного, хозяйственно-экономического, культурного и духовно-исторического центра.

Авторами альманаха дана объективная, детально выверенная характеристика Сибирского казачьего войска с момента его становления (XVI - XVIII вв.) и до наших дней. Особое значение придается русской казачьей идее (Алексей Ачаир), проблеме подлинного и мнимого возрождения сибирского казачества (Александр Поварницын).

Iввы 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2012. № 2 (7)

В альманахе удачно подобраны и опубликованы отрывки из классических трудов известных областников, просветителей и современных ученых, посвященные казачеству (Г. Н. Потанина «Заметки о сибирском казачьем войске», Георгия Катанаева «Киргизский вопрос в сибирском казачьем войске», Александра Седельникова «Сибиряки-степняки киргизского края», Александра Новоселова «Иртышский казак», Сергея Филя «Казаки «Литовского списка» в Сибири XVI - начала XVIII столетий», Алексея и Андрея Малолетко «Казачество на Алтае», Альберта За-харенко «Пора провинциям вставать», Александра Поварницына «Пикой, шашкой и ружьем всю Сибирь мы бережем», Александра Шекшеева «Белоцарский бой» и др.).

В задачи альманаха входит показать становление и развитие Сибирского казачьего войска, участие казаков в военных походах и кампаниях, их пограничную службу, связанную с многочисленными лишениями и опасностями, их облик, обмундирование, хозяйственно-экономическую жизнь и промыслы. Этому посвящены, в частности, публикации исследователей XIX - начала XX вв. и собственные статьи профессора Омской академии МВД С. М. Андреева: «Домашний быт казаков в 70-х годах XIX века», «Свадебные обряды и обычаи казачьего населения Усть-Каменогорского уезда», «И рыбу ловили, и мед гнали...» Промыслы и домашние занятия сибирских казаков».

Поистине судьбы и характеры славных потомков сибирских казаков отличаются неповторимостью, проницательностью и пытливостью, несгибаемостью человеческого духа и воли, стремлением служить своей Отчизне. На страницах альманаха предстают яркие и в то же время непростые судьбы выдающегося ученого Степного края священника о. Бориса Герасимова, известного краеведа семипалатинского Прииртышья

A. Н. Белослюдова, основателя томской школы палеонтологов и геологов, профессора ТГУ

B. А. Хахлова, активного деятеля Белой эмиграции в Харбине и Маньчжурии Е. П. Березовского. Легендарный отсвет наполняет славные имена белого генерала Л. Г. Корнилова и советского генерала Д. М. Карбышева, ставшего символом мужества и несгибаемой преданности Родине. Интересную характеристику личных фондов госархива Восточно-Казахстанской области, собранных С. Е. Черных, приводит в своей статье научный сотрудник Любовь Рифель.

Высоты человеческого духа и самопожертвования, по справедливому мнению составителя, неотделимы от православной веры и церкви. Поэтому в одной из рубрик альманаха «Святая Русь» повествуется о храмах и святынях Сибирского казачьего войска, истории чудотворной семипала-тинско-абалацкой иконы Божией матери (Виктор Кашляк), трагической судьбе настоятельницы Архистратиго-Михайловского монастыря игуменьи Евпраксии (Сергей Виниченко).

В художественно-историческое полотно альманаха весьма органично вплетены казачий фольклор (пословицы, поговорки, приметы), «малый эпос» - произведения писателей, поэтов, происходивших из сибирских казаков и посвятивших им свое творчество. Это отрывки из повестей известного советского, казахстанского писателя, редактора журнала «Простор» Ивана Шухова, омского писателя Михаила Шангина (из документального романа «Ни креста, ни камня»), дореволюционных произведений о казачестве Георгия Гребенщикова.

Альманах прекрасно издан, хорошо иллюстрирован многочисленными редкими фотографиями, репродукциями акварелей самобытного художника Н. Н. Каразина («Исследование сибирскими казаками озера Балхаш»; «1837 год. Дело Рютова - трехдневный бой со скопищами Кенисары»; «18 век. Преследование хищников через зажженную степь» и др.).

Словом, тематика и проблематика альманаха - весьма обширны, многогранны, энциклопедичны. Однако красной нитью звучит, на наш взгляд, мысль о том, что, несмотря на все тяжелейшие исторические испытания, сибирское казачество выстояло, хотя и сегодня, как и в бурные революционные времена, решает сложную проблему нравственного выбора, правильного пути. Особый смысл в этом аспекте приобретают слова эмигрантской казачьей поэтессы Марии Волковой:

Русским быть - жестокое счастье, Перелившееся через край, Но и в крестной, горчайшей страсти Ты хвалу за него воздай!

Думается, что издатель, составитель, авторы, редактор альманаха внесли свой неординарный вклад в благородное дело сохранения исторической памяти о Сибирском казачьем войске, а стало быть, и в его возрождение, как важнейшей составляющей евразийского пространства России.

И. В. Курышев - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и социально-гуманитарных наук Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты