РЕЦЕНЗИИ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ
Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-2006 гг.) [Текст] : учебное пособие / сост. Ю. М. Кузьмин. - Киров: Йзд-во ВятГГУ, 2007. - 349 с.
В издательстве ВятГГУ вышла из печати «Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-2006 гг.)». Составитель - кандидат исторических наук, доцент по кафедре всеобщей истории ВятГГУ Ю. М. Кузьмин.
Документы и материалы, включенные в хрестоматию, предназначены для студентов и преподавателей исторических факультетов вузов. Тексты имеют целью оказать читателям помощь в изучении и преподавании учебного курса новейшей истории стран Европы и Америки.
Отобрать необходимые исторические документы и подготовить их к публикации в систематизированном сборнике - задача непростая: слишком многообразна, сложна и противоречива новейшая история западных стран. Ю. М. Кузьмин в целом вполне успешно справился с этой задачей. При подборе материалов для хрестоматии он ориентировался на базовые учебники по истории новейшего времени под редакцией профессора МГУ Е. Ф. Язькова.
В издание вошли наиболее важные документы и материалы, освещающие экономические, политические и другие главные проблемы внутреннего развития изучаемых стран. Много внимания в публикуемых текстах уделено конкретным вопросам внешней политики в новейшее время, а также актуальным проблемам международных отношений, рабочего и коммунистического движения. Среди приведенных материалов имеются как официальные акты (документы, законы, решения правительств и парламентов, тексты международных договоров и соглашений), так и выступления, доклады, заявления видных политических деятелей.
Содержание включенных материалов соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «История 030401.65», а также опубликованному Ю. М. Кузьминым ранее Учебно-методическому комплексу по новейшей истории стран Европы и Америки.
Особенно ценно, что многие материалы хрестоматии, в отличие от других подобных изданий,
публикуются впервые. Благодаря этому преподаватели и студенты получили возможность использовать ранее недоступные исторические документы из открытых ныне архивов. Все материалы, опубликованные в хрестоматии, имеют ссылки на источники, список которых помещен в конце книги. Панорама фактов, событий и процессов новейшей истории стран Европы и Америки, представленная текстами хрестоматии, является хорошей основой для анализа и получения достоверной информации о современной истории стран Запада.
Вместе с тем, несмотря на несомненные достоинства, опубликованную книгу нельзя в полном смысле назвать «Хрестоматия», имея в виду, что издание не стало равноценным учебному пособию. Без сопровождения текстов справками, краткими пояснительными сведениями и комментариями, без полноценного справочного аппарата, приближающегося к аппарату научных изданий, подобная «Хрестоматия» остается простым, хотя и очень полезным, сборником документов, а не учебным пособием, помогающим понять реальную картину истории. Ориентация на указанные учебники и Учебно-методический комплекс, а также весьма краткие рекомендации во введении к книге в данном случае не компенсируют студентам необходимую помощь в самостоятельной работе с документами, включенными в сборник. Более того, любое сужение справочно-по-яснительного аспекта в процессе изучения исторических документов уменьшает воспитательные возможности учебных исторических дисциплин, особенно таких актуальных из них, как новейшая история.
Один из «отцов» современной герменевтики немецкий философ Ханс-Георг Гадамер вполне обоснованно утверждал: «...человек, чтобы понять то или иное явление действительного мира истории или истолковать исторический документ («текст», по терминологии приверженцев герменевтики), должен обладать определенного рода «историческим пониманием», «предпониманием»; он должен понять историческую ситуацию, в которой живет и действует, должен стремиться понять исторические обстоятельства, в которых развертывались события прошлого, то есть «вжиться» в «текст», «чувствовать» его и лишь на этой основе истолковывать, интерпретировать, оценивать исторические факты, события и процессы.
Рецензии
То есть к истине исследователь должен идти, ведя постоянный «диалог» с «текстом», с окружающим сегодняшним миром и миром истории» [1].
В книге не нашли своего места, хотя бы в извлечениях, материалы, связанные с массовым общедемократическим движением людей и народов в защиту мира после Второй мировой войны. Могли быть использованы, в частности: текст Манифеста Первого Всемирного конгресса сторонников мира (Париж - Прага, 20-25 апреля 1949 г.); Стокгольмское воззвание сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира (март 1950 г.) о запрещении атомного оружия и признании военным преступником того правительства, которое первым его применит; документы Всемирного Совета Мира о проведении массовых кампаний, направленных против войны США в Корее и войны США против Вьетнама, против расизма в ЮАР и Юж. Родезии и др.
В эту же группу неиспользованных документов следовало отнести антивоенный Манифест Рассела - Эйнштейна, (декабрь 1954 г.), призвавший оценить опасность для существования человечества, которая появилась в результате создания ядерного оружия.
Кстати, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был заключён и открыт для подписания только в 1996 г. Извлечение из этого договора в хрестоматии приводится. Однако подобные документы особо нуждаются в справочно-пояснительных комментариях. На конец 2008 г. этот документ подписали 179 глав государств. Для вступления же договора в силу необходима его ратификация 44 странами, обладающими ядерным потенциалом. Это сделали лишь 35 государств, в том числе Россия. Из государств, входящих в «список 44-х», договор ещё не ратифицировали Китай, США, Египет, Израиль, Индонезия, Индия, Иран, Пакистан и КНДР. При этом Индия, Пакистан и КНДР даже не подписали документ.
Завершение XX в., как известно, было весьма бурным и динамичным для мирового сообщества, и, в особенности, для исторического развития России. Во введении к рецензируемой книге есть оговорка о том, что документы и материалы, касающиеся СССР и России, как правило, включались в хрестоматию в неполном виде и что использованы лишь некоторые советские и российские документы, относящиеся к области международной политики. И тем не менее, с моей точки зрения, некоторые важнейшие вехи, касающиеся роли нашей страны в современных международных отношениях, нельзя было обойти в системе исторических документов.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. произошёл распад СССР и международной системы со-
циалистических стран. И если о прекращении действия Варшавского договора свидетельствует специальный документ, то о распаде СССР и создании Содружества Независимых Государств таких документов в книге нет. Между тем именно «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» констатирует: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование» [2]. Не лишним было бы воспроизвести и оценку этого события, данную Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в его «Послании Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 года»: «...следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века».
Изменение политического ландшафта вовне России следовало также отразить в соответствующих документах о процессе «расширения НАТО на Восток», начатом ещё вступлением в НАТО Венгрии, Польши и Чехии.
Не нашли документального подтверждения в хрестоматии события 1990-х гг., касающиеся Югославии, обоснования США в связи с вводом войск стран НАТО в Ирак и др.
К началу XXI в. сформировалось такое опасное для всего человечества явление, как международный терроризм. К сожалению, в изданной хрестоматии об этой «чуме» XXI в. упоминается лишь в двух документах в разделе «США в 1990-е гг. - начале XXI в.». В то же время есть и международные документы, заслуживающие внимания и изучения. Так, ещё 9 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма».
После терактов 11 сентября 2001 г. в США особое значение имели принятые Советом Безопасности ООН: «Декларация о всеобъемлющей борьбе с терроризмом» от 12 ноября 2001 г. и «Декларация по борьбе с международным терроризмом» от 20 января 2003 г. Совет Европы в мае 2003 г. одобрил поправки к Европейской Конвенции о ликвидации терроризма от 1977 г. и открыл к подписанию государствами Европы соответствующий Протокол с последующей его ратификацией.
Россия, предложившая создать под эгидой ООН глобальною систему противодействия терроризму, приняла специальный Федеральный закон «О противодействии терроризму» (с изменениями на 27 июля 2006 г.).
Внутренняя и внешняя политика стран Европы и Америки после Второй мировой войны во многом формировалась на основе идеологии прав человека, хотя в реальности нередко становилась декларативной, опускалась на уровень двойных стандартов. Тем не менее правительства госу-
дарств не могли не учитывать, что в систему международного права вошли: «Всеобщая Декларация прав человека», утверждённая и провозглашённая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод», принятая в Риме 4 ноября 1950 г.; «Хартия основных прав Европейского Союза», принятая в Ницце 7 декабря 2000 г., и другие подобные документы.
Новейшую историю изучаемых стран нельзя также представить себе и без документов и деятельности созданного в 1951 г. Социалистического Интернационала и прежде всего социалистических и социал-демократических партий, представители которых неоднократно возглавляли государственную власть в европейских странах. Особое значение имела, в частности, Декларация принципов Социалистического Интернационала.
При подготовке нового издания хрестоматии необходимо больше внимания обратить на документальные источники, раскрывающие сущность судьбоносных, переломных событий в новейшей истории западных стран. Особая задача - расширить (по сравнению с нынешним изданием) документальную основу исторических изменений в XXI в. Подводя итог, необходимо ещё раз под-
черкнуть значительность системной работы с документами, проделанной Ю. М. Кузьминым. И, несмотря на отсутствие справочного аппарата и пробелы в подборе материалов, изданный сборник может внести существенную новизну в проведение учебных занятий со студентами-историками. Тем более многое в повышении качества занятий зависит от научно-педагогической квалификации и творческой работы преподавателя, ведущего столь сложную учебную дисциплину -«новейшая история стран Европы и Америки».
Примечания
Ю. М. Рябов, кандидат исторических наук, доцент по кафедре всеобщей истории ВятГГУ