Спросить
Войти

Историческая динамика российско-турецких взаимоотношений в экономике и энергетике

Автор: указан в статье

Серия «История»

2015. Т. 12. С. 40-54 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 339.92(47:560)

Историческая динамика российско-турецких взаимоотношений в экономике и энергетике

П. Е. Калугин

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Рассматривается историческая динамика становления и развития взаимоотношений СССР и России с Турцией в течение ХХ в. и в начале XXI в.

Отношения России и Турции складывались непросто. С одной стороны, они имеют многовековую историю, с другой - из-за различных конфликтов, войн и политических потрясений в наших странах сотрудничество претерпевало постоянные изменения: то затухало, то вновь начинало бурно развиваться. Тем не менее Россия и Турция являются соседями, которые заинтересованы во взаимных связях и имеют большой потенциал для этого.

До 1920-х гг. обе страны имели монархическое устройство и постоянно враждовали между собой. Впрочем, это не мешало им иметь достаточно высокий товарооборот и разветвленную сеть торговых представительств. Отношения периодически нарушались из-за военных действий. В это же время острое звучание имеет так называемый вопрос о проливах Босфор и Дарданеллы, которые имели не только стратегическое, но и большое торговое значение.

Современные формы сотрудничество России с Турцией стало приобретать в 1920-е гг. после революций и гражданских войн в обеих странах. Необходимо отметить, что сотрудничество наших стран происходит главным образом в сферах торговли и экономики. Как показывает опыт ХХ в., даже во времена холодной войны и политических разногласий советско-турецкие и российско-турецкие отношения в области торгового обмена не прекращались, и это является одной из характерных особенностей двустороннего диалога.

Таким образом, считаем, что оценить текущие российско-турецкие отношения и спрогнозировать их дальнейшее развитие без анализа торгово-экономической составляющей невозможно.

Наша страна одной из первых начала торговлю с постимперской Турцией и предоставила ей значительную безвозмездную финансовую помощь. Однако вплоть до конца 1980-х гг. трудно говорить о сколько-нибудь значительном торговом обмене. Периодически, как в годы войны, он опускался практически до нулевой отметки. Главными препятствиями были разные идеологии и политические векторы. Турция является активным членом НАТО, и в свое время она была главным плацдармом у границ России. Тем не менее Советский Союз выступал как строитель ряда промышленных объектов на территории Турции.

1923 год считается точкой отсчета для торгово-экономического взаимодействия Турции и Советской России. Те отношения, которые сформировались в начале 20-х гг. ХХ в., продолжают оказывать влияние и в наше время. 1923 год является годом кемалистской революции в Турции, годом начала глубоких реформ, выведших отсталую ближневосточную страну на среднеевропейский уровень.

Период турецко-советских отношений в сфере экономики и торговли между национально-освободительной войной в Турции и Второй мировой войной изучен очень слабо. Два молодых государства, образовавшиеся почти одновременно после крушения Османской и Российской империй, унаследовали и устоявшиеся экономические отношения, которые носили весьма ограниченный характер. В результате Первой мировой войны царские войска заняли всю восточную часть Малой Азии, большую часть черноморского побережья. Советское правительство в виде жеста доброй воли передало не только эти вновь захваченные территории, но и Карс и Эрзурум, ранее входившие в Российскую империю и подвергшиеся значительному русскому влиянию. Эти действия положили конец военному противостоянию и сыграли важную роль в сближении двух стран.

Основы современного развития двусторонних отношений были заложены 16 марта 1921 г., когда был заключен договор между Турцией и Россией, который стал основой дружбы, сотрудничества и мира между двумя странами на новом этапе их взаимоотношений - после того, как перестали существовать Османская и Российская империи. Документ был подписан турецким руководством, пришедшим к власти в результате национально-освободительного движения, и руководством Советской России в Москве.

В параграфе первом Договора от 1921 г. указывалось, что он носит характер договора дружбы и братства. В документе особо подчеркивается, что оба государства могут сами свободно определять характер господствующего в стране режима. Было зафиксировано, что под понятием «Турция» подразумеваются все земли, указанные в Национальном пакте (документ, провозглашавший независимость Турции, от 28 января 1920 г.). Документ четко определял турецко-российские границы, которые были обозначены на прилагающихся к нему картах.

Отдельно было прописано положение граждан, проживающих на территориях, ранее принадлежавших другому государству. Стороны обязывались относиться к ним хорошо, с учетом всех правовых норм, а тем, кто хочет покинуть эти территории, предоставлять возможность перебраться в другую страну.

Очень важной частью документа стал момент, указывающий на то, что страны при подписании аналогичных соглашений с кавказскими республиками будут действовать совместно, учитывая все обстоятельства, имеющие отношение к региону и прописанные в Договоре.

Договор между Турцией и Россией укрепил двусторонние политические отношения, открыл путь для финансовой и военной помощи, которую оказал Советский Союз национально-освободительному движению в Турции. При содействии Москвы Турция одержала победу в борьбе за независимость и подписала Лозаннский мирный договор, провозгласив себя республикой.

11 марта 1927 г. в Анкаре было заключено «Соглашение о торговле и транзитных перевозках» между СССР и Турецкой республикой, которым регулировались основные вопросы двусторонней торговли, правила таможенного оформления и досмотра советских транзитных грузов, а также порядок пользования турецкой стороной морским портом г. Батуми, который находился под двойной юрисдикцией.

Анкарское соглашение стало первым международным договором экономического характера молодой Турецкой республики, которое она подписало на равной и взаимовыгодной основе. Однако многие его положения не были воплощены в жизнь, торговля так и осталась на низком уровне, хотя турецкие торговые представители получали право безвизового въезда на территорию СССР.

Советская Россия в 20-е гг. начала строить новую экономическую формацию, проводить коллективизацию в сельском хозяйстве и индустриализацию в промышленности, имея конечной целью самодостаточность государства. В то же время Турция следует примеру СССР и занимается разработками пятилетних планов, приглашая в качестве консультантов советских специалистов.

В 1932 г. СССР предоставил Турции кредит в размере 8 млн долл. на приобретение промышленного оборудования и сырья, что стало важнейшей вехой в развитии турецкой экономики. На эти средства в 1934-1939 гг. были построены фабрики текстильной промышленности в городах Кайсери (1935 г.) и в Назилли (1937 г.), что позволило вырабатывать до 60 млн м ткани в год и вывело Турцию на первое место на Ближнем Востоке в этой отрасли.

Соглашение 1932 г. стало первым серьезным примером сотрудничества двух стран, дало хороший толчок для развития турецкой текстильной промышленности, однако ухудшающаяся политическая обстановка свела на нет все достижения в советско-турецких экономических отношениях.

На конференции, состоявшейся в Монтре в 1936 г., СССР поддержал Турцию в вопросе установления военного и юридического контроля в ее проливах Босфор и Дарданеллы [4]. В этот непростой для Турции период из уст турецких руководителей часто звучали слова о взаимопомощи и дружественном соседстве. В их выступлениях Советская Россия характеризовалась как проверенный и надежный друг, причем часто употреблялось выражение «великий северный сосед». В целом в 1930-е гг. Советский Союз активно помогал в реализации планов промышленного развития Турции, участвуя в ряде проектов.

В 40-е гг. взаимные экспорт и импорт находились на самом низком после 1923 г. уровне. Причинами этого служили территориальные претензии СССР к Турции, а также применение на практике доктрины Трумэна. Турция получала финансовую поддержку США, а 12 июля 1947 г. был подписан американо-турецкий договор, который положил основание долговременному альянсу США с Турцией.

С началом 50-х гг., после окончания Корейской войны, в которой страны поддерживали разные враждующие лагери, после смерти Сталина руководство СССР начало постепенное сближение с Турцией. В 1954 г. советская сторона начала программу взаимного бартерного обмена, которая принесла значительные выгоды для турецкой внешней торговли, переживавшей в то время кризис.

1956 год ознаменовался рядом политических потрясений: произошло советское вторжение в Венгрию, между США и Турцией было подписано военное соглашение, а также произошли турецко-сирийские столкновения. Все это негативным образом отразилось на советско-турецких экономических отношениях. В то же время наблюдается своеобразное соперничество между США и СССР за влияние в Малой Азии.

В 1957 г. в Турцию в качестве посла был назначен Н. Рыжов, который многое сделал для развития и поддержания взаимных связей, и с его подачи в 1958 г. Турции был предоставлен кредит в размере 3,4 млн руб. под 2,5 % годовых на срок 3 года. На эти средства в городе Чаирова была построена стекольная фабрика, что позволило производить 7,6 млн кв. м стекла, а также прекратить его импорт и даже начать экспорт.

Деловое сотрудничество не ограничивалось совместными проектами, но также развивалось в сфере бартерного обмена и торговли. Если в 1950 г. экспорт и импорт Турции в СССР составляли соответственно 7 и 8 %, то в 1957 г. они достигли отметок 22 и 15 % в общем объеме торговли.

Однако 27 мая 1960 г. Демократическая партия Турции была отстранена от власти, и период, когда двустороннее сотрудничество существенно возрастало, закончился. Таким образом, закончился первый этап современного торгово-экономического сотрудничества двух стран, который начался во времена национально-освободительной борьбы Турции. Этот этап характеризуется установлением экономических отношений на новом уровне, немыслимом в имперские времена, значительным их развитием, несмотря на ряд сдерживающих факторов политической сферы. Кроме того, обе страны пережили смену государственных режимов, огромные изменения во внутреннем экономическом устройстве.

Начало 1960-х гг. ознаменовалось значительным потеплением в отношениях между Советским Союзом и Турцией в сфере экономики. В этот временной отрезок Турция не воспринималась западными странами в качестве равноценного партнера, и СССР, используя эту ситуацию, приложил немало усилий, чтобы перетянуть соседнее государство в свою сферу влияния.

Турция особо нуждалась в диверсификации и расширении своего экспорта, и этого можно было достичь лишь путем усиления производственного и промышленного сектора в экономике. Страны Запада отказывались участвовать в крупных проектах такого рода по разным причинам либо предлагали кредиты Турции на слишком тяжелых для нее условиях.

16 февраля 1961 г. Турция и Россия подписали новый двусторонний протокол о торговле. В том же году железнодорожные перевозки между странами выросли, а в 1962 г. было подписано соглашение о строительстве плотины Чай Бараж. Данный проект являлся первым проектом в энергетической сфере. В течение этого же года было подписано еще одно соглашение о торговле, и, кроме того, Советский Союз выделил Турции кредит в размере 500 млн долл. под 1,5 % годовых.

В 1962 г. разразился Кубинский кризис, что привело к некоторой настороженности в отношениях между двумя странами. Последующие события также нанесли чувствительный урон турецко-советскому экономическому сотрудничеству: Кипрский кризис 1963 г. и послание президента США Джонсона турецкому правительству. Политические обстоятельства, международная ситуация вновь вытеснили экономические интересы из поля зрения СССР и Турции.

Все же в 1964-1965 гг. происходил ряд подготовительных мероприятий, направленных на сближение двух стран. В 1965 г. 9-17 августа премьер-министр Турции Суат Хайри Ургюплю совершил официальный визит в Москву, поставивший точку в периоде взаимного недоверия и подозрительности. 30 сентября того же года в Турцию прибыла ответная советская делегация с целью обсуждения проекта генерального соглашения о торговле. 20-27 декабря 1966 г. Турцию посетил советский премьер-министр Алексей Косыгин, который встретился с новым турецким премьером Сулейманом Демирелем по вопросам двусторонних экономических отношений. И уже 25 марта 1967 г. было подписано Советско-турецкое соглашение об экономическом сотрудничестве.

Это Соглашение сыграло важную роль в развитии турецкой промышленности. Сталелитейная фабрика в г. Искандерун увеличила выплавку стали до 1 млн т в год, что превышало весь объем производимой стали всеми предприятиями страны до заключения Соглашения. Алюминиевый завод в городе Сей-дишехир вывел Турцию на первое место на Ближнем Востоке по производству алюминия. В рамках этого же Соглашения были основаны завод по переработке нефтепродуктов в г. Али-ага, химический комбинат в г. Бандырма, фанерная фабрика в г. Артвине, ГЭС в г. Оймапынар.

Благодаря осуществлению вышеназванных проектов зависимость Турции от импорта существенно ослабла и появилась возможность сделать импорт более диверсифицированным, отказавшись от ввоза многих сырьевых товаров. Необходимо отметить, что такая деловая активность Советского Союза подстегнула и западных инвесторов также вступить в борьбу за влияние в Турции, увеличить собственные вложения и расширить совместные проекты.

СССР в рамках Соглашения также выделил кредит в размере 200 млн долл. на 15 лет по 2,5 % годовых. Часть суммы этого кредита турецкое правительство потратило также и на развитие предприятий сельского хозяйства, которое является традиционной отраслью этой страны.

Импульс, приобретенный турецко-советскими экономическими отношениями в 60-х гг., сохранялся и на протяжении 70-х гг. В апреле 1972 г. СССР выделил Турции новый кредит в размере 288 млн долл. на модернизацию сталелитейной фабрики в г. Искандерун и доведения ее мощности до 2 млн т стали в год. Для обоснования кредита 24 декабря 1972 г. был подписан соответствующий договор.

9 июля 1975 г. Турцию посетил председатель Государственного комитета по внешней торговле СССР Семен Скачков, и в итоге этого визита было подписано соглашение о создании Турецко-советского двустороннего комитета по экономическому сотрудничеству (позже был переименован в Смешанную экономическую комиссию).

В марте 1977 г. Москва выделила очередной кредит в сумме 1,3 млрд долл. на 10 лет, и первые транши прошли уже через год. В ноябре 1976 г. было подготовлено десятилетнее соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере, по которому советская сторона продавала в Турцию машин и оборудования на 3,8 млрд долл. 5 июня 1979 г. был подписан соответствующий протокол.

В то же время западные компании также начали активно осваивать экономическое пространство Турции, проникать во многие отрасли. Их активные действия, более совершенные подходы к решению коммерческих вопросов значительно ослабляли советские позиции. Однако это было уже скорее экономическое соперничество Запада и СССР, а не просто политическое противостояние. Единственным событием на политической арене в 1970-е гг., которое негативно сказалось на советско-турецких отношениях, было вторжение турецкой армии на Северный Кипр и образование Турецкой Республики Северного Кипра.

С 1980 г. начинается новый период во взаимоотношениях между СССР и Турцией. Прежде всего был впервые построен механизм долгосрочных отношений в экономической сфере. В то же время были оставлены клиринговые отношения: они были заменены свободной торговлей. Самое важное, что в этот период усилившийся частный сектор в экономике Турции впервые заявил о себе как о самостоятельной силе в двусторонней торговле.

Большое население, географическая близость, острый дефицит товаров и услуг в СССР дали Турции великолепную возможность для развития своего бизнеса. В рассматриваемый период в турецко-советских экономических отношениях имели место три важных договоренности:

- Протокол о свободно конвертируемых валютах от 20.05.1982;

- Соглашение о природном газе от 17.09.1984;

- строительство жилья для российских солдат, выводимых из Германии.

Преобразования в СССР, усиление частного сектора положительно повлияли на двусторонние экономические и торговые отношения, придали им не только новую форму, но и новую динамику.

Главное изменение, коснувшееся внешней торговли, приходится на 1982 г., когда был подписан Протокол о свободно конвертируемых валютах между двумя странами. Турция в этот период продолжала наращивать поставки своих товаров, в то время как СССР постепенно снижал свою долю. Советский Союз продавал в Турцию прежде всего минеральное топливо, продукцию цветной и черной металлургий, лесопромышленного комплекса, машины, оборудование и запасные части к ним. Однако на начало 80-х гг. пришлось окончание многих совместных проектов по строительству промышленных объектов на территории Турции, в связи с чем доля России в турецком импорте стала быстро уменьшаться.

Одним из факторов, способствовавших росту объемов двусторонней торговли, стало подписанное в 1984 г. между Турецкой Республикой и СССР Соглашение о поставках природного газа в Турцию, по которому, как и по другим международным договорам СССР, Российская Федерация в дальнейшем выступила правопреемницей. Поставки природного газа в Турцию, начавшись в 1987 г. с объема 0,4 млрд куб. м, в 1994 г. достигли проектной мощности 6 млрд куб м. Поставки осуществлялись и продолжают осуществляться по Трансбалканскому трубопроводу.

В настоящее время можно говорить о новой стадии в торгово-экономическом сотрудничестве двух государств, который начался после распада СССР в 1991 г. Этот период характеризуется развитием рыночных отношений в обеих странах и их экономическим и торговым сближением. Препятствием этому не стал даже финансовый кризис 1998-1999 гг. в России, больно ударивший по благосостоянию Турции.

Основными отраслями, в которых проявляется сотрудничество, являются энергетика, легкая и пищевая промышленности, строительство, а также туризм. Появляются совместные предприятия, динамично растет товарооборот между странами, увеличиваются турецкие инвестиции в российскую экономику, разрабатываются совместные проекты в разных сферах деятельности. Турецкие компании проникают на региональные рынки России.

Челночный бизнес, который в 90-е гг. буквально вытянул турецкую легкую промышленность, идет на спад, и сотрудничество приобретает все более цивилизованные формы. Турция является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России, обгоняя многие страны ЕС.

С начала 1990-х гг. российско-турецкие торгово-экономические отношения демонстрировали поступательную динамику. При этом увеличение объемов двусторонней торговли происходило на фоне опережающего роста российского экспорта. Россия по итогам 2008 г. вышла на 1-е место по общему объему торговли.

Российский экспорт достиг исторического максимума и составил 27,1 млрд долл., а импорт из Турции - 6,1 млрд долл. Вследствие кризиса произошло некоторое ухудшение показателей, и по итогам 2011 г. российский экспорт составил 25,4 млрд долл., а импорт из Турции - 6,4 млрд долл. (проанализировано автором на основе источников [8] и [11]).

Таблица 1

Турецко-советская торговля в 1980-1991 гг., млн долл.

Год Экспорт Изменение, % Импорт Изменение, % Сальдо Экспорт/импорт

1980 168,96 33,32 167,14 68,16 1,82 1,01
1981 193,69 14,63 151,09 -9,60 42,60 1,28
1982 124,03 -35,96 98,81 -34,60 25,22 1,26
1983 88,71 -28,48 219,90 122,55 -131,19 0,40
1984 138,51 56,15 285,74 29,94 -147,23 0,48
1985 190,05 37,21 201,70 -29,41 -11,65 -0,94
1986 140,58 -26,03 322,72 60,01 -182,14 -0,44
1987 169,49 20,57 282,06 -12,60 -112,57 0,60
1988 271,40 60,12 408,68 44,89 -137,28 0,66
1989 704,72 159,66 578,95 41,66 125,77 1,22
1990 531,12 -24,63 1158,97 100,18 -627,85 0,46
1991 610,61 14,97 1013,27 -12,57 -402,66 0,60

Начиная с 1987 г. в рамках Соглашения о природном газе, а также в рамках 25-летнего периода обращения свободно конвертируемых валют начались советские поставки газа в Турцию. В ответ на это Анкара направила в СССР около 70 % своего экспорта товаров и услуг, что в условиях тотального дефицита было весьма ощутимо. Именно с этого года, как можно увидеть и в таблице, начался постоянный поступательный рост взаимной торговли двух стран. В период с 1980 по 1991 г. экспорт Турции вырос на 261,4 %, а импорт - на 506,4 %.

Турецкий экспорт товаров в рамках Соглашения о природном газе осуществлялся во многом в счет оплаты поставок газа, а также в счет оплаты более раннего строительства различных объектов в рамках Соглашения 1967 г. Каждый год в течение рассматриваемого периода конкретная номенклатура таких товаров формировалась и уточнялась специальной двусторонней комиссией.

В 1987 г. в Турции был основан Эксимбанк, призванный оказывать поддержку компаниям, осуществляющим внешнеторговые сделки. Этот же банк принял участие и в финансовых операциях, имевших место в турецко-советской торговле. За 1989-1991 гг. Эксимбанк открыл кредитную линию СССР в общей сложности на 1 150 млн долл., из них 555,3 млн долл. Советский Союз успел освоить до своего распада. Благодаря этим кредитам турецкий экспорт таких товаров как, текстиль, кожа, готовая одежда, обувь, зубная паста, бытовая химия и лекарственные препараты возрос в очень серьезных объемах. Торговые отношения строились на обмене свободно конвертируемой валютой, что в исследуемый период позволило обеим странам значительно увеличить прибыльность торговли.

Советские предприятия, которые получили в конце 80-х гг. право на самостоятельные внешнеторговые операции, быстро обгоняли зависимые от государства по своей коммерческой эффективности, и в дальнейшем они стали тем фундаментом, на котором стала строиться торговля после распада Союза. Помимо этого, интерес к СССР в Турции со стороны правящих кругов и бизнеса рос благодаря еще таким факторам, как снижение цен на нефть, в результате чего ближневосточные торговые партнеры утратили свои сильные позиции, а также окончание ирано-иракской войны.

Низкие цены и высокое качество некоторых советских товаров привлекли внимание многих турецких импортных компаний. Возрос импорт из СССР природного газа, стали, удобрений, пиломатериалов, синтетических волокон, поливинилхлорида.

Начиная с 1990 г. двусторонняя турецко-российская торговля получила непреходящее значение. Тогда же впервые дал о себе знать феномен челночной торговли, которая по своим объемам иногда не уступала официальному межгосударственному обмену.

В 1970-е гг. во всех странах Ближнего Востока начала бурно развиваться строительная отрасль, и турецкие компании заняли в этом секторе место среди наиболее сильных предприятий. В 80-е гг. турецкие строительные фирмы обрели ведущее положение на рынках Ближнего Востока и Северной Африки, и во второй половине 80-х вышли на новый для себя рынок Советского Союза. Вообще в это время турецкие компании различного профиля, в том числе и финансового, начали активно проникать на данный рынок после заключения Соглашения о природном газе в 1987 г. Советское государственное предприятие «Союзвнешстройимпорт» и «Техноэкспорт» совместно с турецкими фирмами заключили договор на сумму 550 млн долл. о строительстве 10 социальных объектов, а затем договор был расширен и продлен и включил в себя строительство еще нескольких объектов социального и производственного характера.

Поворотной точкой для деятельности турецких фирм в СССР стало объединение Германии, когда немецкое правительство выделило кредит в размере 8 млрд марок на строительство жилья для возвращающихся советских солдат. Германское правительство выделяло данную сумму первоначально для простаивающих строительных компаний восточных земель, однако турецкие фирмы благодаря более низким ценам и меньшим срокам строительства сумели выиграть значительную часть этих денег. Длительное время на рынке строительства СССР господствующее положение занимали фирмы из Финляндии, Югославии, Болгарии и ГДР, но с начала 90-х гг. они были значительно потеснены турецкими предприятиями.

Ближневосточный и североафриканский рынки строительных услуг практически исчерпали себя, рынок же СССР предоставлял огромные возможности. В Турецком строительном союзе было зарегистрировано на середину 90-х гг. около 30 членов, ведущих свою деятельность на территории РФ с официальным оборотом свыше 4 млрд долл. Разумеется, оценить истинные масштабы деятельности турецких фирм в сфере строительства невозможно, принимая во внимание большой криминальный и теневой характер этого сектора в России и на постсоветском пространстве. Очевидно, реальные цифры могут быть значительно выше.

Цены, быстрота и качество, а также благоприятная конъюнктура позволили турецким компаниям приобрести большой вес на рынке бывшего СССР, благодаря чему они смогли вступать в партнерские отношения и с западными компаниями и осуществлять значительные строительные проекты. На сегодняшний день ситуация на российском рынке импортных строительных услуг сохраняется.

В этот период сотрудничество в области торговли и строительства занимало основное место, так что говорить о других сферах довольно сложно. Однако на рубеже 90-х гг. начали приобретать значение такие направления, как частная торговля и туризм. Рынок Турции на Ближнем Востоке является наиболее доступным для российских граждан с точки зрения местоположения. Начался бурный рост челночной торговли, который вел за собой и рост туризма. Мало того что сами челноки въезжали в Турцию по туристическим визам, они еще и постепенно «открывали» эту страну как очень перспективную для отдыха. Стали возникать совместные предприятия, что благотворно отразилось на развитии всех сфер сотрудничества.

Наиболее важное место в двусторонних экономических отношениях занимают кораблестроение и судоремонт. В конце 80-х гг. турецкая корабельная отрасль достаточно развилась, чтобы начать предлагать свои услуги и другим странам. В 1988 г. компания «Седеф Геми Индастри» и советская АКП «Совкомфлот» начали переговоры, которые закончились подписанием двух соглашений 1988 и 1989 гг. СССР размещал ряд заказов на строительство судов, однако финансовые трудности не позволили осуществить сотрудничество в полной мере.

На судоверфи «Эркал Тузла» с 1989 г. большое число советских кораблей вставали на ремонт и осмотр. Но со временем из-за неналаженности финансового механизма турецкая судовая отрасль стала нести убытки. Особенно это усугубилось развитием контейнерных речных перевозок на старых судах, возросшей ролью Греции в регионе и появлением Балтийских государств как самостоятельных игроков на данном рынке.

В тот же период впервые начинается сотрудничество в области здравоохранения. Принимается совместная программа, в соответствии с которой СССР импортировал из Турции лекарственные средства, для чего было возведено 15 специальных складов для медпрепаратов. Также предусматривались действия, направленные на развитие советской системы охраны здоровья, помощь в строительстве новых больниц. Однако при воплощении в жизнь программа потерпела крах.

2 марта 1991 г. было подписано соглашение об электрификации железной дороги Черкезкей - Капыкуле, которое заложило основы сотрудничества в этой области. Российские компании и по сей день остаются крупнейшими в Турции, занимающимися прокладкой подземных коммуникаций наряду с западными.

В сфере сообщений был достигнут прорыв в 1989 г., когда компания «Турецкие авиалинии» начала регулярные рейсы в Москву. Направление «Стамбул - Москва» стало одним из важнейших для этой компании.

В целом период 80-х гг. и начала 90-х гг. характеризуется очень быстрым сближением двух стран, стремительным ростом экспорта Турции, открытием ее экономики. Отношения с Россией и другими советскими республиками начинают носить постоянный, устойчивый характер, и все более существенную роль в них играют частные фирмы.

Для Турции особенно большую роль играют российский экспорт газа и взимание пошлин с грузовых и контейнерных перевозок морским транспортом через проливы. В то же время российские бизнесмены начинают осознавать, что стремительно растущая экономика Турции представляет собой довольно привлекательный объект для вложения в сектор услуг и производства потребительских товаров, а также для расширения поставок энергоносителей, вооружения и продукции машиностроительной отрасли. Расбалансированность торгово-экономического процесса между странами требует выработки определенного рыночного механизма, а также долгосрочной стратегии.

Таким образом, можно говорить о том, что наши государства заинтересованы в сотрудничестве друг с другом, более того, в энергетической сфере, как это будет показано ниже, эта заинтересованность фактически переходит во взаимозависимость. Однако существует определенное расхождение стратегических позиций. Если турецкое руководство вполне определенно говорит о своих планах в энергетике, то российское пока только начинает их разрабатывать. Кроме того, для РФ поставки энергоносителей формируют рост ВВП, а для Турции рост ВВП требует увеличения поставок энергоносителей.

Современная Турция - индустриально-аграрное государство среднего уровня развития, с открытой рыночной экономикой, по многим параметрам близкое к

странам Южной и Восточной Европы. Широкие связи страна имеет с государствами Европейского союза, Ближнего Востока, Азии, а также с США и Россией.

Современные российско-турецкие отношения опираются на широкую договорно-правовую базу. Между Россией, в том числе в качестве государства -правопреемника СССР, и Турцией в настоящее время действует более 60 основополагающих документов, регламентирующих взаимодействие в различных сферах двусторонних связей. Основная актуальная законодательная база, касающаяся торгово-экономических отношений между двумя странами, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Современная договорно-правовая база по торговым отношениям РФ и Турции

Наименование соглашения Дата подписания Место подписания

Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 25.02.1991 Анкара

Договор о принципах взаимоотношений 25.05.1992 Анкара

Соглашение об отмене двойного налогообложения 15.12.1997 Анкара

Соглашение о поощрении и поддержке взаимных инвестиций 15.12.1997 Анкара

Итоговый протокол о сотрудничестве 30.11.2004 Москва

Декларация о продвижении к новому этапу отношений и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства 13.02.2009 Москва

На протяжении 90-х гг. и вплоть до нынешнего времени российские энергетические компании выступают флагманами сотрудничества с Турцией. С одной стороны, для нашей страны энергетический сектор является, по выражению В. С. Черномырдина, «становым хребтом российской экономики», с другой - начиная с 1987 г. данный сектор в Турции стремительно повышает свое значение, энергетические фирмы в сотрудничестве со строительными компаниями быстро расширяются, а также приобретают важную социальную роль (табл. 3).

Как видно по динамике в денежном выражении, количество продаваемых нефти и газа изменялось очень неравномерно. Для нефти характерны резкие скачки и глубокие спады, а экспорт российского газа поступательно увеличивается. Исключение составляет лишь кризисный 1998 г., когда наблюдается снижение поставок газа на 134,1 млн долл., что составило всего 2 % от общих закупок газа Турцией за границей. Объяснить подобную ситуацию можно тем, что Турция традиционно приобретает нефть у арабских стран и Ирана. Кроме того, такая картина обусловлена структурой потребления энергоресурсов. Нефть потребляется в основном в более развитых западных регионах государства, где расположены основные промышленные производства, морские порты, нефтеперерабатывающие предприятия, а также сосредоточена большая часть населения и, соответственно, большая часть автомобильного парка.

Таблица 3

Экспорт нефти и природного газа из России в Турцию в 1986-1997 гг.

Год Сырая нефть Природный газ

Млн долл. % Млн долл. %

1986 45,3 2,7 - 1987 49,9 2,0 9,0 9,6
1988 58,6 2,6 80,7 67,1
1989 97,6 4,3 179,7 66,3
1990 337,6 10,4 234,0 58,8
1991 24,5 1,1 312,4 63,4
1992 32,5 1,3 282,7 54,9
1993 192,2 6,3 350,2 59,6
1994 41,9 1,5 371,6 59,1
1995 197,9 6,0 522,3 51,8
1996 178,6 4,5 521,0 40,6
1997 107,5 2,9 637,7 59,0
1998 60,5 2,9 503,6 57,0

Примечание: составлено автором на основе [7]

В 90-е гг. стала складываться ситуация, когда интересы большой политики начали сплетаться с энергетикой, и последняя отчасти превратилась в инструмент геополитического влияния. Подтверждением тому служит факт, что в политическом плане российско-турецкие отношения в течение 90-х гг. были довольно натянуты из-за фактической поддержки Турцией чеченских сепаратистов (финансовой, материальной и моральной), предоставления многим полевым командирам убежища и других менее острых разногласий. Тем не менее в самый разгар чеченских войн во второй половине 90-х гг. принимается решение о строительстве газопровода «Голубой поток», а премьер-министр РФ В. С. Черномырдин неоднократно посещает Турцию и ведет переговоры по энергетической сфере.

Нужно сказать, что и позиция Анкары была такой же двоякой: официальное непризнание независимости Чечни диктовалось все возрастающей зависимостью турецких отраслей от российских поставок газа и угля. Кроме того, в стратегическом плане еще с начала 90-х гг. Турция стремилась стать энергомостом из РФ в Израиль и тем самым повысить свою роль в регионе.

В декабре 1998 г. было подписано Соглашение по поставкам природного газа из России по трубопроводам через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. В рамках данной договоренности планируется поставить с 2000 по 2025 г. в общей сложности 360 млрд куб. м газа и через западную трубу ежегодно - до 14 млрд куб. м. Тогда же был выдвинут проект продолжения строительства газопровода по дну Средиземного моря в Израиль.

Турецкое руководство с самого начала постоянного импорта энергоносителей из РФ ставило задачу диверсификации поставщиков по странам. С 80-х гг., когда наша страна активизировала поставки природного газа, Турция задалась вопросом, каким образом диверсифицировать импорт энергоресурсов, чтобы

снизить свою зависимость от России в случае кризиса, а также чтобы иметь больше возможностей для маневров в двусторонних отношениях.

«Газпром» увеличивал поставки на протяжении 90-х и в начале 2000-х гг. Один из проектов, «Голубой поток», еще больше увеличил зависимость Турции от российского газа. Остановимся подробнее на этом газопроводе, играющем главную роль в российских поставках энергоносителей в Турцию. Реализация этого проекта вывела Турцию в число крупнейших потребителей российского природного газа.

«Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. Проект дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступала итальянская компания ENI, которая имеет опыт строительства морских газопроводов и располагает трубоукла-дочным флотом. Общая протяженность газопровода «Голубой поток» составляет 1 213 км. Проектная мощность газопровода - около 16 млрд куб. м газа в год. Общая стоимость газопровода «Голубой поток» составляет 3,2 млрд долл., в том числе 1,7 млрд долл. США на строительство морского участка и компрессорной станции «Береговая» (табл. 4).

Таблица 4

Плановые и фактические поставки по газопроводу «Голубой поток», млрд куб. м

Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

План 2 4 6 8 10 12 14 16 16

Факт 1,4 3,2 5 7,5 9,5 10,1 11 12 12,5

Примечание: составлено автором на основе [8]

Отклонение от графика в процессе эксплуатации произошло по ряду причин. Коммерческие поставки природного газа в Турцию по новому газопроводу начались 20 февраля 2003 г. До марта 2003 г. было поставлено 193 млн куб м газа. Однако 12 марта 2003 г. турецкая сто?

РОССИЯ russia ТУРЦИЯ turkey ТОРГОВЛЯ trade ЭКОНОМИКА economics ПРИРОДНЫЙ ГАЗ natural gas
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты