Спросить
Войти

Антирелигиозные законодательные акты советской власти в период 1917-1918 гг

Автор: указан в статье

УДК 947 : 342.24 ББК Т3(2)5

Ф. Г. Будник

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ПЕРИОД 1917-1918 гг.

В статье рассматриваются проблемы развития государственно-церковных отношений и положения Церкви в стране, строящей социализм.

F. G. Budnik

ANTIRELIGIOUS ACTS OF THE SOVIET POWER DURING THE PERIOD WITH 1917 FOR 1918

Key-words: the Soviet power, the antireligious policy, civil war, ideology, atheism.

In article problems of development of state-church relations and position of Church in the country building a socialism are considered.

Захватив власть в октябре 1917 г., большевики во главе с В. И. Лениным приступили к воплощению в жизнь идеи — построению бесклассового коммунистического общества с тотальной идеологией. Поскольку идеологическая ниша была занята религией, цель большевиков состояла в том, чтобы изолировать Церковь и духовенство от общества, лишить ее экономических источников существования и тем самым избавиться от нее как идеологического противника и конкурента. С точки зрения коммунистов РПЦ являлась орудием управления и господства эксплуататорских классов над трудящимися классами. В соответствии с таким подходом советская власть ставила перед собой задачу как можно быстрее ослабить влияние РПЦ на общество и полностью уничтожить ее. В соответствии с классическим марксизмом они рассматривали церковь как духовную надстройку на материальном базисе. Достижению поставленной цели были подчинены и соответствующие законодательные акты советской власти.

Одним из первых таких актов стал Декрет о земле, принятый Вторым съездом Советов в ночь с 26 на 27 октября 1917 г., по которому все земли, принадле-

жавшие помещикам, царскому семейству, монастырям и церквам со всеми их живым и мертвым инвентарем переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. В результате Церковь и монастыри лишились земель, а также возможности покупать земельные владения и получать их в дар, чем была подорвана главная экономическая основа существования Церкви.

Одновременно разрабатывались и принимались законы, позволяющие органам советской власти лишить Церковь участия в решении важнейших вопросов духовной жизни общества. Так, 11 декабря 1917 г. Совнарком постановил передать все дело воспитания и образования подрастающего поколения из духовного ведомства в ведение Наркомпроса. В учебных заведениях упразднялись должности законоучителей всех вероисповеданий. Вслед за этим приказом Наркомвое-на от 16 января 1918 г. были расформированы управления военного духовенства и уволены все священнослужители, находившиеся на службе Военного ведомства.

Серьезное значение для подрыва позиций Церкви имел Декрет Совнаркома и ВЦИК «О гражданском браке, о детях и

МОРИЯ

95

о ведении книг актов состояния», принятый 18 декабря 1917 г., по которому действительным признавался лишь гражданский брак. Этим актом советская власть коренным образом изменила существовавший в России порядок вступления граждан в брак. В Российской империи законным считался лишь церковный брак, который не позволял христианам сочетаться с иноверцами.

Согласно декрету «всем духовным лицам и административным учреждениям, коим ранее была подведомственна регистрация браков, рождений и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповедных культов, предписывается незамедлительно эти регистрационные книги для дальнейшего их хранения переслать в соответствующие городские, уездные и волостные земские управы» [2, с. 71].

За два дня до этого декрета, 16 декабря, был издан Декрет «О расторжении брака», уничтоживший существовавший в России бракоразводный процесс, установив свободу расторжения брака: «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или хотя бы одного из них» [1, с. 88]. Было также ликвидировано неравноправное положение так называемых незаконнорожденных детей.

Служителям культов запрещалось совершать религиозные обряды крещения и брака без предварительной регистрации их в соответствующих отделах ЗАГСа. Однако практическое осуществление декретов о гражданском браке и актах гражданского состояния не нашло поддержки широких слоев населения, особенно в сельской местности, где сила традиций и авторитет священнослужителей позволили еще длительное время сохранять церковный брак и религиозные обряды крещения и захоронения.

Церковь и государство не только разные структуры, но и различные явления в истории человечества, поэтому отделение Церкви от государства следует считать прогрессивным явлением, однако при одном условии: государство не должно вмешиваться в религиозную жизнь верующих и в деятельность Церкви. Идя к вла-

сти, большевики это условие обещали выполнить.

Вышеупомянутые законодательные акты Советского правительства подготовили условия для издания одного из основных законов советской власти, направленных на ликвидацию церкви, — Декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Концепция, выдвинутая В. И. Лениным, была конкретизирована и продекларирована Советским правительством. Декрет провозглашал полную свободу совести и — впервые в истории — свободу атеизма, что означало право признавать любую религию и право не признавать никакой религии, право отправлять религиозные культы и право проводить атеистическую пропаганду. Он был издан 20 января 1918 г. и широко рекламировался как важнейшее завоевание советской власти в деле духовного раскрепощения миллионов трудящихся.

Таким образом, свобода вероисповедания и свобода атеизма выступают в качестве составных частей свободы совести, которые взаимообусловливают друг друга.

Следуя программным установкам своей партии, большевики с первых же дней власти повели решительное наступление на позиции Церкви в обществе. Уже 2 ноября была обнародована так называемая «Декларация прав народов России», подписанная Лениным и Сталиным, в соответствии с которой Церковь отторгалась от всех сфер гражданской и общественной жизни. Полностью отменялись все религиозные привилегии и ограничения. Общество восприняло этот документ как направленный прежде всего против РПЦ — религии большинства, имевшей при старой власти огромные привилегии.

11 декабря 1917 г. декретом наркома просвещения, подписанного и Лениным, у РПЦ конфисковались все учебные заведения, а их имущество переходило государству. Таким образом, по РПЦ был нанесен страшный удар — она лишалась возможности осуществлять религиознонравственное образование и воспитание народа, готовить образованные кадры
96

ГУМА1Н1АРНЙ: актуальные проблемы .. «л*л

№ 4 2010

гуманитарной науки и образования

духовенства. Система духовного просвещения в России была уничтожена одним росчерком пера.

В основном эти нормы соответствовали конституционным основам светских государств Новейшего времени. Принципиальная новизна заключалась в последних параграфах декрета: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, прав юридического лица они не имеют. Все имущества Церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для религиозных целей, отдаются властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» [3, с. 16].

Одновременно с государственными мероприятиями законодательного характера по стране проходили массовые репрессии против РПЦ, санкционированные властью. В связи с этим 26 марта 1918 г. постановлением Собора была создана Комиссия «для выяснения истинных масштабов террора, развязанного против членов Церкви». Предполагалось вести учет репрессированным и помогать их семьям, что на практике оказалось неосуществимым. 18 апреля Собор решил осуществлять поминовение новомучеников в храмах за богослужением и установить их ежегодное поминовение 25 января. В той ситуации это было открытое осуждение гонений богоборческой власти.

8 мая 1918 г. при наркомате юстиции был создан 8-й отдел по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства во главе с П. А. Красиковым, юристом по образованию. На местах создавались соответствующие низовые структуры. 30 августа 1918 года постановлением наркомата юстиции РПЦ официально лишалась прав юридического лица, у нее отбиралось все небогослужебное имущество, в церковной жизни вводился ряд ограничений.

Несмотря на все более ухудшающуюся обстановку в стране: начало Гражданской войны, уничтожение коммунистами всех демократических свобод, преследование ими инакомыслящих, Собор смело пытался продолжать деятельность, принимая важнейшие решения, обличавшие преступления коммунистов, а также позволявшие хоть как-то противостоять гонениям. Одним из наиболее мужественных поступков Собора и патриарха было принятие решения от 19 июля о служении панихид по расстрелянному императору.

Стоит сказать, что первые законодательные акты Советского правительства по ликвидации Церкви, его практические шаги в этом направлении не могли не вызвать сопротивления духовенства и верующих, что порой доводило до кровопролитных столкновений. Все это оставило неизгладимый след в истории противоборства государства и Церкви.

Библиографический список

1. Васильева О. Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917—1927 гг. / О. Ю. Васильева. — М. : Проспект, 1993. — 331 с.
2. Цыпин В. Е. Декреты Советской власти / В. Е. Цыпин. — М. : НОРМА, 1957. — 247 с.
3. Цыпин В. Е. Декреты Советской власти / В. Е. Цыпин. — М. : НОРМА, 1957. — 221 с.

Поступила в редакцию 14.10.2010.

Сведения об авторе

Будник Федор Григорьевич — аспирант очного отделения кафедры истории Отечества МГУ им. Н. П. Огарева, специальность «Отечественная история».

Тел.: 8 927 170-59-41

МОРИЯ

97
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты