Спросить
Войти

Из опыта правового регулирования торговой деятельности в период петровских преобразований

Автор: указан в статье

13. Бахарев В.В. Формирование акционерной собственности в торговле. Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Санкт-Петербург, 2002.160 с.

14. Капустина И.В., Барсукова Б.В., Иванов Е.Л. Социальное питание, его организация и потребности в контексте продовольственной безопасности Санкт-Петербурга //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 94-101.

Krymov Sergey Mikhailovich

Professor, Doctor of economic Sciences (skrymov@yandex.ru)

Kapustina Irina Vasilyevna

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences (ivk65@list.ru)

St.-PetersburgPolytechnic University;

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia

THE MANAGEMENT MODEL OF TRADE ENTERPRISE ON THE BASIS OF MERCHANDISING

Abstract. The model of marketing management based on the use of merchandising tools in the activities of commercial enterprises. The proposed integrated algorithm of calculation of parameters of merchandising.

УДК 347.7

ИЗ ОПЫТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент (e-mail: makarevichm@mail.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Богатырева Ольга Николаевна, к.э.н., доцент

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных

технологий и дизайна

Рассмотрено и проанализировано торговое законодательство петровской эпохи. Анализ источников позволил выделить основные направления правового регулирования торговли в период петровских реформ. В статье сделаны выводы о характере и значении торгового законодательства петровской эпохи, как для развития торговли и промышленности в период правления Петра I и в послепетровскую эпоху, так и для развития экономики современной России.

Постоянное совершенствование гражданского законодательства в современной России напрямую связано с необходимостью оптимизации предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, дальнейшим развитием рыночных отношений. В процессе совершенствования правового регулирования торговой деятельности в Российской Федерации необходимо постоянно изучать соответствующий опыт законодательной регламентации на всех этапах развития нашего государства, по крупицам собирая все самое ценное, что было наработано российскими правоведами и законодателями, одновременно выявляя и анализируя недостатки законодательной деятельности в данной области [35].

Великий реформатор Петр I заложил основы торгового законодательства по самым важным ключевым направлениям, что послужило фундаментом дальнейшей законодательной деятельности российских самодержцев [1].

Около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны [2].

Данная проблема в указанной сфере не являлась предметом специального комплексного изучения российских историков.

На законодательные акты Петровской эпохи либо ссылались, описывая экономические преобразования Петра I [3, 4], либо изучали отдельные аспекты законодательной деятельности Петра Великого [5, 6], либо обращались к данной проблеме в рамках изучения истории предпринимательства в России [7], либо давали краткую оценку правового регулирования коммерческой деятельности в указанный период в пределах учебников по «Коммерческому праву» и лишь немногие подошли к изучению проблемы комплексно [8].

В России специальное торговое законодательство складывалось постепенно. В XVII и в XVIII веке для урегулирования торговых отношений применялись акты гражданского законодательства, распространявшиеся преимущественно на отношения в сфере торговли и предпринимательской деятельности. При Петре I активная законодательная деятельность развернулась по всем направлениям регулирования торговли.

Во-первых, важнейшим направлением петровских преобразований явилось расширение торговой правосубъектности населения России. Заботясь о развитии торговли, Петр I разрешил в законном порядке заниматься данным видом деятельности всем категориям населения, а не только горожанам. Так 13 апреля 1711 г. Петр I принял Указ, которым разрешил заниматься торговлей «всякому чину везде и всяким товаром, с платежом всех обыкновенных пошлин» [9]. Указ 1714 г. подтвердил данное положение, разрешив каждому, независимо от звания, в том числе дворянам, за исключением военнослужащих, приписываясь к купеческому сословию, заниматься торговлей от своего имени, уплачивая все торговые сборы [10].

Во-вторых, поставив цель укрепить социальные позиции купечества, как основной категории торгово-промышленного класса, Петр I провел городскую реформу.

16 января 1721 г. был принят Регламент Главного Магистрата [11]. Регламент Главного Магистрата [12] и Инструкция Магистратам 1724 г. [13] оформили сословную дифференциацию городского населения. Все население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных граждан.

Первая категория состояла из двух гильдий. В состав первой входили крупные купцы и промышленники, а также художники и ученые. В состав

второй - мелкие торговцы и ремесленники, объединенные в цехи. Ко 2-й категории (они назывались «подлые») относились низшие слои посадских и работных людей, которые были лишены права выборов в магистрат. Духовные лица, дворяне и крестьяне, жившие в городах, не входили в состав городского общества и магистрату не подчинялись.

В соответствии с Регламентом 1721 г. купечество являлось не только основной тягловой силой городского общества, но и активно участвовало в городском самоуправлении. Закрепив особое положение купеческого сословия, регламент обязал магистраты «стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промыслы и происходит через то довольство в народе».

В-третьих, Петр I провел преобразования прямого обложения торговых и промышленных людей. В отличии от Соборного Уложения 1649 г., установившего налоги на посадское тягло, которому было разрешено заниматься торговлей и промыслами, указом 1702 г. было предписано всем посадским людям «верстаться и складываться вместе с уездными и торговыми людьми, во всех службах и податях десятой деньгой по животам и промыслам». «Уездным торговым людям быть в посадском тягле вместе с посадскими людьми» [14].

Помимо посадского тягла и десятой деньги, Указом 1705 г. Петр I ввел личную поголовную подать, распределявшуюся по видам промыслов в различных размерах. Например, с торговых людей, торговавших в лавках, взималось по 16 алтын и 4 деньги с человека в год. С людей всяких чинов, торговавших на торговых площадях безоборочно всякими «носящими товарами» - по 7 алтын и 2 деньги в год. С людей мучного, житного ряда; с лавочных сидельцев - по 16 алтын и 4 деньги. С беломестцев, торгующих и не платящих податей, не несущих повинностей, было указано брать вдвое больше, чем с торговых людей - по 1 рублю в год.

Таким образом, поголовная подать имела вид разрядного профессионального налога [6].

В 1706 г. Петр I принял указ, уравнивавший раскладку податей с торговых людей по промыслу и достатку каждого. Причем, за излишние поборы с купеческих дворов указом 1713 г. вводились штрафы и наказания [15].

В 1722 г. Петр I провел налоговую реформу и ввел подушную подать. Указом 1722 г. «О разложении подушного сбора» с посадских и купцов устанавливалась подать в размере 40 алтын с души в год [16]. Раскладку данной подати производили гильдейские старшины с согласия всех граждан, устанавливая подушный сбор. Указанный оклад купеческой подушной подати должны были вносить в казну наравне с купцами и посадскими также крестьяне и разночинцы, торговавшие в лавках и имевшие промыслы более 500 руб., приписанные к посадам [17].

Тарханные и жалованные грамоты были отменены Указом 1700 г. [18]. Лица, занимавшиеся торговлей в отдельных местностях, ранее освобожденные от платежа податей, были обязаны платить пошлины согласно Торговому уставу 1667 г. Указ 1705 г. [19] вместо рублёвой ввел новоуравнительную пошлину, которую уплачивали все местные жители в городах наравне с продавцами привозимых товаров и обязаны были предъявлять в таможню деньги на покупку товара, уплачивая с них пошлину. В целях взимания новоуравнительной пошлины приезжающие продавцы обязаны были при продаже своего товара приводить в таможню покупателей до момента передачи уже купленного ими товара. С установленной продавцом цены покупатель платил 10 денег с рубля с товара, оставшегося в его городе для перепродажи. В случае, если товар был куплен для перепродажи в другом городе, покупатель обязан был уплатить такую пошлину в месте будущей продажи. Купленные для перепродажи товары подлежали клеймению [20]. Такая же сумма взималась с товара, купленного у производителей. Освобождался от уплаты новоуравнительной пошлины товар, купленный для личного потребления и мелочный.

Указ 1714 г. [21] отменил новоуравнительную пошлину и восстановил прежнюю пошлину для торговых людей (по 5 коп. с рубля согласно Торговому уставу).

Указом 1719 г. было разрешено осуществлять купцам торговлю с прибавочной пошлиной всеми бывшими казенными товарами, за исключением «поташа» и «смальчуга» (в целях охраны лесов).

Также при Петре I продолжалось развитие частно-промысловых сборов, взимаемых ежегодно, в том числе с различных торговых заведений, лавок, харчевен и др.

Таким образом, множественность частно-промысловых сборов часто приводила к множественному обложению, тормозила развитие торговли и промышленности.

Следовательно, значительное количество нормативных актов, определявших порядок налогообложения лиц, занимающихся торговлей, создавало неудобство в их применении и приводило к отсутствию планируемых результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в начале XVIII века назрела необходимость организации единообразного промыслового налога, основанного на уровне доходности торговых промыслов. Исходя из данной цели, Петр I 20 октября 1705 г. издал указ [22], в соответствии с которым постановил произвести кадастровую оценку торговли и промыслов во всех городах, слободах и селах, а также составить перепись купцов, посадских и слободских людей на основании сведений, заявленных самими плательщиками о своем имуществе. Составление точного промыслового кадастра требовало много усилий и времени, а создание нового флота и новой армии, содержание войск не давало такой возможности. По этой причине замыслу Петра I о введении единообразного промыслового налога не суждено было осуществиться.

Именно поэтому в России была введена более простая подушная подать, а не промысловый налог.

В-четвертых, совершенствование торгового законодательства при Петре I было связано не только с определением оптимальных способов налогообложения, но и с созданием и развитием государственных учреждений, в компетенцию которых входила забота о развитии торговли.

3 марта 1719 г. был принят Регламент Коммерц-коллегии [23]. Коммерц-коллегия была учреждена в 1715 году, однако, определенных инструкций она тогда не имела. 3 марта 1719 г. был утвержден проект инструкции для коммерц-коллегии. Согласно этому проекту коммерц-коллегия представляла собой центральное учреждение, имевшее целую сеть агентов и корреспондентов в России и заграницей, которые сообщали ей все, что могло представлять интерес для отечественной торговли. Коммерц-коллегия налаживала связи с министрами и посланниками иностранных государств; ею назначались консулы. В ведении коммерц-коллегии находились пути сообщения, под ее наблюдением строились корабли, производились дорожные работы [24, 25].

В 1719 г. был утвержден регламент камер-коллегии. К ее компетенции были отнесены государственные доходы и монетное дело.

В-пятых, в целях развития торговой деятельности Петр I учредил Санкт-Петербургскую биржу практически одновременно с основанием Санкт-Петербурга, а также заложил основы биржевого законодательства. Главами XVIII и XIX Регламента или Устава главного магистрата (Указ Петра I от 16 января 1721 г. [26]) регламентировался порядок учреждения и деятельности бирж. Основная идея регулирования заключалась в том, чтобы сделать обязательным правило, согласно которому никакие договоры на бирже не должны были заключаться без посредничества маклеров, а маклерские записки должны были гарантировать купцов от возможного убытка при торговых операциях [5, 27].

В-шестых, при Петре I была произведена попытка учреждения коллективных форм организации предпринимательской деятельности. Указ Петра I от 27 октября 1699 года [28] был направлен на стимулирование российских купцов к созданию торговых компаний, однако не имел практической реализации. 8 ноября 1723 года был издан Указ об учреждении компании китовой ловли [29], а 4 августа 1724 года - Указ о создании компании, учреждаемой для торговли с Испанией [30]. В последнем Указе утверждалось, что при внесении паёв следует в качестве примера брать Ост-Индскую компанию. Государство в качестве поддержки этого предприятия выделяло учреждаемой компании корабли, денежные средства, матросов. Петр I понимал, что без административного ресурса данное начинание погибнет.

В-седьмых, Развитие морского права в России также начинается с Петра I. В 1720 г. был издан «Устав о эверсах» [31], определявший отношения владельца судна и отправителя груза. 31 января 1724 г. появился «Морской

торговый регламент и устав» [25], который содержал правила о погрузке судов, их осмотре, оформлении документов на судно, конфискации кораблей и товаров, которые шли без документов. В соответствии с регламентом российские и иностранные купцы и капитаны судов должны были предоставлять цолнерам (сборщикам пошлин) достоверные сведения о своем судне и о грузе, включая вес, цену, страну-производителя, качество. Регламент устанавливал правила стоянки судов в портах, погрузки и разгрузки товаров, уплаты пошлин с вывозимых и ввозимых товаров, категорически запрещал оскорблять служителей таможни, и под угрозой смертной казни - оказывать на них физическое воздействие при осуществлении ими своих должностных функций [32]. Намереваясь урегулировать морскую торговлю, Петр I определил основные виды таможенных правонарушений. В том числе:

- погрузка и разгрузка кораблей в запрещенных местах и без разрешения таможни;

- выгрузка товаров до объявления их в таможне;

- вскрытие товаров до проведения таможенного досмотра;

- невнесение товаров в роспись груза и сокрытие их от таможенного досмотра;

- сокрытие товаров лучшего сорта среди товаров худшего;

- изменение данных меры и веса на товарных клеймах и знаках;

- неверное указание наименований товаров, их видов, сортов, стоимости при объявлении в таможне;

- сообщение ложных сведений о порте назначения корабля;

- уход корабля без таможенного паспорта;

- отсутствие правильно оформленных документов на корабль и груз.

За перечисленные правонарушения были установлены наказания в виде штрафов и конфискаций как товаров, так и судов. За участие в нелегальном перевозе товаров с купеческих кораблей на берег и наоборот, а также за сокрытие контрабандных товаров следовало телесное наказание [33, 34].

В-восьмых, при Петре I были заложены основы коммерческого судопроизводства. В 1724 г. был издан Указ «О таможенном суде по словесным прошениям», который был специально предназначен для рассмотрения споров купеческих людей. Устав, приложенный к данному Указу, тщательным образом определял порядок судебного рассмотрения споров, возникающих между хозяином и наемным работником, между купцом и приказчиком.

В-девятых, развитие торговли через новый город-порт Санкт-Петербург осуществлялось административными методами. 31 октября 1713 г. царь издает Указ, чтобы пеньку и юфть, а также все царские товары: икру, клей, поташ, смолу, щетину, ревень возить не к Архангельску, а в Санкт-Петербург. В ответ на Указ купцы обратились к царю с челобитной, чтобы продолжить торговлю через Архангельск, поскольку у них были заключены договоры с иностранными купцами в Архангельске. В 1721 г. было позволено возить товары к Архангельску и Риге только из прилегающих к этим портам местностей. В соответствии с Указом от 20 ноября 1717 г. в Петербург были переселены самые именитые архангельские купцы. В 1720 г. постановлено с иноземных товаров, ввозимых в Петербург, взимать пошлины только 3% стоимости, тогда как в Архангельске ее взималось 5%. Все перечисленные меры привели к тому, что торговля через Петербургский порт была усилена, а через Архангельский - сокращена [3].

Таким образом, при Петре I проводилась политика жесткого государственного регулирования торговой деятельности, направленная на ее безусловное стимулирование, но под строгим государственным контролем.

Правовая регламентация торговли осуществлялась по следующим направлениям [35-37]: создание и определение полномочий государственных учреждений, регулирующих разнообразные вопросы, связанные с торговой деятельностью; совершенствование налоговой политики в данной сфере; укрепление позиций купеческого сословия (экономических и политических - в сфере городского самоуправления); разработка основ биржевого и морского законодательства, коммерческого судопроизводства, усиление позиций петербургского порта в морской торговле. При разной оценке политики меркантилизма, опиравшейся на протекционизм, которую активно проводил Петр I, да и последующие российские монархи, нельзя не признать, что история развития торговли и промышленности в России подтвердила эффективность данного экономического и правового инструмента в государственном управлении (например, расцвет промышленности и торговли в России в петровскую эпоху). Представляется целесообразным использовать исторический опыт правового регулирования торговли в России в петровскую эпоху современным государственным деятелям, политикам, экономистам.

Список литературы

1. Макаревич М.Л. Торговое законодательство //Торговля в Российской империи (XVIII - нач. XX столетия): Монография /Под ред. И.И. Рогозина. СПбГТЭУ, 2013. -132 с., С. 80-107 (1,5 п.л.).
2. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/historu_mir_econom/21.php
3. «История торговли и промышленности в России. Т. 1, вып. 5. История торговли в России с Петра Великого до начала XX века. /Под ред. П.Х. Спасского. СПб., 1912.
4. Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. История русской торговли до XIX века включительно. Пг., 1923.
5. Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российской рынок ценных бумаг (1703 - 1717 гг.). СПб., 2004.
6. Ганусенко И.В. Этапы развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в Дореволюционной России //Сибирской юридический вестник. - 2002. №1.
7. Развитие предпринимательства в России. Автор: Тимофеева А. А. (раздел II. Развитие предпринимательства в XVIII - первой половине XIX вв.) - abc.vvsu.ru/ Books/ ch_ istor_ predprin_v_ros/page0005.asp и др.
8. Сапилов Е.В. Российское торговое законодательство XVII - XVIII вв. М., 2004.
9. ПСЗ РИ. 1711. 13 апреля. №2327. (Полное собрание законов Российской империи).
10. ПСЗ РИ. 1V11. 2 марта. №232V; 1 октября. №24ЗЗ; 1V14. 2З марта. №2VS9. П. 15; 11 ноября. №1б54.
11. Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В.И. Лебедев. М., Гос. соц.-эк. изд-во, ^V.
12. ПСЗ РИ. 1V21. 1б января. №3V0S.
13. ПСЗ РИ. 1V24. №4б24. П. 15.
14. ПСЗ РИ. №1922.
15. ПСЗ РИ. П1З. №2V0V.
16. ПСЗ РИ. 1V22. 2V апреля. №З98З; П2З. 2V сентября. №4З12. П. 5; 1V24. №4б24. П. 1S.
1V. ПСЗ РИ. П2З. 2V сентября. №4З12; 1 октября. №4З18; 2З октября. №44Зб; 1V24. 1б сентября. №45бб.
1S. ПСЗ РИ. 1V00. 15 июня. №1V99.
19. ПСЗ РИ. 1V05. №20ЗЗ.
20. ПСЗ РИ. Т. IV. №220З.
21. ПСЗ РИ. №2^З.
22. ПСЗ РИ. 20 октября. №o20V6.
23. ПСЗ РИ. Т. 5. №ЗЗ18.
24. ПСЗ РИ. Т. V. 1V24. З1 января. №445З.
25. ПСЗ РИ. Т. V. №4451.
26. Реформы Петра I: Сборник документов. Сост. В.И. Лебедев. М.: Гос. соц.-эк. изд-во, ^V, с. 201.
2V. Дмитриев А. Биржа, биржевые посредники и биржевые операции. СПб., 18бЗ, с.
4.
2S. ПСЗ РИ-1. Т. З. №1V0S, с. б54.
29. ПСЗ РИ-1. Т. V. №4З50, с. 15З.
30. ПСЗ РИ-1. Т. V. №4540, с. ЗЗ2.
31. ПСЗ РИ. №Зб15.
32. w.histrf.ru/articles/article/show/morskoi_torgovyi_rieglamient_lV24
33. Устав об эверсах от 2б июля 1V20 г. - Законодательство Петра I. М., 199V. С. V06-V0V.
34. Российское законодательство X - XX вв. Т. 4. С. 1V4.
35. Макаревич М. Л. Правовое регулирование торговой деятельности в России в период правления Екатерины II //Клио. 201V. №2 (122). С. 45-52.
36. Астафьева В.В., Васильева О.К., Зернина С.Г. Управление качеством и безопасностью продукции - основа современного производства //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № З9. С. 250-254.
37. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Формирование качества и потребительского спроса на отечественные товары обувной промышленности // В сборнике: Молодые ученые в решении актуальных проблем науки Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный аграрный университет». 201б. З28 с., С. 20-24.

Makarevich Marina Leonidovna

Associate Professor, candidate of historical Sciences (e-mail: makarevichm@mail.ru)

Saint Petersburg Polytechnic University Peter the Great Bogatyreva Olga Nikolaevna

Associate Professor, candidate of Economic Sciences

Saint-Petersburg state University industrial technology and design

FROM THE EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF TRADING ACTIVITIES IN THE PERIOD OF THE PETRINE REFORMS

Abstract: This article reviewed and analyzed the trade laws of the Petrine era. The analysis of the sources allowed to identify the main directions of legal regulation of trade in the period of Peter&s reforms. The article made conclusions about the nature and value of the trade legislation of the Petrine era, both for the development of trade and industry during the reign of Peter I and in the post-Petrine era, and for the development of the economy of modern Russia.

УДК 347.7

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н,. доцент (e-mail: makarevichm@mail.ru) Бутырская Ксения Евгеньевна, студент

(e-mail: ksubu96@mail.ru) Наумова Светлана Игоревна, студент (e-mail: svetaal1@bk.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В данной статье раскрываются особенности правовой защиты персональных данных работников торговли, гарантии такой защиты, правила обработки персональных данных и основные виды ответственности за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту этих данных.

Целью работы определено проведение изучения системы предоставления правовой защиты личной информации трудящихся, задействованных в современных торговых организациях РФ. Для реализации исследований, требуется:

- представить определение термина «персональные данные» и рассмотреть общие характеристики и особенности;

- проанализировать основы права, касательно вопросов обеспечения правовой охраны;

- изучить перечень норм ответственности, определенных законом за нарушение основных критериев защиты личной информации;

- определить проблематику защиты персональных данных трудящихся.

Объектом исследования являются персональные данные работника.

Любые персональные данные о личной жизни субъекта, отличаются

особой ценностью. Конституцией РФ, ст. 2, регламентируется порядок существующего демократического общественного взаимодействия: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [1]. Так, данные за-

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТР i ТОРГОВЛЯ ТОРГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты