Спросить
Войти

Дробжев М. И. Страницы жизни

Автор: указан в статье

ПЕРСОНАЛИИ

ДРОБЖЕВ М.И. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ

21 января 2009 г. отметит свой 80-летний юбилей профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Михаил Иванович Дробжев. Его долгая интересная жизнь вместила в себя множество событий: Великая Отечественная война, восстановление сельского хозяйства после войны, партийная работа, научно-исследовательская деятельность, руководящая работа в Тамбовском государственном педагогическом институте, исследование наследия В.И. Вернадского и еще множество интересного, что предстоит в будущем.

Родился Михаил Иванович 21 января 1929 г. в с. Кутли Пичаевского района Тамбовской области. Когда мальчик закончил четвертый класс, началась война, отец ушел на фронт, в октябре 1941 г. в семью пришла похоронка. Миша сразу стал старшим в семье, должен был помогать матери и по хозяйству, и ставить еще трех детей на ноги. Пришлось брать косу отца, большую и тяжелую. Подростки на лошадях культивировали землю под

посев озимых, сеяли из ведра, повешенного на шею, отвозили зерно на элеватор.

После окончания 7-летней школы Миша Дробжев поступил в Моршанскую фельдшерско-акушерскую школу, годы учебы в которой (1943-1946) пришлись на военное и послевоенное лихолетье. Учеба совмещалась с постоянной помощью старшим. Вместе с учащимися школы заготавливал дрова для г. Моршанска и моршанской горбольницы. Охранял пленных немцев, итальянцев, румын, венгров, австрийцев, японцев, которые ремонтировали горбольницу. Пленных кормили с соблюдением международных договоров: они получали, конечно, очень мало, и мясо, и молоко, и масло. Мальчишки-охранники же питались постными щами «из метровой капусты» (так их звали за то, что кочаны капусты были плохо порублены). В 16 лет он весил немногим более 30 кг.

Во время практики в госпитале ассистировал хирургу при 18 операциях. В 16 лет принимал роды. Участвовал в ликвидации эпидемии сыпного тифа, охватившей нашу область зимой 1944-1945 г. В с. Староалек-сандровка Староюрьевского района больше двух месяцев делали подворные обходы, выявляли заболевших, старались их госпитализировать. Еще одна главная задача тех лет -борьба с вшивостью. При почти полном отсутствии дров и бань решить эту проблему было архитрудно. Все надежды возлагались на медикаментозные средства, одним из которых было «мыло К» с резким, стойким и очень неприятным запахом, да и его не хватало.

По завершении учебы работал помощником госсанинспектора, а затем помощником эпидемиолога Пичаевского райздравотдела. Потом молодого специалиста взяли заведующим организационным отделом Пичаевского райкома комсомола, откуда он и был призван в армию.

Служил Михаил Иванович в Москве, его военная часть охраняла объекты особой государственной важности. Вел постоянно общественную работу. Избирался секретарем комсомольской организации роты, потом после реорганизации воинской части - отряда. Был членом Москворецкого райкома комсомола и членом бюро. Одновременно со службой в армии практически за год заочно окончил исторический факультет Моршан-ского учительского института. Очень спешил закончить его до демобилизации, чтобы успеть на госэкзамены. В один день сумел сдать 5 экзаменов и 4 зачета. Ровно через неделю сразу сдал 4 экзамена и 5 зачетов.

После демобилизации был рекомендован Тамбовским обкомом ВЛКСМ первым секретарем Моршанского райкома комсомола. С этой работы Михаил Иванович был послан на учебу в Саратовскую Высшую партийную школу, но закончить ее не удалось - решением бюро Моршанского горкома партии был отозван на работу. Поэтому ВПШ при ЦК КПСС заканчивал уже заочно - получил диплом с отличием. Одновременно заочно окончил и исторический факультет Тамбовского педагогического института.

Затем началась работа в партийных органах: инструктор, заведующий отделом,

секретарь, второй секретарь Моршанского горкома партии. Михаил Иванович курировал образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы. Здесь было положено и начало его педагогической работы -он постоянно вел занятия в вечернем университете марксизма-ленинизма. Часто выступал с лекциями в трудовых коллективах. В 1966 г. М.И. Дробжева утвердили руководителем лекторской группы обкома КПСС. В ее задачу входило обеспечение учебы пропагандистских кадров, чтение лекций на партийно-хозяйственных активах, учительских конференциях в городах и районах области, перед населением, в трудовых коллективах, руководство областной организацией общества «Знание». Много внимания уделялось подготовке методических материалов лекций, докладов, особенно к красным дням календаря. По воспоминаниям Михаила Ивановича, это была очень интересная работа, требующая глубоких знаний, лекторского мастерства, умелого контакта с аудиторией. На этой работе он успешно сдал экзамены

кандидатского минимума и был рекомендован в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидатскую диссертацию «Развитие коллективистского сознания крестьянства в процессе коммунистического строительства» написал практически за год и успешно ее защитил, первым со своего курса.

В августе 1970 г. бюро обкома партии утвердило М.И. Дробжева заведующим отделом науки и учебных заведений. Нужно было укрепить материально-техническую базу учреждений образования, подобрать кадры директоров средних школ, повысить уровень образования учителей, реорганизовать школьную сеть, перевести профтехучилища на подготовку рабочих кадров со средним образованием. В это время Михаилу Ивановичу удалось провести социологическое исследование по сравнению идеалов школьников 1920-1970-х гг. Результаты исследования были опубликованы в трех номерах областной газеты «Комсомольское знамя» в августе 1975 г. Этим исследованием заинтересовались не только в Тамбовском педегогическом институте, но и в Москве. «Литературная газета», а также агентство печати «Новости», журнал «Советская педагогика» опубликовали по результатам исследования научные статьи.

В феврале 1977 г. по состоянию здоровья Михаил Иванович попросил отпустить его на работу в Тамбовский педагогический институт, где был назначен проректором по научной работе. В это время в институте насчитывалось чуть больше 100 преподавателей, имеющих ученую степень и звание, что составляло немногим более 30 % профессорско-преподавательского коллектива, причем эти показатели начинали снижаться. В результате принятых мер уже в 1977 г. успешно защитили кандидатские диссертации 6 человек, в 1978 г. - 12, в 1979 г. - 6, в т. ч. была защищена одна докторская диссертация. Всего же за 12,5 лет работы М.И. Дробжева в должности проректора по научной работе преподавателями защищено около 150 диссертаций, в т. ч. 10 докторских. 5 кандидатов наук получили ученое звание профессора. Доля преподавателей с ученой степенью и званием составила 52 %, что превышало среднестатистические показатели по пединститутам России. Значительно увеличился

объем хоздоговорных исследований - с 8 тыс. руб. в год до 285 тыс. руб., активизировалась издательская деятельность, заметно увеличилось количество научных мероприятий и конференций.

В дальнейшем Михаил Иванович работал доцентом кафедры философии, научным сотрудником нашего университета. В 2004 г. возглавил лабораторию по изучению творчества В.И. Вернадского. За это время принял активное участие в подготовке и проведении четырех научно-практических конференций, посвященных творчеству В.И. Вернадского, а также восьми вернадовских юношеских чтений.

Сегодня в сферу научных интересов Михаила Ивановича входят проблемы идейнонравственного воспитания различных социальных слоев общества, анализ этических идей народничества и эсеров, изучение и формирование идеалов подрастающего поколения, проблемы человека и человечества в русской религиозной философии XIX -первой половины XX в., разработка творческого наследия В.И. Вернадского. По этим и другим проблемам им опубликовано около 150 научных работ, в т. ч. 6 монографий, учебное пособие с грифом Министерства просвещения Российской Федерации.

Михаил Иванович награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».

Как говорит сам Михаил Иванович: «К отрицательным сторонам моей деятельности относят склонность к администрированию, недостаточную корректность в отношениях с коллегами по работе, дефицит самокритичности. Но есть и высказывания, мнения не согласные с этими оценками. Эти товарищи подчеркивают умения и знания, выдержку и хладнокровие, корректность и интеллигентность, приверженность идеалам добра и справедливости, профессионализм и компетентность, высокую духовность и нравственность, чувство товарищества и принципиальность, строгость и требовательность. Человек неоднороден, кроме того, на его действия и поведение влияет и складывающаяся обстановка, и окружающая среда, компетенция и состояние тех, кто берется судить о нем».

От всей души поздравляем юбиляра и желаем ему новых творческих свершений, крепкого здоровья, благодарных учеников.

Редколлегия журнала

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты