Спросить
Войти

Становление народного образования в Туве в начале двадцатого века

Автор: указан в статье

народного костюма [1: 18]. Стилизация и декорирование на занятиях в процессе работы над костюмом способствуют развитию образно-ассоциативного воображения. Решение творческих задач по использованию орнамента, выполнению композиции в материале и эскизов предполагает развитие образно-ассоциативного мышления.

Занятия по моделированию национального костюма развивают, формируют, эстетические чувства, такие как чувственное восприятие выразительных форм, декора, гармонии цвета костюма, чувство радости и эмоционального подъема от успешно выполненной творческой работы.

К практическому компоненту специальных способностей относятся высокая природная чувствительность, зрительные анализаторы которых обеспечивают восприятие, передачу пропорций, особенный объем плоской формы, пространственных отношений, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета.

Сенсорные качества очень важны при создании национального костюма, которые связаны с действиями и движениями, обеспечивают быстрое и

точное усвоение технических приемов формообразования и декорирования костюма. Усвоение знаний о законах композиции, цветоведения, светотени, овладение студентами сенсомоторными качествами, твердость и уверенность, ловкость движений способствует развитию творческих способностей, умений, навыков в изготовлении костюма.

Таким образом, на занятиях в процессе изучения и моделирования национального костюма и предметов декоративно-прикладного искусства у студентов развивается творческое образно-ассоциативное мышление и воображение, эмоционально-ассоциативное восприятие, свойства зрительной памяти, а также личностные качества, воля, самостоятельность.

Литература:

1. Булатова Е.Б. Конструктивное моделирование одежды - М: Издательский центр «Академия», 2004.-272 с.
2. Заенчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности - М: : Издательский центр «Академия», 2004.-256 с.
3. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.-ЗАО Издательский дом «Пит», 2005.-940 с.

СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В НАЧАЛЕ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

ESTABLISHMENT OF PEOPLE&S EDUCATION IN TUVA IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

В.Ч. Монгуш V. Mongush

В статье В. Монгуш описана история народного образования в Туве начала двадцатого века и рассмотривается сеть первых школ, основанных русскими переселенцами на территории Урянхайского края. Работа основана на документах, недоступных ранее широкому кругу читателей.

Эта статья может быть использована исследователями, преподавателями, студентами и также теми, кто интересуется историей и культурным развитием национальных республик Российской Федерации, к которым относится и РТ.

V.Mongush& article devoted to the history of People&s education in Tuva at the beginning of the twentieth century. In this article Mongush investigates the nucleation and development of the first

educational institutions Uriankhai Territory - Russian schools based peasant settlers. The work is based on documents previously little known wide range of researchers.

This article is for researchers, teachers, students and also for everyone who is interested in the problems of the history of cultural development in the national republics of the Russian Federation, including the Republic of Tuva.

Установлению протектората России над Тувой (Урянхайским краем) предшествовал длительный, продолжавшийся не одно столетие, процесс становления русско-тувинских связей, в ходе которого зародилась, окрепла и реализовалась тенденция к объединению. Наиболее эффективным каналом в установлении русско-тувинских связей явилось переселенческое движение, которое способствовало более тесному сближению и общению русского и тувинского населения. Одним из важных показателей в развитии переселенческого процесса стало создание Переселенческого Управления в Туве, целью которого было оказание хозяйственно-административной и куль-турной помощи переселенцам. В 1914г. Тува под названием «Урянхайский край» была присоединена к России.

В целом, провозглашение протектората России над Тувой явилось результатом многолетней целенаправленной политики русской дипломатии ради расширения территории Российской империи. Учитывая сложившуюся в этом регионе геополитическую обстановку, вызванную, прежде всего, ослаблением Китая в результате Синьхайской революции, эта политика могла быть успешно реализованной. Безусловно, образовавшийся здесь «русский фактор» -наличие в Туве многочисленных русских переселенцев, создал дополнительные предпосылки вовлечения Тувы в сферу российского влияния, и, в конечном счете, вхождения ее в состав России.

Следует заметить, что установление протектората положило начало официальной социально-экономической помощи Туве со стороны России, в частности, в строительстве: строится город Белоцарск, ведется прокладка Усинского тракта через Саяны, соединяющего Россию с Тувой.

Создаются первые фельдшерские пункты и учреждаются первые русские школы.

К 1914 г. численность русского населения в крае достигает 12тыс. человек, проживавших в основном в Тандинском, Пий-Хемском, Каа-Хемском районах. Важным событием становится основание в апреле 1914 г. города Белоцарска (современный Кызыл) в местности у слияния рек Пии-Хема и Каа-Хема, где начинается Енисей.

В целом, о состоянии начального образования в Енисейской губернии в 1915г., мы можем судить по педагогическому журналу «Сибирская школа», издававшемуся в 1915-1917гг. в Красноярске. В целях оптимальной организации школьного дела, вся территория губернии была разделена на шесть инспекторских участков (районов), которые были неравномерными как по плотности проживавшего там населения, так и по удаленности от административного центра.

В частности, Усинский округ был отнесен ко второму инспекторскому участку (району). Типы и количество училищ, входящих в состав инспекторского участка, определялись как: 1) высшее начальное-1 (в с.Верхне-Усинском); 2) начальные народные-10 [1]. Инспекторский надзор за училищами затруднялся территориальной обширностью районов, неудобством путей сообщения и обременительной канцелярской работой, возлагаемой на инспекторов народных училищ. Инспектором народных училищ второго района Енисейской губернии был назначен М.К. Бахарев, окончивший курсы в Московском учительском институте.

Школьное дело, несмотря на то, что на его организацию отпускались средства переселенческой организации, двигалось в Туве весьма медленно. Составители плана работы переселенческой

организации на 1915г. жаловались на малочисленность русских школ в Туве: «В отношении первоначального образования русское население Урянхайского края поистине обездолено. На весь обширный край, с населением свыше 10000 душ обоего пола, имеются лишь две одноклассных министерских школ в селе Туране и поселке Уюк» [2].

Русская школа в Туране была открыта в 1908г., а в Уюке - в 1909г. В программу обучения входили Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика и церковное пение. Таким образом, мы можем утверждать, что наряду с духовным образованием, отдельные тувинцы начинают

приобщаться и к светскому образованию. Светское образование проникает в Туву вместе с потоком русских переселенцев с начала ХХв.

Переселенческая организация намеревалась открыть в ближайшее время школы в ряде других поселков (что и было выполнено). Примечателен и тот факт, что даже намечалось открытие низшей русско-тувинской сельскохозяйственной школы с опытным полем и скотоводческим хозяйством при ней. «К школьному строительству - читаем мы в одном из докладов заведующего устройством русского населения в Туве, -за недостатком рабочих рук только приступили. В 1916г. должны быть построены школы в селе Верхнее-Никольском на Тодже, в Атамановке и достроены школы в Бояровке и Чаа-Холе» [3].

В «Списке населенных пунктов Енисейской губернии и Урянхайского края» указывают на наличие русских школ в Туве в начале ХХ века. Авторы «Списков...» отмечают, что в распоряжении Редакционно-издательской комиссии были чрезвычайно ценные материалы по Урянхайскому краю и Усинскому пограничному округу (списки Г.П. Машкина). Здесь же указано, что источниками для составления списков послужили: список Г.П. Машкина, данные о церквях Епархиального комитета, данные о школах, учебных заведениях и культурнопросветительских учреждениях из

бывшей Губернской Земской Управы. Все сведения относятся к 1919г.

Программа обследования включала в себя обширный круг вопросов, в том числе и выявление в селениях культурных учреждений: церкви, молитвенные дома, старообрядческие церкви, больницы, фельдшерские пункты, школы. Напротив каждого селения условными сокращениями помещен перечень культурных учреждений.

Из 3284 обследованных населенных пунктов Енисейской губернии, 341 населенных пунктов значатся в Урянхайском крае и 86 - в Усинском пограничном округе. При этом составители «Списков.» сразу же указывают на то обстоятельство, что действительное количество населенных пунктов далеко превышает приведенные цифры. Тем не менее, ценность их нисколько не умаляется. Наоборот, по ним мы можем составить определенное представление о становлении школьной сети в Урянхайском крае и в Усинском округе.

Так, в «Списках.» упоминаются школы в Бояровке и Знаменке (Каа-Хемский район), в Атамановке и селе Верхнее-Никольском (Тандинский), В Туране и Уюке (Турано-Уюкский), в Хамсаре (Тоджинский), в Чаа-Холе и Шагонаре (Улуг-Хемский) и в городе Белоцарске. Интересно отметить и тот факт, что в Бай-Тале (Хемчикский район) указана даже мусульманская школа. В Усинском округе школьное дело было поставлено гораздо лучше. Здесь в Верхне-Усинске функционировало

высшее начальное училище, 2 школы, а в деревне Нижне-Усинской - одна школа

Созданию школ в переселенческих поселках предшествовала долгая и кропотливая работа. Острой проблемой становления и развития первых русских школ было их материальное обеспечение. Русские переселенцы, невзирая на неблагоприятные материальные условия, пользовались любым удобным случаем, чтобы организовать и обустроить в своих селениях школу. Но главным устроителем школ являлось Переселенческое управление, с теми средствами,

которые отпускались ему из сумм переселенческого кредита.

Следовательно, мы можем сказать, что со времени установления протектората России над Урянхайским краем здесь начинает развиваться школьная сеть. В поселках Урянхайского края повсеместно собираются сельские сходы с вопросом об открытии школ. Примечателен тот факт, что переселенцы в качестве первоочередных задач выдвигали вопросы распространения начального образования, как важнейшего фактора дальнейшего прогрессивного развития.

Между тем, становление и развитие школьного дела происходило так же сложно, как и социально-экономическое развитие всего Урянхайского края. Повсеместно наблюдалась нехватка помещений и оборудования, а подчас и отсутствие таковых. С целью решения данной проблемы Дорожностроительный отдел переселенческой организации отправляет «объявления на потребность рабочей силы для строительства школ и жилых домов в места проживания мастеров» [5].

Архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Тыва (далее ЦГА РТ), свидетельствуют о том, что сельские старосты постоянно ходатайствовали перед Переселенческим управлением о выделении дополнительных средств на постройку школьных зданий [6].

Управление всеми делами обучения осуществлялось инспекцией народных училищ Енисейской губернии. О некоторых аспектах управления мы можем судить по переписке о снабжении школ Усинско-Урянхайского края инвентарем и школьными принадлежностями. Так, инспектором М. Бахаревым 12 декабря 1916г. в край были отправлены книги в количестве 27 листов, весом 47 пудов 25фунтов. Кроме того, были посланы: тетради, чернила, перья и посылка с печатями Министерства Народного просвещения для школ.

Еще об одном аспекте управления инспекции народных училищ говорит «Письмо учащимся училищ второго района Енисейской губернии» [7]. В нем инспектор М.Бахарев пишет: «...при

ревизии училищ и из отчетов замечено, что обучение в школах страдает .отдаленностью от жизненных требований. Учащиеся совсем не знают географию своей волости, уезда, губернии. Сносно решают задачи по задачнику, но затрудняются в вычислении площади земельного посева. Между тем, это самая употребительная у крестьян земельная мера.. Чтение является малосознательным, недостаточно толковым и невыразительным.

Прошу обратить особое внимание к указанным недостаткам и стремиться к их исправлению. Необходимо относиться к обучению более сознательно, не останавливаться в своем развитии, дополнять знания чтением педагогической и общей литературы.».

Это письмо является доказательством пристального внимания к вопросам обучения в отдаленных окраинах. Также «узким местом» первых переселенческих школ было время окончания учебных занятий. В Министерство Народного Просвещения поступали многочисленные ходатайства об окончании учебных занятий до наступления церковных праздников, ввиду приближения рабочей поры и нужды в рабочих руках.

Принимая во внимание важность этих обстоятельств, в «Циркуляре Министра народного просвещения» разрешено произвести испытания в начальных училищах с 15 апреля. Также указано, что «испытания эти могут быть производимы в упрощенном составе комиссий» [8].

Во исполнение данного циркуляра, инспектором второго района сделано соответствующее распоряжение о проведении выпускных экзаменов в Туранском и Уюкском училищах в период между 15 апреля и 10 мая [9].

В более крупных административных центрах, таких как город Белоцарск, был сосредоточен центр школьного строительства края. Первого сентября 1916г. здесь открылась первая в новом административном центре школа. Она находилась в северной части города. В ней был один первый класс, состоявший из 47 учеников, которых обучал учитель А.М. Богатков. Школа еще не имела своего здания. Располагалась в одном помещении, принадлежавщем

переселенческому управлению. Город рос быстро, учеников становилось все больше, учились и русские, и тувинские дети. Назревала необходимость «общежития» (интерната) при школе.

Ученик школы В.С. Безъязыков вспоминает: «В классе у нас стояли деревянные столы и скамейки. Дети сидели на скамейках по 4-5 человек. В классе было холодно, обогревался он печкой-времянкой. Каждый ученик освещал по утрам свой стол, т.к. было темно. Учебный день начинался с молитвы. Учитель - отец Егорий - был очень добрый, но мог поставить и в угол» [10].

В Белоцарске был создан Школьный совет, как одна из форм общественных организаций. Сфера его деятельности включала в себя широкий круг вопросов, в основном административно-хозяйственного характера. Одним из наиболее характерных показателей его деятельности является протокол его заседания от 30 октября 1917г. Так, на нем в частности, рассматривались такие вопросы, как: 1) об организации общежития при Белоцарском училище; 2) о денежном фонде Школьного Совета; 4) о школьном празднике.

По каждому вопросу заседания были приняты принципиальные решения. Организация общежития объяснялась тем, что здесь обучались дети со всех селений Урянхайского края. Первоначальное число их было невелико, всего 47 детей, из них половина проживала в городе, остальные прибыли из отдаленных сел и деревень. Постепенно количество детей, нуждающихся в общежитии возрастало.

По второму вопросу решили: прибавку к жалованию учащим (учителям), выращенную на общем собрании белоцарских жителей от 24 октября 1917г., перевести в фонд Школьного Совета, который расходует ее по своему усмотрению, в зависимости от нужд школы и учителей.

По третьему вопросу: школьные праздники играли воспитательную роль. Среди них особое место занимал праздник окончания учебного года. В Белоцарской школе таким днем был установлен день 8 мая. Но его

предлагалось не праздновать, «ввиду трудностей времени» (шла война) [11].

Таким образом, мы можем говорить о том, что с самого начала своей деятельности, Переселенческое Управление в меру своих сил и возможностей уделяло пристальное внимание молодому школьному делу края.

Хотелось бы остановиться на деятельности школ в период первой мировой войны. Военные события самым серьезным образом повлияли на школьное дело. Призыв на военную службу учителей не мог не внести некоторого временного расстройства в учебное дело. В некоторых училищах получился перерыв в занятиях. Отразилась война и на хозяйственном положении училищ. Так, школьно-строительное дело в Урянхайском крае почти прекратилось. Достраивались лишь начатые ранее постройки.

Но, уменьшившись в своем числе, начальные училища заметно увеличились в отношении количества учащихся, в особенности, девочек. Это свидетельствует о пробудившейся в населении потребности в начальном образовании. Спрос на грамотность в крестьянской среде под влиянием войны сильно возрос. Нужда в грамотности сильно почувствовалась в деревне, когда пришлось ей вступить в переписку с армией, с фронтом, и когда была необходима информация о войне, о ходе военных действий.

Об активной деятельности народной школы в связи с военными событиями говорило то, что по воскресным и праздничным дням среди населения устраивались чтения и беседы о причинах войны и о ходе военных действий; учителя по мере возможности принимали деятельное участие в постановках благотворительных спектаклей, концертов и т.д.

Так, по сообщениям инспекторов, во многих училищах, раз в неделю, велись беседы и чтения о войне. Например, по сообщению инспектора Второго района, «.несмотря на увеличившийся труд учащих (учителей), в зависимости от возрастания числа учащихся, в школах сел Верхне-Усинское, Туранское и Уюкское, по воскресным и праздничным

дням ведутся чтения, охотно посещаемые как детьми, так и взрослыми. Сообщения учащих (учителей) показывают, что такие чтения доставляют слушателям огромное удовольствие и способствуют развитию и укреплению патриотического чувства» [12].

Таким образом, исследуя процесс зарождения и развития первых русских школ на территории Урянхайского края в первое десятилетие двадцатого столетия, их материальное обеспечение, принципы функционирования, мы можем сделать следующие выводы:

Ко времени создания независимого тувинского государства (Тувинской Народной Республики) в 1921г., существовала относительно развитая сеть русских школ. В большей части школ обучение было бесплатным. Школы в основном были смешанными (для мальчиков и девочек).

Следует заметить, что первые русские школы были школами грамоты, т.е., простейшей формой организации школьного дела. Этот тип школ, как и повсюду в России того времени, был самым многочисленным. Эти школы в конце XIX - начале ХХ века, будучи хотя и примитивными, но самыми дешевыми, а, следовательно, доступными, и сыграли значительную роль в образовании населения Урянхайского края.

Народному образованию в крае оказывали посильное содействие и воскресные школы, обучая взрослых и детей, не имевших возможности регулярно посещать школы.

Еще одной категорией были одноклассные школы, количественный рост которых был не столь стремителен как школ грамоты, поскольку требовали больших средств и усилий. При школах устраивались ремесленные отделения и

рукодельные классы, которые были призваны отвечать потребностям повседневной жизни людей. Количество двухклассных школ в Урянхае было незначительным. Медленный рост данного типа школ объяснялся тем, что они требовали больших материальных затрат.

При всех недостатках первых русских школ на территории Урянхайского края (низкая материальная обеспеченность, малое количество, недостаток квалифицированных кадров учителей), они имели и существенные преимущества. В их деятельности удачно сочетались идеи сочетания обучения с нравственным воспитанием, взаимосвязи просвещения с хозяйственным освоением края и мирной экспансией.

Литература

1. О состоянии начального образования в Енисейской губернии в 1915г. // Педагогический журнал «Сибирская школа». - 1915. - №4.- С.33-34.
2. Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы (XIX - начало ХХ века).- М., 1956. -С.145.
3. Дулов В. И. Социально - экономическая история Тувы (XIX - начало ХХ века).- М., 1956. -С. 150.
4. Списки населенных пунктов Енисейской губернии и Урянхайского края. Часть 1. -Красноярск, 1921. -С.146, 148, 150, 152, 154, 156.
5. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ) Ф.123. Оп.3. Д.477. -ЛЛ.1-2, 5-7.
6. Там же, Д.159. - ЛЛ.1, 3-4, 5-5об.
7. «Письмо учащим училищ второго района Енисейской губернии» // Педагогический журнал «Сибирская школа». - №4. - 1916. - С.4-6.
8. Там же. - С.47.
9. ЦГА РТ. Ф.123.Опись 3. Д.103. - ЛЛ.6-7.
10. Тува. ХХ век. Народная летопись. - Кызыл, 2001. - С.62.
11. ЦГА РТ. Ф.123. Опись 3, Д.291. - ЛЛ.5-6.
12. Внешкольное образование в Енисейской губернии за 1915г.// Педагогический журнал «Сибирская школа».- 1915. - №5. - С.10-13.
РОССИЯ russian ПРОТЕКТОРАТ protectorate urianhai edge of the resettlement department inspection of public school first russian school ШКОЛЬНАЯ СЕТЬ school council network ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты