динамичному хозяйственному развитию, так и неповторению тороннее изучение, осмысление и использование является непрежних ошибок, всегда способен помочь соответствующий обходимой составной частью любых прогрессивных изменений
исторический опыт, в первую очередь собственный. Его всес- в российской экономике.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В РСФСР И В СССР В ПЕРИОД 1917-1939 ГГ.
М.В. Бражник,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург), кандидат экономических наук maXonka-13@yandex.ru hit-ooo@mail.ru
В статье на основании изучения и анализа законодательных актов и нормативных правовых документов, а также энциклопедических изданий рассмотрены предпосылки возникновения и особенности становления системы органов государственного руководства и управления сельскохозяйственным производством в РСФСР и в СССР в период 1917—1939 гг.
ББК 65.32-2я 73; УДК 631.145:65.011
К первой половине 1917 года относится создание Временным правительством (Законом от 19 марта 1917 года) вертикальной системы учреждений — земельных комитетов: главного и местных (губернских, уездных и волостных), выполнявших впоследствии — в первые послереволюционные годы — функции органов управления сельским хозяйством. [30, с. 601-602] Вместе с тем, в первые месяцы своего существования, данные учреждения рассматривались с позиций политических, в качестве орудия и средства классовой борьбы.
Главный, губернские и уездные земельные комитеты составлялись главным образом из чиновников — представителей помещиков и буржуазии; Волостные земельные комитеты должны были избираться из 5 членов волостными земскими собраниями, а до введения земства — по инструкциям уездных земельных комитетов — с представительством чиновников на местах. В июне 1917 г. при волостных земельных комитетах были организованы особые примирительные камеры — по одному
представителю от крестьян, помещиков, арендаторов и органов власти. [30, с. 601-602]
Волостные земельные комитеты рассматривались Временным правительством в качестве государственных органов буржуазной власти в деревне, функционировавших на основании особой инструкции о земельных комитетах за подписью тогдашнего министра земледелия В.М. Чернова. [30, с. 601-602] Крестьянство же в период с марта по октябрь 1917 года пыталось превратить и, часто превращало их, так же как и Советы крестьянских депутатов, в свои революционные организации, руководствуясь резолюциями о земельных комитетах I Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов. [30, с. 601-602]
После Октябрьского восстания Советская власть, проводя ликвидацию помещичьего землевладения, не упраздняет волостные земельные комитеты, а передает Декретом от 26 октября 1917 г. в распоряжение земельных комитетов и уездных
Советов крестьянских депутатов помещичьи имения, удельные, монастырские и церковные земли со всем их инвентарем. Таким образом, земельные комитеты были превращены в учреждения, которым согласно Положению о волостных Земельных комитетах от 3 ноября 1917 г. поручалась «скорейшая и окончательная ликвидация пережитков крепостного права», «учет земли» и т.д. [30, с. 601-602]
Согласно данному Положению сохранялась старая структура земельных комитетов и «парламентарная» их громоздкость. В дальнейшем, в интересах большей маневренности и деловитости Земельных комитетов как органов управления сельским хозяйством, структурные недостатки постепенно устранялись.
С образованием на основании Декрета ВЦИК от 11 июня
Начало процессу формирования системы земельных органов — органов государственного управления сельским хозяйством было положено в первые послереволюционные месяцы. [3, с. 205-206]
Система земельных органов возглавлялась Народным Комиссариатом Земледелия (НКЗемом), образованным в конце 1917 г. и принадлежавшим согласно Конституции Союза ССР 1924 г. к группе республиканских наркоматов. [3, с. 205-206]
В соответствии с решением ноябрьского Пленума ЦК ВКП (б) 1929 г. [16, с. 41-42] с целью обеспечить «внесение единства в планирование и руководство сельскохозяйственным производством в масштабе Союза ССР и сосредоточение в едином центре непосредственного управления крупными сельскохозяйственными предприятиями», с тем, чтобы «в максимальной степени обеспечить развитие инициативы и самостоятельности союзных республик ...» постановлением ЦИК СССР от 7 декабря
Данным постановлением на преобразованный НКЗем было возложено решение следующих основных задач:
В развитие постановления ЦИК СССР от 7 декабря 1929 г.
«Об образовании Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [21; 26] было принято постановление СНК СССР от 6 января
Народные комиссариаты земледелия были образованы также во всех союзных и автономных республиках, а местные органы — земельные управления и отделы — соответственно во всех краевых (областных) и районных исполнительных комитетах
Таблица
О структуре и типовых ориентировочных штатах районных исполнительных комитетов. (Извлечение) (Постановление комиссии президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР
по ликвидации округов от 8 августа 1930 г.)
Структура аппарата районных исполнительных комитетов I категория для районов с населением до 50 тысяч II категория для районов с населением от 50 до 80 тысяч III категория для районов с населением свыше 80 тысяч
Количество штатных единиц Количество штатных единиц Количество штатных единиц
Общий отдел:
Планово-статистическая часть:
Земельный отдел:
Всего 5 7 9
Финансовый отдел:
Административный отдел:
Районная контрольная комиссия РКИ:
Итого 35 44 63
(кроме того — при городских советах, в ведении которых находились пригородные сельскохозяйственные районы). [3, с. 206]
Место районных органов управления сельским хозяйством — районных земельных отделов в структуре районных исполнительных комитетов было определено соответствующим Положением о земельных отделах исполкомов, принятым в
Структура местных земельных органов (в т.ч. районных земельных отделов) периодически изменялась. Это было вызвано организационными мероприятиями по совершенствованию как структуры и штатов органов исполнительной власти в целом, так и изменением штатов районных земельных отделов — в частности.
Так, например, постановлением президиума ЦИК СССР от 9 августа 1930 г. (без номера) «О структуре и типовых ориентировочных штатах районных исполнительных комитетов» [17] была определена, в частности, и примерная структура районного земельного отдела (см. табл.).
В соответствии с постановлением СНК СССР от 29 мая 1932 г. № 843 «О разрешении Народному комиссариату земледелия Союза ССР учредить должность инспекторов по учету при районных земельных управлениях» [10] в целях лучшей постановки учета в земельных органах Наркомзему СССР было поручено учредить в каждом административном районе должность инспектора по учету.
В октябре 1932 г. управление государственными зерновыми и животноводческими совхозами было изъято от ведения НКЗема СССР и сосредоточено в организованном в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 1 октября 1932 г. (без номера) «Об образовании Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР» [22] союзном наркомате — Народном комиссариате зерновых и животноводческих совхозов (Наркомсовхозов). Всесоюзные объединения совхозов были переданы в ведение и управление Наркомсовхозов и реорганизованы в его управления.
В этой связи работа НКЗема СССР и всей системы земельных органов (машинно-тракторных станций, районных земельных отделов) была сосредоточена, главным образом, на обслуживании и руководстве колхозами. [22]
Кроме того, после реорганизации в соответствии с выше названным постановлением ЦИК СССР Трактороцентра, в составе НКЗема СССР были образованы отраслевые специализированные трактороцентры: зерновой, хлопковый, свекловичный, льняной, овоще-картофельный, машиносенокоснвый — с соответствующими органами на местах (обл.-край-трактор). [22]
С 1 января 1932 г. НКЗем СССР распался на ряд административных управлений и частей:
• Управление организации колхозного труда и распределение доходов;
• Управление животноводства;
• Управление полеводства и агроконтроля;
• Управление технических и новых культур;
• Кормовое управление;
• Управление снабжения, эксплуатации и ремонта. [1, с.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 декабря 1932 г. (без номера) «О Народном комиссариате зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР» [7] на общесоюзный Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР было возложено «плановое, организационное и оперативно-производственное руководство зерновыми и животноводческими совхозами общесоюзного значения», осуществляемое «через всесоюзные зерновые и животноводческие тресты».
В основу структуры центрального аппарата Наркомсовхозов было положено создание отраслевых главных управлений: зерновых совхозов, молочно-мясных совхозов, свиноводческих совхозов, овцеводческих совхозов — с возложением на каждое из них всех функций по управлению соответствующими совхозами; кроме того в структуру Наркомсовхозов были включены главное управление учебными заведениями (с подчинением ему вузов, техникумов и школ по особому списку Наркомсовхозов) и политическое управление.
В состав Главного управления зерновых совхозов и главных управлений животноводческих совхозов включались соответс-
твующие отделы (всего по 6 отделов) согласно производственной направленности управлений и сектора (плановый, строительный, кадров, по научно-исследовательским учреждениям).
Во изменение постановления ЦИК и СНК СССР от 2 декабря 1932 г. (без номера) «О Народном комиссариате зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР» [7], в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 апреля 1934 г. № 92/936 «О реорганизации Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов и его местных органов» [15; 14], сохранив уполномоченных Наркомсовхозов при советах народных комиссаров союзных республик, управления уполномоченных Наркомсовхозов в краях, областях и автономных республиках были ликвидированы. При этом право контроля над деятельностью совхозных трестов Наркомзема было предоставлено советам народных комиссаров автономных республик, краевым и областным исполнительным комитетам.
Постановлением СНК СССР от 19 февраля 1935 г. № 263 «О Главном Управлении масличных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [5] Наркомзему СССР было разрешено организовать без увеличения общего штата Главное Управление масличных культур, а в ряде краевых (областных) земельных управлениях — управления масличных культур, прикрепив к Главному Управлению масличных культур Наркомзема СССР 270 машино-тракторных станций с большими посевами подсолнуха.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 25 февраля 1935 г. (без номера) «Об организации отдела землеустройства при Наркомземе СССР» [25] в связи с возложением на Наркомзем СССР руководства, планирования и контроля над работами по введению севооборотов и землеустройству, было разрешено организовать в структуре Наркомзема СССР без увеличения общего штата отдел землеустройства; Наркомзему СССР было поручено в месячный срок разработать положение об отделе землеустройства, план мероприятий по землеустройству, ликвидации чересполосицы и других недостатков землепользования и план введения в установленные правительством сроки севооборотов.
Постановлением СНК СССР от 4 мая 1935 г. № 828 «Об организации Главного Управления новых лубяных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [24] из Главного Хлопкового Управления Наркомзема СССР (предусмотренного отраслевой структурой Наркомзема СССР, утвержденной постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 апреля 1934 г. № 90/744 «О реорганизации Народного комиссариата земледелия Союза ССР, республиканских и местных земельных органов» [13]) был выделен Отдел новых лубяных культур с преобразованием его в Главное Управление новых лубяных культур Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР (кендырь, кенаф, южная конопля, канатник).
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 г. № 12/1486 «Об образовании Главного Управления Землеустройства в составе Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [20], исходя из необходимости усилить централизованное руководство и планирование мероприятий по землеустройству, в особенности, по межколхозному и внутриколхозному, в связи с закреплением земель в бессрочное пользование колхозов, в составе Наркомзема СССР было образовано Главное Управление Землеустройства, осуществлявшее свои задачи через отделы землеустройства и мелиорации наркомземов союзных и автономных республик, краевых и областных земельных управлений и землеустроительный аппарат районных земельных отделов. Управление землеустройства Наркомзема РСФСР было объединено с Отделом местной мелиорации и торфа того же наркомата в Отдел землеустройства и мелиорации с возложением на этот отдел руководства проведением мероприятий по землеустройству лишь в районах Крайнего Севера Союза ССР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. № 26/2561 «О реорганизации Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов» [14] с последующим изменением, внесенным постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1937 г. № 109/1689 «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов» [8], в целях дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления совхозов и обеспечения их более подготовленными руководящими кадрами, ликвидации излишних промежуточных звеньев, сокращения управленческого аппарата и улучшения
руководства совхозами со стороны Наркомсовхозов СССР за некоторым исключением были ликвидированы или слиты существовавшие тресты Наркомсовхозов. Непосредственное руководство совхозами, входившими в состав ликвидированных трестов, было возложено на Наркомсовхозов. Кроме того, главные управления Наркомсовхозов были реорганизованы в производственно-территориальные управления, охватившие различные регионы страны:
Кроме того, было образовано Управление каракулеводческих совхозов, объединившее соответствующие тресты и совхозы различных регионов страны.
В составе управлений зерновых совхозов были образованы следующие группы и отделы:
а) агрономическая группа;
б) инженерная группа;
в) зоотехническая группа;
г) строительная группа;
д) планово-финансовый отдел;
е) отдел кадров;
ж) отдел учета;
з) бухгалтерия;
и) инспекторская группа. [14]
В составе животноводческих управлений, помимо вышеперечисленных групп и отделов, была образована ветеринарная группа.
Политуправление и Управление учебными заведениями, центральные отделы и сектора в структуре Наркомсовхозов, организованные в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 апреля 1934 г. [15], были оставлены без изменения.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. № 26/2561 [14] с последующим изменением, внесенным постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1937 г. № 109/1689 «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов» [8], были расширены права директоров совхозов по управлению хозяйствами, как самостоятельными хозрасчетными предприятиями, в частности им было предоставлено право:
а) самостоятельно назначать и смещать весь административный и технический персонал совхозов, за исключением заместителя директора и главного бухгалтера совхоза, назначаемых и смещаемых народным комиссариатом по представлению директора совхоза (постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1937 г. № 109/1689 «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов» [8] во изменение пункта «а» статьи 7 постановления ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. № 26/2561 «О реорганизации Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов» [14] было установлено, что заместители директоров, главные бухгалтера и старшие специалисты совхозов — старшие агрономы, старшие зоотехники, ветеринарные врачи и инженеры-механизаторы назначаются и смещаются директорами совхозов с разрешения начальника производственно-территориального управления Наркомсовхозов СССР по совхозам союзного подчинения и народных комиссаров зерновых и животноводческих совхозов союзных республик — по республиканским совхозам);
б) распоряжаться в пределах утвержденного пормфинплана и лимитов, всеми средствами совхозов;
в) самостоятельно, в пределах утвержденного народным комиссариатом общего плана строительства данного совхоза, устанавливать конкретные объемы строительства, за исключением сверхлимитных;
г) непосредственно заключать, в пределах ассигнований на соответствующие мероприятия, всякого рода хозяйственные договоры.
На контору «Совхозснабжение» при Наркомсовхозов было возложено снабжение совхозов средствами производства,
стройматериалами и другими товарами как по централизованным фондам, так и по децентрализованным заготовкам.
Наркомсовхозв было разрешено:
• организовать в пределах существовавшего штата снабженческого аппарата Наркомсовхозов краевые и областные отделения «Совхозснабжения»;
• организовать Всесоюзную хозрасчетную контору по эксплуатации автотранспорта — «Сооюзсовхозтранс» с отделениями в краях и областях; предписывалось передать в распоряжение «Союзсовхозтранса» не менее 4000 грузовых автомашин из совхозов Наркомсовхозов, в распоряжении совхозов предписывалось оставить минимальное количество машин, необходимое для их хозяйственного обслуживания.
В связи с образованием в течение 1936 г. в соответствии с постановлениями ЦИК СССР в союзных республиках Народных Комиссариатов Зерновых и Животноводческих Совхозов [11; 12], постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 февраля 1937 г. № 88/261 «О структуре Народного комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР» [19] с дополнением, внесенным постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1937 г. № 108/1639 «Об организации в Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР отдела Ветеринарной Службы» [23], была установлена новая структура Наркомсовхозов СССР:
и) отдел кадров; е) секретариат; л) инспекторскую группу.
Каждое из управлений животноводческих совхозов имело в своем составе: а) агрономический отдел; б) инженерно-технический отдел; в) зоотехнический отдел; г) ветеринарный отдел;
д) плановый отдел; ж) отдел учета и статистики; з) бухгалтерию;
и) строительный отдел; к) отдел кадров; л) секретариат; м) инспекторскую группу.
а) сектор кадров;
б) центральный арбитраж;
в) научно-технический совет;
г) отдел по делам изобретательства;
д) группа инспекторов по проверке выполнения.
СНК Союза ССР 29 декабря 1937 г. признал необходимым провести ряд изменений структуры Наркомсовхозов Союза ССР, направленных на обеспечение повседневного оперативного руководства, с образованием в главных управлениях производственно-распорядительных отделов для повседневного контроля и помощи работе совхозов. Наркомсовходзов было предложено исходить из целесообразности создания опорных баз союзного наркомата по зерновому и животноводческому хозяйству в решающих сельскохозяйственных районах, в том числе в Поволжье и Сибири. [4, с. 207]
Постановлением СНК СССР от 17 февраля 1938 г. № 180 «Об утверждении «Положения о Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР»« [28] было утверждено соответствующее «Положение о Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР», в котором нашли отражение все предшествующие изменения структуры Наркомсовхозов СССР.
В соответствии с данным Положением для Наркомсовхозов СССР была установлена управленческая структура, основу которой составили производственно-отраслевые главные управления:
Данные управления осуществляли руководство совхозами республиканского подчинения соответствующей отрасли через народные комиссариаты зерновых и животноводческих совхозов союзных республик.
В результате последовательных реорганизаций системы государственного управления совхозным сектором с соответствующими последовательными изменениями структуры Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР (трестированная структура в 1932 г.; производственно-отраслевая структура в 1934 г.; производственно-территориальная структура в 1937 г.; производственно-отраслевая территориальная структура в 1938 г.) вместо четырехуровневой системы (Наркомсовхозов, Всесоюзное объединение (трест) зерновых (животноводческих) совхозов, трест, предприятие (совхоз)) для совхозов общесоюзного значения стала действовать трехуровневая (Главное производственно-отраслевое территориальное управление Наркомсовхозов, трест, предприятие (совхоз)). [29, с. 11]
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1939 г. № 2007 «О структуре Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР и УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов» [18] в целях ликвидации организационных недочетов в построении аппарата Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов было решено реорганизовать управленческий аппарат указанных государственных земельных органов по производственно-территориальному принципу.
В соответствии с этим для Наркомзема СССР была установлена структура, основу которой составили десять главных производственно-территориальных управлений, образованных для руководства сельским хозяйством (планирование, финансирование, материальное снабжение), работой машинно-тракторных станций и организационно-хозяйственным укреплением колхозов. Каждое главное производственно-территориальное управление объединяло под своим началом колхозы опреде-
ленных регионов страны (союзных и автономных республик, областей и краев).
Главные производственно-территориальные управления имели в своем составе:
• главный агроном (заместитель начальника Главного управления) с группой агрономов-специалистов по семеноводству, борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, химизации;
• главный инженер по механизации с группой инженеров-механизаторов сельского хозяйства;
• главный инженер по строительству с группой инженеров-строителей;
• главный инженер-мелиоратор с группой специалистов-ирригаторов, мелиораторов и агромелиораторов;
• главный бухгалтер с группой специалистов;
• планово-финансовый отдел;
• отдел подбора и подготовки кадров;
• производственно-территориальные сектора по группам районов;
• сектор учета и статистики. [18]
Кроме того, в структуре Наркомзема СССР были организованы следующие производственные и специальные главные управления:
• Главное управление животноводства.
• Главное управление коневодства.
• Главное ветеринарное управление.
• Главное управление агротехники и механизации сельского хозяйства.
• Главное сортовое управление.
• Главное управление землеустройства.
• Главное управление ирригационного и мелиоративного строительства.
• Главное управление кадров.
• Главное управление научно-исследовательских учреждений.
• Главное управление вузов и техникумов.
• Главное управление подготовки массовых кадров.
• Главное управление по производству биопрепаратов.
• Главное управление водного хозяйства.
• Главное управление подсобных колхозных предприятий и мукомолья. [18]
Для каждого из главных управлений была разработана структура в соответствии с его профилем с подчинением некоторым главным управлениям соответствующих их профилю организаций.
В структуре центрального аппарата Наркомзема СССР были организованы отделы и сектора общего, экономического, юридического и отраслевого направления (всего 21 отдел и сектор).
Данным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) было определено, что в непосредственном ведении Наркомзема СССР состояли учреждения и хозяйственные организации научного, научно-исследовательского, снабженческого и обслуживающего назначения.
Непосредственно при Народном Комиссаре земледелия СССР состояли:
• Технический совет и
• Водохозяйственный научно-технический совет для экспертизы проектов и смет водохозяйственного строительства Наркомзема СССР.
Согласно вышеназванному постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) [18] были ликвидированы управления, отделы и сектора различных производственных направлений в рамках отрасли сельского хозяйства, образованные в соответствии с постановлениями ЦИК и СНК СССР от 4 апреля 1934 г. № 90/744 «О реорганизации Народного комиссариата земледелия Союза ССР, республиканских и местных земельных органов» [13], СНК СССР от 19 февраля 1935 г. № 263 «О Главном Управлении масличных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [5], СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 25 февраля 1935 г (без номера) «Об организации отдела землеустройства при Наркомземе СССР» [25], СНК СССР от 4 мая 1935 г. № 828 «Об организации Главного Управления новых лубяных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [24], ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 г. № 12/1486 «Об образовании Главного Управления Землеустройства в составе Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [20].
Из ведения Наркомзема СССР и наркомземов союзных • главный агроном с группой агрономов;
республик в ведение соответственно Наркомсовхозов СССР, • старший зоотехник с группой специалистов;
наркомсовхозов союзных республик и Наркомпищепрома СССР • инструкторская группа (3-7 человек) из инструкторов-ор-
был передан ряд совхозов в зависимости от их производствен- ганизаторов по колхозному учету с закреплением за каждым
ного направления. инструктором определенного количества колхозов;
Изменения организационно-управленческой структуры Нар- • старший ветврач с группой ветврачей, фельдшеров;
комзема РСФСР были предопределены необходимостью возло- • старший землеустроитель с группой землемеров;
жения на этот орган руководства всеми видами животноводства, • инженеры (техники)-строители;
садоводства, виноградарства, овощеводства и мелиорации. • контрольно-семенная лаборатория;
В этой связи в составе Наркомзема РСФСР было образова- • инкубаторная станция (в районах с развитым птицеводс-
но три управления животноводства, охвативших определенные твом);
регионы (автономные республики, края и области) РСФСР. • старший лесомелиоратор (в районах посадок защитных
Остальные изменения были проведены в порядке, анало- полос);
гичном изменениям структуры Наркомзема СССР. • мелиоратор и торфмейстер (в районах нечерноземной
В структуре Наркомзема УССР было организовано пять полосы). [18]
производственно-территориальных управлений, охвативших Совершенствование системы государственного управления
территорию республики. Остальные изменения были анало- колхозным сектором привело к созданию в структуре Народного
гичны выше описанным. Комиссариата Земледелия СССР организационно-колхозного
В структуре наркомземов автономных республик, краевых отдела (постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 5 декабря
и областных земельных отделов были организованы производс- 1939 г. № 2007 [18]) с возложением на него руководства воп-
твенно-территориальные управления из расчета одно управле- росами колхозного строительства и осуществления контроля
ние на 20-30 МТС. за соблюдением Примерного устава сельскохозяйственной
Остальные изменения зависели от специфики функциони- артели [29, с. 11].
рования данных земельных органов и производились в порядке, Сформированная к концу 1939 года и описанная выше
аналогичном выше описанному. система органов государственного управления сельским хо-
Данным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) [18] была зяйством в СССР за период 1940 — 1945 годов существенных
установлена следующая типовая структура районного земель- изменений не претерпела.
ного отдела:
6. О задачах Народного Комиссариата Земледелия Союза ?