Спросить
Войти

Публицистика в аспекте межкультурной коммуникации: «Североамериканские сцены» Хосе Марти (статья первая)

Автор: указан в статье

УДК 070

ПУБЛИЦИСТИКА В АСПЕКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: «СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ СЦЕНЫ» ХОСЕ МАРТИ (СТАТЬЯ ПЕРВАЯ)

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

А. П. Короченский

В статье рассмотрена роль публицистики Хосе Марти в инициировании межкультурного диалога в начальный период сближения стран Латинской Америки с США в конце XIX века

prensa@yandex.ru

Публицистическое наследие выдающегося кубинского общественного деятеля, просветителя и поэта Хосе Марти (1853-1895 гг.) издавна было и остаётся отправной точкой для дискуссий, направленность которых нередко задавалась политическими и идеологическими установками их участников. Бесспорный моральный авторитет Марти, прозванного Апостолом, притягательность его взглядов для широкой публики порождали стремление «присвоить» его наследие путём одностороннего, тенденциозного истолкования как на Кубе в дореволюционный и послереволюционный периоды [1], так и в США, Советском Союзе.

Находясь в вынужденной эмиграции в Соединённых Штатах, публицист интенсивно сотрудничал с редакциями латиноамериканских эмигрантских изданий в Нью-Йорке и рядом газет и журналов, издававшихся в странах Южной и Центральной Америки - главным образом, с крупнейшими, наиболее влиятельными газетами того времени. В 1881 г. Марти становится нью-йоркским корреспондентом венесуэльской газеты «La Opinion Nacional» («Мнение Нации») и крупной аргентинской газеты «La Nacion» («Нация»), сотрудничество с которой продолжилось до 20 мая

1891 г. Публицистические произведения Марти о Соединенных Штатах, включенные впоследствии в цикл «Североамериканские сцены», появлялись на страницах «La Nacion» и других латиноамериканских изданий (в частности, газет «La Opinion Publica» («Общественное мнение», Венесуэла), «Partido Liberal» («Либеральная партия», Мексика), «La Republica» (Гондурас). Подсчитано, что Марти в период с 1883 по
1892 гг. направил более двухсот работ о Соединённых Штатах для опубликования в различных периодических изданиях Латинской Америки [8].

Тематически этим работам близки произведения публициста, увидевшие свет в 1880-е гг. в латиноамериканских эмигрантских изданиях в Нью-Йорке. Так, в 1883 -1884 гг. Марти-публицист сотрудничал с редакцией нью-йоркского испаноязычного журнала «La America» и редактировал этот журнал. «Межамериканский журнал» с таким названием был основан в 1882 г. в Нью-Йорке группой латиноамериканских эмигрантов как «ежемесячное издание, посвященное развитию сельского хозяйства, индустрии и торговли в испаноамериканских странах». Журнал распространялся как среди латиноамериканцев, проживавших в Соединенных Штатах, так и в странах Центральной и Южной Америки. По мнению Хосе Марти, назначенного редактором, журнал должен был стать изданием, предназначенным разъяснять латиноамериканцам образ мыслей и действий, преобладающий в Соединенных Штатах, знакомить их с новостями науки и техники, давать ответы на все важные вопросы, возникающие у читателей из испаноговорящих стран континента в связи с Соединенными Штатами, а также знакомить североамериканцев с малоизветстными реалиями Латинской Америки, с ее природными богатствами и экономическим потенциалом, историей и культурой населяющих ее народов. Таким образом, журнал «La America» призван был служить, по замыслу Марти, задачам представления и обсуждения «интересов и мыслей двух Америк» в соответствии с объективными потребностями развития межамериканских отношений.

П. М. Гонсалес отметил, что Марти превратился в 1880-е годы «в самого читаемого публициста во всей Испаноамерике - и не только в связи с тем, что направлял свои корреспонденции в газеты и журналы Центральной и Южной Америки, но также и потому, что многие другие органы прессы перепечатывали их из изданий, опубликовавших оригиналы» [з, p. 17.] Исследователь пришёл к выводу, что масштабность и яркость публицистического портрета Соединённых Штатов, созданного Хосе Марти, превосходит всё, что было написано об этой стране в 1880-е годы. Ему вторит Х. Маринельо, писавший: «По общему мнению, не существует более точного и полного изображения Соединенных Штатов 1880 - 1895 годов, чем то, которое было дано в многочисленных статьях и исследованиях Хосе Марти, посвященных американской жизни» [Цит. по: 9, http].

Стремление создавать культурные мосты между Северной и Латинской Америкой отражено в программной статье Марти «Намерения журнала <Аа America» при новых владельцах», опубликованной в январском номере этого издания за 1884 г. Марти полагал, что «Аа America» будет способствовать более обстоятельному взаимо-ознакомлению двух Америк благодаря освещению экономических отношений и культуры этих частей американского континента, столь различных по историческим традициям и менталитету населения. Журнал и его ведущий автор - Хосе Марти - должны были разъяснять латиноамериканцам менталитет и образ действий, преобладающий в Соединенных Штатах, знакомить их с новостями науки и техники, давать ответы на все важные вопросы, возникающие у читателей из испаноговорящих стран континента в связи с Соединенными Штатами,

Марти акцентировал популяризаторскую, просветительскую направленность журнала, объясняя это тем, что страны Центральной и Южной Америки, нуждающиеся в более совершенных и продуктивных, научно обоснованных методах производства, испытывающие недостаток в современных орудий труда, должны узнать «каковы они, и сколько стоят, и сколько труда сберегают, и где продаются...» Журнал должен был восполнить дефицит знаний, выступая своего рода посредником между североамериканскими производителями и поставщиками оборудования, технологий и их латиноамериканскими потребителями, рассказывая о «полезных и эффективных» машинах и материалах, способах производства, описывая их качества и рациональное применение. Руководитель журнала считал одним из значимых направлений деятельности в этой области рецензирование новейшей североамериканской технической и сельскохозяйственной литературы.

Интерес латиноамериканских современников к произведениям Марти о США объяснялся не только выдающимся мастерством публициста, но и ростом на континенте интереса к северному соседу. В последней четверти XIX века быстро развивающиеся Соединённые Штаты постепенно становятся для латиноамериканских элит новым полюсом экономического и культурного притяжения. В этот период наблюдалась постепенная переориентация молодых республик с прежних хозяйственных и культурных связей с Западной Европой (как «матерью-Испанией», так и с интеллектуальной Меккой передовых латиноамериканцев того времени - Францией) на отношения с быстро растущим северным гигантом, представлявшим иной тип цивилизационного устройства. Соединённые Штаты к тому времени находились на пике индустриализации, а южные соседи всё ещё пребывали на аграрной стадии, вЛатинской Америке сохранялись архаичные общественные и производственные отношения, мешавшие развитию.

Переписка Марти с Б. Митре, издателем аргентинской «La Nacion», также подтверждает намерение публициста содействовать своим творчеством взаимоознаком-лению Южной и Северной Америки. Особую актуальность этой деятельности придавала проявившиеся в этот исторический период экспансионистские устремления США на континенте, прикрываемые лозунгами панамериканизма. Немаловажным оставался вопрос о том, будут ли справедливыми и равноправными развивающие отношения двух Америк. Предостерегая в связи с этим против чрезмерного оптимизма, Марти отмечал, что в неизбежном сближении двух частей американского континента есть польза, но есть и опасность.

В 1891 г. Марти прекращает сотрудничество с латиноамериканскими изданиями ввиду активного участия в подготовке освободительной войны на Кубе против испанских колонизаторов и в создании политических основ будущей кубинской республики.

В североамериканских хрониках Марти описывал интеллектуалов, политиков, банкиров, боксеров, священников, бандитов; дал портреты героев гражданской войны 1860-х гг.; писал об освоении поселенцами западных территорий и скандалах с подкупом избирателей, о театральных сезонах; рассказывал об иностранной политике дяди Сэма. В живописных бытоописательных очерках была представлена жизнь рядовых американцев. Яркими красками описано празднование знаменательных событий: открытие в Нью-Йорке Бруклинского моста и монумента Свободы, столетие американской Конституции.

Публицистическое творчество Марти североамериканского периода рассматривалось в монографии М.П. Гонсалеса «Хосе Марти - эпический хроникер Соединённых Штатов в восьмидесятые годы» [3]. В этой работе, первое издание которой увидело свет в США в 1953 г., характеризуется часть произведений публициста, написанных для газеты «La Nacion» и других латиноамериканских изданий в период жизни и работы Марти в Нью-Йорке. Монография М.П. Гонсалеса отражает тенденциозный подход этого автора к отбору материала для исследования: он оставил без должного внимания ряд острокритических работ Марти о Соединенных Штатах (о политической жизни, избирательном процессе, экспансионистской внешней политике).

Ряд работ из цикла «Североамериканские сцены», отобранных с целью продемонстрировать антиимпериалистические взгляды Марти, его неприятие негативных последствий развития капитализма в США, была опубликована в советский период на русском языке [4]. Вместе с тем в опубликованном сборнике отсутствуют некоторые работы, характеризующие другие аспекты отношения публициста к североамериканской действительности его времени - например, отражающие его восхищение созидательной энергией американского народа, создавшего за исторически короткий срок экономически и технологически мощное государство.

В советский период среди работ отечественных исследователей наследия Марти преобладали работы, призванные доказать антиимпериалистическую направленность его творчества и политической деятельности - в частности, с использованием произведений публициста североамериканского периода [5]. Представители советской литературоведческой науки (В. Листов и др.) изучали в основном поэтическое творчество Марти и рассматривали его публицистику в контексте художественно-литературного творчества [6]. До второй половины 1990-х публицистика Хосе Марти не исследовалась как особая область его творчества, имевшая ярко выраженные черты идейномировоззренческого и творческого своеобразия.

В то время как советские и современные кубинские авторы видели в Марти прежде всего революционера-антиимпериалиста, Х. Маньяч характеризовал его как «иррационального романтика», творчество которого можно постичь только «посредством интуиции или инстинкта» [7].

Цель и задачи работы. Столь существенный разброс в оценках творческого наследия Марти оставляет на повестке дня исследователей вопрос об основательной

реинтерпретации его публицистики - без тенденциозной заданности, с учётом всех её значимых содержательных и формальных аспектов.

Попытки подобной реинтерпретации представлены в более ранних работах автора этих строк [9]. Вместе с тем впервые рассматривается такой важный аспект публицистики выдающегося кубинца, как роль в развитии межкультурной коммуникации между народами Латинской Америки и Соединённых Штатов на начальной стадии их активного взаимоознакомления (в последней четверти XIX в.), Данная работа посвящена изучению публицистического наследия Марти с целью определения вклада публициста в ознакомление латиноамериканцев с культурой и образом жизни северного соседа - Соединённых Штатов. В первую очередь речь идёт о произведениях Марти, написанных во время его пребывания в Нью-Йорке, в период активного сотрудничества публициста с латиноамериканской прессой [10].

В связи с этим большое значение приобретают тематический анализ произведений Марти, изучение эволюции его публицистических оценок различных сторон североамериканской действительности. Исследование жанрового спектра работ Мар-ти-публициста, обычно характеризуемых в испаноязычной литературе как «хроники», позволит выявить особенности освещения жизни северного соседа Латинской Америки.

Тематика произведений Х. Марти. «Североамериканские сцены» представлены публицистическими работами Марти, относящимися к различным тематическим блокам.

К примеру, с июня 1883 г. по ноябрь 1884 г. на страницах журнала «La America» были опубликованы 64 работы Марти, относящиеся к следующим проблемно-тематическим блокам:

- образование и профессиональная подготовка;

- сельское хозяйство;

- экспортные возможности стран Латинской Америки, межамериканская торговля;

- индейская проблема в Латинской Америке;

- литература и культура народов «нашей Америки»;

- литература и культура Соединенных Штатов;

- европейская литература и культура;

- эмиграция на американский континент;

- новости науки и техники, включая рецензии на научные, научнотехнические и научно-популярные издания и публикации в периодике.

К наиболее значительным работам публициста относятся произведения о выдающихся представителях культуры и общественной жизни Соединённых Штатов (У. Уитмене [11], Г. У. Лонгфелло [12], Р. У. Эмерсоне [13], протестантском проповеднике, борце за отмену рабства Г. У. Бичере [14]). Эти персонажи публицистики Марти был представлены в его работах как могучие созидатели, борцы за обновление жизни, предполагающее освобождение людей от угнетения и духовного рабства. Этикогуманистический идеал личности, по Марти, воплощался главным образом в публицистическом образе интеллектуального и морального лидера своего времени, борца за свободу, человека высокой духовности, первооткрывателя новых путей, готовящего людей к движению по этим путям. Это был образ Учителя - творца, просветителя, гуманиста, который пользуется достигнутыми им высотами не для того, чтобы утвердить своё превосходство и господство над другими, но чтобы помочь им возвыситься.

Таким Учителем предстаёт в публицистике Марти североамериканский философ Р. У. Эмерсон - продолжатель просветительской духовной традиции, проповедник интеллектуальной самостоятельности людей, сторонник гармоничных взаимоотношений человека и природы, считавший неестественным противопоставление человеческой цивилизации и натурального мира. Философ учил, что в отношениях с

природой человек должен чувствовать себя «великим созидателем», но не покорителем природы. Марти, во многом разделявший взгляды Эмерсона и испытавший его духовное влияние, стремился содействовать своей публицистической деятельностью широкому распространению этих воззрений, предвосхищавших современную экологическую мысль и формировавших новое, более зрелое мироощущение человека.

Публицист одним из первых по достоинству оценил могучий поэтический талант американского поэта-бунтаря Уолта Уитмена, его свободолюбие и свободомыслие, нежелание следовать ложным условностям и стереотипам в поэзии и в жизни. Марти назвал Уитмена «самым смелым поэтом своего времени», объясняя творческую и человеческую смелость поэта его неистребимым свободолюбием. Свобода для кубинского гуманиста - это условие духовной гармонии личности, а борьба за неё -путь к высшему духовному равновесию. Таким образом, мартианскому идеалу личности, воплощенному в публицистике североамериканского периода, присуще свободолюбие, которое получает своё наивысшее воплощение в духовной свободе, в свободомыслии. Марти полагал, что только жажда свободы (которую он именовал «современной религией») придаёт смысл: жизни человека.

Публицист использовал интерес читателей к выдающимся личностям Северной Америки для утверждения своего гуманистического идеала человека, для распространения в обществе новых представлений о предназначении людей и об их творче-ски-преобразующей деятельности, высвобождающей созидательную энергию и разрушающей многовековое религиозно-фаталистическое отношение к жизни, консервирующее пассивность людей и социальный застой. Публицистическое творчество Марти послужило своего рода интеллектуальным мостом между Северной и Латинской Америкой, благодаря которому люди к югу от Рио-Гранде могли ознакомиться с передовыми идеями своих североамериканских современников, получить духовный импульс в борьбе за освобождение своих стран от духовной спячки и олигархических тираний, весьма распространённых в то время.

Образование как ключевой фактор прогрессивной социальной трансформации. В публицистике Марти уже на ранних этапах его творчества проблемы социального преобразования были тесно увязаны с проблемой просвещения, что определялось специфическими чертами общественного идеала публициста. Просвещение рассматривалось им не как изолированный от материальной сферы, самодовлеющий двигатель социальной трансформации, но как обязательное условие этой трансформации, духовная база мобилизации человеческого фактора, его приспособления к изменяющимся условиям производства и обмена, к новым общественным отношениям. В представлении Марти просвещение - это решающий фактор прогрессивных экономических и социальных перемен, гораздо более значимый, нежели верхушечные политические революции. Именно этим обстоятельством объясняется повышенный интерес публициста к системе образования в США, способствовавшей быстрому выходу этой страны в число мировых экономических и технологических лидеров.

Наиболее значительными и глубокими по содержанию являлись принадлежащие перу Марти публикации в журнале «Аа America» по вопросам образования и профессиональной подготовки. Публицист писал о развитии системы образования в США, в частности, о продуктивных попытках заменить устаревшее схоластическое образование более современными моделями образовательного процесса и учебными заведениями нового типа, сконцентрированных более на изучении прикладных наук и ремёсел в противовес изучению мёртвых текстов. В творчестве публициста североамериканского периода работы об американской системе образования занимают особо важное место.

Так, он описывал примеры учебных заведений в США, ориентировавших учащихся на квалифицированную производственную деятельность [15]. В статье «Учиться на фермах», открывающей эту серию публикаций, публицист призвал наладить практическое обучение работников аграрного сектора методам высокопроизводительного труда, эффективного использования техники и орудий производства, чтобы преодолеть неестественное состояние, когда «плодороднейшие земли, с их богатством культивируемых растений, приносят мало плодов - гораздо меньше, чем могли бы, из-за рутинных и устаревших систем их возделывания, применяемых в наших странах, и по причине использования архаичных орудий труда». Марти доказывал, что латиноамериканские государства не только способны в изобилии снабжать себя аграрными продуктами, но и производить их на экспорт, умножая национальные богатства и создавая материальную основу для технического обновления сельского хозяйства за счет импорта современных орудий труда из США и других развитых стран.

Однако публицист высказал также и твердое убеждение в том, что импорт новых сельхозорудий сам по себе не решает проблему подъема аграрного сектора в Латинской Америке: необходимо правильно и эффективно применять современную

технику и инструменты, при этом следует учитывать «характер» (особенности менталитета и психологии) латиноамериканцев, призванных использовать эти орудия труда. Предвосхищая исследования социологов ХХ в., посвященные последствиям международных технологических трансферов, Марти выдвинул идею о том, что перенос техники и технологий из Соединенных Штатов в Латинскую Америку не может быть одномерным механистическим процессом, поскольку приобретенные в США орудия труда и технологии будут применяться в других климатических и социокультурных условиях, а латиноамериканский работник воспитан в иных моральных и трудовых традициях, нежели работники в Соединенных Штатах. В связи с этим публицист прозорливо указал на возможность конфликта «детской цивилизации» трудя-щихся-латиноамериканцев и североамериканской «зрелой цивилизации». Марти полагал, что при обучении латиноамериканцев передовым методам труда необходимо взять из североамериканского опыта все действительно полезное, подвергая этот опыт проверке практическим применением и отбрасывая его элементы, непродуктивные в условиях Латинской Америки.

Продолжая рассматривать в просветительском ракурсе проблему преодоления отсталости «нашей Америки», Марти доказывал со страниц журнала, что существующей в латиноамериканских странах системе образования недостает подлинной научности и практической направленности. Проблема реформирования системы образования была рассмотрена также и в других работах Марти, опубликованных в журнале: статьях «Школа механики» (сентябрь 1883 г.), «Школа электричества», «Школа искусств и ремесел» (ноябрь 1883 г.). В них был описан опыт постановки профессионального обучения в Соединенных Штатах, Европе и Никарагуа, полезный для латиноамериканских стран, где профессиональное образование еще находилось в стадии зарождения.

Выступая за обучение, тесно связанное с потребностями жизни, вместе с тем Марти решительно высказался против сугубо утилитарных моделей образования -например, в работе «Индейская проблема в Соединенных Штатах», опубликованной в «Ьа Шсюп» 18 февраля 1886 г. [16]. Поводом для обращения публициста к проблемам образования на этот раз послужил выход в свет официального доклада секретаря по внутренним делам, посвященного положению индейского населения в Соединенных Штатах, в частности, обучению индейских детей в специальных школах, отдельно от родителей и в отрыве от традиций их народа. Анализ правительственного доклада послужил для публициста отправной точкой для развития своих взглядов на характер и содержание образования: Марти убеждал избегать сугубо зауженного подхода к народному образованию, ведущего к формированию в США общества духовно обедненных людей, незнакомых с высшими достижениями человеческой мысли и творческого гения.

Марти полагал, что его работы послужат импульсом к пересмотру схоластической системы образования в латиноамериканских странах, оторванной от жизни и не готовящей новые поколения к рациональному умелому созидательному труду, способному вывести эти страны из состояния экономической и технической отсталости. Публицист отмечал, что существующая в странах Латинской Америки модель образования не готовит людей к деятельности такого рода: в латиноамериканских школах и университетах господствует схоластика, обучение оторвано от потребностей жизни. В статье «Латинский ум», опубликованной в «La America» в ноябре 1884 г., публицист писал: «В Южной Америке убивает своего сына тот, кто дает ему только

университетское образование» [17].

В статье «Уважение к нашей Америке», опубликованной в журнале «La America» в августе 1883 г., Марти убеждал латиноамериканцев, что отношение к ним в мире во все большей степени зависит от успеха их продуктивной деятельности в различных областях, от неприметных внешне, но весомых заслуг множества созидателей: изобретательных и умелых землепользователей, строителей железных дорог, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, творческих работников. Если раньше для латиноамериканца мерилом успеха в жизни было участие в очередной «победоносной революции», приносящее чины и богатство, либо выгодный брак, то в новую эпоху главным качеством, ведущим к всеобщему признанию, становится плодотворная созидательная деятельность, базирующая на научных знаниях и практических умениях. Марти с удовлетворением писал, что в Латинской Америке все меньше значат «люди оружия», и все больше значения приобретают «люди мира» - творческие, целеустремленные [18].

Статьи Марти об опыте развития образования в США, появившиеся на страницах журнала, не только аргументировали необходимость коренного реформирования системы образования в латиноамериканских государствах, но и предлагали основные направления реформ и конкретные преобразовательные меры на основе пристального изучения североамериканского опыта.

Список литературы

1.См. работы, посвященные различным аспектам политического и идейного наследия Марти: Роиг де Леучсенринг, Е. Хосе Марти - антиимпериалист. М., 1962; Vida y pensamiento de Marti, 2 vols., La Habana. 1942; Marti, el Apostol. La Habana. 1942; Almendros, H.: Nuestro Marti. La Habana. 1972; Benftez, J.A.: Marti y Estados Umdos. La Habana. 1983; Gonzales M.P. Jose Marti, su circunstancia y su tiempo.// Marti, J.: Esquema ideologico. Selection, prefacio, glosas y notas por M.P. Gonzales e I. Schulman. Mexico. 1961; Ibarra, J.: Jose Marti: dirigente poKtico y ideologo revolucionario. La Habana. 1980; МartАnez Bello, A.: Marti antiimperialista y conocedor del imperialismo. La Habana. 1986; Martinez Estrada, E.: Marti, revolucionario. La Habana. 1974; Morales, S.: IdeologAa y luchas revolucionarias de Jose Marti. la Habana, 1984; Roca, B.: Jose Marti, revolucionario radical de su tiempo. La Habana, 1962; Fernandez Retamar, R.: Marti. La Habana, 1970; Fernandez Retamar, R.: Marti en su (tercer) mundo.// Marti J.: Paginas Escogidas. T.1. La Habana, 1985; etc.
2. Gonzales M. P.: Jose Marti, Epic Chronicler of the United States in the Eighties. Habana. 1961.
3. Марти Х. Североамериканские сцены. М.: ГИХЛ, 1964.
4. Григулевич И. Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской революции. М., 1979; Терновой О.С. Национальный герой Кубы Хосе Марти - борец против империализма США. // Новая и новейшая история. 1962. N1; Терновой О.С. Хосе Марти. М., 1966 и др.
5. См., напр.: Столбов В. Пути и жизни. (О творчестве популярных латиноамериканских писателей). М. 1985.
6. Manach H. Marti, el Apostol. Primer Festival del libro cubano. s/l, s/f.
7. SuaAaz, Luis. Jose Marti y sus Escenas Norteamericanas. http://www.fenix.co.cu/ marti/jmescenas.htm.
8. Короченский А. П. Публицистика Хосе Марти (1853 - 1895) Дисс. на соискание уч.

степени канд. филол. наук по специальности 10.01.10-журналистика. РГУ. Ростов-на-Дону. 1998; Короченский А.П. Публицистика Хосе Марти (1853 - 1895 гг.) Идейномировоззренческая система творчества публициста-просветителя. Международный институт журналистики и филологии. Ростов-на-Дону. 1998. 84 сс.; Короченский А. П. Концепция журналистики Хосе Марти (статья первая) // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2009 №3 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-zhurnalistiki-hose-martistatya-pervaya; Короченский А. П. Концепция журналистики Хосе Марти (статья вторая) // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки 2009 №4 URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-zhurnalistiki-hose-marti-statya-vtoraya; Короченский А. П., Шатохина С. И. У истоков медиакритики: Хосе Марти о североамериканской прессе l880-х гг. // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика 2009 № l2 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-mediakritiki-hose-marti-oseveroamerikanskoy-presse-l880-h-gg.

9. Чернявский Б.Б. Хосе Марти http://historystudies.org/20l2/06/chernyavskij-b-b-xose-marti/
10. Публицистические тексты Марти изучались в основном в версиях, представленных в полном собрании сочинений этого автора, изданном в Гаване в 1960-є гг. В дальнейшем это собрание обозначается аббревиатурой OC (Obras Completas).
11. El poeta Walt Whitman // OC. T. l3.
12. Longfello. // OC. T. l3.
13. Emerson. // OC. T. l3. P.l7 - 30.
14. Henry Ward Beecher. Su vida y su oratoria. // Jose Marti. Paginas Escogidas. La Habana. l985. T.l. - P. 239 - 254.
15. Trabajo manual en las escuelas. // OC, T.8, - РР. 285 - 287.
16. El problema indio en los Estados Umdos // OC. T. l0.
17. Mente latina.//OC, T.6, - РР. 24 - 25.
18. Respeto a nuestra America. // OC, T. 8, - Р. 23.

JOURNALISM IN THE INTER-CULTURAL COMMUNICATION: ESCENAS NORTEAMERICANAS” OF JOSE MARTI (1ST ARTICLE)

Belgorod National Research University

А. P. Korochenskiy

The article considers the role ofjournalism of Jose Marti in the initiation of inter-cultural dialogue between Latin America and USA in the end of the XlXth century

prensa@yandex.ru

ПУБЛИЦИСТИКА МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ХОСЕ МАРТИ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты