Спросить
Войти

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВЕСЫ ХОРЕЗМА

Автор: указан в статье

УДК 902. (672)

Турганов Б.К., Канд.ист.наук., доцент, НГПИ им. Ажинияза.

Байниязов А.Ж.- магистрант кафедры методики преподавания истории

НГПИ им. Ажинияза. Г. Нукус. Узбекистан.

e-mail: a.bayniyazov3b@ umail.uz

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВЕСЫ ХОРЕЗМА Аннотация

В статье исследуются гири и чашечки весов, являющиеся неотъемлемой частью ювелирном весов средневековье в Хорезме. Эти гири и чашечки весов найдены среди памятников Кават-кала, Джанпик-кала, Миздакхан, относящихся к XII-XIV векам. Их функции, строение и общие формы изучены в сопоставлении с находками этнографических материалов и памятников соседних регионов. На основе тяжести гирей изучены единицы измерений тяжести в средние века. Подобные весы и гири имели важное значение в торговле и ювелирном ремесле средневекового Хорезма.

музей, письменные источники, археологические материалы, городи, чаши весов, гирьки к весам, купцов, ювелиров, торгово-экономические отношения, мискаль, дирхам.

Человечества изобрело весы очень древних временах. Первые весы появились в древнем Египте и Месопотамии. Самые древние из сохранившихся весов относится к V тысячелетию до н.э., ими пользовались в Месопотамии. По ним видно, что к тому времени у жителей древнего Междуречья существовала хорошо продуманная система мер и стандартов. Эталонные весы они хранили как святыню. Первые весы основывались на принципе рычага - были «коромысленными» (или, как еще говорят, равно плечными весами).

В древнем Мире весы имели не только утилитарное применение, но и были предметом религиозного культа. Египтяне не сомневались, что боги, когда им необходимо взвесить души умерших, пользуются именно равно плечными весами. Изображение равно плечных весов обнаружено на пирамиде в Гизе, построенной при династии Хеопса.

Греки дали весы в руки богине правосудия - Фемиде. Великие умы не только усовершенствовали весы, но и предприняли попытку теоретически осмыслить принцип их работы. О работе весов и «законе рычага» немало размышляли Евклид и Архимед.

Во II веке до н.э. весы стали общепринятым и распространенным средством измерения. Весы того времени представляли собой конструкцию из равно плечного коромысла, прикрепленными на гибкой сцепке по его краям чашами. Точно такие весы держит в руке Фемида-богиня правосудия.

Раннесредневековые не нашло новых способов взвешивания по сравнению с теми, которые были изобретены в древнем мире. По-прежнему в ходу были равно плечные коромысловые весы. Правда, художественному изготовлению деталей стало придаваться еще большее значение.

Средневековые Хорезм славился своими торговля и продукцией ремесленников. Торговля была существенной частью жизни средневекового города Хорезма, а потому проблема верной меры веса имела огромное значение. Об этом, в частности, свидетельствуют археологические материалы.

Собрание археологических материалов Государственного музея Искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого ещё более обогащают наше представление об экономические и культурные жизни, торговле средневекового Хорезма. Анализ археологических материалов фонда хранения музее подтверждают, что в Хорезме было в Средней Азии из центров, где получило широкое развитие ремесленного производства как гончарное, кузнечное, ювелирное мастерство, резьба по дереву, обработка камни, также в тот период была развита внешний и международное торговля. Об этом отмечаются произведения ал-Макдиси, Истахри, ал-Якут, ибн Баттути и многих других арабских и персидских

средневековых авторов [4, с.156-159, 178-189, 202-203]. Средневековые Хорезм расположен на трассе Великого шёлкового пути вели торговые отношения миром кочевников, а также с средневековыми государствами Европы, с другой стороны с Центральной Азией.

Медные чаши и гирьки от весов, хранящиеся в фондах музея, безусловно, ещё более обогащают сведения торговое и экономических отношений средневековом Хорезме. Обнаружены в памятниках Кават-кала (3 экз) к началу XП-XШ веков [10]. В основном это чаши, изготовленные из медных пластин, имеют форму сферического, на верхней части которых в трёх местах сквозной отверстия. Первая чаша диаметром 7 см при высоте в 1,3 см (рис. 1,1); вторая имеет дм. 5,3 см при высоте в 1,5 см; третья дм. 4,5 см при высоте в 1 см (рис. 1,2). Схожие на них медные чашечки и бронзовые гири обнаружены на поселения в урочище Дарьялык-куль датированное к началу XИ-XШ вв. [6,с.110].

Инструменты так называемого фальшивомонетчика XIV века, жившего под средневековом Шаше, также дают образцы весов использовавшегося ювелирами [3,с.6-7]. Сохранились медные сферические чашечки от весов, диаметром 5 см и 5,2 см, при высоте 1 см и 1,2 см. В каждой имеется по три сквозных отверстия для нитей или же для цепочки, с помощью которых они подвешивались к коромыслу.

Кроме того, имеется два типа гирьки к весам, изготовленные из бронзы в обнаруженных памятниках в Кават-кала, Джанпиккала, Миздакхана XИ-XIV веков [10] (рис. 2). Первое тип имеет восьмигранную цилиндр образного форму (рис. 2,2-3). На двух приплюснутых сторонах имеются крупное круглое вдавлений. От каждого угла куба тянутся рельефные линии, которые заполнены рельефными точечками. Боковые стороны также имеют полосчатые продольные линии, окаймленные пересекающими линиями. Эти рельефные линии, пересекаясь, образуют треугольники. Размеры восьмигранную форму гирьки: первого 2,1 х 1,6 см, второго 2,1х1,4 см.

Вторая типа гирьки кубической формы (рис. 2,1,4). Четыре стороны стенок имеют по три выемчатые точки. В верхней и нижней части орнамент в виде рельефных точек, образующих четырехугольник. По центру большой округлый картуш заполнен мелкими рельефными точками. Размеры гирьки в форме кубика равен 1,5х1,5 см; второго 1,5х1,3 см; третьего 1,2х1 см. Из них, вес гири цилиндрической бронзы в размера 2,1х1,6 см составляет 43,8 грамов (рис. 2,2-3); а бронзовая гиря формы кубика в размера 1,5х1,5 см составляет 22,25 граммов (рис.2,1,4).

По мнению некоторых специалистов, такие бронзовые гири могли быть предназначены для игр. По нашему мнению, использование гирей для игр считаются неудобными. Разумеется, в археологических материалах памятников Средней Азии встречаются игральных костей, похожие на них.

Подобные цилиндр образные металлические гири встречаются в Руси Гнёздовских курганах к К^! вв. Эти гирьки изготовлены из железа, покрытые тонкой бронзовой оболочкой, на которой значками углами обозначен их вес. Форма гирек сначала кубическая, со срезанными углами (14-гранник), потом бочковидная [1,с. 265. рис. 91, 3-5].

Кроме того, в Гнездовских курганов найдено шарнирные складные весы. С развитием торгово-экономических отношений в Востока с начала IX веков, на территории Древней Руси широко распространятся дирхемы. Дирхемы арабской, преимущественно среднеазиатской, чеканки в большом количестве поступали на Русь. Находимые дирхемы иногда бывают разрезаны пополам или на более мелкие доли, которые служили разменной монетой такие шарнирные складные весы. Они были не обходимые ежедневно купцу, и он держал особой коробочке. Весы и коробка часто были орнаментированы.

Аналогичные набор железные стержни и гирьки от весы встречаются в памятниках Пенжекента к VII-VIII веков. В.И.Распопова отмечаются, подобные железные стержни и чашечки являются частями шарнирных складных весов, которые использовались в ювелирных и аптечных делах [9, с.32-33].

Религиозные мотивом и сюжеты у народов Востока и Запада показывают, что подобные весы широко использовались в раннесредневековая [8, с.117. рис.48]. Так, в изображении бога Рашну взвешивает на весах грешников из археологических находок (фрагмент), относящихся VI веку, в Оссурий Исторического музея, архангел Михаил с весами, роспись в церковь Нередицы в Новгороде. XII века и архангел Михаил взвешивает на весах грешников, алтарный образ XIII века из настенных роспись церкви Вале де Рибес (Франция). Всё это, свидетельствует о том, что по своей форме и конструкцию такие весы у народов

Востока и Запада во многом были схожи друг на друга и издревле являлись символом справедливости.

В коллекции Хивинский и Бухарский Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник имеются весы ювелиров XIX- начала XX вв., позволяющие полностью реконструктировали облик весов средневековья периода [7,с.92-93.табл.LXIV,7]. Все необходимое для взвешивания материалов: золота, серебра, камней, - мастер держал в деревянной шкатулке. Её украшали незамысловатым резным орнаментом с внешней и внутренней стороны. Внутри по основанию вырезалось ложе для весов (отдельно для плеч и чаши) и гирьки. Плечики для весов из металла, на них ниточками закрепляли миниатюрные чаши. Гирьки бронзовые миниатюрных размеров (число их достигало 7 единиц) размещены раздельно, чеканными точками на них указана мера веса: 20, 10, 5, 4, 3, 2, 1 мискаль (равен 3,8 грамм).

В центральном углублении лежали также шесть горошин нохуд (нохуд-горошины, использовавшиеся при взвешивании металла, камней, готового ювелирного изделия), которые использовались как довески.

На основании археологических и этнографических материалов со предельных территории можно констатировать, что и с точки зрения тяжести бронзовые гирьки найденные в средневековых памятниках Хорезма почти идентичны выражения арабов и исламской время единицам измерения гирей, использованных в период в Средней Азии. Если исходить из сведений письменных источников, в X-XИ веках применялись такие единицы измерения тяжести, как мискал (4,250 гр.), дирхем (3,186 гр.), данак (0,531 гр.), хабба (0,071 гр.) [5,с.170]. В период Золотой Орды (XШ-XIVвв.) мискал считался единицей измерения тяжестей и равнялся 4,25 граммам [2,с.368].

При сопоставительном анализе веса бронзовых гирьки из фонда музея с вышеупомянутыми единицами измерения тяжестей, можно предположить, что цилиндрообразная гиря тяжестью в 43, 8 граммов использовалась как единица измерения тяжестей равной 10 мискал (10,3 мискал) или 14 дирхем (13,8 дирхем); а гирьки в форме кубика равной 5 мискалу (5,2 мискал) или 7 дирамам (6,9 дирам). Так как бронзовые гирьки находясь под культурней слойем могли потерять своё первоначальное состояние. Также, в Средней Азии единицы измерения тяжести не всегда были одинаковыми, а как показывают источники в определённой степени отличались друг от друга. В том числе, XIX- начала XX вв. в Бухаре 1 мискал был равен 3,8 грамм.

Следовательно, медные чаши и бронзовые гирьки, обнаружение в памятниках Хорезма считались составными частями шарнирные складные весов, использованных в средние века. Подобные медные чаши изделия использовали как чаши весов, а бронзовые гирьки как гири измерения тяжести.

Такие весы состояли из металлических приспособлений дугообразной формы, центральная часть которой прикреплялась к движущемуся стержню. Движущаяся стержень привязывалась к шифту или поддерживал мастер. К кольцевидным отверстия, находящимся по обеим сторонам металлического приспособления подсоединялись металлические задвижки. В вертикальном положении, с помощью нитками к задвижкам прикреплялись медные подносы в качестве чашей. К одной чаше ставилась гиря тяжести, а к другой продукт для определения его веса (рис -3).

Таким образом, исследование показывает, что с древних временах до к конца XIX веков в Средней Азии, в том числе и в Хорезме такие маленькие весы и гири тяжести широко использовались в ювелирном, аптечном и торговых сферах.

0 1 2 3см

I- IIя" Ii I

Рисунок 1 - Чаши весов. Кават-кала. XI-XIII вв.

О 1 2 Зсм

Рисунок 3 - Шарнирные складные весы.

Список использованной литературы:

1. Авдусин Д. А. Основы археологии. -М.: Высшая школа, 1989.
2.Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Олтин Урда ва унинг ^улаши. -Тошкент. У^ув педдавнашр, 1956.
3. Массон М.Е. Клад утвари мастерской фальшивомонетчика XIV века под Ташкентом // Материалы Уз комстарса. -Ташкент. 1933. Вып. 4.
4. Материалы по истории туркмен и Туркмении. -М-Л., 1939. Том.1.
5. Наршахий. Бухоро тарихи . -Тошкент. Фан, 1991.
6. Неразик Е.Е. Сельское жилище в Хорезме ^^ГУ вв.). -М.: Наука, 1976.
7. Ниязова М. И. Древние и средневековые ювелирные изделия как источник по истории культуры Бухары

(по археологическим материалам).: Дис. ... канд. ист. наук. -Самарканд. 2007.

8.Ремпель Л.И. Цеп времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. - Ташкент. Гафура Гуляма, 1987.
9. Распопова В.И. Металлические изделия из Пенджикента (находки 1971-1998 гг.). - СПб.: Формика, 1999.
10. Государственные музей искусств Каракалпакстана. Кават-кала (3 экз). XII-XIII вв. Кп. 3772/755. инв. 57-58; Кп. 3772/766. инв. 54: Кп. 39169. инв. 196. Кават-кала. Джанпиккала. XII-XГV вв. Кп. 41095/65. инв. 1344; Кп. 3772/102. инв. 89; Кп. 3772/33. инв. 88; Кп. 3772/94. инв. 80.

© Турганов Б.К., Байниязов А.Ж., 2020

МУЗЕЙ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ГОРОДИ ЧАШИ ВЕСОВ ГИРЬКИ К ВЕСАМ КУПЦОВ ЮВЕЛИРОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МИСКАЛЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты