Спросить
Войти

Особенности формирования экономической модели МНР

Автор: указан в статье

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МНР

© Джагаева О.А.*, Мандах С.

Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

Монгольская модель экономического строительства, как и советская, базировалась на общественной собственности в ее двух разновидностях - государственной и кооперативной. Управление экономикой в МНР. как и в СССР, носило централизованный, административно-командный характер. Сходство было и по некоторым другим параметрам системы, но одновременно от советской модели ее отличал рискованно высокий уровень зависимости от внешнего фактора - помощи Советского Союза. В структуре монгольской экономики отсутствовали отрасли, производящие машины и оборудование. Это вынуждало страну приобретать дорогостоящие импортные товары, экспортируя сырье по более низким ценам. Курс на интеграцию, проводимый СЭВ-ом, позволял монгольскому руководству надеяться на взаимную дополняемость экономик стран-членов Совета. Как считает первый президент Монголии П. Очирбат, экономическая модель развития МНР в течение всех 70 лет, то есть от революции 1921 г. до начала 1990-х гг., носила следующие черты: ограниченность финансовых ресурсов, слабо диверсифицированный национальный экспорт, состоявший из небольшого числа статей товаров сырьевого происхождения, малочисленность обрабатывающих предприятий, деятельность которых при этом не окупала затраты на производство, импорт, как источник развития экономики; Доминирование государственной или государственной собственности, слабое развитие транспорта, связи и других отраслей инфраструктуры, отсутствие конкуренции между предприятиями государственной собственности, их большие затраты и низкая прибыль, низкий коэффициент использования производственных мощностей как результат отсутствия рыночных отношений; а накопление и складирование нереализованной продукции - стимулирования высоких плановых заданий и их перевыполнения.

Наиболее прозорливые монгольские политики и экономисты-профессионалы начинали все громче говорить о необходимости изменения сырьевой направленности развития национальной экономики, изменения характера монгольской индустриализации посредством переориентации ее на организацию добычи минерального сырья промышленными способами. Появлялись предложения расширить масштабы промышленной переработки сырья на местах. Особенно это относилось к животноводческому сырью, но в конце 1980-х гг. монгольская сторона стала обращаться к СССР с просьбами о строительстве на территории МНР предприятий тяжелой про* Профессор кафедры Всеобщей истории, доктор исторических наук, почетный работник высшего образования Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия.

130

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2011

мышленности, в чем ей было фактически отказано. Таким образом, Советский Союз продолжал сохранять контроль над источниками сырья, а МНР не решалась назвать торговлю с Советским Союзом неравноправной. Для этого, во-первых, потребовалось бы освобождение в первую очередь руководства МНРП от гипноза теории некапиталистического пути развития, от поднятой на щит известной теоретической установки Ю. Цеденбала, считавшего, что индустриализация в Монголии проводится при опоре на тяжелую промышленность СССР и его рабочий класс. Тем самым задача МНР в области социалистической индустриализации значительно упрощалась, а роль Монголии, выступающей в качестве поставщика сырья, оставалась неизменной.

К началу 1990-х гг. в экономическом плане Монголия оставалась страной с неразвитым рынком, не участвовавшей в широком мировом и региональном разделении труда. Слабыми звеньями народного хозяйства МНР были низкий уровень развития отраслей, производивших товары первой необходимости, ограниченный по объему и номенклатуре экспортный потенциал, нерациональная структура рабочих и инженерных кадров. Из опубликованного только в 1991 г. детального протокола заседания политбюро ЦК МНРП от 5 мая 1987 г. следует, что уже в то время в городах ощущался недостаток мяса и стоял вопрос о его нормированной продаже по талонам [1]. Интегральным показателем слабости была структура источников формирования валового национального дохода и. соответственно, государственного бюджета страны. Так, 40 % годового государственного бюджета МНР формировалось за счет кредитов и помощи Советского Союза. Накопившаяся задолженность явно превышала финансовые возможности страны вернуть долг. Советский Союз, чье экономическое положение становилось все более напряженным, оказался вынужденным попытаться вернуть себе долги других государств. В их числе за 12 социалистическими странами числилось 43,8 млрд. руб., включая долг МНР, превысивший 9 млрд. переводных рублей [2].

В конце 1980-х гг. командно-административная система управления и в Советском Союзе и, соответственно, в МНР, наиболее негативно проявила свою неспособность к действию и превратилась в тормоз на пути к прогрессу. Ослабление руководящей роли КПСС в своей собственной стране и в мировой системе социализма в целом еще до полного отстранения ее от власти способствовало кризису политического строя в Монголии, отягощенного острейшими экономическими неполадками. Разрыв интеграционных связей между монгольской и советской экономиками в условиях, когда делались первые попытки рыночных преобразований, вызвал цепную реакцию: экономический кризис в СССР повлек за собой кризис монгольской экономики.

Упомянутый выше V пленум ЦК МНРП (1988), который вынес решение о перестройке всех сфер экономики и духовной жизни общества, не имея при этом четкой концепции преобразований, не коснулся главного - перестройки политической системы. Такое половинчатое решение не могло удовлетворить население, особенно молодежь, которая чутко прислушивалась к тому, что

происходит в других социалистических странах. Оно стимулировало выход давно накопившемуся в стране неудовлетворению положением дел в МНР. В обществе появились силы, сознающие, что важнейшими условиями поступательного развития Монголии является устранение монополии МНРП на власть, конституцилизация многопартийности, обеспечение гражданских прав и свобод, создание соответствующих институтов, гарантирующих их развитие, установление демократической системы выборов в высшие органы власти.

В мае 1986 г. в Улан-Баторе состоялся XIX съезд Монгольской народно-революционной партии. Съезд принял решение об обновлении МНРП. Монгольские коммунисты заявили о целесообразности «поставить как практическую задачу переход к экономическим методам управления на всех уровнях народного хозяйства. Именно на это должны нацеливаться наша плановая работа, критерии и механизм оценки хозяйственной деятельности, в том числе проводимых ныне экономических экспериментов» [3].

XIX съезд МНРП утвердил курс на интенсификацию экономики и укрепление социально-политической системы монгольского общества [4]. Однако какая-либо целостная концепция перестройки с учетом местных условий съездом предложена не была.

Список литературы:

1. Монгол Ардын Хувьсгалт Намын Тов Хорооны улс товчооны хурлын протокол (Протокол заседания политбюро Центрального комитета Монгольской народно-революционной партии от 7.05.1997) // Ардын эрх. - 11.10.1991.
2. Известия. - 02.03.1990.
3. XIX съезд Монгольской народно-революционной партии. Улан-Батор, 28-31 мая 1986 г. - М.: Политиздат, 1987. - С. 44-45.
4. Монгол ардын хувьсгалт намын XIX их хурал. Дэлгэрэнгуй тайлан илтгэл (XIX съезд Монгольской народно-революционной партии. Стенографический отчет). - Улан-Батор, 1986.

РЕАКЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАРЕЛИИ НА МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ XX ВЕКА

© Репухова О.Ю.*

Карельская государственная педагогическая академия, г. Петрозаводск

В статье исследуются изменения в общественном настроении населения Карелии в ответ на социально-экономическую политику советской власти в начале 30-х годов XX века.

* Старший преподаватель кафедры Истории.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты