Спросить
Войти

Структура епархиальных органов делопроизводства во второй половине XIX начале XX века (на примере Оренбургской епархии)

Автор: указан в статье

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179).

История. Вып. 38. С. 119-122.

СТРУКТУРА ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ)

В статье рассматривается история зарождения и развития Духовных консисторий, структура органов церковного делопроизводства на примере Оренбургской епархии. Кроме того, обращено внимание на содержание задач, выполнявшихся данными органами и их структурными подразделениями; приведены сведения, представляемые причтами в течение года для вышестоящих церковно-административных органов.

В настоящее время вопросы церковного делопроизводства рассматривали в основном специалисты в области истории и права1. Однако уровень научной разработанности свидетельствует, что данная тема в самостоятельную не выделялась и еще требует своей разработки.

Взаимоотношения православной церкви Российской империи и государства в XIX в. можно охарактеризовать тесным слиянием, а в административных вопросах - унификацией органов управления. Не случайно практически все церковные территориальноадминистративные округа - епархии - совпадали по расположению с губерниями. По такому же принципу формировались церковные административные органы. Наравне с губернскими правлениями в епархиях в 1744 г. были созданы при архиереях учреждения (присутственные места), называвшиеся Духовными консисториями. Согласно статье 288 Устава духовных консисторий «внешнее устройство присутствия консистории должно быть согласно правилам по внешнему устройству губернских присутственных мест»2.

Первая консистория - учреждение, ведающее суд и управление епархией, появилось по определению Святейшего Синода от 28 марта 1722 г. в Москве. Ведению Московской консистории подлежали «синодальной области дела до духовного правительства подлежащие»3. В 1841 г. Синод принял Устав духовных консисторий. По нему в ведении консисторий находились управление епархией и церковный суд.

Согласно Уставу консистория структурно состояла из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из членов консистории, число которых определялось штатами.

церковное делопроизводство, духовная конси-

В случае необходимости архиерей мог назначить сверхштатных членов консистории. Все члены консистории (штатные и сверхштатные) избирались и увольнялись из числа священнослужителей епископами и утверждались Синодом4.

При создании первых консисторий в 1744 г. присутствующие должны были состоять только из числа монашествующих, к концу ХУШ в. повелено было не менее половины избирать из белого духовенства. Такой же порядок сохранился и по Уставу духовных консисторий, принятому в 1841 г. (с изменениями и дополнениями 1883 г.). Каждый член присутствия отвечал за какой-либо вид деятельности консистории, но в слушании и принятии решений принимали участие все члены.

Для производства дел при консистории существовала канцелярия, которую возглавлял секретарь. Его утверждал Святейший Синод по избранию и представлению обер-прокурора. Такой порядок определял достаточно большую самостоятельность секретаря консистории и его подчиненность непосредственно обер-прокурору Синода. Все остальные чиновники и канцелярские служители определялись консисторией с утверждением епархиальным архиереем. Таков же был и порядок их увольнения.

Консисторская канцелярия подразделялась на столы во главе со столоначальниками. При этом каждый стол по решению архиерея вверялся одному, двум членам консистории. Так, в Оренбургской духовной консистории после ее учреждения были определены два стола: один занимался ссудной и хозяйственной частью, другой - всеми прочими предметами. Кроме секретаря консистории и столоначаль-

ников, в состав канцелярии входил казначей, архивариус, шесть вольнонаемных писцов, два сторожа, а также два секретаря при архиерее5. Все канцелярские служащие были из светских людей, работали по найму, получая оклады, классные чины на тех же основаниях, что и казенные служащие.

Своевременное получение и правильное оформление документов обеспечивалось введением в консистории дежурства среди канцелярских чиновников. Инструкцию и обязанности для них составлял секретарь, и утверждались они присутствием консистории. Все поступившие документы дежурный заносил в книгу дежурства, затем пакеты и бумаги передавались по столам. После этого столоначальники под руководством секретаря составляли докладные записки и представляли все бумаги присутствию консистории. В Уставе духовных консисторий (ст. 309) особо отмечалось, что присутствию докладываются все поступившие в консисторию дела и бумаги без исключения.

При рассмотрении бумаг существовала определенная очередность. Так, Высочайшие повеления и указы Святейшего Синода докладывались немедленно. Дела, по которым содержатся арестанты; по которым духовные лица запрещены в священнослужении; об определении на места священнослужителей и причетников; о выдаче святых аниминсов;

об освящении храмов; о происшествиях в церквях; дела, по которым преосвященный дал указание о рассмотрении вне очереди, -все они рассматривались и исполнялись не позже, чем через неделю после их получения. Все прочие дела решались в течение месяца.

Много внимания уделялось контролю за исполнением дел. Непосредственно этот вопрос возлагался на столоначальников. В настольном докладном реестре, куда они вносили поступавшие документы, были отдельные графы о том, когда сделано исполнение и когда сделано подтверждение. При неполучении соответствующих уведомлений в срок, столоначальник докладывал через секретаря присутствию консистории для побуждения соответствующих исполнителей. Кроме этого, ежемесячно и по окончании года столоначальник докладывал секретарю соответствующую ведомость по неоконченным делам с объяснениями причин. Вопросы делопроизводства, особенно по неисполненным Высочайшим повелениям и другим де-

лам отражались в докладах Преосвященного архиерея Святейшему Синоду. Секретарь консистории представлял такие же сведения обер-прокурору.

Немаловажной задачей консистории являлся сбор денег, поступающих из приходов, и контроль за потоками денежных сумм в епархии. Не имея прямого влияния на деятельность некоторых епархиальных структур, например, училищных и попечительских советов, консистория, тем не менее, распределяла все денежные средства в епархии и контролировала их использование. Даже хозяйство архиерейского дома в соответствии с Уставом находилось под контролем консистории.

Для хранения денежных сумм в консистории имелся казначей. Его избирало присутствие консистории и утверждал архиерей. По клировым ведомостям Духовная консистория получала сведения о положении ризниц во всех церквях епархии. По вопросам благоустройства церквей, положении ризниц в них, другим финансовым и хозяйственным вопросам консистория готовила для архиерея ежегодный доклад в Святейший Синод о состоянии епархии.

Все дела, которые велись и поступали в канцелярию, должны были по истечении трех лет сдаваться в архив, являвшийся одним из подразделений канцелярии. Для организации делопроизводства в архиве из «благонадежнейших» чиновников канцелярии избирался архивариус. Сохранности документов во второй половине XIX в. уделялось большое внимание. Так, по указу Святейшего Синода 1864 г. для архивов предписано было расширить имеющиеся помещения или приобрести новые здания, годные для хранения и сбережения бумаг.

Важным структурным звеном в организации делопроизводства в епархии были благочиния - церковно-административные округа, включавшие в себя от 10 до 30 приходских и бесприходных церквей. Должность благочинного была введена в 1744 г. и заключалась в контроле за приходским духовенством. В последующем на них была возложена обязанность контролировать ведение многочисленной документации в приходах. Также благочинный собирал предварительную информацию для ежегодных и других отчетов, обрабатывал ее и отправлял в консисторию (см. приложение). Через благочинного из консистории к приходским священнослужителям

поступали указы и распоряжения епархиального руководства.

Благочинный назначался архиереем из числа одного из священнослужителей округа, наиболее авторитетного и благочестивого. Он был обязан ежегодно посещать каждую церковь и приход в своем округе, проверяя ведение приходской документации и поведение каждого члена причта.

Устав духовных консисторий позволял назначить благочинному помощника, если в округ входило более 15 приходов (ст. 65). Помощник благочинного совместно с ним производил проверку церковных документов и помогал в составлении необходимой отчетности.

Таким образом, благочинный на территории своего округа по вопросам делопроизводства выполнял роль надзорного органа.

Последним структурным органом в епархиальном делопроизводстве являлся приход. В соответствии с «Инструкцией по церковному письмоводству»6 ответственность за правильность ведения делопроизводства возлагалась на настоятеля церкви. Непосредственно ведение всей документации должен был осуществлять псаломщик, а если в причте их было двое или трое, то обязанности распреде-

Сведения, представляемые причта

лялись между ними всеми. В тех случаях, когда псаломщик болел или оказывался вообще неспособным к письмоводству, настоятелю разрешалось приглашать внештатного псаломщика или постороннее лицо с выплатой им жалования из дохода того псаломщика, который неспособен к письмоводству.

Важнейшими задачами церковного письмоводства являлись: а) ведение метрик, б) исповедных росписей, в) обыскной книги, г) формулярных ведомостей, д) составление ведомостей о приходе, расходе и остатке сумм,

о пожертвованиях, библиотеках, попечитель-ствах, приходских училищах и прочих отчетных ведомостей, е) выдача метрических и исповедных свидетельств, ж) прошения, рапорта к начальствующим и отношения к другим ведомствам и лицам по делам церкви, причта и прихода7.

Одной из ключевых фигур в составе причта был церковный староста. Его избирали сроком на три года на общем собрании прихожан в присутствии благочинного и с согласия причта, затем кандидатуру утверждал архиерей. Главной обязанностью старосты было хранение и расходование церковных денег и вообще всякого церковного имущества. Деятельность его регламентировалась «Инструкцией цер-

Приложение \ церквей в Оренбургской епархии

Название Кому отправлять Сроки

О благосостоянии церквей Епископу 2 раза в год

Исповедные росписи, реестры о непосещавших исповеди В консисторию - епископу Ежегодно к 1 октября

Метрические книги с ведомостями В консисторию В январе за год

Рапорты о получении жалования и руги В консисторию 2 раза в год

О пожертвовании на церковь (суммы свыше 100 р.) В консисторию К концу года

Ведомости об училищах В консисторию 2 раза в год

Сведения для отчета Святейшему Синоду Секретарю консистории К 1 декабря

Сведения и отчеты о приходах и прихожанах Благочинному, от него епископу К 1 декабря

Отчет о сборе денег и деньги (на храмы на Кавказе, на Гроб Господень, сооружение церквей, школ и т. п.) Благочинному, от него в консисторию с особыми рапортами по каждой сумме В январе, за год

Отчеты (о церковных деньгах, свечах и т. п.) Благочинному, от него в консисторию В январе, за год

Клировые ведомости Благочинному, от него в консисторию В январе, за год

ковным старостам». Согласно этой инструкции староста должен был тщательно вести приходно-расходные книги, своевременно составлять отчеты и представлять их на проверку настоятелю и благочинному8.

Приходно-расходные книги и другие документы, касающиеся церковной хозяйственной деятельности: планы межевых книг, дарственные записи и прочее, хранились в церковном казнохранилище. Все настоятели должны были проявлять заботу о целостности и сохранности документов. Церковные документы необходимо было хранить по родам и в корешковых переплетах. Хранить можно было только в церкви, церковной ризнице или в библиотечном шкафу. Ключ от документов настоятель хранил у себя.

Таким образом, Духовная консистория, наряду с благочинническим округом и приходским причтом, составляли систему органов делопроизводства в епархии. В начале XX в. был принят ряд мер по ускорению и упрощению порядка ведения дел. Консистории было предоставлено право самостоятельно действовать по некоторым вопросам делопроизводства: делать распоряжения по гербовому сбору и другим бумагам, самостоятельно назначать писцов и содержание им и т. п. Однако с упрощением ряда правил структура органов делопроизводства и в начале XX в. осталась в прежнем составе.

Примечания

1 Конюченко, А. И. Особенности церковноадминистративного устройства Оренбургской епархии (вторая половина XIX - начало XX века) // Россия и Восток : тез. докл. III междунар. науч. конф. Ч. 2. Челябинск, 1995; Осипов, О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917 гг.) : монография. Челябинск: ЧГПУ, 2004; Харланов, В. Л. Церковно-судебная практика Оренбургской епархии (1864-1918 гг.). Челябинск, 2004.
2 Серебренников, Н. Е. Устав Духовных Консисторий. М. : Изд. юрид. книж. магазина «Правоведение» И. К. Голубева, 1912. С. 344.
3 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1992. С. 1450.
4 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2, т. XXXIX. 1864. № 46899.
5 Гос. арх. Оренбург, обл. Ф. 173. Оп. 10. Д. 178. Л. 3-5.
6 Оренбург, епарх. ведомости. 1893. № 7. С. 659.
7 Там же. 1893. № 7. С. 660.
8 Римский, С. В. Российская церковь в эпоху великих реформ. М., 1999. С. 84.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты