Спросить
Войти

Влияние революционных событий на торгово-промышленную жизнь русской провинции

Автор: указан в статье

ВЛИЯНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ НА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННУЮ ЖИЗНЬ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ

THE INFLUENCE OF REVOLUTIONARY EVENTS ON THE COMMERCIAL AND INDUSTRIAL LIFE OF THE RUSSIAN PROVINCE

Щ Сахневич Инна Валерьевна1 - кандидат исторических наук Щ Sakhnevich Inna Valerevna1 - Candidate of Historical Sciences

Резюме

Статья посвящена рассмотрению факторов, которые оказывали влияние на состояние торгово-промышленной сферы России после Февральской революции 1917 г. Автор обращает внимание на негативное воздействие следующих обстоятельств: продолжающейся Первой мировой войны и обострившихся социальных противоречий между малоимущими слоями населения и представителями предпринимательских кругов.

The article is devoted to the consideration of factors that influenced the state of the commercial and industrial sphere of Russia after the February Revolution of 1917. The author draws attention to the negative impact of the following circumstances: the continuing First World War and aggravated social contradictions between the poorer sections of the population and representatives of the business community. Key words: February revolution, Ministry of Trade and Industry, Provisional Government, firm prices

innova-journaL.ru

Февральская революция 1917 г в России привела к изменению государственного строя, упразднению существовавших веками властных органов. Она пробудила к активным действиям не только рабочих российских столиц, которые, преимущественно, способствовали осуществлению государственного переворота, но и огромные массы крестьянского и рабочего населения российской провинции. Учет этого обстоятельства необходим, в первую очередь, для понимания тех изменений, которые происходили в торгово-промышленной сфере России в период с февраля по октябрь 1917 г

Хотя не только крестьяне и рабочие, но и либеральные дворяне, представленные в земском самоуправлении, а также торгово-промышленная буржуазия, с воодушевлением восприняли февральские события, но цели и задачи дальнейшего государственного строительства они понимали по-разному.

В апреле 1917 г. было созвано экстренное земское собрание Курской губернии, в обновленном составе [4]. В первую очередь, собрание в своем заседании выразило отношение к совершившемуся государственному перевороту (заметим, что понятия «государственный переворот» и «революция» употреблялись земством в синонимичном значении, без негативной окраски какого-либо из них, поэтому противопоставления этих терминов в современном научном историческом дискурсе были бы непонятны общественным деятелям того времени). Курское земство выразило готовность работать для упрочения и закрепления победы революции над «режимом самовластия», утверждения свободного и справедливого строя. Но политические демократические преобразования земство считало необходимым и возможным провести только при условии достижения социального мира, сплочения свободных граждан России. От Временного правительства ожидали решения неотложных задач, стоящих

перед страной, в том числе - созыва Учредительного собрания, а сами курские земцы обещали приложить все силы для работы в «демократическом духе». Отметим, что бывший председатель губернской управы был арестован, и представитель новой власти - Курский губернский комиссар Н.Н. Лоскутов - оценил работу прежнего состава губернского земства как «разрушительную». Экстренное земское собрание приняло решение об ассигновании 23 тыс. руб. на оказание помощи семьям жертв революции и политическим ссыльным. Для того, чтобы сразу перейти от слов к делу, обновленное земство включилось в работу Курского губернского и Курского городского продовольственных комитетов, избрав для участия в них своих представителей. Продовольственные комитеты на местах были образованы, наряду с Общегосударственным комитетом, в марте 1917 г [7].

Представители буржуазии также восторженно восприняли свержение монархии. На 3-м Всероссийском съезде военно-промышленных комитетов, состоявшемся в мае 1917 г, отношение к произошедшему событию было выражено не менее эмоционально: «великая революция, освободившая Россию от самодержавных цепей» [3]. В обзоре деятельности Московского областного военно-промышленного комитета отмечалось, что эти организации были на первом плане политической борьбы, которую народ вел с царским правительством, и теперь должны принять активное участие в деле строительства новой России. Вызывает интерес утверждение, что именно военно-промышленные комитеты стали платформой для соглашения промышленников и рабочих, тем самым способствуя установлению социального

УДК: 94/99

URL: http://innova-journal.ru/issues/2017-2-7/files/00.pdf

DOI: https://doi.Org/10.21626/innova/2017.2/00

Для корреспонденции:

1 ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

innova-journaL.ru

мира, о котором также говорили земские деятели. Именно привлечение к работе в комитетах представителей рабочих раздражало царское правительство и вызвало противодействие с его стороны деятельности этих общественных организаций. В частности, Московский областной комитет подвергался со стороны московских властей преследованию в виде арестов его членов, разгона собраний, запрета печатных изданий. Тем не менее, Московский областной комитет, в состав района которого входили 16 губерний (в том числе чернозёмные: Воронежская, Курская, Орловская, Тамбовская), смог развернуть деятельность внушительных размеров. За время работы комитетом было распределено заказов на сумму 128 587 000 руб., созданы отделы, бюро и комиссии разного назначения в структуре комитета.

Еще ранее - в марте, Совет съездов представителей промышленности и торговли направил военному министру телеграмму о необходимости возобновления деятельности Особых совещаний по топливу, продовольствию и перевозкам, так как этого требуют «неотложные нужды» промышленности, особенно работающей на оборону. В дальнейшем Совещания возобновили свою деятельность, за исключением особого совещания по продовольственному делу [8].

На состояние торговли, и особенно - хлебной, влияли изменения, происходившие в земельных отношениях. С самого начала революции российское крестьянство ожидало кардинальных преобразований в аграрной сфере, а зачастую и проводило их самостоятельно. «Проекты ликвидации частного землевладения» и запрещение сделок купли-продажи земли вызывали увеличение сдачи земли ее владельцами в аренду крестьянам [1]. В результате наблюдалось постепенное расширение крестьянского землевладения и

землепользования. Весьма способствовали этому также значительно возросшие за годы войны цены на рабочие руки, которые в течение 1917 г продолжали расти, поднявшись по сравнению с 1916 г. на 100-150%. Так, например, стоимость подённой работы, выполняемой мужчинами, по сведениям податного инспектора Рыльского уезда Курской губернии, составила в 1917 г.: весной - 2,5 руб., летом - 3 руб., осенью 4-5 руб. Заметим, что уездный земельный отдел отмечал еще более высокие цены на рабочие руки: от 5 до 10 руб., а во время косьбы и уборки урожая - от 10 до 15 руб. «Издельная» работа оплачивалась следующим образом: обработка 1 дес. озимого поля - 55 руб., ярового - 45 руб., картофеля - 50 руб., свекловицы - 225 руб. В целом, податный инспектор фиксировал «общее неустройство уездной жизни», разруху, которая стала фактом деревенской жизни и была вызвана общим политическим неустройством России, «когда старые учреждения ломались, а новые еще не успели окрепнуть» [1].

Плохой урожай овса - одного из основных видов корма для лошадей - неблагоприятно сказался на состоянии животноводства в 1917 г неудовлетворительное состояние животноводства, в свою очередь, подталкивало низовые организации, с широким присутствием крестьянства, к попыткам регулирования торговли скотом. Так, Угонский волостной временно-исполнительный комитет Льговского уезда Курской губернии в июле разработал порядок купли и продажи скота местными жителями. Каждый, желающий купить скот, должен был получить удостоверение, в котором указывалось, для какой надобности ему необходимо приобретение скота. Лица, желающие продать скот,

обязывались иметь удостоверение с описанием примет и возраста животного и причин продажи его. При совершении торговой сделки ее участники обменивались указанными удостоверениями. Каждое лицо имело право на покупку не более двух голов скота одного вида (причем неизвестно, за какой период времени) [2]. Исполнительные комитеты пытались контролировать торговлю непродовольственными товарами - например, мануфактурными. В июне тот же Угонский комитет установил порядок продажи мануфактурного товара местными торговцами. Все торговцы, производящие продажу мануфактурного товара в Угонской волости, должны были продавать его в розницу с наценкой не более 12% - с тем, чтобы проценты эти покрывали все расходы торговца по закупке и доставке товара. Как поступать, если указанная надбавка не будет покрывать всех затрат, не указывалось [2].

Подобная деятельность низовых властных органов создавала дополнительные, к трудностям военного времени, проблемы для функционирования торгово-промышленного предпринимательства, в силу преобладания в их составе малоимущих групп населения и нежелания их действовать строго на легальной основе.

Не только вновь образованные местные органы власти, но и само население считало возможным поступать в соответствии со своим представлением о допустимом и справедливом поведении.

Министерство торговли и промышленности в своем Представлении Временному правительству о законодательных мерах по обеспечению торговой тайны при проведении обследования торгово-промышленных предприятий, заподозренных в спекуляции, поясняло, что торговые книги, согласно ст. 681 Устава торгового содержат в себе «коммерческую тайну» и могут быть открыты лишь по решению судебных властей, в предусмотренных законом случаях. Эта норма была скорректирована еще в 1916 г, когда Узаконением от 8 сентября, наряду с введением уголовной ответственности торговцев и промышленников за возвышение цен, право ознакомления с торговыми книгами было предоставлено лицам, специально назначенным министром торговли и промышленности для производства обследования торгово-промышленных предприятий [8].

После Февральской революции, в связи с продолжающимся ростом цен на продукты и предметы первой необходимости, население некоторых местностей самовольно, без участия представителей власти, производило обыски торговых заведений, реквизиции и изъятия торговых книг Московский губернский комиссар, столкнувшись с подобными самоуправными действиями, поставил вопрос перед Министерством торговли и промышленности о предоставлении права обследования торговых предприятий, торговых книг и иных документов уездным комиссарам. На основании вышеизложенного, министр, в виде временной меры, предлагал предоставить ему право наделять должностных лиц других ведомств (при отсутствии возражений со стороны их начальства) правом обследования торгово-промышленных предприятий с возложением на них обязанности сохранять торговую тайну. За нарушение последней применять к управомоченным лицам меры ответственности в виде отстранения от должности. В случае намеренного разглашения коммерческой тайны - заключать в тюрьму на срок от 4 месяцев до 1 года и 4 месяцев [8].

Совет съезда горнопромышленников юга России в своем

innova-journaL.ru

заседании 26 апреля постановил ходатайствовать перед губернскими и уездными комиссарами, Министерством торговли и промышленности и Особым совещанием по топливу об устранении препятствий, производимых крестьянами при рубке леса. Нужда горной промышленности юга России определялась приблизительно в 400 тыс. куб. саженей в год, и горнопромышленники требовали принять все меры к обеспечению ее лесом [5]. Проблема состояла в том, что сразу после Февральской революции отдельные сельские общества и группы крестьян стали запрещать лесопромышленникам разработку и вывоз лесных материалов. Затем, практически повсеместно, сначала волостные комитеты, а потом, образованные для проведения аграрной реформы земельные комитеты, фактически нарушали право частной собственности и производили противозаконные действия, внося дезорганизацию в процесс лесной торговли. Это создавало большие проблемы в обеспечении топливом предприятий, в том числе и работающих на оборону [6].

К лету 1917 г социальные конфликты между промышленниками и рабочими, крестьянами и помещиками, нежелание населения подчиняться законным требованиям Правительства только усилились. Уже упоминавшийся Совет съезда горнопромышленников на своем июньском заседании постановил направить телеграфный запрос Временному правительству о том, намерено ли оно «принять какие-либо меры для устранения существующей на местах анархии». А в заседании 7 августа высказался за немедленную отмену постановления Военного министерства о выдаче военнопленным не более 50 копеек из заработной платы и обращении остальных сумм в пользу казны. Мотивировка была следующей: «вследствие полного отсутствия на местах власти, надзора и дисциплины» результатом реализации подобного решения явилось бы полное падение производительности труда военнопленных. Кроме того был поднят вопрос о размещении на предприятиях кавалерийских частей для охраны военнопленных. Представители

горнопромышленников, посетившие министра торговли и промышленности С.Н. Прокоповича, представили ему краткий доклад по вопросу о снижении производительности труда рабочих и обещали составить справку о происходящих на предприятиях эксцессах. Министр также заинтересовался деятельностью местных Советов рабочих депутатов, фабричных и рудничных комитетов и других рабочих организаций и теми средствами, которые затрачивались предприятиями на содержание всех этих организаций [5].

С другой стороны, продолжал действовать важнейший фактор, влиявший на торгово-промышленную деятельность -Первая мировая война. Исходя из требований военного времени, Временное правительство вынуждено было во многом продолжать масштабное государственное регулирование экономики, введенное царским Правительством. Государственные монополии были распространены на новые категории товаров, проводились реквизиции, действовали твердые цены.

Ограничения торговли касались не только

продовольственных товаров. В циркулярном письме министерства торговли и промышленности губернским, областным и городским комиссарам отмечалось, что постановления о нормировке продажных цен на изделия текстильной промышленности, изданные царским Правительством, сохраняют своё действие. Торговцы перестали выполнять предписания о нормировке цен на указанную продукцию, руководствуясь слухами об их отмене. Комиссаров Временного правительства просили срочно опубликовать и тем самым донести до сведения населения информацию о том, что все изданные министерством торговли и промышленности «до изменения государственного строя» обязательные постановления по нормировке продажи разного рода сырья: хлопка, шерсти, льна, кожи и изделий из них остаются в силе [8].

Как видим, представление об отмене действия нормативных актов, принятых до революции, было массовым и распространялось на различные слои населения, которые исходили из данной презумпции тогда, когда это было им выгодно.

Сохранение действия норм, ограничивающих свободу торгово-промышленной деятельности, объяснялось в первую очередь экономической ситуацией, вызванной продолжающейся войной. Например, 7 мая Министерство торговли и промышленности в представлении Временному правительству «Об установлении твердых цен на металлы и изделия из них», исходило из сложившегося положения металлургической промышленности, которое требует принятия экстренных мер для упорядочения торговли металлами и металлическими изделиями. При этом министерство делало отсылку к закону 1916 г, предоставившему министру торговли и промышленности (по согласованию с военным, морским и путей сообщения министрами) устанавливать обязательные для производителей и торговцев высшие предельные цены на указанные товары. А сделки, заключенные по ценам, не сообразующимся с установленными предельными ценами, объявлять недействительными [8].

Таким образом, зачастую неконтролируемое, стихийное вмешательство населения, и прежде всего крестьян, в сложившиеся рыночные отношения, хоть и деформированные ситуацией военного времени, расширением государственной монополии, но не утратившие своих принципиальных основ, повсеместно осложняло торгово-промышленную

деятельность.

У новых органов власти, особенно на местах, не было возможности принудить население к соблюдению законодательных норм, гарантировать защиту прав частным собственникам, пресечь нелегальные действия крестьян и рабочих в силу массовости их проявления.

На состояние торгово-промышленной сферы после Февральской революции оказывала влияние продолжающаяся мировая война: невзирая на смену государственного строя и изменение социально-экономической политики, Временное правительство во многом в экономической сфере вынуждено было действовать в парадигме царского.

Список литературы

1. Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. 143. Оп. 1. Д. 593.
2. ГАКО. Ф. Р-322. Оп. 1 Д. 60.
3. Деятельность Московского областного военно-промышленного комитета и его отделов по 1 апреля 1917 г. М.: Типография Т-ва Рябушинских. 1917.
4. Журналы заседаний обновленного Курского губернского экстренного земского собрания 19-21 апреля 1917 г. Курск: Типография

Курского губернского земства. 1917.

5. Протоколы заседаний Совета съезда горнопромышленников юга России. Харьков: Типография Б. Бенгис. 1917.
6. Сахневич И.В. Торговля в Курской губернии в начале XX века: Дис. ...канд. ист. наук. — Курск, 2001. — 248 с.
7. Сахневич И.В. Правовые основы продовольственной политики Временного правительства // Юридические записки. — 2014. — № 1. — С. 138-143.
8. Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Документы и материалы. Ч. 1. М.-Л.: Из-во Академии наук СССР. 1957. — 692 с.

innova-journaL.ru

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj oblasti (dalee - GAKO). [The State Archives of the Kursk Region (hereinafter - SAKR).] Fund (hereinafter -F) 143. Register (hereinafter - Reg.) 1. Case (hereinafter - C.) 593. [in Russian]
2. GAKO [SAKR]. F. R-322. Reg. 1 C. 60. [in Russian]
3. Dejatel&nost& Moskovskogo oblastnogo voenno-promyshiennogo komiteta i ego otdelov po 1 aprelja 1917 g. [The activities of the Moscow Regional Military-Industrial Committee and its departments on April 1, 1917.] Moscow: Printing House T. Ryabushinskikh. 1917. [in Russian]
4. Zhurnaly zasedanij obnovlennogo Kurskogo gubernskogo jekstrennogo zemskogo sobranija 19-21 aprelja 1917 g. [Journals of the meetings of the renewed Kursk Gubernia Extraordinary Zemstvo Assembly April 19-21, 1917] Kursk: Typography of the Kursk provincial zemstvo. 1917. [in Russian]
5. Protokoly zasedanij Soveta syezda gornopromyshiennikov juga Rossii. [Protocols of the meetings of the Council of the Congress of Miners of the South of Russia] Kharkov: Typography B. Bengis. 1917. [in Russian]
6. Sahnevich I.V. Torgovlja v Kurskoj gubernii v nachale XX veka: Dis. ...kand. ist. nauk. — [Trade in the Kursk province at the beginning of the XX century: Dis. ... Cand. Hist. Sciences.] Kursk, 2001. 248 p. [in Russian]
7. Sahnevich I.V. Pravovye osnovy prodovol&stvennoj politiki Vremennogo pravitel&stva [Legal bases of Provisional Government food policy.] // Juridical essays. 2014. No. 1. P. 138-143. [in Russian]
8. Jekonomicheskoe polozhenie Rossii nakanune Velikoj Oktjabr&skoj socialisticheskoj revoljucii. Dokumenty i materialy. Ch. 1. [The economic situation of Russia on the eve of the Great October Socialist Revolution. Documents and materials. Part 1.] Moscow-Leningrad: From the Academy of Sciences of the USSR. 1957. - 692 p. [in Russian]
Февральская революция Министерство торговли и промышленности Временное правительство твердые цены february revolution ministry of trade and industry provisional government firm prices
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты