Спросить
Войти

Некоторые провокативные практики нормализации армяно-турецких отношений

Автор: указан в статье

Л.С. Кочарян НЕКОТОРЫЕ ПРОВОКАТИВНЫЕ

практики нормализации армяно-турецких отношений

В контексте урегулирования армяно-турецких отношений, для организации диалога инициируются различные программы с участием гражданского общества. В статье рассмотрены взаимоотношения, установленные на деловом уровне, в области СМИ, молодежных организаций. Более позитивное восприятие друг друга обществами двух стран может значительно ускорить процесс нормализации отношений на государственном уровне.

После объявления Арменией независимости в 1991 г. стала актуальной проблема армяно-турецких отношений. Турция признала независимость Армении уже 16 декабря 1991 г., но не пошла на установление дипломатических связей с ней.

Межгосударственные отношения между Арменией и Турцией не нормализованы до сих пор.

После многолетнего относительного затишья в армяно-турецких отношениях в 2008 г. по приглашению своего армянского коллеги Сержа Саргсяна президент Турции Абдулла Гюль впервые посетил Ереван, чтобы присутствовать на футбольном матче между сборными командами двух стран (эти шаги были названы «футбольной дипломатией»). Это был перспективный вклад, направленный на установление диалога между двумя странами. 23 апреля 2009 г. сторонами было объявлено о завершении подготовки «Дорожной карты», которая включала конкретные мероприятия по нормализации двусторонних связей. Уже 10 октября

© Кочарян Л.С., 2014

2009 г. в Цюрихе министрами иностранных дел Армении и Турции были подписаны «Протокол о развитии двусторонних отношений» и «Протокол об установлении дипломатических отношений».

Однако подписанные протоколы не прошли фазу ратификации в национальных парламентах Армении и Турции и «как и на всех предыдущих этапах, и здесь процесс армяно-турецкого примирения столкнулся с хоть и ожидаемыми, но очень сложными препятствиями»1. Турецкая сторона попыталась увязать армяно-турецкий процесс с карабахским урегулированием, хотя Анкара и Ереван согласились на нормализацию отношений без предварительных условий, что и отражено в содержании армяно-турецких протоколов.

Как отмечает российский политолог С. Маркедонов в своей статье «Процесс нормализации армяно-турецких отношений: проблемы, вызовы, перспективы», - «констатируя некий спад в сложной динамике армяно-турецкой нормализации, нельзя говорить о полной остановке всего процесса»2. В этой же статье он отмечает, что «кризис и спад не означают политическую смерть. Идеи нормализации и примирения с соседом уже стали частью внутреннего дискурса и в Армении и в Турции»3.

После закрытия границы и неудач в переговорах на официальном уровне, различные неправительственные организации мобилизовали свои возможности в попытке установления диалога между обществами Турции и Армении. В целях улучшения взаимного диалога представители обеих стран попытались ввести программы по обмену студентами, расширить взаимодействие в культурно-гуманитарной области.

Народная дипломатия является единственным каналом общения двух стран при практическом отсутствии официальных контактов. Она предоставляет возможность рядовым гражданам принять участие в формировании единой стратегии по обнаружению причин и разрешению общих проблем. Так как официальные круги не смогли найти путей урегулирования двухсторонних отношений, альтернативные практики пытаются провоцировать изменение климата на государственном уровне, начало контактов.

Турецко-Армянская комиссия по примирению (TARC -Turkish-Armenian reconcilation commission), которая была основана летом 2001 г. гражданскими лицами с неявным одобрением правительств обеих стран, с участием нескольких бывших дипломатов и ученых с турецкой и армянской стороны, стремящихся способствовать нормализации отношений. Создание TARC было попыткой проведения неформальной дипломатии.

Комиссия начала свою деятельность в составе четырех турецких и шести армянских представителей в Вене. Комиссия, созданная с одобрения правительств Турции и Армении, получила поддержку Государственного департамента США, и американский дипломат Дэвид Филлипс стал ее председателем.

Нацеленная на улучшение отношений между Турцией и Арменией, эта комиссия была основана для исследования проблем, вызывающих конфликт, и формулировки стратегий, которые могут помочь разрешить их. Хотя деятельность комиссии прежде всего была направлена на открытие турецко-армянской границы как решающий шаг для установления дипломатических отношений, споры о геноциде затмили другие вопросы. Турецкая сторона предложила, чтобы историки, архивисты и психологи провели совместное исследование, но армянские представители отклонили предложение, утверждая, что, без сомнения, события 1915 г. были геноцидом и международное сообщество приняло этот факт. Во время одной из встреч члены комиссии приняли решение обратиться в Международный центр переходного правосудия (МЦПП) с просьбой исследовать этот вопрос и вынести решение о том, попадают ли массовые убийства и депортация армян в Османской империи под определение геноцида согласно Конвенции ООН от 9 декабря 1948 г.4

МЦПП опубликовал доклад 4 февраля 2003 г. Согласно этому заключению обратной силы Конвенция по геноциду не имеет с точки зрения международного права, но события 1915 г. подпадают под все определения геноцида и употребление этого термина полностью оправдано. Кроме того, эволюция концепции геноцида в рамках «обычного международного права» создала ситуацию, которая поддерживала претензии армянской стороны. Так, после заключения МЦПП диалог зашел в тупик, поскольку ни одна из сторон не казалась готовой пойти на уступки. Турецкие участники комиссии, посчитавшие, что заключение было юридически неудовлетворительным, вышли из состава ТЛИС.

Армянские СМИ подвергли острой критике ТЛИС. В частности указывалось, что внешне налаживая армяно-турецкие отношения, эта комиссия на самом стала препятствием для признания геноцида армян международным сообществом. Один из ее турецких членов заявил в Баку, что «основная задача комиссии - помешать тому, чтобы вопрос о геноциде армян постоянно присутствовал в повестке дня западных стран»5.

В результате этих событий Турецко-Армянская комиссия по примирению объявила о своем роспуске 14 апреля 2004 г. в Москве

и дала некоторые рекомендации турецкому и армянскому правительствам, включая открытие границы. Комиссия сделала важный шаг, стремясь примирить турок и армян и урегулировать проблемы, но была вынуждена прекратить свою деятельность до достижения конкретных целей.

Как отметил бывший председатель TARC Дэвид Филлипс, «комиссия создала возможность для того, чтобы официальные лица Армении и Турции начали общаться друг с другом. Тогда впервые между армянами и турками вокруг самых сложных вопросов начался скоординированный и организованный диалог. Фактически был сломан лед и ликвидировано табу»6.

В областях, наиболее пострадавших от закрытой границы, местные власти и бизнесмены предпринимают попытки изменить сложившуюся ситуацию и пытаются влиять на решение государственной политики в открытии границы.

В 1997 г. на саммите Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), состоявшейся в Стамбуле, на повестке дня были экономические отношения между Турцией и Арменией. Некоторые представители делового мира, большинство из которых были из сектора транспорта и логистики, предложили создать армяно-турецкий деловой комитет. Таким образом, 3 мая 1997 г. был создан Турецко-Армянский комитет по развитию бизнеса (TABDC) в целях улучшения сотрудничества между турецкими и армянскими деловыми кругами, а также улучшения отношений между двумя странами7. В связи с отсутствием дипломатических отношений между двумя странами было невозможно интегрировать TABDC в Совет по внешнеэкономическим связям Турции. Комитет начал свою деятельность без получения официального статуса. TABDC направила свою деятельность на повышение объема торговли, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между двумя странами и закрытые границы, и теперь осуществляет проекты по улучшению взаимного восприятия в двух странах.

В рамках проектов, направленных на улучшение отношений, были организованы культурные мероприятия в Турции и Армении. При содействии Турецко-Армянского комитета был предпринят важный шаг по подписанию протокола между Ближневосточным техническим университетом (далее БТУ) и Ереванским государственным университетом (ЕГУ). Этот протокол инициировал обмен студентами между двумя университетами, а БТУ принял группу армянских студентов из Еревана. Университет Анкары также подписал аналогичный протокол8. Тем не менее нельзя сказать,

является ли значимым результат, достигнутый благодаря этим попыткам академического сотрудничества.

Еще один проект, инициированный TABDC - это реконструкция церкви Ахтамар на озере Ван. Реконструкция была осуществлена благодаря вкладу турецкого Министерства культуры и туризма, а церковь была открыта в качестве музея 29 марта 2007 г. Этот шаг был рассмотрен как знак доброй воли и показывал намерения Турции улучшить отношения с Арменией.

Другой гражданской инициативой, направленной на улучшение регионального сотрудничества, является некоммерческая организация Kültür Anadolu AS (Анатолийская культура). В сотрудничестве с Kars Art Center (Арт-центр Карс), который был создан в феврале 2005 г., Anadolu Kültür провела совместные культурные и художественные мероприятия с участием организаций из кавказских государств. Мероприятия, в частности, были направлены на укрепление отношений между двумя странами через совместную деятельность с Арменией. Были организованы мероприятия и в области музыки, кино и фотографии в сотрудничестве с художниками из Армении. При содействии Anadolu Kültür фотографы из Стамбула сфотографировали Ереван и наоборот. Таким образом, первая совместная деятельность в области искусства, под названием «Мерхабарев», была организована в ноябре 2006 г.

Турецкой областью, которая больше всего страдает в экономическом плане по причине закрытой границы между Турцией и Арменией, является Северо-Восточная Анатолия. По словам местных деловых кругов, после потери своей роли в качестве ворот Турции на Кавказ, этот регион также потерял возможность развиваться экономически. Обеспокоенный этой неблагоприятной ситуацией, местные власти пытались убедить правительство открыть границу, делая упор на экономические преимущества, которыми оно обеспечит.

Можно утверждать, что такие попытки, предпринятые на местном уровне до сих пор, имели определенное влияние на разрешение ситуации. Тем не менее в то время как усилия гражданского общества улучшают диалог между обществами, их недостаточно, чтобы решить сложные проблемы. Однако мы должны признать, что, когда внешняя политика заходит в тупик, инициативы, сделанные гражданским обществом и другими группами воздействия, имеют очень важное значение.

Некоторые организации участвовали в процессе нормализации армяно-турецких отношений в течение многих лет и сыграли важную роль для сближения обществ, содействия средств массовой

информации, культурного диалога, а также в поддержке усилий народной дипломатии между Арменией и Турцией.

При поддержке миссии Агентства США по международному развитию (АМР США) (United States Agency for International Development, USAID) в Ереване консорциум армянских и турецких организаций реализовал несколько программ, наиболее важными из которых являются: «Армяно-турецкий диалог и сотрудничество», «Содействие улучшению отношений Армения - Турция», в которых с армянской стороны участвуют Евразийский фонд сотрудничества (Eurasia Partnership Foundation - EPF), Союз промышленников и предпринимателей Армении, Ереванский пресс-клуб, Международный центр по гуманитарному развитию (International Center for Human Development).

C турецкой стороны принимает участие целый ряд общественных, культурных и неправительственных организаций -Anadolu Kültür, Турецко-Армянский комитет по развитию бизнеса (TABDC), Global Political Trends (GPoT) Center, Toplum Gonüllüleri Vakfi (TOG), GAYA Research Institute, Турецкий фонд социально-экономических исследований (TESEV), Фонд исследований экономической политики Турции (TEPAV)9.

Цель данных проектов заключалась в поддержке армяно-турецких отношений за счет развития новых партнерских отношений в сфере бизнеса и региональных профессиональных связей, содействии гражданского общества дальнейшей нормализации армяно-турецких отношений, а также в создании благоприятных условий для межгосударственного диалога и взаимодействия.

В сентябре 2007 г. Евразийский фонд сотрудничества поддержал некоторые организации гражданского общества и представителей средств массовой информации в установлении партнерских отношений с турецкими коллегами и совместное осуществление двусторонней деятельности. Эти партнерские проекты поддерживали программы культурного и молодежного обмена, а также двусторонние медиапроекты.

В рамках проекта Support for Cross-Border Initiatives Армяно-турецкий молодежный клуб осуществил ряд совместно управляемых веб-ресурсов, включая интернет-форум, где представлены новейшие региональные новости, а также ежеквартальный онлайн журнал «Club Zone». Партнеры также организовали серию совместных семинаров и круглых столов для молодежи. Этот проект направлен на содействие диалогу между армянской и турецкой молодежью10.

Также были организованы различные программы в области музыки, искусств, СМИ, книгопечатания и т. д.

Работая одновременно с представителями населения, общественными организациями, получив посредничество лидеров других государств или представителей СМИ, можно достичь определенных положительных результатов.

Такая деятельность не только необходима, но может быть очень эффективной для стран, между которыми отсутствуют дипломатические отношения, и может создать благоприятную среду для будущей нормализации этих отношений.

В случае с Турцией и Арменией две различные версии истории препятствуют примирению. Между Турцией и Арменией нет экономических отношений и ограничено культурное взаимодействие. Общества двух стран не могут извлечь выгоду из последствий экономического сотрудничества.

Одним из важнейших результатов нормализации армяно-турецких отношений может стать более позитивное восприятие друг друга гражданами обеих стран.

Примечания

Искандарян А., Минасян С. Прагматичность политики сквозь реалии исторических ограничений: анализируя армяно-турецкий процесс. Ереван: Ин-т Кавказа, 2010. С. 14.

Маркедонов С. Процесс нормализации армяно-турецких отношений: проблемы, вызовы, перспективы. // Вестник РГГУ. Сер. «Международные отношения. Регионоведение». 2012. № 7 (87) С. 254. Там же. С. 255.

См.: Демоян Г. Турция и Карабахский конфликт в конце XX - начале XXI в.: Историко-сравнительный анализ. Ереван: Авторское издание, 2006. С. 84. Там же. С. 83

В Ереване презентован перевод книги американского дипломата об истории армяно-турецких отношений [Электронный ресурс]. Сайт газеты «Еркрамас». [Краснодар, 1996]. URL: http://www.yerkramas.org/2010/02/05/v-erevane-prezentovan-perevod-knigi-amerikanskogo-diplomata-ob-istorii-armyano-tureckix-otnoshenij-video/ (дата обращения 20.08.2013).

Турецко-Армянский комитет по развитию бизнеса [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Турецко-Армянского комитета по развитию бизнеса». URL: http://www.tabdc.org/ (дата обращения: 20.08.2013). См.: Kaan Soyak makes presentation in Chicago [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Турецко-Армянского комитета по развитию бизнеса». URL: http://www.tabdc.org/kaan-soyak-makes-presentation-in-chicago/ (дата обращения: 20.08.2013).

2
3
4
5
6
7
9 См.: Турцию и Армению ведут к брачному союзу [Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru/article/2013/04/10/ta/ (дата обращения: 20.08.2013).
10 См.: Support for Cross-Border Initiatives [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Евразийского фонда сотрудничества». URL: http//www.epfound.am/ english/accomplished/armenia-turkey-cross-border-dialogue-and-cooperation/ support-for-cross-border-initiatives.html (дата обращения: 20.08.2013).
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ПРОТОКОЛЫ armenian-turkish protocols НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ normalization of relations ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО civil society НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ non-governmental organizations (ngos) ДИАЛОГ dialogue
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты