Спросить
Войти

Татарские родословные (шеджере)

Автор: указан в статье

УДК 929.522

ТАТАРСКИЕ РОДОСЛОВНЫЕ (ШЕДЖЕРЕ)

М.И. Ахметзянов

(Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан)

Целью статьи является исследование связи между современной татарской публицистикой и средневековыми письменными памятниками Золотой Орды, Крыма и Казанского ханства.

Средневековые татарские письменные памятники обладают особенностями многих видов жанров современных письменных документов, так как они по-своему содержанию синкретичны. В данном случае в статье ставится задача подчеркнуть сходство этих памятников с современными документами публицистического содержания.

В результате исследования выявлено, что средневековые по происхождению татарские официальные ярлыки, грамоты и письма являются предшественниками современных государственных писем, договоров. Разница лишь в том, что они отражают больше официальную государственную идеологию, а современная татарская публицистика больше отражает реакцию общественности на новости в жизни общества.

Тюрко-татары в своей долгой истории пользовались рунической, уйгурской, монгольской, арабской, армянской, латинской письменностью, сейчас пользуются кириллицой.

С XVII века татарские фамильные родословные стали служить своего рода паспортами для служилого сословия, перешедшего на службу московским царям. На основе тех родословных утверждались их сословные положения в российском обществе (в 1654, 1686 гг. и т.д.) [1, с. 8-9].

Интерес к татарским родословным в XVIII-XIX веках проявляли П.Рычков, Х.Френ, Н.Березин, В.В.Вельяминов-Зернов, П.И.Небольсин, С.М.Шпилевский, Н.Катанов, В.В.Радлов [10, с. 181-182; 3; 4, с. 414-415; 8, 198 с.; 11, с. 585; 6, с. 28] и др.

В рукописных книгах переписчики очень часто записывали и образцы своих родословных, невзирая на объем материала. В связи возникновением татарского книгопечатания в Казани возникли и возможности публикаций текстов родословных. Все же насколько нам известно, первая татарская родословная из книги «Дафтари Чингиз-наме» была опубликована Х.Френом в 1816 г. в г. Вене с комментариями на латинском языке [21, 8. 205-216].

Татарский просветитель И.Хальфин издал рукописный памятник XVII в. «Дафтари Чингизнаме» в 1819 г. в Казани, с комментариями и словарем для архаических слов. Книга служила учебным пособием для изучающих татарский язык в Казанском университете. Родословные, опубликованные в данной книге в большинстве своем являются образцами татарских генеалогий, уходящими корнями в легендарный период.

Известные просветители Каюм Насыри и Хусаин Амирхан в свое время занимались сбором списков татарских генеалогий, часть которых дошел до наших дней в рукописях, часть было опубликовано в книги Х. Амирхана в 1883 г. в Казани [12]. В его работе имеются фрагменты древних родословных XV-XVIII вв. Однако они в качестве исторических источников неполноценны.

В последней трети XIX века сбором и изучением текстов древних татарских родословных занимался видный татарский историк Ш. Марджани (1818-1889). Им было собрано большая коллекция татарских родословных из многих окраин проживания татар. К сожалению, лишь немногая часть этих рукописных списков сохранилась до наших дней. Однако, большинство собранных Ш. Марджани списков татарских шеджере использованы в его двухтомном труде на татарском языке, изданных в Казани 1897, 1900 гг. Первый опыт перевода этого исторического научного ценного труда был осуществлен 2005 г. [7].

В последние годы XIX века известный татарский ученый Риза-эддин бине Фахретдин также начинает деятельность в области сбора татарских рукописных родословных. Он их использовал в качестве источников в своей энциклопедической книги «Асар» в четырех томах. Конечно, такая форма публикации не представляет читателю всю ценность источника. Однако у Р.Фахретдина сохранился его архив из личных бумаг в Петербурге (среди бумаг тюрколога А.Н. Самойловича). В данной коллекции принадлежащему этому ученому накоплено около двухсот татарских родословных. Большинство которых присланы ему в виде копий, сделанных в XIX веке. Среди которых есть и копии, сделанные в XVIII в. Ризаэддин бине Фахретдин сам при жизни составил сборник из 47 текстов, из которых 46 принадлежали татарским родословным, один отмечен, что башкирский текст. Адресаты ученого писали при посылке ему свои копии даты, составления своих подлинников. Вопрос даты составленного подлинника, от которого снималась копия, отмечалась ими в сопроводительных письмах. Судя по данным таких писем, мы пришли к заключению, что ученый получал копии в основном из подлинников датированных в XIX в. Среди копии есть только один текст в котором сообщается, что подлинник имел дату 1797 г. [14, б. 180].

Наши поиски археографического характера проведенные в форме полевых экспедиций дополнили представления о списках татарских родословных документов.

Обнаруженные списки рукописей родословных XVIII века составлялись на небольших листах среднего книжного формата, размером 16х20 см. И некоторые родословные тексты написанные в XVIII веке помещены на листах рукописных киг, кстати данная традиция сохраняется и в XIX в. Однако родословные XIX века начали писать уже в амбарных журналах.

При сравнении текстов татарских родословных XVIII и XIX веков мы пришли к следующим выводам.

1. Объем родословных текстов XVIII века невелики.
2. В XIX веке объемы текстов значительно увеличились.

Ознакомление с подлинными текстами татарских родословных

обнаруженных во время археографических поисков дополнили наши представления о развитии исследуемого документа по форме и содержанию.

Фамильные татарские родословные тексты XVIII века записывались на листах рукописных книг средних размеров (16,5х20 см). В начале XIX века появляется родословные написанные на листах размером примерно 25х35 см. Где даются уже более полные комментарии и легенды. Большинство текстов шеджере в списках XVIII века имеют краткие исторические примечания.

Дополнения к родословным таблицам в списках XIX века свидетельствуют о том, что они передавались из поколения в поколение устным образом.

Историческими справками изобилуют лишь родословные Кара бека и потомков Идегея (в родословных: Идэгэ бий). Фамилии мурз в родословных частенько сопровождаются краткими примечаниями до конца XIX века.

Некоторые родословные обычно при основном предке содержат краткое историческое примечание, которое имеет важное значение для всей фамилии. Например, при основном предке фамильном родословии в одном варианте имелось следующее примечание: «Сын Буркут бия Таргай би прибыл из Крыма» [17, б. 199]. Наличие среди предков знатных имен, позволяет относительно правильно определить хронологию и место происхождения рода. Здесь непременно раскрывается связь фамилии Буркут бия с Кара беком, жившем в конце XIV в.

Наличие при антропонимах таких титулов, как «хан», «бек», «мурза», «тархан» и т.д. и упоминание названия «Казань», «ярлык» также облегчает раскрывать историческую ценность документа.

Например, если в родословном списке указывается на связь с конкретным историческим местом, этот факт позволяет связь и еще более конкретизировать место проживания и даже в комплексе региональных источников определить основную родину происхождения фамилии.

Например, в родословной Кара(х)ужа легенда сообщает, что их самый дальний предок Кара би жил возле Казани в Караваево. В дальнейшем потомки Кара бия - Чура би и Чура батыр также согласно легенде связаны с ханской Казанью и что на рубеже XIV-XV веков прибыли из Крыма в Казань [16, б. 109].

В фамилии родословной «Див Манкуф»а даже антропоним основателя фамилии указывает на крымское происхождение. Имя Див относится к семьи крымских ханов [5, б. 261]. В Благоварском и Чекмагушском районах РБ сохранились татарские мурзы и князья -Дивеевы, выходцы из Крыма [5, б. 261].

Связь с Крымом татар Поволжья в прошлых веках была регулярной. Например, если первая волна появления татар из Крыма зафиксирована с конца XIV века, то второй наплыв было во время оседания на Средней Волге хана Улуг Мухаммада. Все это подтверждается многочисленными родословными.

Ко времени правления в Казани Мухаммед Амина на Горной стороне появляется выходец из Крыма Асылхожа тархан Мизяков. Из рода которого вышли просветитель Каюм Насыри, Хабира Насы-рия, Ризаэтдина Фахретдинова, первый нефтепромышленник в России Надир Уразметов, академик Миркасым Усманов и др. Представителями этого рода основаны селения Зямаки, Илеково, Б.Карамали, Ст.Салманова, Новые Надирово, Кирлигач, Сугушла и другие. В родословии Асылхожи Тарханова прямо сообщается о выходе его рода из Крыма [15, б. 120-122].

Также часть татарских шеджере связывает оснвоателя своего рода с выходцами из Ногайской Орды, с ногайскими татарами. Называя своих предков как наши ногайские предки, при этом перенося название ногай на всех татар, скорее всего следуя среднеазиатской традиции, когда всех татар называли ногайцами. Также "ногайские" родословные дают представления и о тюрко-татарских племенах. Например племя Мингнар (Мангыты), Гираеты, Табынцы, Гарайцы, Кун-гратцы, Тамъйанцы, Бадраки, Кыргызы, Катайцы и др. [14, б. 29-75, 91-175; 13, б. 65-172; 16, б. 182-205 и т.д.].

По мере развала Ногайской Орды в XVII веке часть ногайцев растворилась среди татар Волжско-Уральского региона [14, б. 343; 13, б. 351]. О значительной роли в этической истории сибирских татар племен ногайцев и кара кипчаков рассказывают также родословные сибирских татар [17, б. 304].

Также интересны родословные, которые отчетливо связывают своих предков с так называемой Сергачской группой татар (татары бывшего золотоордынского Наручадского улуса или улуса Мокши), переселившиеся в Казанский юрт XVI-XVIII вв. Сергачские татары после падения Казанского ханства пережили выселения из своих родных земель. Они были служилыми людьми, в основном именно они и составляли гурппу, известную как служилые татары. Согласно генеалогическим материалам они сперва были переселены на границу с Ногайской Ордой в частности вокруг крепостей Алатыря и Темникова, в дальнейшем, они освоили уже районы Симбирского уезда, Закамья.

В Касимовское ханство татары собирались из разных юртов, прежде всего там было много казанских и большеордынских татар. В некоторых их родословных отмечены также выходцы из Хорезма и Крыма [17, б. 314-315].

В XVII-XVIII веках татары Касимовского ханства пережили принудительное крещение, например были крещены князья Максудовы [17, б. 308-313], Юсуповы, Урусовы [2, с. 173-174].

В XVIII веке многие татарские фамилии покинули земли Касимовского ханства, поселились на землях Казанского уезда. Например татарские мирзы Сююндуковы, Макуловы, Алишевы, Енайдаровы, Кармышевы, Бурнашевы, Мустафины, Сюкиевы, Еникеевы, Буда-леевы, Богдановы, Биккуловы, Чапкуновы, Бурнаевы, Ишмаковы и мн. другие в XVII веке оказались на землях бывшего Казанского ханства [2, с. 6-77].

К сожалению, данные татарских родословных исследователями пока мало привлекаются. Однако, при грамотном и осторожном их использовании вполне возможно вычленить достаточно интересные факты по тюрко-татарской истории XIII-XIX веков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере. Казань: Татар. кн. изд-во, 1991. С. 8-9.
2. Ахметзянов М.И., Шарифуллина Ф.Л. Касимовские татары. Казань: Изд-во «Магариф», 2010. С. 6-77, 173-174.
3. БерезинИ.Н. Булгар на Волге. Казань, 1853.
4. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Часть вторая. СПб., 1864. С. 414-415.
5. Габдуллин И.Р. Дивеевлар // Татар энциклопедиясе. 2. Г-И. Казань: Институт татарской Энциклопедии, 2010. 261 р.
6. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири (по рукописям Тобольского губернского музея). Тобольск, 1905. С. 28.
7. Марджани Шихабутдин. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара. Ч. 1. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2005. 255 с.
8. Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. Б.м., б.г. 198 с.
9. Паркер Э.Х. Тысяча лет из истории татар. Казань: Идел-Пресс, Слово, 2003. С. 11.
10. Рынков П.И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. Уфа, 2001. С. 181-182.
11. Шпилевский C.M. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1S77. 5S5 с.
12. dMupxaH Хвсэен. Тэварихе Болгарийэ. Казан: Типография Вячеслава, 1SS3. ss б.
13. dxMam^aHoe M.И. Нугай Урдасы: татар халкыныц тарихи мирасы. Икенче китап. Казан: Тат. кит. нэшр., 2009. Б. б5-172, 351.
14. dxMam^aHoe M..И. Нугай Урдасы: татар халкыныц тарихи мирасы. Казан: Мэгариф, 2002. Б. 29-75, 91-175, 1S0, 343.
15. dxMam^aHoe M..И. Татар шэжэрэлэре (Беренче кисэк). Казан: Татар. кит. нэшр., 1995. Б. 120-122.
16. QxMsm^aHoe M..И. Татар шэжэрэлэре. 1 том. Казан, 2011. Б. 1S2205.
17. dxMam^aHoe M..И. Татар шэжэрэлэре. 1 том. Казан: Татар. кит. нэшр., 2012. Б. 109, 290-304, 30S-315, 407.
1S. Hacbiüpu Г.-К. Шэжэрэ-и Рэззакыйа. Казан: Типография Перова, ^1. 1 лист.
19. Насыйри Г.-К. Шэжэрэ-и Хосния. Казан: Типография Перова, ^1. 1 лист.
20. Чингиз хан вэ Аксак Тимер вэ тэварихлэрэ махсус бэгъзе кыйсым кыйтгалар зэмин вэ телемизлэр мэслихэт вчYн жэмигъ лвгатьлэрене хоруф hижa Yзрэ тэртиб эйлэЙYб. Казан, Ш9. 91+71 бит.
21. Fraehn C.M. Biilariae urlis orig atgue jata Fatarlice ef latine // Fundgruben des Orients. V b., Wien, Шб, pp. 205-21б.

Сведения об авторе: Марсель Ибрагимович Ахметзянов - главный научный сотрудник отдела рукописей, научного и архивного фонда Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, доктор филологических наук (420014, Кремль, выставочный зал«Манеж», Казань, Российская Федерация); zolotayaorda.centr@mail.ru

THE TATAR GENEALOGIES (SHEDZHERES)

M.I. Akhmetzyanov

(G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan)

The article is aimed at studying the relationship between the modern Tatar publicistic and medieval written monuments of the Golden Horde, Crimea, and Kazan Khanate.

Since the medieval Tatar written monuments are syncretic in content, they have the features of many types of genres of contemporary written document. In this case, the article sets the task to emphasize the similarity of these monuments with modern documents with publicistic content.

As a result of research the author found that the medieval Tatar official yarlyks, charters and letters are the precursors of contemporary governmental

letters and agreements. The only difference is that they are likely to reflect the official State ideology, whereas the modern Tatar publicistics reflect the public reaction to the news in the life of society.

REFERENCES

1. Akhmetzyanov M. Tatarskie shedzhere [The Tatar Shedzheres]. Kazan, Tatarskoe knizhnoe Publ., 1991, pp. 8-9.
2. Akhmetzyanov M.I., Sharifullina F.L. Kasimovskie tatary [The Kasimov Tatars]. Kazan, Magarif Publ., 2010, pp. 6-77, 173-174.
3. Berezin N. Bulgar na Volge [Bolghar on the Volga]. Kazan, 1853.
4. Vel&yaminov-Zernov V.V. Issledovanie o Kasimovskikh tsaryakh i tsa-revichakh [A Study on the Kasimov Tsars and Princes]. Chast& vtoraya. St. Petersburg, 1864, pp. 414-415.
5. Gabdullin I.R. Diveevlar. Tatar entsiklopediyase [The Tatar Encyclopedia]. 2. G-I. Kazan, Institut tatarskoy Entsiklopedii, 2010. 261 p.
6. Katanov N.F. O religioznykh voynakh uchenikov sheykha Bagauddina protiv inorodtsev Zapadnoy Sibiri (po rukopisyam Tobol&skogo gubernskogo muzeya) [On the Religious Wars of the Disciples of Sheikh Bagauddin against the Foreigners of Western Siberia (according to manuscripts of the Tobolsk provincial museum)]. Tobol&sk, 1905. 28 p.
7. Mardzhani Shikhabutdin. Izvlechenie vestey o sostoyanii Kazani i Bulgara [Excerpt from the Reports on the State of Kazan and Bolghar]. Part. 1. Kazan, Fen Publ., 2005. 255 p.
8. Nebol&sin P.I. Ocherki Volzhskogo nizov&ya [Essays on the Volga Lower Reaches]. B.m., b.g. 198 p.
9. Parker E.Kh. Tysyacha let iz istorii tatar [A Thousand Years from the History of Tatars]. Kazan, Idel-Press, Slovo, 2003, p. 11.
10. Rychkov P.I. Istoriya Orenburgskaya po uchrezhdenii Orenburgskoy gubernii [The Orenburg History after the Establishment of the Orenburg Province]. Ufa, 2001, pp. 181-182.
11. Shpilevskiy S.M. Drevnie goroda i drugie bulgaro-tatarskie pamyatniki v Kazanskoy gubernii [Ancient Cities and Other Bulgaro-Tatar Monuments in the Kazan Province]. Kazan, 1877. 585 p.
12. Omirkhan Khesaen. Tavarikhe Bolgariya [The history of Bulgaria]. Kazan, Tipografiya Vyacheslava, 1883. 88 p.
13. Okhmat^anov M.I. Nugay Urdasy: tatar khalkynyц tarikhi mirasy [Nogai Horde: the historical heritage of Tatars]. Ikenche kitap. Kazan, Tatar. kit. nashr., 2009, pp. 65-172, 351.
14. Okhmat^anov M.I. Nugay Urdasy: tatar khalkynyц tarikhi mirasy [Nogai Horde: the historical heritage of Tatars]. Kazan, Magarif, 2002, pp. 2975, 91-175, 180, 343.
15. Okhmat^anov M.I. Tatar sha^aralare (Berenche kisak) [Genealogy of Tatars. First part]. Kazan, Tatar. kit. nashr., 1995, pp. 120-122.
16. Okhmat^anov M.I. Tatar sha^aralare [Genealogy of Tatars]. Vol. 1. Kazan, 2011, pp. 182-205.

AxMeT3HH0B M.H. TaTapcKue pogoc^OBHbie (meg^epe)

135
17. Okhmat^anov M.I. Tatar shs^srslsre [Genealogy of Tatars]. Vol. 1. Kazan, Tatar. kit. nashr., 2012, pp. 109, 290-304, 308-315, 407.
18. Nasyyri G.-K. Shs^srs-i Rszzakyya [Genealogy of Razzakiya]. Kazan, Tipografiya Perova, 1881. 1 list.
19. Nasyyri G.-K. Shs^srs-i Khosniya [Genealogy of Khosniya]. Kazan, Tipografiya Perova, 1881. 1 list.
20. Chingiz khan vs Aksak Timer vs tsvarikhlsrs makhsus bsg"ze kyysym kyytgalar zsmin vs telemizlsr msslikhst echyn ^smig" legat&lsrene khoruf hi^a Yzrs tsrtib sylsyYb. Kazan, 1819. 91+71 bit.
21. Fraehn C.M. Biilariae urlis orig atgue jata Fatarlice ef latine. Fundgruben des Orients. V b., Wien, 1816, pp. 205-216.

About the author: Marsel Ibragimovic Akhmetzyanov - Leading Research Fellow at the Department of Manuscripts, Research and Archival Fund, G. Ibra-gimov Institute of Language, Literature and Art, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Dr. Sci. (Philology) (420014, Kremlin, exhibition hall "Manezh", Kazan, Russian Federation); zolotayaorda.centr@mail.ru

ЗОЛОТАЯ ОРДА golden horde КРЫМ crimea КАЗАНЬ kazan ТАРХАНЫ ХАНЫ khans МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты