Спросить
Войти

Новонайденное древнерусское кириллическое граффито из Франции

Автор: указан в статье

Т. В. Рождественская

НОВОНАЙДЕННОЕ ДРЕВНЕРУССКОЕ КИРИЛЛИЧЕСКОЕ ГРАФФИТО ИЗ ФРАНЦИИ

Паломничество в Древней Руси к христианским святыням, прежде всего в Святую землю, в Иерусалим, засвидетельствовано, как известно, многими письменными источниками, как прямыми, так и косвенными, из которых наиболее подробным является «Хождение игумена Даниила» XII в. (Назаренко 2009). В последнее десятилетие новые сведения об этих путешествиях предоставила эпиграфика. Так, на колоннах галереи Софии Константинопольской обнаружено ок. 70 граффити XII-XV вв., что свидетельствует о том, что и после завоевания Константинополя турками паломники из Руси посещали собор св. Софии и оставляли там свои автографы (Артамонов, Гиппиус 2012; Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012). Несколько древнерусских граффити было открыто и в Вифлееме (Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2013). В 2014 г. древнерусская кириллическая надпись была обнаружена во Франции, на стене церкви аббатства Сен-Жиль (Прованс), датирующаяся XII в. Она представляет собой обычную молитвенную надпись «Господи, помоги рабу своему Семке Нинославичу» и, по предположению издателей, оставлена русским паломником, отправлявшимся, судя по месту находки, скорее всего, не в Иерусалим, а на запад, в Сантьяго-де-Компостела, к мощам св. Иакова (Брюн, Хартманн-Фирних, Ингран-Варенн, Михеев 2014). В 2015 г. это направление путей паломников из Руси подтвердилось новой находкой в западной части Франции в г. Понсе бывшей провинции Сентонж, стоящем на самом западном пути в Сантьяго-де-Компостела (via Turonensis)1. Надпись расположена на стене приходской церкви Сен-Вивьен, памятника середины XII в.., в основании северного торца первоначального фасада церкви. В ней сообщается, что некий Иван Завидович сделал эту надпись, как, вероятно, и орнаментальное изображение проросшего креста на соседнем

1 Фотография надписи была обнаружена А. М. Гординым (Гос. Эрмитаж) на одном из французских любительских сайтов, а затем зафиксирована in situ: Гордин А. М., Рождественская Т. В. «Идя ко святому Иакову» древнерусское граффито XII в. в Аквитании ( в печати).
908

Т. В. Рождественская

квадре кладки, «идя к св. Иакову». Палеографическая датировка надписи - конец XII - рубеж XII-XIII вв. Имя отца Ивана «Завид» известно как в восточнославянском, так и южнославянском ареале. В древнерусской среде по данным берестяных грамот и летописей оно было популярно среди новгородского боярства. С Новгородом же связано и наибольшее число косвенных свидетельств проникновения на Русь западного культа апостола Иакова Зеведеева. Хорошо сохранившаяся кириллическая надпись является прямым документальным доказательством факта хождения древнерусских паломников к мощам святого Иакова в Галисию, о чем ранее можно было лишь предполагать на основании археологических артефактов (Мусин 2009).

Библиография

Artamonov, Ju. A., Gippius, A. A. 2012: Drevnerusskie nadpisi Sophii Konstantinopol&skoi [The Old Russian inscriptions from St.-Sophia in Constantinopol&]. In: K. V. Nikiforov (ed.). Slav&anskij al&manakh 2011 [Slavic almanac], Moskva [Moscow], 2012, 41-52. Артамонов, Ю. А., Гиппиус А. А. 2012: Древнерусские надписи Софии Константинопольской. В сб.: К. В. Никифоров (отв. ред.). Славянский альманах 2011. Москва, 41-52. Artamonov, Ju. A., Gippius, A. A., Zaytsev I. V. 2012: Drevnerusskie nadpisi-graffiti Konstantinopol&skoj Sophii: Predvaritel&nye itogi issledovanija [The Old Russian inscriptions-graffiti from St.-Sophia in Constantinopol&]. In: 1150 let Rossijskoi gosudarstvennosti I kul&tury: Materialy k Obshchemu sobraniju Rossijskoj akademii nauk, posv&ashchennogo Godu rossijskoj istorii (Moskva, 18 dekabr&a 2012 g.) [1150 years of Russian statehood and culture: Materials to the General Meeting of the Russian Academy of Sciences dedicated to the Year of Russian History (Moscow, 18 December 2012), Moskva [Moscow], 2012, 282-292. Артамонов Ю. А., Гиппиус А. А., Зайцев И. В., 2012: Древнерусские надписи-граффити Константинопольской Софии: Предварительные итоги исследования". В сб.: В. Б. Перхавко, сост., 1150 лет Российской государственности и культуры: Материалы к Общему собранию Российской академии наук, посвященного Году российской истории (Москва, 18 декабря 2012 г.). Москва, 2012, 282-292. Artamonov, Ju. A., Gippius, A. A., Zaytsev I. V. 2013: "I s otcom, I s mater&ju, I so vseju bratieju...": Dva drevnerusskikh graffito iz baziliki Rozhdestva Khristova v Vifleeme ["With farther and mother and all of brothers.": Two Old Russian graffiti in the Church of the Nativity in Bethlehem]. In: Drevn&aja Rus&. Voprosy medievistiki [The Old Rus&. Issues of medieval studies], 2 (52), 8691.

Новонайденное древнерусское кириллическое граффито.

909

Артамонов, Ю. А., Гиппиус, А. А., Зайцев, И. В., "И с отцом, и с матерью, и со всею братьею...».: Два древнерусских граффито из базилики Рождества Христова в Вифлееме. В сб.: Древняя Русь: Вопросы медиевистики, 2 (52), 86-91. Brun, A.-S., Hartmann-Virnich, A., Ingrand-Varenne, E., Mikheev S. M., 2014: Old Russian Graffito Inscription in the Abbey of Saint-Gilles, South of France", Slovène, Vol. 3, № 2, 110-129. Musin, A. E. 2009: Palomnichestvo v Drevnej Rusi: istoricheskie koncepcii I arkheologicheskie realii [Pilgrimage in the Old Rus&: historical conceptions and the archaeological realities], in: Bel&aev, L. A. ed.: Archeologica Abrahamica: Issledovanija v oblasti arkheologii I hudozhestvennoj tradicii iudaizma, hristianstva i islama [Researches in the field of archeology and art traditions of Judaism,Christianity and Islam], Moskva [Moscow], 231-272. Мусин, А. Е. 2009: Паломничество в Древней Руси: исторические концепции и археологические реалии. В сб.: Л. А. Беляев, ред.-сост., Archeologica Abrahamica: Исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама, Москва [Moscow], 2009, 231-272. Nazarenko, A. V. 1999: Rus& i Sv&ataja Zeml&a v epokhu krestovykh pokhodov [Rus& and Holy Land during the Crusades], in: Bogo-slovskie trudy. Jubilejnyi sbornik № 35. K 150-letiju Russkoj dukhovnoj Missii v Ierusalime [Theological Works. Anniversary Collection number 35. By the 150th anniversary of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem (1847-1997). Moskva [Moscow], 179-196.

Назаренко, А.В. 1999: Русь и Святая Земля в эпоху крестовых походов. В сб.: Богословские труды. Юбилейный сборник № 35. К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (18471997). Москва, 179-196.

Tatiana Vs. Rozhdestvenskaia. A new Old Russian Cyrillic graffito in France

In 2015 in Pons, in the former province of Saintonge, on the wall of the parish church dating 12th century, an Old Russian Cyrillic pilgrim graffito was found. The inscription is made in the name of some Ivan Zavidovich: the most probable palaeographic and linguistic dating is the 1160-80ies. This well preserved inscription is an important epigraphic discovery, but its main value lies in the direct evidence of pilgrimage of Russians to the shrine of St. James in Galicia.

old russian cyrillic pilgrim graffiti slavic medieval epigraphic novgorod ancient russian language
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты