Спросить
Войти

К вопросу написания древней и средневековой истории башкирского народа

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ. АРХЕОЛОГИЯ. ЭТНОГРАФИЯ

Г.Б. Хусаинов

К ВОПРОСУ НАПИСАНИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ БАШКИРСКОГО НАРОДА

Перед учеными Отделения гуманитарных и социальных наук АН РБ стоит большая задача написания истории башкирского народа с древнейших времен до сегодняшних дней. Работа запланирована в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 декабря 2005 г. По предварительному плану-проспекту этот труд должен составить огромный восьмитомный фолиант.

В настоящее время в АН РБ определен авторский состав, подготовлены предварительные планы-проспекты каждого тома. В них соответственно каждому периоду намечены археологические, этнологические, лингвистические, исторические, фольклорные, литературные, философские, этические, эстетические и иные проблемные аспекты исследования для томов в определенной системе, намечены главные исполнители.

Разумеется, план-проспект пока лишь определяет проблемы, структуру томов, его основных исполнителей.

В то же время коллективное обсуждение плана-проспекта выявило новые или же слабо разработанные проблемы, совсем незатронутые аспекты истории башкирского народа, поставило вопрос о пересмотре прежних установок.

Могут возникнуть вопросы о степени изученности отдельных периодов истории башкирского народа, особенно древнейших эпох, средневековья, а также об этногенезе башкир, их родовых и этнических взаимосвязях, характере государственности. Проблемы стабильности истории, переходы от эпохи к эпохе, от народности к нации, взаимосвязи и взаимопроникновения требуют более четкого системного подхода, т.е. ме-

тод и методология исследования истории, объективное и системное освещение их становятся концептуальной узловой проблематикой.

История башкирского народа, как отдельная проблема, изучена недостаточно.

Лишь в начале XX в. и в последующие годы появились первые книги: «История башкир» М. Хади (1912), Г.Р. Фахретдинова (1925), С.И. Руденко [1], А.-З. Валиди [2].

Во второй половине XX в. были изданы солидные монографии этнографа Р.Г. Кузеева [3; 4; 5]. Его труды стали большим событием в исследовании этногенеза и этнической истории башкирского народа, богатой фактической материальной основой и научно-монографической и историко-сравнительной системой изыскания.

Древняя и средневековая история башкир в археологическом аспекте в основном излагается в труде известных археологов Н.А. Мажитова и А.Н. Султановой [6]. Авторы в освещении истории башкирского народа и края XI—XVI вв., Бул-гарского, Золотоордынского периодов опираются на этнические, лингвистические, фольклорные и исторические фактические материалы и приходят к конкретным научным выводам.

Закономерности развития фольклора, литературы и искусства башкирского народа кратко прослеживаются в двухтомной «Истории Башкортостана...» [7] и в «Очерках.» [8]. В исследование фольклора и художественной литературы древних и средневековых периодов большой вклад внесли фольклористы и литературоведы республики, создав капитальные труды по фольклорным произведениям [9] и башкирской лите-

Хусаинов Гайса Батыргареевич, доктор филологических наук, профессор, академик АН РБ

©Хусаинов Г.Б., 2009

ратуре, два тома из которых посвящены истории письменной литературы Х1—Х1Х вв. [10].

Многотомник «История башкирского народа» ставит сложные концептуальные проблемы. Требуется системное изучение огромного исторического материала в пределах тысячелетий. Некоторые проблемы освещения этногенеза башкирского народа носят дискуссионный характер, почти не изучены древнейшие эпохи. По проблемным темам необходимо проводить широкое научное обсуждение и прийти к определенному консенсусу. В этом аспекте хочется поднять вопрос об этногенезе башкир, который, по нашему мнению, является началом начал, и первые два тома должны быть посвящены этой проблеме. Древнейшие истоки этногенеза башкир нужно изучать не только по археологическим, но и по этнологическим, лингвистическим, мифологическим, тенгрианистическим, фольклорным материалам, и обязательно следует их исследовать системно и в совокупности. Нужно искать его корни не только на современной территории башкир, а в более широкой географической среде — евроазиатских регионах и до нашей эры.

С.И. Руденко в книге «Башкиры» истоки этногенеза нашего народа ищет в евроазиатских просторах — среди скифских, савроматских, тис-сагетских и иных племен.

Некоторые современные ученые, занимающиеся изучением истории тюркоязычных народов, считают большинство родов племен саков, скифов, сарматов тюркоязычными, что доказывает существование древнего сакоскифского каганата. Например, историки К. Лайпанов и К. Ми-зиев в книге «О происхождении тюркских народов» (1993) этот тезис аргументируют богатым лингвистическим материалом. Они также находят много общего между языками шумеров и тюркоязычных народов. Башкирский историк Салават Галлямов доказывает это еще и фольклорными аналогиями.

Европейский ученый С. Лурье аргипейцев, наряду со скифами, называет древними предками современных башкир [11, с. 519].

Искусствоведы находят много общего между рисунками в пещере Шульганташ и скифскими наскальными изображениями.

Известный тюрколог С. Кляшторный, изучая древние каганаты тюркских народов, приходит к выводу: «Тюркские народы Евразии, также как и их предшественники, в течение многих

веков имели общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим наследием. Единство и преемственность в истории и культуре европейских степей, возникшие в начале бронзового века и достигшие расцвета в скифские времена не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические цвета с наступлением древнетюркской эпохи» [12, с. 219].

В заключение можно сказать, что ученые гуманитарных наук нашей республики должны избавляться от застарелых стереотипов, некоторых ложных или же устаревших теорий и следовать современным методологическим принципам. В то же время они обязаны укреплять новую теоретическую основу, фактологическую базу, тем самым подняться на новую ступень научно-исследовательской системы современности. Без новых принципов и комплексных методов исследования трудно достичь новых научных открытий и глубоких обобщений.

Исследователям без системного изучения отраслей науки как единого целого трудно создать энциклопедический труд по истории отдельного народа. Целостность концепции многотомной энциклопедии должна получить сквозное развитие во всех томах, отражая особенности эволюции и новшества каждой исторической эпохи.

Рассмотрим одну из сложных и почти неизученных тем из древнейшей истории башкирского народа — проблему персидско-башкирской взаимосвязи.

Главные факторы данной проблемы примерно таковы:

1. По истории: тесное общение и совместное существование в глубокой древности дахо-мас-сагетов, сако-скифов, тюркских племен, башкирских родов с иранскими.
2. По антропологии: общие и смежные типы.
3. По археологии и архитектуре: общие типы, сходные черты. Аркаим и Таналык как единый комплекс. Среднеазиатские культурные элементы.
4. По лексикологии: древнейший слой ира-но-фарсийской лексики в башкирском языке. Общая лексика, например, слова: тэн, йэн, йэм, Иын, таза, шат, ыдпай, шом, сибэр, нэзек, сара, сыра, зур, анЪат, тадтамал, тадтар, кедэ, одта, такта, Иике, ниргэ, бэке, сумар, сыуал И.б.
5. По древним верованиям и религиям: общие моменты зороастризма; общие черты иранобашкирских верований; древнейший башкирский пандемонизм и его фигуры (аждаИа, ен-

пэрей, ей-кура эйэлэре); общие мотивы в эпо-сах «Авеста» и «Урал батыр».

6. По фольклору: общие мифологические основы; общие ирано-фарсийские мотивы в сказках, легендах.
7. По письменной литературе: мотивы, идущие из «Авесты»; образ Афросиаба; линия «Йыма-Жэмшид, Иран и Туран; общая мифологическая основа мифов, хикаятов.
8. По науке: продолжение ирано-башкирских традиций; ираноязычные башкирские писатели и ученые.

По утверждению историков, иранские и другие арийские племена из Юго-Восточной Европы, Южного Приуралья, Юго-Западной Азии начали переселяться в Среднюю Азию в У1—1 вв. до нашей эры. В УП—1У вв. до нашей эры в Средней Азии преобладали сакские и массагетс-кие племена. Несмотря на присоединение позже иранских элементов к ним, А.-З. Валиди писал, что нет сомнения в том, что раньше они были тюркскими племенами.

Проживая до нашей эры на территории Южного Урала и Поволжья и постепенно присоединяя к себе скифские, сарматские, аланские племена, основное ядро башкирских племен в начале новой эры стало коренным народом обширного края. В исторических легендах, эпосе «Урал батыр» и других эпических и поэтических произведениях этот регион называется основной и древнейшей родиной башкир. А корни идут из еще более древней эпохи до нашей эры.

Древнейшие греческие, арабские, западноевропейские источники подтверждают, что Южный Урал является прародиной башкир. В древних источниках башкир родовые и племенные названия зафиксированы в различных вариантах: пасартай, башуки, паскак, камал, уран, коман, кан, матъен, карат, табин, кЬун-Ьун, сыуын-Иыуын, кыпсак.

В исторической рукописи «Древние башкирские ханы» можно прочитать следующее: «От Кара хана, его сына Угыз хана древних периодов, как говорят старейшины, наш башкирский народ живет на Урале, Яике. Затем постепенно увеличиваясь, башкирские земли расширились в сторону Азии, Тубыла, Кустаная, Ургенча и далее». Наши предки со времен Кара-хана и раньше жили на Южном Урале, т.е. 3—4 тысячи лет тому назад. Горы Кыркты называют курганом Кара-хана.

Писатель и ученый М. Уметбаев историю башкир начинает с периода ханства Кара-хана и пишет о древней истории табынцев, про «табынс-кое ханство». На карте арабского путешественника Идриси можно обнаружить столицу табын-ского ханства Табын-кала.

В рукописях арабского путешественника аль-Масуди зафиксировано, что башкиры в IX—Х вв. жили между Уралом и Поволжьем, разделившись на две большие географические группы. В середине IX в. из-за притеснений с Востока часть башкир с печенегами переселились в западные края: в долины р. Дон, Азовского и Черного морей до рек Днепр и Днестр. В Ливадии, Лукоморье (Черноморское побережье) образовали башкирское ханство. В XII в. в русских летописях часто упоминаются имена кипчакских ханов Асан, Буняк, Шарухан, Башкорт и др. Часть башкир основала город Пешт на левом берегу р. Дунай, где ныне стоит столица Венгрии — Будапешт.

В XII в. Башкорт-хан с русскими княжествами (с князьями Владимиром Мономахом, Юрием Долгоруким) устанавливает дружеские дипломатические отношения.

История башкирского народа в эпоху Дешт-и-Кипчака, Золотой Орды должна быть написана только после подробного системного анализа.

Литература

1. Руденко С.И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. В 2 ч. — Пг. (Л), 1916—1925.
2. Вэлиди Туган Эхмэтзэки. Башкорттарзыц та-рихы. Терк Ьэм татар тарихы. — 0фе, 1994.
3. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир (родо-племенные организации башкир в ХУ11—ХУ111 вв.). Ч. 1. — Уфа, 1957.
4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974.
5. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. — Уфа, 1978.
6. Мажитов НА, Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до ХУ1 века. — Уфа, 1994.
7.История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. — Уфа, 2004—2006.
8. Очерки по истории Башкирской АССР. В 2 т.— Уфа, 1956—1966.
9. Башкорт хальгк ижады. 18 томда. — 0фе, 1972— 1985.
10. Башкорт эдэбиэте тарихы. 6 т. — 0фе, 1990—1996. 12. История татар с древнейших времен. В 7 то-
11. С. Лурье. История древней Греции. Ч. I. — Л., мах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. —
1940. — 519 с. Казань, 2002. — 219 с.

Gaisa B. Khusainov

ON THE PROBLEM OF WRITING THE HISTORY OF THE BASHKIRS IN ANCIENT AND MEDIEVAL TIMES

The article is devoted to the question of studying the history of the Bashkirs in the given periods. The level of investigation of the subject is being analysed. New concrete tasks of further investigation of the problem as well as its new aspects are being considered.

К сведению читателей

Вышла книга:

Ишимбаева Г.Г. Античный триптих Иоганна Вольфганга Гете / Г.Г. Ишимбаева. — Уфа: Гилем, 2009. — 164 с.

Монография посвящена античной рецепции И.В. Гете и исследует традиционные сюжеты о Прометее, Ифигении, Елене Троянской в контексте их исторической эволюции, начиная с мифологической традиции, и их трансформации в творчестве немецкого классика.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов и всех, кто интересуется древнегреческой и немецкой культурой, литературой, философией и проблемами компаративистики.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты