Спросить
Войти

Культурная политика как средство социокультурного воздействия в рамках парадигмы социально-исторического детерминизма (на примере совхозов Урала в 1921-1927 гг. )

Автор: указан в статье

УДК 930.85(С17) + 316.7 + 351 ББК ТЗ(2РЗб) + У03(2)61

М.И. Мирошниченко

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОИСТОРИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ СОВХОЗОВ УРАЛА В 1921—1927 гг.)

В настоящее время в России действуют множество политических партий и движений. Политизация общественных отношений является одним из характерных признаков развития современного российского общества. Уровень политических знаний, характер ценностных ориентаций, формирование образов поведения социального субъекта в исторически определенной системе политических отношений составляют содержание политической культуры общества. Отражая как социальное явление сущностные стороны социальной сферы общества, политическая культура реализуется через конкретную культурную политику. При этом важную роль играют выбор средств влияния, формирование стиля политической деятельности, активизация степени участия граждан в принятии политических решений. Представляет интерес анализ социальной практики в двадцатые годы XX в. в нашей стране. Тогда, как и сейчас, развивалась смешанная экономика; появились новые социальные группы, деятельность которых была связана с частным сектором экономики, совместными предприятиями, новыми формами кооперации. Особенностью функционирования политической системы современного российского общества является мобильность политических институтов, подверженных постоянным колебаниям под воздействием различных политических сил. Современная жизнь диктует настоятельную необходимость разобраться в сути происходящих политических процессов с тем, чтобы адаптироваться к ним, оказывать влияние на них. Проблема повышения эффективности воздействия политических институтов на происходящие в обществе процессы активно обсуждается в настоящее время. Исторически сложившиеся традиции и обычаи каждого общества аккумулируются в его духовной культуре. Поэтому актуальным является изучение опыта организации культурно-просветительной работы среди работников советских хозяйств на Урале в годы НЭПа.

Марксизм понимает социальную реальность как совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместной деятельности, а социальный прогресс как результат взаимодействия друг с другом социальных структур. При позиционировании роли рабочего класса как ведущей в историческом процессе рабочие совхозов рассматривались как авангард воздействующего на крестьянство отряда сельскохозяйственных рабочих.

Именно мнение крестьянства о судьбе высококультурных имений, Получившее отражение в «Примерном крестьянском наказе», составленном на основе 242-х крестьянских наказов, стало одной из предпосылок развития государственного сельскохозяйственного производства в период социалистического строительства [1]. Крестьяне требовали передачи высококультурных хозяйств со всем инвентарем государству или общинам. Анализ этих требований привел В.И. Ленина к мысли о том, что передаче государству подлежат не все крупные капиталистические имения, а лишь высококультурные из них [2, с. 111]. Такая позиция стала основой конструктивного социального взаимодействия совхозов с окрестными крестьянскими хозяйствами. Однако состав рабочих совхозов в начале 1920-х гг. был крайне неоднородным. Ядро кадровых рабочих составляли в основном часть батраков, работавших до революции в помещичьих имениях; демобилизованные красноармейцы; крестьяне-переселенцы; в совхозы направлялись также в 1921—1922 гг. из города подростки-безработные, владевшие техническими специальностями [3; д. 105, л. 44 об., 151, 215 об.; 4, л. 4 об.]. Большая часть представителей этой пестрой по составу социальной группы была настроена пролетарски, но отличалась крайне низким уровнем развития и неорганизованностью. Поэтому утверждение социалистических духовных начал в поведении рабочих совхозов стало одной из приоритетных управленческих задач осуществлявшейся в рамках партийно-политической деятельности культурной политики.

Подъем образовательного и культурного уровня населения в то время рассматривался в первую очередь и как важнейшее условие повышения производительности труда [5, с. 188]. Основные задачи в этой области были сформулированы на VIII съезде РКП (б). В решениях съезда были определены формы и методы политической пропаганды среди грамотной части населения. При этом отмечалась большая роль библиотек, изб-читален, рекомендовалось проведение митингов, лекций, концертов, использование кино и театра. В работе с неграмотными предполагалось чаще применять формы устной пропаганды и агитации: беседы, лекции, чтения в избах-читальнях, школах[6,с. 83; 7, с. 112—-113]. Эти установки в дальнейшем конкретизировались, развивались. Одно из основных противоречий нэпа, заключавшееся в том, что, провозглашая рыночные

История

отношения, государство на деле старалось ограничивать их действие, например, традиционной системой норм, тарифов и расценок, предопределяло оценку роли культурной политики как первостепенного рычага идеологического воздействия [8, с. 5]. XI съезд РКП (б) в резолюции «О печати и пропаганде» поставил задачу укрепления и расширения сети культурно-просветительных баз при советских хозяйствах [9, с. 527—528].

Массово-политическая и культурно-просветительная работа партийных организаций Урала строилась на основе решений съездов партии. В первые годы исследуемого периода она осуществлялась под руководством губернских комитетов партии, губпо-литпросветов (губернских отделов политического просвещения). Волостные комитеты партии осуществляли контроль, анализируя ежемесячные отчеты ячеек РКП (б) совхозов по агитации. Эта работа базировалась в красных уголках, клубах, избах-читальнях. Основными формами ее были в начале восстановительного периода собеседования, чтения, лекции на собраниях и митингах [10, л. 76]. По мере экономического укрепления совхозов возрастала их роль как очагов распространения культуры в деревне. В этих условиях окружные партийные комитеты ориентируют коммунистов совхозов на усиление политического просвещения жителей села [11, л. 75]. Увеличивается внимание бюро партийных ячеек советских хозяйств к культурно-просветительной работе. Нами были проанализированы материалы партийных организаций пятнадцати совхозов («Митрофановс-кий», «Подовинный» и «Кособродский» Челябинского округа, совхоз № 1, совхоз № 2 «Верхнеуральский», «Месячное» Троицкого округа, совхоз имени Ф.М. Решетникова Пермского округа, семь хозяйств акционерного общества «Трактор-Межрабпом на Урале» Свердловского округа»), В 1925 г. вопросы организации культурно-просветительной работы составляли 6 % всех вопросов, выносимых на повестку дня бюро ячеек в совхозах, в 1926 г. — 10 %, в 1927 г. — 19 %. Автором был проделан анализ протоколов 130 заседаний волостных и уездных (районных), губернских (окружных) партийных комитетов, Уральского бюро ЦК РКП (б), Уральского областного комитета партии за 1921—1927 гг., на которых рассматривалось 139 вопросов о советских хозяйствах; протоколы 126 партийных собраний, состоявшихся в 1923—1927 гг., на которых было рассмотрено 511 вопросов, и протоколы 136 заседаний бюро ячеек РКП (б) в совхозах, состоявшихся в 1925—1927 гг. и рассмотревших 456 вопросов [12, л. 1—25; д. 19, л. 1—25; д. 20, л. 3—45, д. 21, л. 5—110; 13, л. 166; 14, л. 70—223].

Необходимым условием развития общественно-политической активности рабочих и служащих совхозов являлась ликвидация неграмотности, поскольку результативность политического просвещения во многом определялась уровнем грамотности людей.

8,4 % членов деревенских партийных организаций Урала в начале восстановительного периода были неграмотными, 16,8 % имели так называемое «домашнее образование» [15, с. 7]. Работа по ликвидации неграмотности развернулась с 1921 г., когда в совхозы Урала были направлены организаторы по ликвидации неграмотности. Были созданы комиссии и пункты по ликвидации неграмотности (ликпунк-ты), школы грамотности для взрослых. Школы крестьянской молодежи. В 1923 г. началась работа по созданию в совхозах Урала отделений Всероссийского общества «Долой неграмотность!». Через женские собрания к работе по ликвидации неграмотности привлекались женщины. Существенную роль в организации этой работы играли профсоюзы. Вопросы ликвидации неграмотности были специально рассмотрены в апреле 1923 г. Президиумом Уральского областного совещания профессионального союза работников земли и леса. Президиум предложил рабочим комитетам на местах выявить всех неграмотных членов союза и с учетом полученных данных разработать план создания ликпунктов, школ для взрослых [16]. Рабочкомы совхозов привлекли к работе персонал общеобразовательных школ, студентов. Например, в 1924 г. 19 студентов учебного совхоза «Липовая гора» Пермского округа провели 186 занятий, на которых присутствовало 38 мужчин и 16 женщин. За короткий срок ликвидировали неграмотность 18 человек [17, л. 278 об.].

Процент неграмотных среди тружеников совхозов постепенно сокращался, хотя оставался все еще довольно высоким. На 1 апреля 1925 г, он составил 23 %, 13,4 % были малограмотными [10, оп, 32, д. 21, л. 120]. Труженики совхозов представляли наиболее грамотный слой работников сельского хозяйства. Уровень грамотности среди сельского населения Урала даже в 1926 г. составлял всего 43 % [18, с. 298]. В 1926—1927 гг. райкомы ВКП (б) водят в практику отчеты партийных ячеек совхозов о состоянии работы по ликвидации неграмотности. Ею в эти годы шире охватываются работники совхозов, представители национальных меньшинств, часть окрестного батрачества [13, д. 362, л. 198; 19, л. 16]. Повышение уровня грамотности среди работников совхозов закладывало фундамент дальнейшего возрастания их активности во всех сферах общественной жизни.

Формируя навыки общественно-политической работы в массах, ячейки РКП (б) обеспечили создание в 1921—1922 гг. широкой сети кружков культурно-просветительного характера как общих, так и специальных (хоровых, драматических). В 1922—1923 гг. по их инициативе создаются научно-политические и литературные кружки, кружки по изучению профессионального движения, а в 1924—1925 гг. — производственные, сельскохозяйственные и агрономические. С 1927 г. происходит повышение роли радио и кино в политико-просветительской работе

М.И. Мирошниченко

Культурная политика как средство социокультурного воздействия в рамках парадигмы...

в деревне. На это обратил внимание объединенный Пленум ЦК и ЦККК ВКП (б), состоявшийся в октябре 1927 г. [20, с. 248]. Красные уголки и клубы совхозов оснащались радиоприемниками, киноустановками («волшебными фонарями»), велась работа по организации кружков радиолюбителей, кинокружков. Если в первые годы исследуемого периода в каждом совхозе в среднем работало один-два кружка, то в 1926-—1927 гг. — по пять—семь, а в крупных хозяйствах — по семь—десять кружков [12, д..517, л, 95; 21, л. 32; 13, д. 27, л. 15 об. — 17]. Важно, что в этот период кружковой формой работы охватываются не только постоянные, но и часть временных рабочих.

Значительное внимание в совхозах уделялось созданию библиотек, осуществлялся подбор кадров библиотекарей, а также комплектование книжного фонда. Задача эта решалась трудно. Библиотеки совхозов представлял собой остатки разоренных собраний помещичьих имений, состав книг в них был крайне неоднороден, количество невелико. (В лучшей — на 1924—1925 гг. — библиотеке совхозов «Трактор-Межрабпома» имелось всего 160 единиц хранения. Среди них — множество старых подшивок журналов «Нива», сочинения А. Дюма и В. Гюго (подлинники), несколько книп по сельскому хозяйству (на английском языке). Острый недостаток политических пособий, литературы по истории и организации профсоюзного движения, специальной сельскохозяйственной литературы был общей чертой совхозных библиотек. Формированию библиотечных фондов совхозов способствовали районные комитеты РКП (б), фракции РКП (б) исполнительных комитетов районных Советов. Проводились коллективные подписки на «Библиотечку В.И. Ленина», на покупку книг отчислись средства, заработанные на субботниках [12, л. 18; 22, л. 18; 23, л. 23].

Рост общественной и политической активности тружеников хозяйств проявлялся в повышенном интересе к книге, прежде всего к политической литературе. Как свидетельствует, например, анализ материалов партийной ячейки совхозов «Трактор-Межрабпом», при увеличении книжного фонда с ноября 1924 г. по август 1925 г. на 20 % читательский спрос увеличивается более чем в 5 раз [подсчитано автором по материалам: 13, д. 399а, л. 8 об.;

16, 27 об; 28, 28 об., 31]. Работа по развитию библиотечного дела в комплексе с деятельностью по ликвидации неграмотности способствовала повышению культурного уровня трудящихся, закладывала основы для самообразования.

Мощным оружием в борьбе за влияние на массы являлась периодическая печать. В письме ЦК РКП (б) «Об усилении политико-просветительной работы» от 16 ноября 1921 г., в резолюции XI съезда РКП (б) «О печати и пропаганде» ставилась задача всемерного расширения и углубления агитационной и пропагандистской работы. Каждый член партии

должен стать индивидуальным или коллективным подписчиком на одну из газет [9, с. 523-—524; 24,454]. Задачу распространения печати, прежде всего в деревне, подготовки рабочих корреспондентов выдвинул XII съезд РКП (б). Он потребовал от местных партийных организаций объединения и политического просвещения рабочих корреспондентов [25, с. 107,109]. В этом отношении большое значение имело постановление Организационного бюро ЦК РКП (б) от 1 июня 1925 г. «О рабселькоровском движении», в котором рекомендовалось объединять рабселькоровские организации вокруг центральных, местных или стенных газет первичной формой рабселькоровской организации был кружок рабкоров на предприятии, который создавался при стенной газете [26, с. 397,398].

Руководство распространением печати, организация рабселькоровского движения стали важной составной частью деятельности по повышению общественно-политической активности тружеников совхозов. В совхозах Урала в исследуемый период получили широкое распространение такие газеты, кА «Правда», «Известия Народного Комиссариата Труда», «Крестьянская газета». «Беднота», «Уральский рабочий», «Звезда», «Советская правда», журналы «Уральский коммунист». «Округ» и др. Среди сезонных рабочих распространялись издания ЦК Всероссийского профессионального союза работников земли и леса: «Батрак», «Работник земли и леса». В совхозах создавались кружки коллективного чтения газет. В практике совхозной жизни утверждались стенные газеты — органы партийных и профсоюзных ячеек. Так, в 1924 г. в совхозе «Липовая гора» Пермского округа издавалась стенгазета «Красный агроном», в совхозе имени Ф.М. Решетникова Пермского округа — «Совхозец» и «Звезда», в Тракторных совхозах — «Красный трактор». В 1925 г. ячейкой ВКП (б) совхозов «Трактор-Меж-рабпом на Урале» совместно с комсомольской и профсоюзной организациями был налажен выпуск переходной газеты «Батрак» для сезонных рабочих. Руководство работой формируемых коллективов рабочих корреспондентов коммунисты совхозов осуществляли через кружки рабкоров и стенкоров (корреспондентов стенных газет), Важно, что в рабкоровское движение коммунисты вовлекали все большее число женщин. Учитывая значимость стенной печати, в 1926.—1927 гг, коммунисты совхозов усилили внимание к вопросам формирования редакционных коллегий, обеспечивали повышение идейной направленности газет. В состав редакционных коллегий набирались наиболее активные, политически выдержанные и авторитетные члены партии [17, л. 279; 13, д. 203, л. 225; 27, л. 7 об.]. Развитие рабселькоровского движения в совхозах было направлено на усиление общественно-политической активности передовой части рабочих и служащих, Распространения периодической и организации стен-

История

ной печати в условиях престижности статуса грамотного было действенны средством формирования такого существенного элемента общественного сознания, как общественное мнение. Так достигалось укрепление связей партийных организаций с массами, усиление политического влияния Коммунистической партии среди тружеников совхозов.

Наряду с общественным мнением особое место занимают в структуре общественного сознания социальные нормы, обычаи и традиции. Большое значение имела направленная на формирование социалистической обрядности организаторская и пропагандистская работа в период подготовки и проведения ежегодных политических кампаний. Такими кампаниями были празднование годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и революции 1905—1907 гг., Дня свержения самодержавия (14 марта). Дня Парижской Коммуны, Дня освобождения Урала от Колчака (15 июля), 1 Мая, 8 Марта, а также Дня Урожая, Дня Трактора и др. Планы проведения кампаний тщательно готовились партийными, профсоюзными, комсомольскими и женскими организациями совхозов. Создавались специальные комиссии по подготовке празднований, результаты работы которых заслушивались на бюро партийных ячеек и окончательно утверждались партийными собраниями [13, д. 27, л. 15 об.; 14, д. 67, л. 55; 28, л. 246

об.; 29, л. 133; 30, л. 22]. Культурная политика была важным средством социокультурного воздействия на внутреннее состояние мыслей и чаяний людей, формирования их общего настроения в поддержку политического курса партии большевиков.

Таким образом, оценка личности как продукта исторического развития, результата включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения определяла в качестве приоритетной сферы воздействия субъективную сторону политической жизни общества — формирование политического сознания. Проводимая в совхозах Урала в 1921—1927 гг., на первом этапе совхозного строительства, культурная политика строилась на позициях активного вмешательства в духовную сферу через административный, управленческий или идеологический контроль. Личность рабочих совхозов рассматривалась как определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений советского общества.

Литература

1. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов: Орган Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов. — 1917. — 13 мая.
2. Ленин, В. И. Из дневника публициста: Крестьяне и рабочие / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. —М. — Т. 34, —С. 108—116.
3.ГАСО —Ф. Р-1633 —Оп. 1, — Д. 80.
4.ГАНИОПДПО — Ф.Р-112 — Оп. 1. — Д. 191.
5. Ленин, В. И. Очередные задачи Советской власти / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. — М. — Т. 36, —С. 165—208.
6. Программа Российской Коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — 9 изд., доп. и испр. — Т. 2: 1917—1922. — М. : Политиздат, 1983. — С. 71—92.
7. О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне: Резолюция VIII съезда РКП (б) // КПСС в резолюциях... — Т. 2 — С. 111—114.
8. Братющенко, Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация / Ю.В. Братющенко // Вопросы истории. — 2007. — № 2. — С. Ъ‘—15.
9. О печати и пропаганде: Резолюция XI съезда РКП (б) // КПСС в резолюциях ... — С. 523—528.
10. РГАСПИ — Ф. 17 —Оп. 13 —Д.315.
11. ГАНИОПДПО — Ф. 580 —Оп. 1 — Д. 133.
12. ГАНИОПДПО — Ф. 1678 —Оп. 1 — Д. 19.
13. ЦДООСО —Ф. 6 —Оп. 1, —Д. 494.
14. ОГАЧО — Ф. 343 — Оп. 1.—Д. 34.
15. Всероссийская перепись членов РКП, 1922: Итоги предварительной разработки: По 26 губерниям и областям. — Вып. 1. — М., 1922. — 39 с.
16. Рабочая газета: Орган ЦК ВКП (б)—1922.— 17 сентября.
17. ГАНИОПДПО — Ф. 2 — Оп.1. — Д.30.
18. История Урала: Пособие для студентов, учителей и самообразования: В 2 т. — Т. 2: Период социализма.— Пермь, 1965, —611 с,
19. ОГАЧО —Ф. 116 —Оп. 1 — Д. 146.
20. О работе в деревне: Постановление объединенного Пленума ЦК и ЦККК ВКП (б) 21—23 октября 1927 гг. / / КПСС в резолюциях... Т 4: 1926—1929. — М. : Политиздат — 1984. — С. 232—249.
21. ОГАЧО — Ф. 212 — Оп. 1 — Д. 52.
22. ЦДООСО— Ф. 225 — Оп. 1. — Д. 185.
23. ОГАЧО —Ф. 180, —Оп. 1. —Д.2.
24. Об усилении политико-просветительной работы: Письмо ЦК РКП (б) ко всем комитетам партии 16 ноября 1921 г. // КПСС в резолюциях... Т 2. — С. 452—455.
25. По вопросам агитации и пропаганды: Резолюция XII съезда РКП (б) II КПСС в резолюциях... Т. 3: 1922—1925. — М. : Политиздат, 1984. — С. 100—114.
26. О рабселькоровском движении: Постановление Оргбюро ЦК РКП (б) 1 июня 1925 г. / / КПСС в резолюциях... Т. 3. —С. 387—399.
27. ОГАЧО —Ф. 168 —Оп. 1, — Д. 132.
28. ГАНИОПДО —Ф. 65, —Оп. 1 — Д. 194.
29. ЦДООСО — Ф. 4. — Оп. 3. — Д. 30.
30. ОГАЧО — Ф. 87 — Оп. I. — Д. 6.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты