Спросить
Войти

История развития правового регулирования налогообложения иностранных организаций в России

Автор: указан в статье

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНО ГО

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются история развития правового регулирования налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации, а также история сотрудничества Российского государства с иностранными государствами по вопросам заключения международных налоговых соглашений. Автор проводит краткий анализ российских правовых актов, регулирующих установление и взимание налогов с иностранных организаций, принятых в период со второй половины XIX в. до конца XX в., а также исследует историю заключения международных соглашений по вопросам налогообложения между Россией и иностранными государствами. При подготовке настоящей статьи используются не только положения нормативных правовых актов и международных договоров, но и работы российских и советских ученых, исследовавших те или иные аспекты исторического развития механизмов взимания налогов с иностранных организаций. По результатам проведенного анализа сформулированы выводы об особенностях развития законодательства о налогообложении иностранных организаций в исследуемый период и о его влиянии на развитие современного законодательства в указанной области.

Сергей Витальевич СЕРГЕЕВ,

аспирант кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) sergserg0210@gmail.com 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.59.7.131-140

S. V. SERGEEV, Post-graduate student of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) sergserg0210@gmail.com 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 HISTORIC DEVELOPMENT OF REGULATION OF FOREIGN COMPANIES& TAXATION IN RUSSIA Abstract. The article deals with the history of the development of legal regulation of taxation of foreign organizations in the Russian Federation, as well as the history of cooperation between the Russian state and foreign countries on the conclusion of international tax agreements. The author conducts

© С. В. Сергеев, 2019

32 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

a brief analysis of Russian legal acts regulating the establishment and collection of taxes on foreign organizations adopted in the period from the second half of the 19th century. until the end of XX, and also explores the history of the conclusion of international agreements on taxation between Russia and foreign countries. In preparing this article, the author uses not only the provisions of legal acts and international treaties, but also the work of Russian and Soviet scientists who have studied certain aspects of the historical development of tax collection mechanisms for foreign organizations. According to the results of the analysis conducted by the author, conclusions were drawn up about the peculiarities of the development of legislation on the taxation of foreign organizations in the period under study and about its impact on the development of modern legislation in this area. Keywords: taxes, tax history, tax law, history of international taxation, foreign organizations, payments to foreign organizations, tax agreements, withholding tax, tax policy, international cooperation.

Введение

Необходимость создания эффективной системы налогообложения иностранных организаций, непосредственно осуществляющих деятельность на территории РФ или получающих какие-либо доходы от российских источников, не вызывает сомнений, так как российская экономика привлекает значительный объем иностранных инвестиций. В этой связи изучение исторических закономерностей развития правового регулирования налогообложения иностранных организаций в России позволит лучше понимать содержание этой системы в настоящее время и определить тенденции ее дальнейшего развития1.

Попытки правовой регламентации налогообложения иностранных лиц предпринимались Российским государством достаточно давно. Во второй половине XIX в. были изданы правовые акты, в которых содержались отдельные аспекты регулирования налогообложения иностранных организаций. Однако целостная система регулирования, построенная с учетом иностранного и международного опыта, начала складываться в России только в конце XX в. после распада СССР Именно этим обусловлены хронологические рамки данной статьи.

В статье анализируется история правового регулирования иностранных организаций в рамках внутреннего законодательства и на международном уровне.

1 Вопросы истории развития правового регулирования налогообложения иностранных организаций см.: Винницкий Д. В. Международное налоговое право: проблемы теории и практики М. : Статут, 2017. 463 с. ; Кашин В. А. Международные налоговые соглашения. М. : Международные отношения, 1983. 184 с. ; Хаванова И. А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения : монография / под ред. И. И. Кучерова. М. : Юриспруденция, 2016. 352 с. ; Шахмаметьее А. А. Международное налоговое право. М. : Международные отношения, 2014. 824 с.

УНИВЕРСИТЕТА История развития правового регулирования

имени o.e. кугафина(мгюА) налогообложения иностранных организаций в России

1. Дореволюционный период

Как отмечается в научной литературе, раскладочная система налогообложения2 Российского государства основывалась на традиционных установках, формировавшихся в течение столетий3.

Первым значительным законодательным актом Российского государства, регулирующим взимание налогов с иностранных организаций, стал Устав о прямых налогах4 (далее — Устав о прямых налогах). В силу отсутствия концепции налогового резидентства лиц в рассматриваемый период налогообложению подлежали только те доходы иностранных организаций, которые были ими получены в связи с деятельностью на территории Российской империи. Устав о прямых налогах не регулировал налогообложение выплат у источника.

В Уставе о прямых налогах отсутствовали точные формулировки понятия корпоративного субъекта налогообложения. Налогообязанными, согласно ст. 366 Устава о прямых налогах, являлись различные предприятия, посредничества, личные промысловые занятия. Предприятия и занятия в рамках данного закона представляли собой определенный вид деятельности, предполагающий наличие имущества (склады, лавки и т.д.). Это означает, что в дореволюционном законодательстве не было четкого различия между объектами налогообложения и налогоплательщиками.

Кроме того, Устав о прямых налогах не закреплял механизма избежания двойного налогообложения. В данный период разграничивались только объекты налогообложения: деятельность на территории империи подлежала налогообложению, в то время как деятельность за ее пределами была освобождена от налогов5. В то же время российское законодательство в рассматриваемый период позволяло иностранным организациям в целях исчисления и уплаты промыслового налога принимать суммы уплачиваемых ими налогов только как расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль6.

Таким образом, в законодательстве Российской империи не уделялось значительного внимания регулированию взимания налогов с иностранных организаций. По всей вероятности, отсутствие подробного правового регулирования в данной области объяснялось незначительным объемом деятельности иностранных организаций на территории Российской империи. В связи с этим отсутствовала необходимость заключать соглашения с иностранными государствами по вопросу

Раскладочная система предполагала определение налоговой обязанности исходя из

необходимости отдельного государственного расхода. Примером является подушный р

налог в Российской империи. См.: Толкушкин А. В. Энциклопедия российского и между- Б

народного налогообложения. М. : Юристъ, 2003. 910 с. Н

Сергеевич В. И. Древности русского права : в 3 т. СПб., 1903. Т. 3 : Землевладение. Тяг- >

ло. Порядок обложения ; Кури В. О прямых налогах в Древней Руси. Казань : Издание

книгопродавца И. Дубровина, 1855. Л

Свод законов Российской империи. М., 1910. Кн. 2. Т. 5 : Устав о прямых налогах. Ст. 469. Д

Винницкий Д. В. Указ. соч. С. 253. О

См., например: п. 1 «о» ст. 470 Устава о прямых налогах (ст. 101 Положения о государ- 0

ственном промысловом налоге). УЧЕНОГО

2
3
4
5
6
134 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

налогообложения иностранных организаций. Кроме того, в дореволюционный период незначительный объем внешнеэкономических связей не создавал стимулов к активному международному налоговому сотрудничеству7&

2. Советский период

Особенности налогообложения доходов иностранных организаций были приняты во внимание только в законодательстве советского периода. Так, в 1927 г. было принято Положение о государственном подоходном налоге8 (далее — Положение о государственном подоходном налоге), ст. 1 которого устанавливала, что обложению государственным подоходным налогом подлежат, помимо прочего, иностранные общества и товарищества по операциям в пределах СССР

Согласно ст. 7 Положения о государственном подоходном налоге, организации по общему правилу подлежали налогообложению по месту нахождения их правлений. В то же время иностранные организации также должны были платить налог, если их филиал или представительство находились на территории СССР Несмотря на то, что Положение о государственном подоходном налоге предусматривало возникновение налоговой обязанности по месту нахождения филиала или представительства иностранной организации, оно не затронуло многие другие аспекты, в первую очередь — взимание налогов при получении доходов от внутренних источников без ведения деятельности в СССР

Внимание к вопросам налогообложения иностранных организаций существенно ослабло в период с 1932 по 1985 г. Согласно мнению В. А. Кашина, до начала 1970-х гг. проблемы двойного налогообложения отсутствовали в силу того, что в этот период между СССР и капиталистическими странами не было значительного внешнеторгового оборота9. Советское государство начало проявлять интерес к проблемам взимания налогов с иностранных организаций только после значительного увеличения объема международной торговли и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Следующим этапом в развитии налогообложения иностранных организаций явилось принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.05.1978 № 7512-^ «О подоходном налоге с иностранных юридических и физических лиц»10 (далее — Указ о подоходном налоге). В отличие от предшествующих нормативных правовых актов, Указ о подоходном налоге был полностью посвящен регулированию налогообложения иностранных лиц в СССР. Согласно данному

7 В международных соглашениях досоветского периода регулировалось налогообложение физических лиц, в частности при получении наследства из-за рубежа или посещении иностранного государства. Например, Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией от 10 (21) июля 1774 г. запрещал взимать налоги с российских подданных, посещающих Оттоманскую империю.
8 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 14.12.1927 «Положение о государственном подоходном налоге» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1927. № 298.
9 Кашин В. А. Указ. соч.
10 Свод законов СССР 1990. Т. 5. С. 485.

УНИВЕРСИТЕТА История развития правового регулирования

имени o.e. кугафина(мгюА) налогообложения иностранных организаций в России

нормативному акту иностранные организации подлежали налогообложению в СССР как от непосредственного осуществления деятельности в СССР, так и от осуществления разрешенной деятельности через свои представительства.

Согласно ст. 1 Указа о подоходном налоге, иностранные организации должны были платить налог со своих доходов по ставке в размере 40 %. В то же время согласно ст. 2 Указа доходы иностранных организаций могли быть уменьшены на величину расходов, связанных с осуществлением деятельности в СССР (общеадминистративные и управленческие расходы).

Д. В. Винницкий считает, что столь высокая налоговая ставка для иностранных организаций может быть объяснена стимулированием иностранных государств активно заключать соглашения об избежании двойного налогообложения11.

Кроме того, Указ о подоходном налоге уделял особое внимание взаимодействию с иностранными государствами:

— доходы иностранных организаций от деятельности на территории СССР подлежали аналогичному налогообложению, как и доходы советских организаций за рубежом. Если иностранное государство взимало более высокие или низкие налоги с аналогичных доходов советских организаций, такие же ставки могли быть применены в СССР к организациям соответствующего государства (ст. 6);

— налогообложение иностранных организаций могло быть прекращено или ограничено соглашениями между СССР и иностранными государствами (ст. 7). Освобождения иностранных организаций могли быть введены на основании

взаимности, в частности в отношении выплат по внешнеторговым сделкам и процентам от проведения банковских операций в СССР (ст. 7).

В статье 11 Указа о подоходном налоге впервые были закреплены определения понятий, которые в настоящее время являются основополагающими в международном налоговом праве. Так, согласно Указу о подоходном налоге под иностранным юридическим лицом понималась «компания, фирма, корпорация, а также любая другая организация, учрежденная по законам и правилам иностранного государства». Представительства означали «открываемые на территории СССР иностранными юридическими лицами на основании законодательства СССР бюро, агентство и т.п. либо ту советскую организацию, которая представляет на территории СССР интересы иностранного юридического лица».

Несомненно, закрепление возможности устранения двойного налогообложения на основании международных соглашений и введение определений ключевых понятий являлось значительным шагом в регулировании налогообложения иностранных организаций, в то же время данный Указ носил достаточно общий характер и не регулировал некоторые аспекты (например, взимание налога у источника).

Следующим нормативным правовым актом, в котором содержалось регули- Б

рование налогообложения иностранных организаций, являлся Закон СССР «О У

налогах с предприятий, объединений и организаций» (далее — Закон СССР)12. >

налоговых соглашения — с США (от 20.06.1973) и Финляндией (от 15.04.1977).

11 Винницкий Д. В. Указ. соч. С. 283. До принятия данного акта СССР заключил только два Л
12 Закон СССР от 14.06.1990 № 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР 1990. □

№ 27. Ст. 522. УЧЕНОГО

36 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Согласно ст. 1 Закона СССР налогоплательщиками являлись созданные в СССР совместные предприятия с участием советских и иностранных лиц, международные объединения, филиалы совместных предприятий, созданных на территории других стран с участием советских предприятий, объединений и организаций, международные неправительственные организации, осуществляющие хозяйственную и иную коммерческую деятельность.

Таким образом, рассматриваемый Закон СССР не содержал единого механизма отнесения субъектов к числу налогоплательщиков, а также юридической точности дефиниций.

Важно отметить, что советский законодатель впервые использовал и определил во внутреннем законодательстве понятие постоянного представительства иностранной организации, которое впоследующем было учтено при разработке российского законодательства, в частности НК РФ.

Так, согласно ст. 9 Закона СССР под постоянным представительством понимались «бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности (связанное с разработкой природных ресурсов, осуществлением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования и других аналогичных работ), а также организации и граждане, которые представляют на территории СССР иностранное юридическое лицо». Таким образом, данное определение сочетало в себе два вида постоянного представительства, которые на настоящий момент закреплены в НК РФ: по месту деятельности и агентского типа.

Кроме того, впервые был закреплен порядок взимания налога у источника (ст. 31 и ст. 32 Закона СССР). Так, дивиденды по общему правилу подлежали налогообложению у источника по ставке 15 %, а иные платежи, такие как роялти и доход от аренды, — по ставке 20 %, если иное не было установлено применимым соглашением об избежании двойного налогообложения.

При разработке Закона СССР был учтен принцип взаимности, который нашел отражение в Указе. Так, согласно п. 2 ст. 34 Закона СССР налогообложение доходов иностранных организаций могло быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случаях, когда в иностранном государстве аналогичные меры приняты по отношению к советским организациям касательно таких же или аналогичных налогов. По сравнению с предыдущими нормативными актами впервые был введен принцип применения метода зачета (кредита) для устранения двойного налогообложения сумм прибыли или дохода организации.

Таким образом, Закон СССР, принятый в последние годы существования Советского государства, несмотря на фрагментарность правового регулирования, создал важную основу для развития законодательства касательно налогообложения иностранных организаций в России и в отдельных постсоветских государствах.

В начале XX в. Советское государство, ранее находившееся в экономической изоляции в связи с отказом от исполнения международных обязательств Российской империи, начало переходить к либеральной экономике, допускающей наличие частной собственности, что позволило выйти из изоляции и заключить первые международные торговые договоры. В частности, были заключены соглашения с Италией, Германией, Турцией, Норвегией и др. Среди этих документов следует выделить Договор с Германией от 12.10.1925, являющийся первым договором,

УНИВЕРСИТЕТА История развития правового регулирования |J/

имени o.e. кугафина(мгюА) налогообложения иностранных организаций в России

содержащим отдельный раздел, посвященный устранению двойного налогообложения13. Так, согласно данному разделу, доходы от недвижимости должны подлежать налогообложению по месту нахождения недвижимости, а промысловые налоги должны взиматься по месту нахождения предприятия, промысла или правления фирмы. В данном соглашении начинает формироваться профессиональная налоговая терминология, например, «место нахождения недвижимости», «заведение» и т.п.

СССР в указанный период применял в своей договорной практике чаще всего смешанную конструкцию режима налогообложения иностранных организаций, предполагающую сочетание национального режима и режима наибольшего благоприятствования14. Кроме того, некоторые договоры содержали режим налоговой недискриминации (например, договор с Норвегией15.

С 30-х гг. до 70-х гг. XX в. вопросы международного налогообложения утратили свое значение в силу укрепления монополии государства на внешнюю торговлю и ограниченности доступа иностранного капитала. Вопросы международного налогообложения лишь поверхностно затрагиваются в некоторых торговых договорах16.

В конце 40-х гг. ХХ в. рост мировой экономики обусловливает возобновление сотрудничества государств по вопросам международного налогообложения. В рассматриваемый период предпринимались попытки гармонизации правил налогообложения на международном уровне. Вторая половина ХХ в. ознаменовалась многосторонним сотрудничеством государств по налоговым вопросам в рамках деятельности таких международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций (ООН), которые способствовали решению наиболее важных проблем в сфере международного налогообложения. Модельные конвенции ОЭСР и ООН представляют собой на настоящий момент основополагающие типы двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

В последние годы существования СССР был подписан ряд соглашений об избежании двойного налогообложения на основании типовых моделей ОЭСР и ООО, в частности с Норвегией, Австрией, Швецией, Кипром, ФРГ и др.17 Не13 Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Германией от 12.10.1925. М. : Издание Литиздата НКИД, 1926. 68 с.

14 Падейский Н. А. Проблема обложения в международных торговых договорах // Вестник финансов. М., 1927. С. 91.
15 «Договор между СССР и Норвегией о торговле и мореплавании (вместе с Заключитель- р ным протоколом к Договору...) (подписан в г. Москве 15.12.1925). Б

См., например: Договор о торговле и мореплавании между СССР и Турецкой Республи- ^ кой (Анкара, 08.10.1937) ; Договор о торговле и мореплавании между СССР и Данией > от 17.08.1946 ; Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой от 15.07.1947 // Ведомости Верховного Л Совета СССР 1948. № 10.

См.: Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр от □

29.10.1982 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» // Дей- □

ствующие межправительственные и межгосударственные соглашения СССР с другими УЧЕНОГО

16
17
38 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

смотря на то, что эти международные соглашения были разработаны с учетом моделей ОЭСР и ООН, они заметно отличаются друг от друга по вопросам налогообложения отдельных видов пассивных доходов. Общей чертой заключаемых СССР международных договоров было отсутствие в них механизма налогового зачета при двойном налогообложении.

3. Постсоветский период

В связи с распадом СССР на смену Закону СССР пришел Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»18 (далее — Закон РФ), который детально регулировал налогообложение иностранных организаций.

Согласно ст. 1 Закона РФ налогоплательщиками являлись не только российские предприятия с иностранными инвестициями, но и «компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства».

В статье 1 Закона РФ содержалось определение постоянного представительства, основанное на определении, содержащимся в Законе СССР, с некоторыми уточнениями. По сравнению с предыдущими нормативными актами Закон РФ содержал подробные положения об определении прибыли постоянного представительства. В частности, из расчета данной прибыли исключались экспортные и импортные операции, не связанные с данным постоянным представительством. При отсутствии необходимой информации для расчета прибыли постоянного представительства налоговые органы могли определить ее расчетным путем исходя из нормы рентабельности 25 % (ст. 3 Закона РФ). Иностранные организации уплачивали налог по общей ставке 32 % (ст. 5 Закона РФ). Порядок взимания налога у источника в целом остался без значительных изменений.

Закон РФ можно охарактеризовать как дальнейшее положительное развитие российского законодательства: он был достаточно близок к текущем законодательству касательно вопросов налогообложения иностранных организаций и послужил основой для принятия современного законодательства — второй части НК РФ19, содержащего подробное регулирование налогообложения иностранных

странами по вопросам налогообложения. Вып. 1. М., 1984 ; Конвенция между Правительством СССР и Правительством Итальянской Республики от 26.02.1985 «Об избежании двойного налогообложения доходов» // Там же. Вып. 2. М., 1989 ; Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Индия от 20.11.1988 «Об избежании двойного налогообложения доходов» // Там же ; Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады от 13.06.1985 «Об избежании двойного налогообложения доходов» // Там же.

18 Российская газета. 05.03.1992. № 53.
19 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ// СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

УНИВЕРСИТЕТА История развития правового регулирования

имени o.e. кугафина(мгюА) налогообложения иностранных организаций в России

организаций, ведущих деятельность в РФ и получающих доходы от российских источников с учетом как внутреннего, так и международного опыта.

Дезинтеграция СССР и глубокие изменения экономической системы в 90-е гг. ХХ в. потребовали пересмотра действовавших на тот момент соглашений об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения легли в основу новых соглашений, заключенных Россией с другими государствами. Кроме того, распад СССР объективно способствовал увеличению числа двусторонних договоров бывших советских республик. Такие налоговые соглашения активно заключались Таджикистаном, Казахстаном, Грузией Эстонией, Республикой Беларусь20 как между собой, так и с другими странами.

Выводы

Исследование нормативных правовых актов в сфере налогообложения иностранных организаций позволяет сделать вывод, что законодателем с давних пор предпринимались попытки создать эффективную систему налогообложения иностранных организаций. Так, иностранные организации являлись субъектом налогообложения еще в дореволюционной России. В то же время нормативные правовые акты в дореволюционный период не оперировали четкими формулировками, смешивая понятия объекта и субъекта налогообложения, а также не рассматривали вопросы устранения двойного налогообложения.

На протяжении советского периода законодатель, несмотря на незначительность объема иностранных инвестиций в советской экономике, постепенно развивал законодательство, пытаясь использовать гражданско-правовые понятия для регулирования возникновения налоговой обязанности. В то же время размытый характер используемых формулировок не способствовал решению возможных спорных вопросов на практике. Кардинальные изменения в законодательстве о налогообложении иностранных организаций произошли только в начале 1990-х гг. в связи с принятием Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Основные положения данного нормативного акта (в частности, о налогообложении постоянного представительства и доходах от источника) нашли отражение в российском законодательстве. Кроме того, до конца XX в. Российское государство приобретало опыт заключения международных соглашений по налоговым вопросам (сначала в рамках торговых соглашений, а затем отдельно). Данные договоры легли в основу новых соглашений, заключаемых Россией как правопреемником СССР.

Российское законодательство в области налогообложения иностранных орга- Б

низаций продолжает развиваться и в настоящее время. Важной тенденцией его У

развития и совершенствования является необходимость учитывать при его раз- >

работке не только внутренний опыт, но и международные инициативы в области ^

межународного налогообложения, которые помогают предотвратить двойное на- Л

логообложение, а также обеспечить противодействие неправомерным практикам, О

направленным на избежание налогообложения. О

20 Хаванова И. А. Указ. соч. УЧЕНОГО
140 трибуна молодого ученого

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Винницкий Д. В. Международное налоговое право: проблемы теории и практики. — М. : Статут, 2017. — 463 с.
2. Кашин В. А. Международные налоговые соглашения. — М. : Международные отношения, 1983.
3. Кури В. О прямых налогах в Древней Руси. — Казань : Издание книгопродавца И. Дубровина, 1855.
4. Падейский Н. А. Двойное обложение, как международная финансово-правовая проблема // Вестник финансов. — 1929. — № 11—12. — С. 86—87.
5. Падейский Н. А. Проблема обложения в международных торговых договорах // Вестник финансов. — М., 1927.
6. Сергеевич В. И. Древности русского права : в 3 т. — СПб., 1903. — Т. 3 : Землевладение. Тягло. Порядок обложения.
7. Толкушкин А. В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М. : Юристъ, 2003. — 910 с.
8. Хаванова И. А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения : монография / под ред. И. И. Кучерова. — М. : Юриспруденция, 2016. — 352 с.
9. Шахмаметьев А. А. Международное налоговое право. — М. : Международные отношения, 2014. — 824 с.
НАЛОГИ ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПЛАТЫ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ НАЛОГ У ИСТОЧНИКА НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты