Спросить
Войти

Происхождение племени эсегель и его историческая роль в образовании государства волжских булгар

Автор: указан в статье

13. Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Сборник документов и материалов в 2-х т. - Баку, 1976-1977.

14. Амрахов М.И. Народное образование в Азербайджане в годы войны (1941-1945 гг.). - Баку, 2004.
15. Балашов А.И. Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. - СПб., 2005.
16. Война и общество. 1941-1945 в двух книгах / Отв. ред. Г.Н. Се-востьянов; Инс-т российской истории). - М., 2004.
17. Мурадалиева Е.Б. Кровь земная - нефть Азербайджана и история. Кн. 1. - Баку, 2005.
18. Новрузов Т. Трудовые подвиги колхозного крестьянства Азербайджана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - Баку, 1963.
19. Советская экономика в период Великой Отечественной войны 19411945 гг. - М., 1979.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЛЕМЕНИ ЭСЕГЕЛЬ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА ВОЛЖСКИХ БУЛГАР

© Беленов Н.В.*

Самарская академия государственного и муниципального управления,

г. Самара

В данной статье сделана попытка осветить некоторые вопросы происхождения и истории одного из народов Волжской Булгарии - племени эсегель, а также его роли в средневековой истории Среднего Поволжья.

Этническая история Волжской Булгарии - одна из самых малоизученных и дискуссионных тем в истории Среднего Поволжья. Споры о языковой принадлежности, первоначальной территории расселения, времени проникновения на данную территорию того или иного народа булгарского племенного объединения не утихают в научных кругах.

В то же время, вопрос о происхождении этих народов неразрывно связан с изучением истории и культуры современных народов Поволжья и Приуралья.

В рамках данной статьи мы попытаемся осветить вопрос об этнической принадлежности и некоторых этапах истории племени эсегель, упо* Старший преподаватель кафедры Математических методов и информационных технологий, кандидат педагогических наук.

минавшегося арабскими авторами среди народов Волжской Булгарии с момента их первого знакомства с этим государством [6, 10, 11].

Данный народ, известный также как «аскл» и «искел», упоминается на всём протяжении истории Волжской Булгарии, вплоть до монгольского завоевания [12].

Относительно этнического происхождения эсегелей высказывались различные гипотезы.

Некоторые исследователи выводят данный народ из Средней Азии, и связывают его с известным там в X веке племенем чигили, которое кочевало в окрестностях озера Иссык-куль [3].

Другие видят в эсегель угорскую составляющую булгарского племенного союза, считая их выходцами из Прикамья и территорию данного племени помещают на востоке булгарского государства [2, 9].

Существует также мнение о родстве племени эсегель с аланами-асами, которые вошли в племенную структуру булгар во время пребывания их на Кавказе и затем были увлечены ими при миграции в Среднее Поволжье [4].

В данной работе мы предлагаем свой взгляд на происхождение данного этноса.

Во многих сообщениях арабских авторов обращает на себя внимание тот факт, что эсегель причисляется собственно к булгарским племенам: «... булгары делятся на три разряда - булгары, берсула, эсегель» [10]. Причисление к огуроязычным булгарам было бы вряд ли возможно, если бы эсегель не были тюрками, а являлись бы уграми или иранцами. Против отождествления племени эсегель с уграми говорят и данные лингвистики. Единственный живой на сегодняшний день язык булгарской группы - чувашский - не имеет сколько-нибудь значительных угорских заимствований [7]. А они были бы неизбежны при том тесном взаимодействии, которое можно проследить между предками чувашей суварами и эсегель на всём протяжении истории Волжской Булгарии [6].

Племя эсегель как этнос Среднего Поволжья начинает фигурировать в источниках не ранее второй половины IX - начала X века. До этого времени народ с таким названием в среде булгар не упоминался - ни в период их нахождения на Северном Кавказе, ни среди булгарских племён, пришедших с Аспарухом на Балканы. Следовательно, причины появления данного народа на Волге следует искать именно в указанный исторический период.

Данная эпоха характеризуется для Восточно-Европейских степей главным образом печенежским нашествием из Восточного Приаралья. Орда печенегов, захватив Волго-Донские степи, спровоцировала ещё одну масштабную миграцию - переселение угро-мадьяр сначала в Этелькузу, а затем в Паннонию.

Естественно сделать вывод, что племя эсегель - народ, каким-то образом пострадавший от этих катаклизмов, искавший убежища на Волге у булгар. Возможно, именно этим обстоятельством объясняется униженно-подчинённое положение предводителя эсегель у булгарского эльтебера: «Другая же партия была вместе с царём из племени, которого называли царём эскел. Он был у него в повиновении, хотя ещё не принял ислама» [6].

Теперь рассмотрим, какие территории пострадали наиболее сильно под ударами мадьярских и печенежских орд, и население которых было предположительно этнически близко булгарам. Такие территории находятся в Подонье - на территории существования Салтово-Маяцкой культуры. Часть исследователей считает данные территории вассальными по отношению к Хазарскому каганату, другие склонны видеть в них самостоятельное государственное образование [2, 8]. Для нашей темы существенно, что большинство учёных сходятся во мнении относительно этнических компонентов данной культуры: это было осёдлое аланское и кочевое или полукочевое булгарское население. Судя по археологическим данным, территория СМК подверглась страшному опустошению со стороны венгров и печенегов. Если осёдлое аланское население смогло пережить эти катаклизмы - упоминания о донских аланах встречаются в русских летописях в связи с походами Святослава на хазар и позднее, вплоть до монгольского нашествия - то кочевникам-булгарам, которые занимали с пришельцами одну этно-социальную нишу, в основном, пришлось покинуть эту территорию.

По нашему мнению, именно с приходом эсегель в пределы Волжской Булгарии следует связывать положительный для булгар исход борьбы с угро-мадьярами за гегемонию в данном регионе. Судя по материалам Танкеевско-го могильника IX века, угорский этнический компонент в Среднем Поволжье в те времена был очень силён [5]. У тюрок-булгар не было безоговорочного превосходства. Но ситуация коренным образом изменяется в конце IX века, когда печенеги наносят угро-мадьярам поражение в степи, а булгары получают значительное подкрепление в виде племени эсегель из Подонья.

Как нам представляется, именно их арабские авторы именуют внутренними булгарами, которых характеризуют как мужественных воинов: «Люди эти храбры, воинственны и внушают страх. Они имеют внешнее сходство с тюрками, живущими около страны хазар. Внутренние булгары находятся в состоянии войны со всеми руссами ... у них есть овцы и оружие для ведения войны» [12]. Ибн Фадлан описывает эсегель как кочевников, следовательно, они заняли нишу мадьяр в лесостепи.

Тем не менее, какая-то часть племени эсегель всё же осталась кочевать в Восточно-Европейских степях. Косвенно это подтверждают данные ономастики и топонимики. Так, имя одного из половецких князей в русских летописях - Аскел; некоторые исследователи склонны связывать с этим этнонимом и название города Оскол [4]. Возможно, племя эсегель входило в племенную конфедерацию донских половцев.

Следы эсегель мы находим и в Венгрии, в виде народа секелей или се-кеев. Секели вплоть до XVII века сохраняли руническую письменность, аналогичную праболгарской, и особый язык. По собственным этногенети-ческим преданиям, секели выводили себя от гуннов, что может говорить об их принадлежности к тюркам-огурам.

На основании приведённых выше фактов, предлагаем следующее изложение истории племени эсегель. Этот народ мы можем отнести к тюркам т.н. первой волны, когда огуроязычные племена гуннов, авар, савир, булгар и хазар, последовательно сменяя друг друга, доминировали в Восточно-Европейских степях. Этим объясняется и широта расселения представителей племени - от берегов Иссык-куля на востоке до Венгрии на западе. По-видимому, эсегель пришли в степи Северного Кавказа вместе с булгарами. Так, в византийских источниках под 563 годом есть запись о том, что явилось второе посольство тюркютов, от «Аскела, государя ермихионов» (ермихионы - персидское название тюрок) [1]. После распада Великой Болгарии в При-кубанье, они оказались в числе племён, переселившихся на Дон, предводительствуемых булгарским племенем котрагов. Там они просуществовали, ведя кочевой образ жизни, в симбиозе с осёдлым аланским населением вплоть до угро-мадьярского нашествия. Изгнанные из Волго-Донских степей, большинство эсегель переселилось на Среднюю Волгу, к родственным булгарским племенам. Другая часть осталась на прежнем месте в вассальной зависимости сначала от печенегов, а затем от половцев. Окончательно следы племени эсегель на Дону исчезают после монгольского нашествия.

В составе государства Волжская Булгария, согласно имеющимся данным, племя эсегель занимало южную лесостепь, в основном, на правом берегу Волги, включая Самарскую Луку - южный форпост булгарского государства. Если наше предположение верно, то и Муромский городок, расположенный у села Валы, можно также отнести к поселениям эсегель. Нашу догадку косвенно подтверждают названия сёл Самарской области, возможно, хранящие память о древних обитателях этих территорий - Аскулы, Исаклы. Центром же области эсегель, по-видимому, являлся город Ошель. На южную локализацию эсегель относительно других народов Волжской Булгарии указывает и автор анонимного труда Худуд аль-Алам, называя их ближайшими к печенегам.

После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии монголами, остатки эсегель, скорее всего, переселились на северо-запад, где приняли участие в формировании чувашского народа.

Список литературы:

1. Артамонов М.И. История хазар. - Л., 1962.
2. Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. - М., 1999.
3. Гумилёв Л.Н. В поисках вымышленного царства. - М., 1989.
4. Добродомов И.Г. Из аланских следов в топонимии Европейской части СССР // Имя - этнос - история. - М., 1989.
5. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. - М., 1995.
6. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. - Харьков, 1956.
7. Мудрак O.A. Заметки о языке и культуре дунайских болгар. - М., 1999.
8. Плетнёва С.А. От кочевий к городам. - М., 1967.
9. Халиков А.Х. Протоболгары и протовенгры в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье // Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. -Казань, 1990.
10. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омара Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя X века по рукописи Британского музея. - СПб., 1869.
11. Худуд аль-Алам. Рукопись Туманского с введением и указателем В. Баргольда. - Л., 1930.
12. Циркин A.B. Русско-мордовские отношения в X-XIV вв. - Саранск, 1969.

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

© Белов С.И.*

Ивановский государственный университет, г. Иваново

В статье рассматриваются важные аспекты влияния Первой мировой войны на развитие промышленности во Владимирской губернии в 1914 - начале 1915 г. В работе анализируются как экономические, так и социальные факторы, оказавшие негативное и положительное влияние на промышленное развитие Российской Империи (на материалах Владимирской губернии).

Начало Первой мировой войны вызвало разнообразные изменения в экономике страны уже в первые ее месяцы. Они были обусловлены целым рядом причин, многие из которых становятся понятными, если внимательно рассмотреть ситуацию в предвоенный период. В эти годы можно отметить,

* Аспирант кафедры истории России.

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов