K. A. Oriental despotism: a comparative study of total power. New Haven, London: Yale University Press, 1957. 556 p.
Literatura
Статья поступила в редакцию 01.03.2016 г.
УДК 91+811373. 21
РУССКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ И ТОПОНИМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ
ТЕРСКО-СУНЖЕНСКОГО РЕГИОНА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА
RUSSIAN SETTLEMENTS AND TOPONYMIC LANDSCAPE
OF THE TEREK-SUNZHA REGION OF THE NORTHEAST CAUCASUS
©2016 Ханмагомедов Х. Л., Насруллаева П. Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2016 Khanmagomedov Kh. L., Nasrullayeva P. N.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Раскрывается вопрос о возникновении русских поселений и топонимического ландшафта в северо-западной (терско-сунженской) части Северо-Восточного Кавказа.
Abstract. The author reveals a problem of emerging the Russian settlements and toponymic landscape in the Northwest (Tersko-Sunzhensky) part of the Northeast Caucasus.
Rezjume. Raskryvaetsja vopros o vozniknovenii russkih poselenij i toponimicheskogo landshafta v severo-zapadnoj (tersko-sunzhenskoj) chasti Severo-Vostochnogo Kavkaza.
Kljuchevye slova: russkie poselenija, Severo-Vostochnyj Kavkaz, Tersko-Sunzhenskij region, toponimicheskij landshaft, grebenskie kazaki, terskie kazaki.
Северо-Восточный Кавказ - один из уникальных географических, лингвогеографи-ческих, полиэтнических регионов юга России. Как пишет З. М. Гаджиева, «в последние
десятилетия этнический фактор играет важную роль в решении геополитических проблем, особенно в политических регионах с высокой долей русского населения» [6. С. 3].
Н. Г. Волкова указывает, что воссоздание достаточно полной этнической картины Северного Кавказа, выявление главных этапов ее формирования представляется необходимым и важным не только с точки зрения правильного освещения проблем этнической истории северокавказских народов, но и для понимания многих моментов в современных национальных процессах [4. С. 5]. В этом отношении определенный интерес представляет топонимия (совокупность топонимов региона).
Топонимы - продукт социального познания, который возникает в процессе освоения объективных явлений в географической среде и этноязыковом составе населения. Это связано с потенциальными возможностями, которые они несут в изучении социо-сферы, миграционных процессов, структуры общества, окружающей среды, вопросов истории языка [16. С. 3].
Топонимический и лингвистический образы географического объекта - проблема социально-географическая, прежде всего, лингвогеографическая и этногеографиче-ская, возникшая на основе освоения территории и социально-экономической среды. Они являются визитной карточкой топонимов [17. С. 119].
В регионах Северо-Восточного Кавказа видится положительным образ жизни русского населения как защитника своих территорий, традиций и обычаев. Говоря о русском населении Дагестана, следует учесть, что в дореволюционных источниках в число русских включались и украинцы, и белорусы [14. С. 5]. Возможно, так же обстояло дело в Чечне и Ингушетии. Русско-чеченские взаимоотношения (и русско-ингушские) имеют глубокие экономические, политические, социальные корни, в исторической литературе не раз отмечались оживленные торговые связи Тмутораканской Руси с народами Северо-Восточного Кавказа, Закавказья [2. С. 151].
Русское население Северного Кавказа, как пишет Н. Г. Волкова, складывалось на протяжении длительного времени в различных социально-экономических и политических условиях [4. С. 193]. Она подчеркивает: «Политическая обстановка на Северо-Восточном Кавказе, где форпосты России на Тереке и Сунже возникли ещё в 60-х годах XVI в., характеризовалась то усилением русского влияния и укреплением политических и экономических связей с коренным населением
этой территории и некоторыми феодальными владельцами, то враждебным действием последних и проникновением, хотя и в более ослабленном по сравнению с Западным Кавказом виде, турецкого, а также иранского влияния. Укреплению политического положения России в этих областях способствовал Прикаспийский поход Петра I в 1722 г., впоследствии граница России была вновь отодвинута на Терек» [4. С. 12]. Как отмечает И. А. Суздальцева, государство было заинтересовано в скорейшем заселении местностей Кавказа в связи с окончанием Кавказской войны [14].
Согласно Н. П. Гриценко, достоверно, что ещё в VIII веке н. э. в Чечню и Ингушетию проникает христианство из Закавказья и Юго-Восточной Европы, со стороны Тмута-раканской Руси, то есть почти за 200 лет до официального принятия христианства на Руси [11. С. 7]. Подчёркивается, что русским купцам-дружинникам были известны далёкие страны на Западе и Востоке. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в «Книге путей и провинций», написанной в 846-847 гг., приводит сведения о торговле русских купцов с Византией, Хазарией, Северным Кавказом. Они явились посредниками в торговле Кавказа с Восточной Европой. В ХЬХП вв. экономические связи Руси с Северным Кавказом усиливаются [11. С 9].
С распадом Хазарского каганата, закрывавшего торговые пути по Северному Дону и Керченскому проливу и Волге, и с образованием пролива между Азовским и Чёрным морями укрепились связи русского Тмуто-раканского княжества с народами Северного Кавказа, в том числе и с Дагестаном, Чечней и Ингушетией. Географическое положение Тмутаракани было весьма удобным. С одной стороны азово-черноморские гавани связывали её с западом, с другой, овладение устьем Днепра обеспечивало владение течением Дона с притоками. Через Тмутаракань шёл путь на Каспий, на Кавказ и в страны Востока [5. С. 150]. Кроме того, о значительном влиянии Тмутаракани на народы Северо-Восточного Кавказа свидетельствует тот факт, что в распространении христианства среди черкесов в Х-Х! вв. принимали участие греко-византийская церковь и тму-тараканская епархиальная церковь Бориса и Глеба. Также «источники отмечают, что в конце Х - начале ХХ вв. русы свободно плавали по Каспийскому морю» [5. С. 151].
Говоря о заселении Северо-Восточного
Кавказа, в частности, берегов Терека русскими поселенцами, Н. П. Гриценко отмечает, что не позднее середины XV века часть казаков, известных под именем «терских», поселилась на возвышенностях между Терским и Сунженским гребнями, заложив основу гребенскому казачеству [11. С. 16]. Н. Г. Волкова подчёркивает: «Отдельные группы русских Северо-Восточного Кавказа, известные в письменных источниках с
XVI в., формировались из беглых крепостных и дали начало гребенскому казачеству» [4. С. 193-194]. «Описание гребенских казаков», составленное не позднее 40-х годов
XVII в., свидетельствует, что «гребенцы первоначально жили не на тех местах, где обитают ныне за Тереком в гребнях и ущельях. Данное сообщение с полным основанием следует отнести не к равнинным территориям Притеречья, а к некоторым горным районам, вероятно, бассейна правого притока Терека - Сунжи» [12. С. 194]. Вынужденные уйти из-за нападений горцев, как утверждает тот же источник, гребенческие казаки поселились на Тереке, образовав городки Курдюков и Шадрин, а места их поселений по Балсуру заняли балсурцы, или ка-рабулаки, чеченцы, гребенчуки (гребенчук -видимо, русское осмысление название поселенцев гребней гор, т. е. горцев) [3. С. 194].
Факт существования в горных районах русского населения отмечает и Штедер в своём дневнике, называя Фортангу и Русскую Фортангу. «Эта река (russische Fortan), -пишет Штедер, - получила своё имя от русских беглецов и староверцев, которые жили здесь... Доказательство этому - множество гребенских крестов, которые находятся на могилах» [приводится по: 4. С. 194].
Подробно рассматривается проблема происхождения эпонима «гребенские казаки» в работе «О месте первоначального расселения гребенских казаков» В. Б. Виноградовым и Т. С. Магомадовой. Согласно им, гребенские казаки - одна из групп русского народа. Название они связывают с местом оседления их в Терском хребте, где якобы поселились первоначально русские люди [3. С. 35]. Эти же авторы подчёркивают, что «в русских документах, представлениях второй половины XVI - начала
XVIII в. «гребни» - это высокогорье и чаще всего - северные склоны Кавказского хребта. Обитателей этих гор сами вайнахи называют лемороями, что в переводе означает «горцы»
[3. С. 36]. Может быть, эти особенности при-теречных поселений дали им название гре-бенских. В первой половине и не позднее XVI в. на Тереке появляются казаки, известные под именем терских [11. С. 12], их поселения во всех без исключения источниках именовались только терскими (Терки) и только городами, но никогда не назывались «сунженскими городками», пишет Д. Васильева. Все терские города располагались на левом берегу Терека, против впадения в него Сунжи. Их величественными остатками являются городище Лабатория (Терки-1) и Шелкозаводское городище (Терки-2). Сунженские городки - это небольшие крепостцы, именуемые в источниках «острожками», «городками», иногда даже «острогами», но никогда не называвшиеся «городами» или крепостями [2. С. 33]. Как подчёркивает Н. Г. Волкова, в 1650-х годах по Тереку начиная от урочища Моздок расположились городки Ищерский, Наурский, Черв-ленный, Оскин, Яковлев и другие [4. С. 194]. Мы предполагаем, что эти названия связаны с названиями тех мест, откуда родом их первопоселенцы. По мнению М. М. Блиева, для упрочения нового Кизлярско-Моздокского участка русско-пограничной линии сюда стали переселять с Дона и Волги казаков [1. С. 56]. Как полагает Н. П. Гриценко, ингушские поселения появляются в XVI-XVII вв.; в 1567 г. образована станица Червленная, при впадении Сунжи в Терек возведён Сунженский городок, в 1559 г. - станица Щедринская. В этот же период появляются станицы Калиновская, Галюгаевская, Мекенская [11]. В 1817-1818 гг. создана Сунженская линия, где также обосновались казаки. В 1845 г. основаны станицы Троицкая и Слепцовская (ныне Орджоникидзевская), в 1847 - Асси-новская, в 1851 - Самашкинская и Алханюр-товская. Большинство этих станиц было заселено выходцами с Дона [12. С. 32]. В 30-50-х годах XVIII в. казачество низовьев Терека продолжало пополняться беглыми людьми из России. Казачьи городки выросли и стали именоваться станицами [14. С. 25]. В 1650-х годах, начиная от урочища Моздок, вниз по Тереку располагались городки Наурский, Червлённый, Ослин, Яковлев и другие, а гре-бенские городки, в начале XVIII в. располагавшиеся на правом берегу Терека, в 1711 г. указом Сената были перенесены на левый берег той же реки [4. С. 194].
А. А. Головлев считает «далекими историческими предшественниками станицы
Грозненской, как и г. Грозного, казачьи городки в низовьях р. Сунжи, прежде всего, основанный в середине XVI в. Сунженский острог, существование которого общепризнано». И далее указывает: «Основатель Сунженской оборонительной линии генерал А. П. Ермолов считал занятие русскими войсками земель по Сунже не завоеванием, а возвращением их казачьим владельцам» [7. С. 61]. Непосредственным предшественником станицы Грозненской стала крепость Грозненская, заложенная под началом генерала А. П. Ермолова в 1818 г., а через 3 года возникает Грозненский форштадт. Для защиты гражданского населения форштадта в 1839 г. устраивается Грозненское военное поселение, куда на жительство переводятся более 150 отставных женатых солдат Курин-ского полка. В 1851 году (по другим данным в 1848 г.) военные поселения были зачислены в казачье сословие, а само поселение преобразовано в ст. Грозненскую, включенную в состав 2-го Сунженского казачьего полка [7. С. 61].
Как отмечают А. А. и Н. М. Головлевы [710], станица Горячеисточненская на Надтеречной плоскости располагалась близ аула Старый Юрт, или Девлетгиреевский аул, названная по имени влиятельного кабардинского князя, и была создана как Горячевод-ское укрепление по распоряжению генерала А. П. Ермолова в 1819 или в 1820 г. Впоследствии оно было дополнено другим укреплением - Николаевским мостовым (выстроено на роту пехоты в 1848 г.) на правом берегу Терека, в 4 верстах от Горячеводска.
Касаясь истории села Пригородное, отметим, что после окончания Кавказской войны в этом месте сначала возник небольшой хутор, связанный с появлением человека по имени Курум. Он поселился на землях, дарованных ему русским царем за верную службу. Кроме Курума, чеченца иранского происхождения, здесь же получили земли Орш (Арку) Чернаев и Н. Г. Беллис Орц Чер-наев, умерший в 1895 г. в Грозном и похороненный на землях нынешнего с. Пригородного, близ бывшей Воздвиженской дороги [8. С. 47].
Рассматривая историю селения Итум-Кале, А. А. Головлев отмечает, что рядом с аулом Итум-Кале 1 сентября 1858 г. был заложен земляной редут, вскоре преобразованный в Евдокимовское укрепление, названное в честь генерала. Евдокимовское
укрепление до начала 1990-х гг. из-за ненадобности было упразднено, жилые и хозяйственные постройки укрепления военное ведомство передало на попечение местных жителей. К настоящему времени от этого укрепления ничего не сохранилось [10. С. 51].
На территории Терско-Сунженского региона Северо-Восточного Кавказа, согласно анализу материалов А. Сулейманова [15], зафиксировано 10430 топонимов, из них чеченских - 80,13 %, русскоязычных - 6,63 %, тюркских - 2,6 %, прочего происхождения -10,64 %. В целом топонимический фон региона - чеченский и ингушский, в восточных притерских районах - чеченский и русский, но позднего происхождения.
В словаре «Топонимия Чечни» А. Сулей-манов представил огромный фактический материал, который требует научного обобщения. При изложении топонимов он стремился привести историко-этнографический материал, что позволяет исследователю понять этническую ситуацию в Чечне. В работе А. Сулейманова нами выявлены 76 лексем, не имеющих отношения собственно к топонимии региона. Это названия кузней, казарм, лавок, часовен, церквей, страховых обществ, этапного пункта, гауптвахты, артиллерийской батареи, винных подвалов, мельницы, хлебопекарен, маслобоек и других, отмеченных А. Сулеймановым для станиц: Троицкая, Алханкала, Брагуны, Калинов-ская, Николаевская, Червленная, Староглад-новской, Шелковской, Гвардейская, Минеральный, города Карабулак [15. С. 545, 549, 556, 561, 587, 614, 615, 630-632, 637-638, 644645, 651, 660-661, 665]. Наибольшее количество русских топонимов отмечается в станицах: Наурская (по чеч.: Невре, Новр-Г1ала [15. С. 620]), Калиновская (по чеч. Гал-Г1ала [15. С. 635], Николаевская (по чеч. Сай-Г1але [15. С. 637]), Старогладковская, Шелковская. Из изученных русских и русскоязычных топонимов относится (в %): к станице Кали-новской - 7,24, Наурской - 9,99, Мекенской -4,63, Николаевской - около 10, Староглад-ковской - 7,38. В топонимическом ландшафте названных станиц преобладают русские и русскоязычные топонимы. Этнический состав станиц: Калиновской - в основном русские (православные христиане и старообрядцы), чеченцы, ногайцы [15. С. 627]; Наурской - смешанный состав (русские, чеченцы и др.) [15. С. 620], Мекенской - русские, чеченцы [15. С. 635]. В станице Старо-гладковская живут представители разных национальностей, из чеченских отмечает тейпы: беной, энгеной, билтой [15. С. 659]. В Шелковской (первое название этой станицы - Сарапан (по груз. «шёлк»), следующее -Шелкозаводская) в наши дни проживают чеченцы, русские, грузины, армяне, кумыки, осетины, ногайцы, аварцы [15. С. 653]. Станица Гребенская основана русскими казаками на месте бывшего ногайского аула Яна-Кхале, или Янкхала - «Новое укрепление»; ее населяют русские, чеченцы, ногайцы, татары [15. С. 656]. Название станицы Бороздинов-ской А. Сулейманов связывает со словом борозда, что, по нашему мнению, сомнительно. Сюда, в церковь Дмитрия, на религиозные праздники приезжали станичные казаки с семьями, а также жители Кизляра [15. С. 633]. В станице Каргалинская проживают русские, чеченцы (переселившиеся из Но-жай-Юртовского и Веденского районов Чечни), ногайцы, табасаранцы, осетины, аварцы, армяне, даргинцы; в Ищерской - казаки и чеченцы [15. С. 616]; в Червленной -русские, ногайцы, чеченцы, аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы, татары.
А. Сулейманов правильно приводит значения топонимов: название озера Урускол -«русское озеро» (с ногайского урус - «русский»), дороги Орус йол - «дорога русских») [17. С. 614]. Топонимов с этнонимом урус (орус) немало в Карачаево-Балкарии, Дагестане, Азербайджане. Исследование топонимического ландшафта русских населённых пунктов на примере Червленной, Наурской, Старогладовской показало, что топонимы этих станиц отражают:
На основе изученного материала можно констатировать: коренные народы в Терско-Сунженском регионе России - это чеченцы, ингуши, что подтверждается топонимическим материалом; топонимы тюркоязычных народов (кумыков и ногайцев) и русских представлены топонимическими пластами. Как правильно пишет Ф. С. Эфендиев, «топонимика - это неотъемлемая часть этнического сознания народа. Топонимические названия испокон веков передавались из поколения в поколение и сохранялись в этнической памяти каждого человека» [19. С. 122].
Топонимы и названия русского населения в северо-восточной части славянского топонимического ландшафта Северного Кавказа надо сохранить в первозданном виде, как их создал первопоселенец. Это особенно актуально с учетом того, что русский народ сделал многое для экономического и социального развития народов Северо-Восточного Кавказа. При этом требуется и сохранение топонимов других народов, живущих в Терско-Сунженском регионе юга России. Данная проблема требует дальнейшей разработки в географо-историко-лингви-стическом отношении.
века. М.: Наука, 1994. 275 с. 5. Гаджиев В. Г. Исторические связи Дагестана с Россией // Учен. записки Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. Дагестанский филиал АН СССР. Т. 13: Серия историческая. Махачкала: Изд. ИИЯЛ ДФ АН СССР, 1964. С. 135-154. 6. Гаджиева З. М. География и динамика расселения русских в Дагестане. Автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. Ставрополь, 2005. 22 с. 7. Головлев А. А. Из истории и географии станицы Грозненской // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Доклады и сообщения VII Российской научно-практической конференции. Ноябрь 1999 г. М.: Изд. Всерос. научн. и культ.-просвет. о-ва «Энциклопедия российских деревень», 1999. С. 61-62. 8. Головлев А. А., Головлева Н. М. Из истории станицы Горячеисточненской // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Доклады и сообщения VII Российской научно-практической конференции. Ноябрь 1999 г. М.: Изд. Всерос. научн. и культ.-просвет. о-ва «Энциклопедия российских деревень», 1999. С. 62-63. 9. Головлев А. А. Селение Пригородное в Чечне: Опыт комплексного краеведческого исследования // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Доклады и сообщения VIII Российской научно-практической конференции. Вып. 2. Декабрь 2001 г. М.: Изд. научн. и культ.-просвет. об-ва «Энциклопедия российских деревень», 2001. С. 46-50. 10. Головлев А. А. Два эпизода из истории селения Итум-Кала (Горная Чечня) // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Доклады и сообщения VIII Российской научно-практической конференции. Вып. 2. Декабрь 2001 г. М.: Изд. научн. и культ.-просвет. об-ва «Энциклопедия российских деревень», 2001. С. 50-52. 11. Гриценко Н. П. Из истории экономических связей и дружбы с великим русским народом. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1965. 66 с. 12. Гриценко Н. П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в XVIII - первой половине XIX вв. // Труды Чечено-Ингушского института истории, языка и литературы. Грозный: Изд-во «Грозненский рабочий», 1961. Т. IV. 192 с. 13. Лысенко Ю. И., Лысенко Л. Ф. К вопросу о заселении низовьев Терека // Научное обозрение Ассоциации молодых ученых Дагестана: сб. статей. Т. 35. Махачкала: Изд. Ассоциации молодых ученых Дагестана, 2006. С. 24-28. 14. Суздальцева И. А. Русские переселенцы Дагестана в конце XIX - начале ХХ вв.: численность, состав, деятельность. Махачкала: Изд. Даг. гос. пед. ун-та, 2006. 200 с. 15. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Кн. изд-во», 2006. 712 с. 16. Ханмагомедов Х. Л. Топонимия территории со сложной географической средой и этноязыковым составом населения. Автореф. дисс. ... д-ра. геогр. наук. Баку, 1996. 43 с. 17. Ханмагомедов Х. Л., Гебекова А. Н., Гасанова С. Х. История возникновения названий географических объектов Юго-Восточного Дагестана как культурно-исторического наследия региона // Вестник Академии права и управления. М., 2015. № 1 (38). С. 118-127. 18. Ха-паев С. А. Словарь географических названий Карачая и Балкарии. М.: Изд. Фонда «Эльбрусоид», 2013. 576 с. 19. Эфендиев Ф. С. Топонимика как один из факторов этнической памяти // Топонимика и ономастика Северного Кавказа: Тез. 1-ой Общекавк. конф. 16-18 апреля 1997 г. Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 1997. С. 122-125.
References
Literatura
Статья поступила в редакцию 19.02.2016 г.