трак или бедняк. Привычно горцы продолжали выбирать своих представителей не по классовому признаку, как того добивались власти, а в первую очередь по нравственным критериям. [2,с.27].
Некоторые местные и районные чиновники обвиняли духовенство в стремлении провести своих людей в Советы и в попытке захватить власть. Своё бессилие в организации советской работы чиновники объясняли их «вредительством». В 1926 году во время выборов Кумторкалинского сельского совета и его председателя, джамаат раскололся, а районные власти в этом обвинили местное духовенство и кулаков как сговорившихся против советской власти. [7,с.46].
Обвинения в подстрекательстве населения против мероприятий советской власти в адрес духовенства стали звучать из уст чиновников чаще в конце 20-х-30-е гг. Это было связано с трудностями советского строительства и начавшимися сталинскими репрессиями против «врагов народа» и «контрреволюционеров». Духовенство, в свою очередь, обвиняло советскую власть в стремлении на корню уничтожить шариат, заменив его советскими законами, а мусульман превратить в «гяуров».[2,с.27].
На взаимоотношениях местных властей и духовенства сильно сказывались жалобы населения на безобразия чиновников и волокиту.Такие примеры часто приводятся в докладах партийных работников и в донесениях агентов ОГПУ в начале 20-х годов. Советские работники ряда населённых пунктов часто пьянствовали и дискредитировали власть, а за взятки представителей духовенства восстанавливали в гражданских правах. В среде духовенства высказывались соображения о том, что пришедшие к власти бедняки, избранные в советские органы власти, никакой пользы обществу не принесут.[1,с.30].
Нередко духовенство запрещало землякам участвовать в торжествах, посвящённых советским праздникам. Советские праздники игнорировались духовенством в тех населённых пунктах, где местные чиновники не пользовались авторитетом и не могли найти с ними компромисс. Первоначальные
ограничения религиозной деятельности служителей культа коснулись тех обрядов, которые были связаны с нанесением телесных повреждений.
Таким образом, социально-экономическое и правовое положение мусульманского духовенства в 20-30-егг. в Советском Дагестане контролировалось государством. В 30-е гг. ограничения распространились и на такие традиционные обряды, как намазы. После закрытия мечетей намазы духовенством проводились в частных домах. Совсем скоро, в конце 30-х гг. все традиционные религиозные праздники и обряды сотрудниками ОГПУ преподносились как «патриархально-клерикальные». После введения ограничений, особенно опасной стала деятельность духовенства в 1930-е гг. в плоскостной части республики и в городах, где контроль властей и борьба с инакомыслием были наиболее действенными. Некоторые представители духовенства открыто выражали своё недовольство усилившимися религиозными ограничениями и гонениями на духовенство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
CENTRAL ASIA IN TRADE IN THE VI-XII CENTURY
Mukhammadiev M.
PhD in History, Senior Lecturer of the Department of Economics and Innovation Kazan Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation
СРЕДНЯЯ АЗИЯ В ТОРГОВЛЕ В VI-XII ВЕКА
Мухаммадиев М.Э.
Канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры Экономики и инноватики Казанского кооперативного института Российского университета кооперации
Abstract
This article is one of the attempts to comprehensively study the internal and external trade of the states of Central Asia, the relationship in this area with such countries as Ancient Rus, Byzantium, Volga Bulgaria, the Khazar Kaganate, with countries of the East and West (Scandinavian countries) economic processes taking place in these regions.
Аннотация
Данная статья представляет собой одну из попыток комплексного изучения внутренний и внешней торговли государств Средней Азии, взаимоотношения в этой сфере с такими странами как Древняя Русь, Византия, Волжская Булгария, Хазарский Каганат, со странами Востока и Запада (странами Скандинавии) с исследованием социально-экономических процессов, протекавших в этих регионах.
В древности и средневековой Средней Азии в VI-XII века торговые отношения не происходили изолированно в своем развитии. Уже в VI в. появилось шелководство, которое получило свое распространение из Восточного Туркестана (Хотанский оазис). Гератской, Мервской областей, округов Ни-шапура, Ниса и др.[34, С.49].
Высокого развития достигло собственное изготовление тканей. В первую очередь, было развито шелко - и хлопкоткачество, которые, как и производство шерстяных тканей, базировались на местном сырье [20, С. 86; 25, С.56; 7, С.66-78; 19, С.88-116].
Можно отметить центры ткачества в Маверан-нахре: селение Зиндана близ Бухары, Ведар близ Самарканда и Дарзанги в долине Сурхандарьи.
Абу Бакр Мухаммад Наршахи писал о большом ткацком предприятии «Байт-ут-тироз» в Бухаре и в Нишапуре в IX в., где выделывались ткани и ковры. Продукция этого предприятия имела спрос за пределами Средней Азии, куда и вывозилась [5, С.128]. Обо все этом нам известно по данным Абу Абдаллах Ал-Мукаддаси [1, С.51]. Бухара производила много «мягких», а Фергана «белых» тканей. В Нишапуре производили высокосортные хлопчатобумажные и шелковые ткани, которые известны были в 1Х-Х11 вв. за пределами страны.
Несомненно, особое место. занимало садоводство. По данным арабских путешественников из Самаркандского Согда вывозились поражавшие иноземцев персики, которые были «так велики как гусиные яйца, цвет их походил на золотой, их называли также золотыми персиками» [41]. Предметом экспорта являлись также белые и желтые вишни. Культивировались абрикосы, яблоки, груши, айва, вишня, алыча, слива, гранаты, инжир, орехи, миндаль. Много плодовых садов отмечено в Согде, Уструшане, Чаче, Фергане, Хуттале, в округе Нисы; в Гератской области производились в большом количестве изюм, фисташки и другие сладости. Средняя Азия вообще славилась среди стран Востока изобилием фруктов, их высоким качеством и множеством сортов.
Географы и путешественники отмечают, что в Средней Азии существовало огромное количество гужевых животных - лошадей, мулов, ослов и верблюдов. Высоко ценились кони Согда. Целые табуны их перегонялись в Китай и другие страны Востока и Запада из Самарканда, Бухары, Кеша и
Майбурга. Есть основания полагать, что посольство, в котором находился Ибн Фадлан, пригнало 3000 голов лошадей именно из среднеазиатских владений. В некоторых равнинных местностях использовались верблюды, которых специально выращивали для организации купеческих караванов.
Оружейное производство в эпоху непрерывных войн в средневековье занимало одно из ведущих мест. Население для защиты или участия в войнах вооружалось простыми и сложносоставными луками и стрелами с крупными железными трех-перыми наконечниками, булавами, мечами, у них были превосходные «балхские кольчуги» [8, С.139-144; 24, 168-174]. Последними вооружались войска соседних стран (к примеру, китайские).
Высокого совершенства достигло стеклоделие. Мастера «умели из камней плавить разноцветные стекла, посему добывали руду в горах и в столице произвели опыт отливания», - сообщают китайские хроники. «Опыт удался, и стекло блеском своим превосходило стекла, привозимые из западных стран» [16, С. 113-118; 3, С.48; 3, С.3-17]. Производство стекла и стеклянных изделий занимало одно из важных мест в ремесле 1Х-Х11 вв. В Средней Азии в это время получило распространение остекление световых проемов. Оконное стекло использовали для декоративных нужд в общественных монументальных постройках и богатых жилых домах. Оно оставалось предметом роскоши, недоступным для большинства населения [2, С. 103-107; 4, С.3-17]. Торговцы стеклом в Средней Азии гордились этим.
При раскопках найдено много различных изделий согдийских мастеров - золотые серьги с овальным медальоном из красной шпинели, украшенные бирюзой и жемчугом, бронзовые, золотые и серебряные перстни с вставками из драгоценных и полудрагоценных камней, бусы - сверкающие, переливающие всеми цветами радуги. Правители Самарканда, Кеша, Маймурга посылали к иностранным дворам в подарок драгоценные камни и изделия из них. В быту знать широко употребляла чаши и кубки из золота и серебра [11, С.3-10; 12, С.29-36].
Из других ремесел отметим гончарное: производство керамической посуды от крошечных светильников с длинными носиками (лишь в Аджена-теш их найдено свыше 350) до громадных хранилищ [38, С.3-10; 11, С.115].
Большой объем ремесленного производства, особенно городского, способствовал широкому развитию как внутренней, так и внешней торговли. Дехкане и торговцы составляли, по-видимому, основное население среднеазиатских городов [39]. Об «искусности» согдийцев-торговцев сообщают многие источники. Большой размах имела среднеазиат-ско-византийская торговля и торговля с Китаем. Из Согда и Тахаристана вывозились оружие, драгоценные камни (особенно из Бадахшана), породистые кони, шелковые ткани, из Тахаристана - ценные лекарства, одно из которых помогало при лечении ран и кровотечениях. Целебная сила этого лекарства была известна за пределами Средней Азии [29, С. 174-179].
В Х-Х1 вв. Хорезму принадлежала ведущая роль во внешней торговле Средней Азии. Купцы из Хорезма славились своим профессиональным для того времени подходом в торговле на всем Востоке. Вся среднеазиатская торговля в Х в. практически оказалась в руках хорезмийских купцов. Они вывозили ткани и оружие, ввозили меха, рабов и др. Торговые связи хорезмских купцов были как с Хаза-рией, Волжской Булгарией, Киевской Русью, Скандинавией, Китаем, Индией, Хорасаном, Гурганом и Восточной Европой, так и с кочевниками Приа-ралья, Дешт-и Кипчака и Семиречья.
Таким образом, в Х-Х1 вв. в Средней Азии наблюдался интенсивный рост городов и ремесленного производства, связанный с дальнейшим развитием социальных и экономических отношений на Среднем Востоке.
Торговля способствовала широкой колонизационной деятельности согдийцев. Особенно много выходцев из Согда поселилось в Семиречье. Так живший здесь народ в XI в. Махмуд Кашгарский называет «согдан» и пишет, что это «народ, поселившийся в Бомасгуш, они из того Согда, который между Бухарой и Самаркандом, только они приняли одежду и нравы тюрок» [22, С.115; 9, С.14; 6, С.13, С.65, С.46, С.18]. После завоевания Средней Азии тюрками взаимоотношения между ними и согдийцами, уже существовавшие раньше, становятся более тесными. Согдийцы - торговцы, ремесленники, проповедники, воины, полководцы, ученые - играли значительную роль в истории Центральной Азии и оказали влияние на все стороны ее культуры.
В 1Х-Х вв. продолжает развиваться горная промышленность. В Вахшских горах были копи «бадахшанских гранатов» и разных сортов лалов (шпинели) [14, С.120-142], богатые серебряные и золотые рудники. В Карране, Рушане, Шугнане разрабатывались рубиновые и ляпис-лазуревые копи, а также серебряные рудники [2]. Археологические исследования выявили крупную рудодобывающую провинцию Х-Х11 вв. в Восточном и Западном Памире, в долинах рек Базар Дара, Западный Пшарт и других местах [13, С.103-108].
В Уструшане, в округе Минк и близ города Марсманда, в большом количестве добывалась железная руда, которая в основном обрабатывалась на месте: в верхнезерафшанской части Уструшаны - в
Зеравшане. В рудниках Буттала - добывались золото, серебро, купорос, железо, медь, нашатырь, оникс. В округе Асбара (Исфара) находились большие каменноугольные копи. Здесь была «гора из черных камней, которые горят как (древесный) уголь; пепел служит для беления одежды» [42]. Три ослиные ноши этого угля (примерно 12-15 пудов) стоили один дирхем. (Для сравнения: «повозка дров дерева «таг» ... стоит каких-нибудь два дирхема», -писал Ибн Фадлан в своем дорожнике, проезжая степи кочевников) [35, С. 8-72].
Первым крупным центром бумажного производства был Самарканд. Бумага славилась не только в самой Средней Азии и на Ближнем Востоке, но и в странах Запада [40, 21].
В Средней Азии базары имелись в каждом крупном или мелком городе, а также в большинстве крупных селений. Базары выступали центром торговой жизни. Базары в больших городах находились в нескольких местах - в шахристанах и раба-дах. Базары в городах, расположенных на главных внутренних и внешних торговых магистралях, имели большее значение, чем другие. Это рынки Бухары, Самарканда, Бинката, Хадистана, Термеза, Балха, Герата, Нишапура и других городов. На рынках указанных городов находилось огромное количество разнообразных товаров. С этих базаров расходились по всем направлениям - как внутрь страны, так и из нее - изделия местных ремесленников и товары, привезенные из других мест. Географ аль-Истахри, побывавший в Самарканде, писал, что «Самарканд - рынок Мавераннахра и место стечения купцов, большая часть товаров Маверан-нахра попадает в Самарканд, а затем расходится по другим областям» [44]. По данным Истахри и Ибн Хаукаля, становится известно описание базара Ни-шапура, который находился в пределах рабада. Они отмечают, что особенно оживленными были базары большая и малая Мураба. Нишапурские рынки были снабжены всеми удобствами для приезжих купцов. На базарах были помещения и караван-сараи, в которых останавливались торговцы со своими товарами. Караван-сараи по размерам и по своей оживленности соответствовали целому рынку другого города. Нишапурские рынки имели бесчисленные лавки и мастерские. Удельный вес во внутренней и международной торговли Пайкенда был велик. Купцы Пайкенда вели, кроме внутренней торговли в своем округе, торговлю с Китаем и «морскую торговлю» с прикаспийскими городами [29, С.174-179]. В отличие от Пайкендских базаров, главный базар Нисы располагался рядами по определенному виду производства и торговли. В них торговали редкими и ценными вещами. В Нисе размещались караван-сараи и гостиницы для приходящих торговых караванов.
Не исключено, что в некоторых городах были и ярмарочные центры. Уструшанский город Марсманда, как крупный центр железорудных разработок и металлического производства, был известен своими крупными ярмарками. Ярмарки были многолюдными и общеизвестными, их посещали
торговые люди из отдаленных стран. По сообщениям некоторых источников, обороты достигали очень крупной, хотя и явно преувеличенной суммы (100 тысяч динаров) [36]. Отсюда вывозили изготовленное на месте превосходное оружие, которое высоко ценили в других регионах и даже за пределами страны. Несомненно, в качестве вторых потребителей выступали кочевые народы, которые окружали северные районы Средней Азии. Может быть, кочевники получали товары и не в большом объеме, но их влияние в торговле имело определенное значение в экономике Средней Азии. Для населения городов и оазисов поступление от кочевников в большом количестве лошадей, убойного скота, шерсти, сырой кожи, молочных продуктов являлось удовлетворением хозяйственных потребностей. Здесь же продавали невольников - гуламов [29, С.81-86]. Известно, что торговые пути из стран Центральной Азии проходили через степи кочевников, и не исключено, что товары вывозились и из земледельческих районов Средней Азии купцами непосредственно в глубь территории кочевников.
О вывозе товаров, как на внутренний, так и внешний рынок, имеются сообщения географов-путешественников [43]. На основании их свидетельств можно нарисовать яркую картину специализации отдельных городов и местностей Средней Азии. Из Бухары вывозились на продажу «тонкие ткани, ткани для настилки полов на постоялых дворах, табаристанские и ушумунские ткани, ковры, молитвенные коврики, медные фонари, лошадиные подпруги, жир, овечьи шкуры, масло, мясо и дыни; из Кармиши - салфетки; из Дубасни и Ведара - ве-дарийские одноцветные ткани. Не остался в стороне и Арбинджан, откуда вывозили зимние плащи из красной шерсти, молитвенные коврики, кожи, крепкую коноплю, серу, оловянные сосуды. Выше было сказано, что город Самарканд славился, как и Бухара, своими тканями, поэтому экспорт товаров состоял из парчи (вывозились в основном тюрками), серебристых тканей (симгуна), красных тканей (мумарджала), тканей полотняных (синизи), большого количества шелка и шелковых тканей, палаток, бумаги, стекла, больших медных котлов, изящных кубков, стремен, удил, ремней, лещиновых и простых орехов. Джизак славился своими шерстяными изделиями, поэтому вывозимые товары состояли из шерсти и шерстяной одежды. Бесспорно, что оружие вывозили из Минка и Марсманды. Из Ферганы и Исфиджаба, как и из окраинных районов Средней Азии, везли тюркских рабов, белые ткани, предметы вооружения, мечи, медь, железо и другие товары.
Из Уструшаны и Ферганы вывозили нашатырь, который поступал не только в страны мусульманского Востока, но и, вероятно, уже к X в. в Европу. Нашатырь, видимо, был в цене, и знали про него во многих местах. Позже нашатырь в европейских странах называли «татарской солью» [27, С.342].
Если сравнить УШ-ГХ вв. с Х-Х11 вв., то ассортимент товаров существенно изменился. В раннее средневековье и до IX в. преобладали главным
образом предметы роскоши - ювелирные изделия из золота и серебра и драгоценных камней, дорогое оружие, драгоценная посуда, стекло, высокосортные ткани и пр., то во второй указанный выше период все чаще начали встречаться предметы первой необходимости - продовольственные товары, сырье для ремесленного производства и ремесленная продукция.
По сообщениям Ибн Фадлана и других арабских географов стало известно, что Итиль и Булгар являлись главными перевалочными пунктами, через которые осуществлялась торговля Средней Азии с Русскими княжествами [17; 35, С.8-72; 45, С.255-270]. То, что везли в Итиль и Булгар, то и можно было видеть на рынках Руси. В главные города Хазарии и Булгарии вывозили из Средней Азии рис, сухофрукты, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани, серебряные дирхемы (которые находились в обращении как товар). Во времена расцвета эпохи Саманидов было вывезено много серебра из Средней Азии в Восточную Европу. Об этом свидетельствуют письменные и археологические источники. Из Руси, из Булгар и из Хазарского каганата в Среднюю Азию ввозились меха, воск, кора, скот, рабы. Найденные саманид-ские монеты в различных районах современной России (вплоть до Москвы и Новгорода), да и не только в России, но и в странах Балтийского моря (Финляндия, Скандинавские страны — Швеция, Норвегия) свидетельствуют об интенсивности торговых связей Средней Азии с этими странами. Монеты, выпускаемые в «Руднике Шаша», доходили на Западе до таких отдаленных стран, как Финляндия, Дания и Армения [18, 26, 27, 29, 28, 37, 46, 47, 15]. В низовьях Волги были обнаружены саманид-ские бухарские медные фельсы середины X в.. Торговые связи Средней Азии и Древней Руси были не только в указываемый период, но и ранее - об этом свидетельствует, найденная на территории Москвы тахиридская монета [25].
В Х1-Х11 в. хорезмийское государство добилось значительных успехов в области культуры и хозяйственного развития. Хорезм являлся, по сути дела, опорой восточной мусульманской цивилизации в евразийских степях, связующим звеном сла-вяно-булгаро-хазарского, тюркского кочевого и средневосточного культурных миров [23; 33, С.84].
Торговля, как внутренняя, так и внешняя дополняли друг друга. Великий шелковый путь не обходит Среднюю Азию, а втягивает ее в свою орбиту. В IX-X вв. достигает своего апогея караванная торговля со странами Восточной Европы, начинают действовать новые торговые пути. Образуется Древнерусское государство, купцы которого уже дали о себе знать в Волжской Булгарии — в Булгаре, в Хазарском Каганате — в Итиле и в Сред-неей Азии — в Бухаре,Самарканде, Гургандже и не только.
Иными словами, можно сделать вывод, что, несмотря на происходящие на территории Средней Азии политические изменения, хозяйственная жизнь продолжалась. Не прекращался и товарообмен, в том числе международный, и в его орбиту
даже попадали новые страны и народы, где торговля оставалась как одной их важных основ их жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
THE RELATIONSHIPS BETWEEN THE CENTRAL ASIA AND THE SHAIBANID STATE IN
TRANSOXIANA
Karibayev B.
Doctor of History, Professor Sadyk Zh.
master student, 2-nd year Al-Farabi Kazakh National University,Almaty,Kazakhstan
Abstract
In this article, the author examines the activities and policies of Khaknazar Khan, who ruled in the 40-80&s. XVI century, at the time of the revival of the Kazakh Khanate and the personal human qualities of the Khan, the problems of Khaknazar Khan&s relationship between the rulers of Maverannahr in the 70s of the mentioned century are also considered. At this time, the political situation of Maverannahr was complicated, the process of power struggle divided into two political groups - the Baba Sultan group in Tashkent and the Abdallah Khan group in Bukhara. In the interests of the Kazakh people, Khaknazar Khan supported the ruler of Bukhara. He died during the struggle with Baba Sultan.