Спросить
Войти

2001. 04. 032. Корт С. Мнения преподавателей Великобритании относительно возможностей назначения на должность и роста их карьеры. Court S. The views of UK academics on their career, opportunities. – higher education Quarterly. – Oxford, 1999. – Vol. 53, n 1, – P. 65-87

Автор: указан в статье

2001.04.032. КОРТ С. МНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И РОСТА ИХ КАРЬЕРЫ.

COURT S. The views of UK academics on their career, opportunities. -Higher education quarterly. - Oxford, 1999. - Vol. 53, N 1, - P.65-87.

С.Корт - член Ассоциации университетских преподавателей - исследует мнения преподавателей высших учебных заведений Великобритании относительно значения трех видов академической деятельности - научноисследовательской, преподавательской и адми-нистративной - при назначении на должность и продвижении по служебной лестнице. Автор отмечает, что такие исследования стали проводиться не так давно - с 80-х годов. В 1986 г. был введен “Тест оценки исследовательской деятельности” (Research Assessment Exercise - RAE), который с тех пор служит основным показателем при проведении кадровой и финансовой политики в высшем образовании. Проводится также оценка и других видов деятельности, но в меньшей мере.

В 50-60-х годах научные исследования и преподавательская деятельность были тесно связаны между собой в естественных и гуманитарных науках. Однако государственная политика выборочного финансирования исследовательской деятельности и расширение системы высшего образования резко изменили ситуацию в академической жизни Великобритании. В 80-е годы большее значение стало придаваться научно-исследовательской деятельности в ущерб преподавательской, а об административной не упоминалось вовсе. В Докладе Диринга (Dearing Report) говорится, что в большинстве британских университетов научноисследовательская деятельность считается наиболее решающим, если не самым важным компонентом академической деятельности. Обследования для Доклада показали, что “преподаватели университетов “до 1992 г.”7 (“старых”) тратили 30% времени на исследования, а университетов “1992 г.” (“новых”) - 10%” (с.67). Большинство преподавателей утверждали, что занимаются научной работой ради чистого удовольствия, 5% -ради карьерного роста и 2% - ради публикаций результатов своих исследований.

Автор провел обследование, в ходе которого выяснил, какое значение имеют три вида деятельности для роста карьеры препода-вателей университетов. Из 704 респондентов 561 были штатными сотруд-никами,

7

В 1992 г. политехнические институты получили статус университетов, что привело к расширению системы высшего образования. - Прим. реф.

занимающимися преподаванием и научными исследованиями. Анкета содержала утверждения, касающиеся их назначения на должность и продвижения, а также кадровой политики их учебного заведения. Участники опроса должны были выразить уровень своего согласия по шкале, состоящей из четырех пунктов: “полностью согласен”, “согласен”, “не согласен”, “совсем не согласен”, дополнительный пункт - “не знаю”. Из 561 респондента 76% были мужчины, 24 - женщины; 97 - белые, 2% -индийцы, остальные - африканцы, пакистанцы, китайцы, бангладешцы. Примерно 1/4 респондентов в возрасте до 40 лет, 3/4 - 41-70 лет. Около половины участников опроса занимались исследованиями в естественных науках; 1/4 - в социальных и 1/4 - в гуманитарных; 57% работали в “старых” университетах и 43% - в “новых”.

На утверждение “назначения в моем институте зависят от резуль-татов научно-исследовательской работы” больше половины респонден-тов ответили “согласны” и “полностью согласны”. Различия были только в графах “возраст” и “уровень должности”. Важно подчеркнуть, что не наблюдалось заметного различия в мнениях представителей “старых” и “новых” университетов (58,8% и 54,8%), несмотря на то, что исследовательская работа в “старых” университетах всегда велась более интенсивно. На утверждение “назначения в моем институте зависят от преподавательской деятельности” большинство респондентов ответили “не согласны”. Небольшие различия были в графе “возраст”. Молодые преподаватели чаще отвечали “согласны”. Очень небольшой процент респондентов из “новых” университетов, где, как предполагалось, преподавательской деятельности отдается большее предпочтение, соглашались с этим утверждением. Следующее утверждение - “назначения в моем институте зависят от административной работы”. 80% отвечающих не согласились с этим мнением, однако 1/3 преподавателей из “новых” университетов ответили “согласны”. Этот факт может свидетельствовать о том, что при назначении на должность старшего преподавателя в “новых” университетах большее значение придается опыту административной работы, тогда как в старых - научноисследовательской.

Что касается продвижения по служебной лестнице, то результаты оказались следующие. С утверждением “продвижение в моем институте зависит от результатов исследовательской работы” больше половины респондентов “согласились” или “полностью согласились”. Хотя процент согласившихся был немного меньше, чем в отношении назначения. С утверждением “продвижение в моем институте зависит от результатов преподавательской деятельности”, большинство респондентов выразили

полное несогласие. И с утверждением “продвижение в моем институте зависит от результатов административной деятельности” 3/4 отвечающих “не согласились”.

Таким образом, согласно проведенному исследованию, оказалось, что при назначении на должность и продвижении по служебной лестнице в британских университетах основное внимание уделяется результатам исследовательской деятельности, и в большой мере на это влияет ЯЛБ. Преподаватели, занимающиеся в основном преподаванием, а не наукой, чувствуют себя “второсортными”. Между тем система массового высшего образования должна предоставлять своим работникам более разнообразные возможности для выявления своих способностей. Автор выражает сожаление по поводу того, что меры, направленные на поддержку преподавательской деятельности, не принесли желаемых результатов, несмотря на то что в Докладе Диринга были даны соответствующие рекомендации. Правительство в свою очередь увеличило финансирование именно преподавательской деятельности.

М.П.Булавинова

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты