Спросить
Войти

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Автор: указан в статье

Высшие органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной

войны

The supreme bodies of state power and administration during the Great Patriotic War

Алябушев Кирилл Андреевич

Студент 2 курса Факультет Институт права БашГУ

e-mail: x-hunter2012@mail.ru

Aliabushev Kirill Andreevich

Student 2 term

Faculty of Institute of Law BashGU

e-mail: x-hunter2012@mail.ru

Научный руководитель

Еникеев Олег Анатольевич

БашГУ Институт права

Scientific adviser

Enikeev Oleg Anatolivich

Faculty of Institute of Law BashGU

Аннотация.

В статье анализируется значение и особенности организации деятельности органов государственного управления в годы Великой Отечественной войны, анализируется их структура, взаимодействие и роль в победе над агрессией. Выявлена зависимость между функциональной структурой и эффективностью управленческой деятельности государственных органов военного периода.

Annotation.

The article analyze.s the significance and characteristics of the organization of government activities during the Great Patriotic War, analyzes their structure, interaction and role in the victory over aggression. The relationship between the functional structure and the effectiveness of the management activities of state bodies of the military period has been revealed.

Среди множества проблем государственного управления в период Великой Отечественной войны, на наш взгляд, наибольший интерес, представляет роль созданных в ее начале чрезвычайных органов государственной власти, которые посредством своей деятельности мобилизовали человеческие и материальные ресурсы нашего государства и способствовали победе над фашистским вторжением. Без достоверного познания своей истории мы не можем успешно развиваться в настоящем и будущем.

Обстановка, сложившаяся в начале Великой Отечественной войны, поставила под вопрос само существование нашего государства.

Административные изменения в системе управления государством были безуспешными, поэтому с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. «Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер».

Для высшей власти стала очевидной острая необходимость объединения всей государственной власти в одном органе, лишенном отраслевой или партийной принадлежности. Таким органом стал Государственный Комитет Обороны (ГКО). Сначала в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавлял ГКО естественно И.В. Сталин.

К основным характеристикам ГКО следует отнести:

- введение обязательного военного обучения всех граждан страны;

- в составе ГКО были собраны самые способные и авторитетные граждане из высших партийных и государственных органов;

- на практике решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО;

- постановления ГКО обладали силой законов;

- субъектах СССР представительство ГКО осуществлялось через уполномоченных ГКО;

- созданные решениями ГКО областные и городские комитеты обороны руководили формированием народного ополчения, возведением оборонительных сооружений, организовывали производство и восстановление военной техники, осуществляли пропагандистскую работу, восстанавливали обычную общественную жизнь на освобожденных от фашистских захватчиков территориях страны;

- были созданы вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса.

10 июля 1941 г. была создана Ставка Верховного Главнокомандования, которая всю войну осуществляла стратегическое руководство вооруженными силами страны и военными действиями. И этот орган возглавлял И.В. Сталин.
30 мая 1942 г. ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, которые формировал в тылу войск захватчика целые партизанские края и зоны.
2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. Данный государственный орган занимался сбором и систематизацией документальных подтверждений преступлений захватнической армии, готовил материалы о причиненном материальном и ином ущербе в отношении советских граждан и государственного имущества в период Великой Отечественной войны.

Функционирование обозначенных чрезвычайных органов управления не умаляло роли традиционных государственных органов, существовавших до войны и ее период, которые также работали в режиме чрезвычайного положения.

Таким образом, образование ГКО способствовало упразднению существовавших ранее бюрократических процедур в управлении государством тем самым была повышена оперативность принятия государственных решений, а централизованная административно-командная система управления была возведена в абсолют и получила свое окончательное законодательное закрепление.

Относительно автономное положение Уполномоченного ГКО, который обладал практически неограниченными правами в области снабжения фронта, в системе государственных органов полностью соответствовало чрезвычайной обстановке военного времени, способствуя централизации управления военной экономикой и повышению оперативности руководства ею.

Расширенные полномочия ГКО повлияли на частичное изменение компетенции высших государственных органов союзного уровня, которые временно передали ему некоторые присущие

им полномочия. Однако большинство высших органов государственной власти продолжали исполнять присущие им до войны функции в соответствии с нормами Конституции СССР и союзным законодательством.

В целом, в период Великой Отечественной войны система высших органов государственной власти и управления как в Республиках СССР, так внутри РСФСР изменениям кардинального характера не подвергалась, нововведения касались лишь отдельных направлений деятельности государственных органов в области военной мобилизации и приоритетов военных нужд. Из чего можно сделать вывод, что уже до начала Великой Отечественной войны была сформирована устойчивая административно-командная система государственного управления, подготовленная к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций.

Список используемой литературы:

1. Постановление Президиума ВС СССР, СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г. "Об образовании Государственного Комитета Обороны" // Ведомости ВС СССР. 1941. № 31.
2. Постановление ГКО СССР от 17 сентября 1941 г. "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" // Известия Советов Депутатов Трудящихся СССР. 1941. № 221.
3. Ильясова М.К. Государственная система власти СССР в период Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2006. [196 с.]
4. Лысенков С. Г. Конкретизация чрезвычайного законодательства в период Великой Отечественной войны // Конкретизация права: теоретические и практические проблемы: Материалы IX Международной научно-практической конференции. М.: РГУП, 2015. [С. 601-610.]
5. Лысенков С. Г. Органы военного управления и их полномочия в период Великой Отечественной войны // Genesis: исторические исследования. 2015. № 3. [С. 567 - 615.]
6. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под ред. С. К. Куркоткина. М.: Воениздат, 1977. [612 с.]
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ world war ii government agency emergency powers martial law state of siege
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов