Спросить
Войти

Особенности приграничной торговли между Амурской областью и северо-восточным Китаем в 1950-е гг

Автор: указан в статье

УДК 94:339.543.644(571.61 +511-11)"195"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.23

Залесская Ольга Владимировна

Zalesskaya Olga Vladimirovna

доктор исторических наук, доцент, декан международного факультета, профессор кафедры романо-германских и восточных языков Благовещенского государственного педагогического университета

ОСОБЕННОСТИ ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ АМУРСКОЙ ОБЛАСТЬЮ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫМ КИТАЕМ В 1950-Е ГГ.

D.Phil. in History, Associate Professor, Dean of the International Department, Professor, Romance, Germanic and Oriental Languages Subepartment, Blagoveshchensk State Pedagogical University

THE FEATURES OF THE CROSS-BORDER TRADE BETWEEN AMUR REGION AND NORTHEASTERN CHINA IN THE 1950S

Аннотация:

В статье рассматривается процесс развития со-ветско-китайской приграничной торговли на даль-невосточных рубежах в 1950-е гг. Это был период «медового месяца» в отношениях КНР и СССР, но в целом в мире усилились тенденции доминирования и мирового лидерства, поэтому Советский Союз придавал важнейшее значение обеспечению безопасности Дальневосточного региона. В этих социально-политических условиях развивалась приграничная торговля на порубежных территориях двух стран. Автор подробно характеризует социально-экономическую и геополитическую ситуацию на Дальнем Востоке в 1950-е гг., анализирует объемы и динамику советско-китайской приграничной торговли, освещает формы взаимовыгодного сотрудничества населения приграничных дальневосточных территорий СССР и Китая. Сделан вывод о существенной разнице позиций и характеристик экспорта и импорта советско-китайской приграничной торговли, определяющем влиянии государства на развитие приграничных торгово-экономических связей.

советско-китайские отношения, Дальний Восток, Амурская область, Северо-Восточный Китай, приграничная торговля.

Summary:

The paper examines the Soviet-Chinese border trade development in the Far East during the 1950s. This was the "honeymoon period" in the Soviet-Chinese relations, but in general, the trends of domination and global leadership were increased, so the Soviet Union gave priority to the Far East security. The cross-border trade developed in the borderlands of two countries in the social and political context. The author elaborates on the social, economic, and geopolitical situation in the Far East in the 1950s, analyzes the volume and dynamics of Soviet-Chinese border trade, considers the forms of mutually beneficial cooperation among the population of the bordering USSR and China Far East territories. The research concluded that there was a significant difference in the positions and characteristics of exports and imports of the Soviet-Chinese border trade, and the great influence of the state on the development of cross-border trade and economic ties.

Soviet-Chinese relations, Far East, Amur region, Northeast China, cross-border trade.

Торгово-экономические связи Амурской области и северо-восточных провинций Китая развивались в непростых политических условиях послевоенного этапа. После Второй мировой войны, с началом эпохи «ялтинско-потсдамского порядка», СССР встал на позицию доминирования в мире. В этот период глобальные трансформации претерпела архаичная восточноазиатская система, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в процессе формирования находились новые политические силы, появились «разделенные государства» - Китай, Корея. СССР позиционировал себя здесь в качестве лидера мировой социалистической системы, но так как основным в поддержании баланса сил в АТР являлся военный фактор, определяющим в защите государственных интересов Советского Союза стало выстраивание системы пограничной безопасности на дальневосточных рубежах. На приграничных дальневосточных территориях (а именно - на южных рубежах Амурской области, Хабаровского и Приморского краев) были реформированы, оснащены техникой и вооружением, профессионально переподготовлены пограничные войска, осуществлен комплекс режимных мероприятий и введен пограничный режим для жителей порубежных территорий.

Так, решением исполнительного комитета Амурского областного совета депутатов трудящихся от 31.07.1957 г. в пределах территорий пограничных сельских советов была установлена запретная пограничная зона в Амурской области. Порядок пограничного режима был выработан исполкомом в соответствии с постановлениями ЦИК и СНК от 17.07.1935 г. № 12/1487 и от 07.09.1937 г. № 107/1536, а также постановлением Совета министров СССР от 21.10.1953 г. № 2666-1124с. Согласно установленному пограничному режиму въезд, проживание и передвижение в запретной пограничной полосе, за исключением г. Благовещенска, лицам, не являющимся постоянными ее жителями, разрешались по пропускам, выдаваемым учреждениями милиции по

месту постоянного жительства въезжающих. Лица, прибывавшие в запретную зону по пропускам учреждений милиции, обязаны были в течение 24 ч явиться в ближайшее учреждение милиции или сельский совет для прописки. Рабочие и разного рода обслуживающий персонал въезжали в пограничную зону по служебным удостоверениям, без пропусков. Плавание по р. Амуру, лов рыбы, выпас скота в прибрежной полосе и на островах р. Амур допускался только с разрешения пограничных войск по специальным пропускам. Охота на зверя и птицу в пределах двухкилометровой полосы от береговой черты р. Амур запрещалась, как и топогеодезические, фотографические и кинематографические съемки местности [1].

Процессы фактического создания «буферного пространства» между Советским Союзом и остальным миром шли на фоне наблюдавшегося экономического подъема в странах Западной Европы, США и СССР. На Дальнем Востоке крупнейшим соседом Советского государства являлся Китай, который, по определению китайских историков, к началу 1950-х гг. прошел одновременно «два глобальных процесса» (лянгэ гочэн) в историческом развитии: «успешно завершил борьбу с империализмом и борьбу с феодализмом» [2, ш 59]. С КНР у Советов на Дальнем Востоке сложилась исключительной протяженности сухопутная граница. Граничащие с Амурской областью северо-восточные провинции Китая, как и вся страна, в 1953 г. вступили в первую промышленную пятилетку и благодаря помощи СССР и советскому опыту значительно ускорили и оптимизировали свой экономический рост, прежде всего в тяжелой промышленности. Северовосточным провинциям Китая и Дальнему Востоку СССР отводилась важнейшая роль в развитии экономических отношений и взаимных контактов по разным направлениям и на разных уровнях -межгосударственном и межрегиональном.

Годы первой пятилетки в КНР стали периодом достаточно успешных взаимовыгодных отношений двух стран и их приграничных территорий. Экономическое сотрудничество ускорило создание в Северо-Восточном Китае новых отраслей производства и крупнейших предприятий, таких как Чанчуньский автомобильный завод, станкостроительные и нефтеперерабатывающие заводы и электростанция в Шэньяне, Аньшаньский прокатный завод и завод бесшовных труб, электростанция в Фушуне и др. Активно развивались разные формы двустороннего приграничного взаимодействия в Дальневосточном регионе: сотрудничество советских и китайских гидроэнергетиков, инженеров, судоремонтников, работников морского, речного и железнодорожного транспорта [3, с. 96-103].

В годы первой пятилетки, хотя и в небольших масштабах, возобновилась приграничная торговля. В 1953 г. провинция Хэйлунцзян экспортировала на советский Дальний Восток 52 наименования товаров на сумму 220 млн юаней. Образованная в 1957 г. Хэйлунцзянская торговая компания, а также созданные в 1958 г. Тунцзянская и Муданьцзянская торговые компании установили связи с Амурской, Хабаровской и Приморской потребкооперациями [4, с. 211]. Согласно решению исполкома Амурского областного совета депутатов трудящихся, в декабре 1957 г. представители областного потребительского союза направили представителей (заместителя председателя правления облпотребсоюза Т.Л. Тонких и директора Благовещенской торговой базы М.М. Доможирова) в г. Хэйхэ (напротив г. Благовещенска) для выяснения предполагаемых условий и объема товарооборота. Им поручались подписание контрактов и осуществление практической работы по товарообмену. Правление облпотребсоюза должно было согласовывать с карантинной инспекцией ввоз и вывоз товаров, на которые требовался карантинный надзор. Руководство и контроль за организацией торговли облпотребсоюза с КНР были поручены заместителю председателя облисполкома И.С. Зыкову [5]. В 1959 г. объемы приграничной торговли между провинцией Хэйлунцзян и Советским Союзом составили 8 млн 428 тыс. р. (для сравнения: в 1957 г. - 68 тыс. р.) [6, с. 212]. Общие объемы торговли между КНР и СССР за 1950-е гг. возросли более чем в 6 раз, детальные цифры приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Экспортно-импортная торговля между Китаем и Советским Союзом в 1950-1960 гг., тыс. долл. США [7, ш 481]_

Год Общий объем экспорта и импорта Объем экспорта Объем импорта Доля во внешней торговле Китая, %

1950 338 440 153 250 185 190 29,8
1951 808 600 311 290 497 310 41,4
1952 1 064 210 412 040 652 170 54,8
1953 1 258 230 480 610 777 620 53,1
1954 1 291 240 586 630 704 610 53,1
1955 1 789 850 670 210 1 119 640 56,9
1956 1 523 770 761 680 762 090 47,5
1957 1 364 700 746 970 617 730 44,0
1958 1 538 570 898 870 639 700 39,8
1959 2 097 000 1 117 940 979 060 47,9
1960 166 394 818 780 845 160 43,7

В 1950-е гг. Северо-Восточный Китай получал с советского Дальнего Востока комплектное оборудование, товары производственного назначения, сельскохозяйственные товары, медикаменты. В Дальневосточный регион из северо-восточных провинций КНР поставлялись свежие и консервированные овощи, мясо и мясопродукты, соевые бобы, фрукты, фарфоровая посуда, изделия легкой промышленности. Так, в период с июля по ноябрь 1959 г. через пограничные пункты Приморья Гродеково, Хасан, Владивосток, Находка было завезено из КНР более 100 тыс. т свежих яблок, которые были реализованы в Приморье, Хабаровском крае и Амурской области [8]. Из КНР в Амурскую область активно ввозились трикотажные изделия и кожаная обувь. В плане завоза промышленных товаров в область основными поставщиками являлись не внутренние торговые организации, а инофирмы КНР. В циркуляре от 16.10.1959 г. заместитель министра торговли РСФСР И. Серебренников информировал председателя исполкома Амурского областного совета депутатов трудящихся В.Н. Комарова о выполнении плана отгрузки основных промышленных товаров Амурской области за 9 месяцев 1959 г. План не был выполнен по поставкам трикотажных изделий и кожаной обуви, что объяснялось задержкой поступления по импорту. По просьбе Министерства внешней торговли СССР инофирмами КНР были приняты меры по форсированию отгрузки упомянутых товаров [9].

Торгово-экономические связи реализовывались в условиях централизованного директивного планирования и государственной монополии на внешнюю торговлю. Поэтому любая инициатива региональных властей в этом направлении незамедлительно обсуждалась на самом высоком уровне и в большинстве случаев пресекалась. Так, в феврале 1959 г. Амурский облисполком обратился в Министерство внешней торговли СССР с просьбой выдать вывозное решение на отгрузку в Китай 25 тракторов типа ДТ-54 и 35 автомашин типа ГАЗ-51. Это оборудование было выделено Росглавпотребсоюзу распоряжением Совета министров РСФСР для обменных операций с кооперативными организациями провинции Хэйлунцзян. Министерство внешней торговли отклонило просьбу, мотивировав это тем, что продажа тракторов и автомашин не предусмотрена постановлением Совета министров от 26.09.1957 г. «О пограничной торговле». В соответствии с указанным актом Центросоюзу предоставлено право вести в пограничных районах торговлю товарами народного потребления и промышленно-хозяйственного назначения за счет выделяемых потребкооперации рыночных фондов или товаров местного производства [10]. В декабре 1959 г. Министерство внешней торговли СССР направило председателю Амурского облисполкома В.Н. Комарову инструкцию, утвержденную 12 ноября того же года, о порядке выполнения экспортно-импортных операций с товарами, выделяемыми для экспорта сверх установленного плана экспорта. При этом о любых товарах, выявляемых в результате контактов с местными организациями для поставок на экспорт, внешнеторговые объединения должны были докладывать экспортным управлениям Государственного планового комитета Совета министров СССР (Госплану СССР) [11].

В связи с развитием приграничной торговли Амурский облисполком принял решение самостоятельно утверждать розничные цены на импортные товары, поступавшие из КНР (кожаные обувь и куртки, фаянсовую, эмалированную и фарфоровую посуду, мебель и др.), и провел несколько таких оценочных операций. Однако в циркуляре Госплана от 13.05.1959 г., направленном председателю исполкома Амурского областного совета депутатов трудящихся и одновременно в Управление торговли Амурской области, было неоднозначно указано, что розничные цены на товары народного потребления, поступающие из-за границы, утверждаются только Госпланом. Все проекты розничных цен и образцы заграничных товаров должны были передаваться на утверждение Госплану [12]. В циркуляре, направленном 07.07.1959 г. Госпланом заместителю председателя Амурского облисполкома Колесову, отмечалось, что утвержденные облисполкомом цены на некоторые заграничные товары являются заниженными в сравнении с действующими розничными ценами на те же товары [13]. Необходимо отметить, что перед Советом министров СССР Госплан неоднократно ставил вопрос о возможности поручать отдельным облисполкомам (крайкомам) утверждение розничных цен на некоторые партии товаров, поступающие из-за границы, но этот вопрос решен не был.

Неотъемлемой частью межрегиональных отношений между приграничными территориями двух стран были обмены официальными делегациями руководящих партийных работников, которые, как правило, приурочивались к государственным праздникам и знаменательным историческим датам (годовщинам Октябрьской революции, годовщинам образования КНР, празднику Победы 9 Мая и т. п.). Так, в мае 1957 г. исполкомом Амурского областного совета депутатов трудящихся на прием народной делегации провинции Хэйлунцзян КНР было выделено более 56 тыс. р. [14].

В ноябре того же года делегация партийных работников провинции Хэйлунцзян посетила г. Хабаровск для участия в демонстрации в честь 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В 1958 г. делегация Хэйлунцзянского провинциального комитета КПК и специалисты Хэйлунцзянского речного пароходства приняли участие в юбилейных торжествах, посвященных 100-летию г. Хабаровска [15, с. 70]. В г. Благовещенске, находящемся непосредственно

на советско-китайской границе, в 1950-е гг. проходили такие знаковые мероприятия, как совместные новогодние елки на льду р. Амура. В 1958 г. этом же городе состоялся хоккейный матч между командами Амурской области и провинции Хэйлунцзян. Первая игра закончилась с ничейным результатом - 5 : 5, во второй и третьей победили хоккеисты г. Благовещенска - 4 : 3 и 3 : 1 соответственно. В июле 1959 г. Амурский облисполком обратился в Министерство коммунального хозяйства РСФСР с просьбой включить в план газификации квартир с использованием сжиженного газа г. Благовещенск, мотивируя это тем, что город находится на границе с КНР и в нем «часто бывают гости из-за границы» [16].

Встречи на уровне местных властных органов скорее были протокольными мероприятиями. На них обсуждались перспективы развития отношений между приграничными районами, но все планы и проекты по приграничной торговле и их реализация находились под жестким контролем центра. Однако, несомненно, эти встречи и культурные мероприятия разного формата способствовали развитию отношений дружбы и добрососедства, углублению взаимопонимания между населением приграничных территорий двух стран в годы потепления между КНР и СССР в сложных условиях установления послевоенного мирового порядка.

Итак, в 1950-е гг. между Амурской областью и северо-восточными провинциями Китая развивалась приграничная советско-китайская торговля. Это был период ее «оживления» после сворачивания к концу 1930-х гг. в связи с осложнившейся международной обстановкой в Дальневосточном регионе. Приграничная торговля характеризовалась неэквивалентностью экспортно-импортных позиций: Северо-Восточный Китай поставлял товары легкой и пищевой промышленности, советский Дальний Восток - продукцию тяжелой промышленности. Тем не менее структура торговли позволяла обеим сторонам получать те товары, в которых они нуждались и которые пользовались активным спросом у приграничного населения. В целом уровень межрегиональных отношений между Советским государством и КНР на Дальнем Востоке в рассматриваемый период был максимально «сращен» с межгосударственным уровнем в силу государственной монополии внешней торговли и жесткого контроля властей по всем направлениям взаимодействия.

Ссылки:

1. ГААО (Гос. арх. Амур. обл.). Ф. 114. Оп. 2. Д. 1311. Л. 14-19.
2. = Противостояние моделей исследования современной истории Китая и пути его преодоления // г^нти. 2014. № 6. ш 55-71.
3. История Северо-Восточного Китая. ХУМ-ХХ вв. / гл. ред. В.Л. Ларин. Кн. 3. Северо-Восточный Китай в 1945-1978 гг. Владивосток, 2004. 344 с.
4. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е гг. XX - начало XXI в.). М., 2005. 390 с.
5. ГААО. Ф. 114. Оп. 2. Д. 1311. Л. 28.
6. Ларин В.Л. Указ. соч. С. 212.
7. (История и современность российско-китайских отношений). Ш—Ш / ййЖ, ШШМ^Ш. Жя, 2009. 824 ш.
8. ГААО. Ф. 114. Оп. 2. Д. 1477. Л. 276, 279.
9. Там же. Д. 1478. Л. 208.
10. Там же. Л. 18.
11. Там же. Л. 146-147.
12. Там же. Л. 104.
13. Там же. Л. 126.
14. Там же. Д. 1311. Л. 8.
15. Фролов А.В. Советско-китайские приграничные отношения на Дальнем Востоке (1949-1969 гг.). Хабаровск, 2011. 186 с.
16. ГААО. Ф. 114. Оп. 2. Д. 1476. Л. 215.
СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КИТАЙ ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ soviet-chinese relations far east amur region northeast china cross-border trade
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты