Спросить
Войти

Тихоокеанский флот СССР в войне с Японией

Автор: указан в статье

К 60-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ СССР В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Александр Владимирович БОРОДИН,

участник боевых действий СССР против Японии, полковник в/о, зам главного редактора журнала «Россия и АТР»

В ночь с 8 на 9 августа 1945 г. СССР, а с ним, естественно, и Тихоокеанский военно-морской флот, вступили в войну с Японией. Корабли, авиация, береговые части, морская пехота флота к началу боевых действий были в состоянии полной готовности к предстоящим сражениям на море, в воздухе и на суше. Флот к началу войны имел 2 крейсера, 1 лидера, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 охотников за подводными лодками, 204 торпедных катера, 78 подводных лодок, 1618 (из них 1 382 боевых) самолетов1. Амурская флотилия, входившая в состав ТОФ, перед началом войны располагала 8 мониторами, 11 канонерскими лодками, 52 бронекатерами, 12 тральщиками и некоторыми другими боевыми кораблями2.

Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении СССР в войну с Японией.

В ходе боевых действий Тихоокеанскому флоту (командующий адмирал И.С. Юмашев) предстояло нарушать японские морские коммуникации между Маньчжурией, Северной Кореей и Японией, содействовать войскам 1-го Дальневосточного фронта в наступлении на приморском направлении и оборонять во взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта побережье советского Дальнего Востока. При этом оборона побережья Татарского пролива возлагалась на входившую в состав ТОФ Северную Тихоокеанскую флотилию (командующий вице-адмирал В.А. Андреев) и 16-ю сухопутную армию. Побережье Камчатки должны были защищать Петропавловская военно-морская база (командир капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев) и воины Камчатского оборонительного района. Перед Амурской флотилией (командующий контр-адмирал Н.В. Антонов) была поставлена задача обеспечить войскам форсирование Амура и Уссури и содействовать наступлению советских воинов на Сунгарийском направлении.

Руководство всеми боевыми операциями сухопутных войск, авиации и флота было возложено на Маршала Советского Союза А.М. Василевского. Координацию действий Тихоокеанского флота с армейскими войсками осуществлял главнокомандующий ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов.

Советским Вооруженным Силам — армейским войскам, авиации и флоту — предстояло вести боевые действия в Маньчжурии, Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах, т.е. на фронте протяженностью свыше 6 тыс. км. Вдоль

Герои Советского Союза

М. Бараболько Н. Вилков П. Ильичев

границы СССР японцы к тому времени построили 17 укрепленных районов и более 4 500 долговременных оборонительных сооружений. К августу 1945 г. японская Квантунская армия насчитывала около 750 тыс. чел. Она имела 1 155 танков и самоходных орудий, 1 800 самолетов, 30 кораблей и катеров. С 10 августа 1945 г. командованию Квантунской армии были подчинены войска 17-го (Корейского) фронта и 5-я японская воздушная армия. Всего группировка, развернутая японцами в Маньчжурии, Внутренней Монголии и Корее, составляла более 1 миллиона человек3. Советские войска превосходили японцев в людях — в 1,7 раза, танках — в 4,5 раза, в числе самолетов — в 2,8 раза. На морском театре военных действий советские военно-морские силы уступали японскому флоту в количестве крупных надводных кораблей — авианосцев и линкоров, которых на Тихоокеанском флоте вообще не имелось. Однако появление этих кораблей в российских водах было маловероятно, так как в воздухе полностью господствовала советская авиация.

Именно она, авиация ТОФ, начала военные действия массированными ударами по портам Юки, Расину и Сейсину, которые являлись японскими военно-морскими базами в Северной Корее. В результате налетов нашей авиации морские коммуникации Японии были нарушены уже в первые дни войны.

Здесь автору этих строк — как участнику войны с Японией — хочется подчеркнуть, что превосходство советской авиации в воздухе было чуть ли не абсолютным. Во всяком случае, если отдельные японские самолеты и взлетали со своих аэродромов, то их почти немедленно сбивали наши истребители. Это превосходство советских авиаторов над японскими обеспечивалось тремя основными факторами: количественным — у нас было гораздо больше самолетов; качественным — советские истребители, штурмовики, бомбардировщики обладали гораздо более высокими тактико-техническими характеристиками, чем японские; наконец, несравненно более отточенным, чем у японцев, оказалось летное мастерство наших воздушных бойцов, приобретших колоссальный боевой опыт в сражениях с «люфтваффе» — германскими военно-воздушными силами.

Вскоре после сокрушительных налетов советских авиаторов на японские базы командующий ТОФ адмирал И.С. Юмашев по согласованию с маршалом А.М. Василевским принимает решение о высадке десантов в порты Юки, Расин, Сейсин. В преддверии десантирования бомбардировщики, штурмовики продолжали наносить удары по этим портам. Одновременно их атаковывали с моря торпедные катера, набеговыми операциями которых руководили командиры дивизионов капитаны 3 ранга К.В. Казачинский, С.П. Кострицкий и капитан-лейтенант М.Г. Малик. В результате ударов с воздуха и моря оборона Юки, Расина, Сейсина была серьезно ослаблена. Японцы потеряли до 20 транспортов и других судов.

Минный заградитель «Охотск».

В этих боях отличился летчик 37-го штурмового авиаполка Михаил Янко. Его Ил-2 после успешной атаки транспорта в Расине загорелся от попадания в самолет вражеского снаряда. Летчик направил охваченную пламенем машину на одно из вражеских портовых сооружений и погиб вместе со своим боевым товарищем стрелком И.М. Бабкиным4.

Целью совершенной в первые дни войны Сейсинской десантной операции было овладение японской военно-морской базой Сейсин (Чхонджин) с тем, чтобы лишить противника возможности использовать эту базу для транспортных операций: переброски подкреплений, техники, боеприпасов из метрополии для эвакуации раненых и материальных ценностей в Японию. Сейсин тогда представлял собой укрепленный район (4 тыс. чел.), прикрытый с моря береговой артиллерией. Замысел командования флотом предусматривал внезапную высадку десанта с целью захвата причальной линии порта и разведки сил противника. Затем предполагалось высадить основные силы десанта, занять город и удерживать его до подхода войск 25-й армии, наступавшей вдоль побережья.

В состав главных сил десанта вошли 355-й отдельный батальон морской пехоты майора М. Бараболько (1-й эшелон), 13-я бригада морской пехоты генерал-майора В. Трушина (2-й эшелон) и 335-я стрелковая дивизия (3-й эшелон). Для высадки и огневой поддержки десанта привлекались эсминец «Войков», минный заградитель «Аргунь», 8 сторожевых кораблей, 7 тральщиков,

24 сторожевых и торпедных катера, 12 десантных судов и 7 транспортов. Авиагруппировка прикрытия и поддержки десанта насчитывала 188 бомбардировщиков и 73 истребителя, т.е. почти 7 авиационных полков5. Общее руководство десантом осуществлял генерал-майор В.П. Трушин, силами высадки — капитан
1 ранга А.Ф. Студеничников.

После бомбардировки военно-воздушными силами флота оборонительных сооружений противника в Сейсине в 7 часов 13 августа шесть торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта В.И. Марковского с разведывательным отрядом старшего лейтенанта В.Н. Леонова и ротой автоматчиков старшего лейтенанта И.М. Яроцкого из бухты Новик (о-в Русский) направились к Сейсину. В тот же день они высадились в городе. С продвижением этого авангарда десанта по улицам Сейсина сопротивление японцев стало возрастать, и бои приняли ожесточенный характер. Тихоокеанцы, преодолевая рубеж за рубежом, вступая в рукопашные схватки с врагом, медленно, но уверенно продолжали наступать. Утром 14 августа в Сейсине высадились бойцы первого эшелона десанта, 15 августа — второго эшелона. Высадка третьего эшелона не

потребовалась, так как сил и средств вступивших в Сейсин 6 тыс. тихоокеанцев оказалось достаточно для овладения городом. 16 августа во второй половине дня во взаимодействии с частями 393-й стрелковой дивизии 25-й армии моряки полностью заняли город.

Успех десанта во многом оказался возможным благодаря эффективной поддержке его кораблями и авиацией флота. Эсминец «Войков», минзаг «Аргунь» и другие корабли 65 раз открывали огонь по противнику. Сторожевой корабль «Метель», которым командовал капитан-лейтенант Л.Н. Балякин, оказывая огневое содействие десантникам, точными залпами сбил вражеский самолет. Затем комендоры «Метели» уничтожили бронепоезд противника, железнодорожный состав с боевой техникой, вывели из строя береговую батарею японцев, разрушили восемь бетонированных укреплений и огневых точек врага6.

В боях за Сейсин противник потерял более 3 тыс. чел., большое количество боевой техники и оружия. Десанту удалось в течение трех суток овладеть городом и портом неприятеля благодаря массовому героизму и мастерству тихоокеанцев, умелому руководству ими со стороны командиров всех степеней, отличному боевому оснащению десанта. В боях за Сейсин отличились и были удостоены звания Героя Советского Союза Л.Н. Балякин, В.Н. Леонов (вторично), И.М. Яроцкий, М.П. Бараболько, В.Г. Моисеенко, М.Н. Цуканова, К.П. Бирюля, М.И. Кочетков, сотни офицеров, старшин, сержантов, матросов были награждены боевыми орденами и медалями.

После взятия Сейсина тихоокеанцы под командованием А.Ф. Студенични-кова освободили еще два крупных опорных пункта противника — порты Оде-цин (прежнее название Этэтин) и Вонсан (Гензан). В последнем были взяты в плен 6 238 японских офицеров и солдат.

Почти одновременно с десантными операциями и боями на суше в Северной Корее осуществлялось освобождение от японских войск Южного Сахалина. 10 августа 1945 г. Северная Тихоокеанская флотилия (командующий вице-адмирал В.А. Андреев) получила приказ во взаимодействии с войсками 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта (командующий армией генерал-лейтенант Л.Г. Черемисов) овладеть южной частью о-ва Сахалин. Эта часть острова была оккупирована Японией в результате русско-японской войны 1904—1905 гг.

Боевые действия начались 11 августа 1945 г. на Поронайском направлении. Сухопутные войска предприняли наступление вдоль р. Поронай. Справа и слева от долины этой реки тянулись горные хребты, сплошь покрытые лесом.

Высадка десанта тихоокеанцев в Сейсине.

Герои Советского Союза

В. Леонов М. Малик М. Янко

Японцы, сознавая важность Поронайского направления, оборудовали севернее Котона (ныне пос. Победино) мощный укрепленный район (УР). Он имел протяженность 12 километров по фронту и 30 километров в глубину. На этом пространстве вдоль единственной дороги, пролегавшей с севера на юг острова, было оборудовано 17 дотов, 31 артиллерийский и 108 пулеметных дзотов, 28 артиллерийских и 18 минометных позиций и 150 убежищ. Обороняла УР 88-я Ка-рафутская японская дивизия, которая вместе с частями усиления насчитывала до 20 тыс. чел. В готовности к сопротивлению у противника находились еще 10 тыс. резервистов. Тяжелые бои с большими жертвами продолжались более недели. Только 18 августа советским войскам удалось прорвать оборону противника. При этом значительную помощь армейцам оказали десанты, высаженные тихоокеанцами в глубоком тылу неприятеля.

16 августа сторожевой корабль «Зарница», 4 тральщика, 2 транспорта, 6 сторожевых и 19 торпедных катеров высадили в порт Торо (сегодня — Шахтерск) 365-й отдельный батальон морской пехоты и один батальон 113-й стрелковой бригады. Десантники тут же вступили в ожесточенную боевую схватку с противником. К утру следующего дня тихоокеанцы овладели четырьмя населенными пунктами и портовым городом Эсутору (ныне — Углегорск).
20 августа в порту Маока (сейчас — Холмск) высадились сводный батальон морской пехоты и 113-я стрелковая бригада. А перед ними на берег в районе Маока из подводной лодки Щ-118 скрытно проникла наша разведгруппа, успешно выполнившая свою задачу. Однако сопротивление врага было отчаянным, и десанту пришлось сражаться с особенным ожесточением и мужеством. На одном из сторожевых катеров от огня противника вспыхнул пожар. Но командир катера капитан-лейтенант А. Александров, несмотря на ранение в голову и руки, и его подчиненные показали пример доблести, выдержки и решили свою задачу. К 14 часам десантники овладели городом и портом. Японцы, потеряв более 300 солдат и офицеров убитыми и 600 чел. пленными, отступили в глубь острова.
25 августа в порту Отомари (теперь это Корсаков) высадился еще один десант моряков-тихоокеанцев численностью 1 600 чел. Японский гарнизон, насчитывавший 3 400 чел., почти без сопротивления сложил оружие и сдался в плен7.

Не менее успешно для наших войск развивались события в Сунгарийской наступательной операции. В этой операции Амурская флотилия содействовала войскам 2-го Дальневосточного фронта в разгроме японской Квантунской армии. 9 августа наши войска начали наступление. Форсировав с помощью кораблей Краснознаменной Амурской флотилии (КАФ) реки Амур и Уссури, войска двух наших армий и стрелкового корпуса овладели приречными плацдармами. Одновременно при поддержке мониторов был высажен десант в Фуюань,

быстро захвативший этот город. 1-я бригада речных кораблей КАФ, протралив фарватеры, вошла в устье реки Сунгари и артиллерийским огнем поддержала десантников-армейцев. 10 августа советские войска овладели Сунгарийским УРом и оборонительным узлом Тунцзян. Здесь особенно отличился экипаж монитора «Сунь Ятсен». При взятии нашими войсками Фуцзиньского укрепленного района, действуя совместно с отрядом бронекатеров, монитор точным артогнем уничтожил пять дотов, двенадцать дзотов, склад с боеприпасами и шесть минометных батарей противника. Одновременно «Сунь Ятсен» перебрасывал через реку десанты и своей артиллерией поддерживал их действия на берегу8.

18 августа войска 15-й армии с помощью КАФ овладели Суньуским УРом и Суньу, где взяли в плен 20 тыс. солдат и офицеров противника. 19 августа армейцы и бойцы КАФ захватили Саньсин. 20 августа в Харбине, уже занятом нашим воздушным десантом, 1-я и 2-я бригада кораблей КАФ приняли капитуляцию японской Сунгарийской флотилии9.

В те же августовские дни 1945 г. в Порт-Артур (Люйшунь) и Дайрен (Далянь) были высажены авиадесанты, сформированные из экипажей кораблей и береговых частей Тихоокеанского флота. 25 августа 17 гидросамолетов типа «Каталина», за 5 часов прилетевших из-под Владивостока (аэродром Суходол) с де-сантниками-тихоокеанцами на борту, приводнились в Портартурской бухте. В тот же день японские гарнизоны в Порт-Артуре и Дайрене сложили оружие. И тихоокеанцы торжественно водрузили над крепостью Порт-Артур советский военно-морской флаг.

В результате разгрома японских войск в Маньчжурии и на Сахалине были созданы благоприятные условия для освобождения от противника островов Курильской гряды. Ключевой позицией японцев был о-в Шумшу, оборона которого состояла из долговременных сооружений, которые прикрывались полевой и зенитной артиллерией. Острова Шумшу и Парамушир оборонял гарнизон численностью более 8 тыс. чел., усиленный 60 танками. Все участки побережья, удобные для десантирования, были покрыты дотами и дзотами, связанными между собой подземными ходами и траншеями. Склады, электростанции, госпитали — все это находилось под землей на глубине до 50 м. 18 августа два сторожевых корабля, минзаг «Охотск», 4 тральщика, 17 транспортов и 16 специальных десантных судов, на которых находились почти 9 тыс. матросов, солдат и офицеров, подошли к Шумшу и Парамуширу и начали высадку десанта. Противник оказывал яростное сопротивление десантникам. Кровопролитные бои шли на Шумшу и Парамушире с переменным успехом до 23 августа. К концу этого дня японский гарнизон капитулировал. Немеркну-

Монитор «Сунь Ятсен».

Водружение советского военно-морского флага над крепостью Порт-Артур 25 августа 1945 г.

щий подвиг в этих боях совершили тихоокеанцы Николай Вилков и Петр Ильичев. Своими телами они закрыли амбразуры вражеских дотов на высоте 171, ставшей эпицентром всей борьбы за остров Шумшу. Геройски сражался в этих боях экипаж минзага «Охотск», принявший на себя основной удар вражеских батарей. На корабле вышло из строя рулевое управление, центральное освещение, были убиты и ранены 15 чел. В эти критические минуты экипаж проявил исключительное мужество, устранил повреждения и с честью выполнил поставленную задачу.

К концу августа от врага была освобождена вся северная часть Курил, вплоть до острова Уруп. Остальные острова к югу от Урупа к 1 сентября заняли силы Северной Тихоокеанской флотилии. На Курилах было взято в плен до 60 тыс. офицеров и солдат Японии. Курильская десантная операция стала последней операцией второй мировой войны.

2 сентября 1945 г. в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась. В эту победу значительный вклад внесли как воины сухопутных армий, так и военные моряки-тихоокеанцы, весь Тихоокеанский флот.
1 Г. Аммон. Морские памятные даты. М., 1987. С. 241.
2 История второй мировой войны 1938—1945гг. Т. 11. С. 197.
3 Там же. С. 196, 197.
4 Краснознаменный Тихоокеанский флот. М., 1981. С. 168.
5 Ю. Отёкин. Здесь рождалась и множилась флотская слава. Боевая вахта. 1999. 13 февр.
6 Г. Аммон, С. Бережной. Героические корабли Российского и Советского Военно-Морского флота. М., 1981. С. 164.
7 Ю. Отекин. Здесь рождалась... Боевая вахта. 1999. 13 февр.
8 Г. Аммон, С. Бережной. Героические корабли. С. 152.
9 Г. Аммон. Морские памятные даты. С. 353.

SUMMARY. The article written by a participant of the Great Patriotic war, a retired colonel A. Borodin “The Soviet Pacific Feet in the War against Japan” elucidates the events of the final step of the Second World war. The article tells about fighting actions of the Pacific fighting men both on land and sea, there is shown their heroism and mastery of arms.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты