пьесаоссы, статьяоссы (Убиенные имена: Об удмуртских репрессированных писателях. Их стихи, рассказы, пьесы, статьи). - Ижевск: Удмуртия, 1995. - 448 с.
ние монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. - М.: Наследие, 1992. - 368 с.
УДК 801.6:7.031
Л. С. Ефимова
ЯКУТСКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА В XXI ВЕКЕ
Осуществлен анализ истории якутской фольклористики, рассмотрены задачи и перспективы научно-исследовательской деятельности в свете развития фольклористики народов Сибири (алтайцев, тувинцев, хакасов). Выявлено три периода развития, первые два периода были определены Г. У Эргисом. На основе его периодизации в исследовании якутского фольклора выделен период постсоветского времени.
L. S. Efimova
Yakut folkloristics of the XXI century
An analysis of Yakut folkloristics’ history is done, problems and perspectives of research in the light of folkloristics development of Siberian peoples (Altai people, Tuvinians, Khakass people) are observed. Three periods of development are determined, first two periods were determined by G. U. Ergis. On a base of his periodization of Yakut folkloristics the period of post-Soviet time is pointed out.
ЕФИМОВА Людмила Степановна - к. филол. н., доцент кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: Ludmilaxoco@mail.ru
Осмысление истории российской фольклористики на современном этапе и выявление насущных проблем дальнейших исследований стало требованием времени. Данная проблема остро обсуждалась на всероссийских конгрессах фольклористов, возобновивших активную деятельность с 2006 г. [1, 2]. В условиях глобализации, динамичного развития общества сложившиеся теоретические и методологические установки фольклористики перестали отвечать современным реалиям фольклорного процесса.
Периодизация алтайской фольклористики была осуществлена в 1980-е гг. [3] и дополнена в постсоветское время [4]. В истории изучения фольклора выделено шесть этапов: 1) дореволюционный (середина - конец XIX в.); 2) 30-40-е гг. XX в.; 3) 50-60-е гг.
XX в.; 4) 70-80-е гг. XX в.; 5) 90-е гг. XX в.; 6) начало
XXI в. Основные проблемы алтайской фольклористики были выдвинуты еще С. С. Суразаковым. На современном этапе подчёркиваются необходимость сопоставления вариантов фольклорных жанров, изучение фольклора в их взаимосвязи и в связи с историей народа, исследование стиля и поэтики алтайского фольклора и др. [5].
Тувинскими фольклористами подведены итоги научно-исследовательской деятельности, сформулированы проблемы и направления развития фольклора. Выявлено четыре периода тувинской фольклористики:
Из фольклорных материалов хакасов, записанных в своё время Н. Ф. Катановым (1862-1922), на сегодня исследована лишь малая их часть. Недостаточно изученными остаются мифы, былички, легенды, предания, народные песни, рассказы, клятвы, обрядовая и шаманская поэзия. П. А. Трояков [7] совершенно справедливо уловил мысль Н. Ф. Катано-ва о сравнительном изучении фольклора тюркских народов Сибири, Восточного Туркестана и северной Монголии, которая остается актуальной и в настоящее время. Это связано с тем, что исчезают когда-то активно бытовавшие жанры хакасского фольклора, с каждым годом уходят носители эпических и фольклорных традиций, забываются специфические особен-
ности исполнения богатырских сказаний, народных песен.
В настоящее время перед якутскими фольклористами назрела необходимость обобщения общих успехов, анализа и систематизации достигнутых результатов, постановки насущных проблем, поиска путей и методов дальнейшей деятельности. Впервые вопросы состояния и задачи развития якутского фольклора были рассмотрены Г. М. Васильевым еще в 1940 г. [8]. Итоги работ, предстоящие задачи фольклористов всегда были в центре внимания Г. У Эргиса [9, 10, 11, 12]. В свое время он различал два периода развития якутской фольклористики, первым выделил период дореволюционного времени, когда были начаты сборы образцов устного народного творчества якутов и их публикации. Второй период (1920-1965 гг.) определён как период советского времени, в нем выявлены два этапа. Первый этап охватывает 1920-1934 гг., когда началась деятельность общественности по сбору, изучению и изданию фольклорных материалов. В последующие годы успехи деятельности якутских фольклористов были связаны с работами Н. В. Емельянова [13, 14, 15]. Итоги фольклорных исследований были подведены В. М. Никифоровым к 60-летию ИЯЛИ [16]. В последнее время итоги и проблемы якутской фольклористики на пороге XXI века были обобщены В. В. Илларионовым [17, 18]. А. Е. Захарова, С. Д. Мухоплева рассматривали основные итоги исследования эпоса якутов олонхо [19].
За 25 лет, в период с 1966 по 1991 гг., расширилось поле научных изысканий, возрос интерес к изучению фольклора. Героический эпос олонхо стал объектом исследований не только самой фольклористики, но и других наук. Были изданы тексты олонхо, некоторые с переводом на русский язык [20, 21, 22], монографии по проблемам олонхо [23, 24, 25], исследованы якутские сказки [26]. В этот период были изданы народные сказки с приложением, содержащим характеристику их сюжетов, издание подготовлено Г. У Эргисом [27]. Исследованы сюжеты олонхо о родоначальниках племени [28]. Вышли из печати сборники пословиц и поговорок, составленные Н. В. Емельяновым [29], якутских загадок под редакцией С. П. Ойунской [30], исторических преданий и рассказов якутов, подготовленные И. Г. Березкиным [31]. Готовились национальные кадры, вырастала плеяда ведущих фольклористов. В 1987 г. защитил докторскую диссертацию по фольклористике Петров В. Т. В целом, период с 1966 по 1991 гг., в продолжение периодизации Г. У Эргиса, можно называть третьим этапом развития якутской фольклористики советского времени. Но в поле зрения исследователей не попали такие самобытные и сложные жанры якутского фольклора с религиозной тематикой, как хороводные песни якутов осуохай,
алгысы, обрядовая поэзия в целом. Не было научного интереса и к такому специфическому жанру, как чабыргах, не были продолжены исследования малых жанров фольклора, например, пословиц и поговорок.
С 1992 г. отмечается большой интерес научных изысканий ко всем жанрам якутского фольклора, связанный с ростом национального самосознания народа саха под влиянием перестройки и постсоветского времени. Было продолжено изучение сюжетов олонхо [32]. Изданы труды И. В. Пухова по сравнительно-сопоставительному изучению эпоса саяно-алтайских народов и олонхо якутов [33, 34]. Выявлены особенности локальных эпических традиций, обращено внимание на проблемы возрождения эпоса [35, 36, 37]. Продолжены исследования по философии олонхо [38, 39], началось изучение его языка [40, 41]. Материалы эпоса стали основой для
восстановления архаической ритуально-обрядовой символики саха [42]. Исследователей волновали проблемы фольклорной и книжной трансформации [43], образы женщин-богатырок, бытование, сюжетнокомпозиционная структура вилюйской эпической региональной традиции [44, 45]. В 2005 году якутский героический эпос олонхо был признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. В связи с этим событием указом Президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штыровым в республике было объявлено десятилетие олонхо, была принята Государственная целевая программа по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса (2007-2015 гг.). Впервые проблемы изучения олонхо получили государственную поддержку. Олонхо стал в центре внимания этномузыковедов [46, 47], культурологов [48], этнохореографов [49]. ИГИиПМНС СО РАН осуществляет публикацию ранее неизданных текстов олонхо в основанной им серии «Саха боотурдара». Е. С. Сидоров выполнил перевод олонхо Д. М. Говорова «БYДYPYЙбэт МYлдьY Беде» на русский язык [50].
Под свежим веянием перестроечного времени началось исследование хороводных песен осуохая. Были изучены специфика жанра, истоки его зарождения, локальные особенности сунтарского осуохая [51, 52]. Исследована семантика движений [53] и рассмотрены лексико-стилистические особенности языка хороводных песен якутов [54]. Предметом научного поиска стали предания и легенды [55], вышел в свет сборник якутских народных сказок [56]. Осуществилось издание монографии А. Е. Кулаковско-го с привлечением его полевых материалов по пословицам и поговоркам [57] и изучению загадок [58]. Исследована и определена жанровая специфика чабыргаха [59]. Совместными усилиями фольклористов и историков-этнографов осуществлено издание
труда А. А. Попова «Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа» [60]. Рассмотрена якутская мифология в историко-этнографическом ракурсе, охарактеризована её структура и взаимодействие с другими жанрами фольклора [61]. Исследованы традиции бытования несказочной прозы хоролоров [62], рассмотрены свадебные алгысы якутов [63]. Жанры якутского фольклора стали предметом исследований по музыковедению, истории, педагогике, литературоведению, языкознанию и другим наукам. В изучении героического эпоса стал осуществляться комплексный подход с привлечением не только гуманитарных, но и технических наук, например, информатики и радиотехники. Имеется положительный опыт совместной деятельности по изучению олонхо преподавателями подразделений СВФУ: ИЯКН СВ РФ, ФТИ, ФЛФ, ИЗФиР, ПИ, ФПс, ИФ, кафедры философии и др. по реализации Государственной целевой программы Олонхо (20072015 гг.). За последнее время создан и активно функционирует научно-образовательный интернет-портал СВФУ «Олонхо. инфо» (www. о1опкИолп£э), формируется другой портал «Эпические традиции и современность» www.epictraditions.info (рук. -В. В. Илларионов, С. Е. Васильев). Проанализировав достижения и успехи с 1992 г. по настоящее время, можно выделить третий период в истории якутской фольклористики - период постсоветского времени.
Одной из насущных проблем якутской фольклористики на современном этапе является подготовка научных кадров. Не исследована обрядовая и шаманская поэзия, недостаточно рассмотрена мифология. Также встает вопрос о дальнейшей подготовке этномузыковедов, без которых музыкальная часть фольклора не будет изучаться.
Таким образом, общими задачами фольклористов тюркских народов Сибири являются изучение жанров фольклора в их взаимосвязи с историей народа, фольклорных материалов, решение проблем музыковедческого исследования, внедрение новых информационных технологий в процессы обработки, оцифрования и архивации фольклорных текстов. Наряду с ними в национальных республиках намечаются перспективы развития современной фольклористики. В Республике Алтай разрабатывается проблема синхронного и диахронного изучения фольклора. Сравнительно-сопоставительное исследование фольклора тюркских народов России, Китая и Монголии актуализируется в Республике Хакасия, в Республике Тыва рассматриваются принципы научной систематизации материалов фольклора, в Республике Саха (Якутия) внедряется информационная система по изучению, распространению и пропаганде фольклорного наследия тюрко-монгольских народов России и Монголии.
Л и т е р а т у р а
- Горно-Алтайск, 2010. - 100 с.
- С. 63-90.
- Якутск, 1944. выпуск 1. - С. 129-159
- Якутск, 1948. - С. 62; С. 70; С. 76-77.
- С. 43-50.
- Якутск: Книжное изд-во, 1982. - 128 с.
- 183 с.
- 284 с.
кэпсээннэрэ (Якутские исторические предания и рассказы).
- Якутск: Книжное изд-во, 1977. - 303 с.
народов и якутские олонхо. - Якутск: Изд-во СО РАН.
Якутский филиал, 2004. - 328 с.
Публикация, перевод, теория, типология. Избранные статьи
- Якутск: Изд-во СО РАН. Якутский филиал, 2004. - 208 с.
ыстатыйалар, санаалар, сэhэргэhиилэр. - Дьокуускай: Бичик, 2006. - 336 с.
Yгэстэрэ. - Дьокуускай: Бичик, 2006. - 160 с.
- 20 с.
- Якутск: Бичик, 2010. - 144 с.
Изд-во Якутского университета, 2003. - 222 с.
- С. 7-14
- 23 с.
- Улан-Удэ, 2011. - 32 с.