УДК 376(091) ББК 74.03
Н.П. Железова
«Будемте умны и прекрасны!»: опыт (пере)воспитания беспризорников
«Республики ШКИД»
Статья посвящена изучению истории одного из наиболее известных учреждений для несовершеннолетних детей, созданного в 1920 г. в рамках кампании по борьбе с беспризорностью. В фокусе исследования оказалась школа им. Ф.М. Достоевского. Особая судьба учебного заведения, отразившаяся в источниках личного происхождения, литературе и кинематографе, делает ее интересным объектом для изучения, вписывая тем самым ее изучение в широкий социальный контекст.
В1965 г. в Ленинграде были закончены съемки фильма «Республика ШКИД» по одноименной книге. В партийных верхах негодовали: «Это энциклопедия для школьных хулиганов». Но картина вышла на экраны чудом, только два года спустя -и фильм мгновенно разобрали на цитаты, а тиражи книг росли. Однако художественные произведения отражали лишь часть правды о настоящей Республике ШКИД - школе социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского. Фильм привнес дополнительные акценты в противоречивость восприятия педагогической деятельности В.Н. Сороки-Росинского. Популярность ленты, многочисленные переиздания книги, а также положительные отзывы именитых советских писателей1 вызвали волну интереса к истории реальной школы.
Авторы «Республики ШКИД», Л. Пантелеев и Г. Белых, были бывшими учениками школы, свою книгу они написали практически сразу после выпуска, «по горячим следам. Повесть вышла в 1 Маршак С.Я. Об этой книге 1927 г. и сразу завоевала большой успех у читателей. Но дискуссии [вступительная статья] //
Пантелеев Л. Собр. соч.:
--В 4 т. Т. 2. Л.: Детская
© Железова Н.П., 2020 литература, 1970. С. 7-21.
о ценности художественного произведения в общественном сознании не отделялись от обсуждения реального педагогического проекта, действовавшего в Петрограде под руководством В.Н. Сороки-Росинского с 1920 по 1925 г.
«Республика ШКИД» уже тем отличалась от известных республик, что у нее был точный почтовый адрес - в окраинах Петрограда, между Обводным каналом и Фонтанкой. Ее история началась в сентябре 1920 г., когда привезли первых учеников.
Директор Школы В.Н. Сорока-Росинский реализовал на практике уникальную концепцию воспитания беспризорных детей. Его подход сочетал идеи «свободного воспитания» и одновременно соотносился с методикой трудового воспитания, актуализированного в 1920-е гг.
В 1920-е гг. в процессе решения задачи воспитания социально запущенных детей и приобщения их к общественно полезному труду в крупных населенных пунктах страны были созданы специальные первичные детские учреждения. Согласно данным Отдела социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомата просвещения РСФСР, в Петрограде в 1920 г. в детских домах находилось около 3 тысяч детей2. При этом для трудновоспитуемых, количество которых по сводкам составляло почти треть3, действовало пять школ-интернатов для мальчиков и одна школа закрытого типа для девочек. Среди воспитанников были и дети с отклонениями в развитии - те, кого В.Н. Сорока-Росинский обозначал как «уклоняющихся от нормы»4. Зачастую среди них можно было встретить буйно настроенных подростков, оказывавших негативное влияние на других детей и плохо поддававшихся воспитанию. Так возникла идея о том, что для подобных, сложных в воспитании беспризорников нужно создать отдельные воспитательно-образовательные учреждения.
Подобные учреждения уже существовали в Петрограде в начале 1920-х гг. Дефективных детей распределяли в детские дома, трудовые коммуны. В случае выявления особо тяжелых правонарушений их могли направить в колонии для малолетних. Подобные учреждения в зависимости от психических особенностей воспитанников различались строгостью условий их содержания и применяемыми методами воспитания. Получить место и еду беспризорные дети также могли в ночлежных домах, в которых кроме первостепенных нужд также проводились воспитательные беседы, как правило, стихийно и усилиями добровольцев.
Дальнейшим размещением детей занимались приемно-распре-делительные пункты, рассчитанные на 50-100 детей одновременно5. Любой ребенок в возрасте от 3 до 19 лет включительно мог находиться в подобных учреждениях, где ему оказывали первую социальную и санитарную помощь. Задачей приемно-распредели-тельных пунктов являлось создание соответствующих жилищно-бытовых условий, а также определение навыков и предпочтений ребенка, его уровня грамотности.
Первые ученики пришли в Школу, даже когда она еще не была обустроена в бытовом отношении, - в сентябре 1920 г. Однако те
ГА РФ. Ф. А-1575. Оп. 6. Д. 100. Л. 346. Там же. Д. 1. Л. 61. Сорока-Росинский В.Н. Трудновоспитуемые // Сорока-Росинский В.Н. Педагогические соч. / [Сост. А.Т. Губко]. М.: Педагогика, 1991. С. 140.
Ермолаева С.А. Методология превентивной педагогики XX века: социологический подход к исследованию. М.: МГОУ, 2006. С. 201.
«Будемте умны и прекрасны!»: Опыт (пере)воспитания беспризорников... 37
семь мальчиков, которые стали ее первыми воспитанниками, поступили не по распределению. В.Н. Сорока-Росинский искал воспитанников самостоятельно, руководствуясь общей грамотностью и начитанностью ребенка6.
Однако таким малочисленным ученический состав Школы оставался недолго. Ситуация с беспризорными детьми в Петрограде была такой острой, что уже в течение года количество воспитанников выросло в несколько раз, увеличившись до 60 человек7. Основной костяк учеников состоял из подростков преимущественно в возрасте 12-14 лет, направляемых в Школу из детских домов, распределительных и приемных пунктов. Несовершеннолетних также могли направлять в Школу по ходатайству их ближайших родственников, для которых такие дети «были несомненным "кошмаром".. .»8.
В Школу принимались дети из различных социальных слоев, в подавляющем большинстве лишившиеся родителей. Так, например, писатель Леонид Пантелеев, настоящее имя которого Алексей Еремеев, был сыном казачьего офицера, погибшего в Гражданскую войну. Его товарищ - и соавтор в будущем - Григорий Белых происходил из семьи рабочих. Мать отправила мальчика в Школу на перевоспитание. Один из учеников, отображенный в «Республике ШКИД», Мстислав Вольфрам, происходил из дворянской семьи. В Школу имени Ф.М. Достоевского он попал после того, как был исключен из кадетского корпуса за плохое поведение. В Школе воспитывался и приемный сын В.Н. Сороки-Росинского Константин,
оставшийся с отцом после развода родителей9.
В таких условиях требовалась особая методика по (пере)вос-питанию. Главная идея Сороки-Росинского была взята из идей «свободного воспитания». В его понимании - в учении у ребенка должно развиваться стремление к самостоятельности, свободе, творчеству, которые со временем сформируют у него самодисциплину.
Школьная программа была составлена в пределах двух ступе-ней10. По замыслу В.Н. Сороки-Росинского, основной направляющей линией социализации трудновоспитуемых выступало интенсивное обучение, суть которого сводилась к возвращению в нормальную школьную среду и предоставление возможности дальнейшего развития11. Учебный план должен был обеспечить овладение общей грамотностью. Учебный день состоял из 10-12 уроков и этим не ограничивался. Вечером дети были задействованы в мастерских, творческих кружках. Учениками издавался и т. н. боевой листок «Бузотер» - своеобразный «рупор» ученической оппозиции. Любой воспитанник имел право на выпуск газеты. Так, на 80 детей (по сводкам 1924 г.) в Школе им. Ф.М. Достоевского ребятами редактировалось и издавалось более полусотни различных рукописных журналов и брошюр.
Действия В.Н. Сороки-Росинского постоянно подвергались критике. Н.К. Крупская негодовала из-за отсутствия трудового воспитания12. И не желала признавать, что исключением в этой полутюремной школе были ученики - талантливые, начитанные, и при этом битые жизнью беспризорники.
История подлинной школы им. Ф.М. Достоевского коротка -всего пять лет. Успех ее зависел от т. н. «личного фактора» - в данном случае энтузиазма и энергии директора В.Н. Сороки-Росин-ского. Результат тяжелой, но продуктивной педагогической работы дал возможность бывшим беспризорникам войти в полноценную взрослую жизнь.
В ходе многочисленных дискуссий в Петроградском отделе народного образования В.Н. Сорока-Росинский вынужден был покинуть Школу в 1925 гг. После его ухода она превратилась в обычное образовательное учреждение, по выражению одного из авторов «Последней гимназии», «ШКИДа развалилась», а само понятие ШКИД оказалось связано лишь с литературным и кинематографическим образом.