Спросить
Войти

Формирование законодательных органов государственной власти в регионах Западной Сибири, их роль и значение

Автор: указан в статье

из Москвы на решение социально-экономических проблем [10].

Концепция перестройки региональной системы управления заключается в наделении ключевых фигур правительства Омской области свободой действий и персональной ответственностью за порученный участок работы. Министр самостоятельно определяет точки роста отрасли и приоритетные направления, распоряжаясь при этом частью бюджетных средств.

Подводя итоги, нужно сказать, что все 90-е годы губернатор, по сути, являлся антикризисным управляющим региона, жестко контролируя социально-экономические процессы и неся на себе полную ответственность за то, что происходило и происходит в Омской области. Ситуация в стране и в регионе меняется, поэтому Омская область начала реализацию новой стратегии развития, ориентированной на развитие самых перспективных направлений. Перед областью стоят задачи, связанные с ростом благосостояния населения, его физическим и нравственным здоровьем, улучшением условий жизни. Эффективная и мобильная модель управления, способная развивать Омскую область, призвана повысить финансовую дисциплину и социальную ответственность хозяйствующих субъектов, обеспечить прозрачность бюджетных отношений, оптимизировать производственные отношения — все это элементы правительства Омской области.

Согласно нормативным документам Правительство Омской области отвечает за почти три десятка направлений работы — за экономическое и социальное развитие региона, международные и внешнеэкономические связи, формирование органов исполнительной власти, обеспечение прав и свобод гражда-

нина и, наконец, борьба с преступностью. Задача остается неизменной — максимальное развитие области, но основана на новых принципах: эффективность и персональная ответственность.

Однако в большинстве своем в роли областных министров возведены чиновники, которые и до этого назначения занимались теми же самыми вопросами. Поэтому небеспричинно возникает вопрос: почему те же самые лица будут трудиться лучше, то есть эффективней и ответственней? Широко распространено мнение о том, что реорганизация привела к банальной смене вывески, что является предметом дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Титова Т.П. Государственная власть в субъектах Российской Федерации: организация и тенденции реформирования // Субъекты Российской Федерации. — М, 2000. — С. 70.
2. В Томской области будет создано свое правительство // Деловая пресса. —Томск. — № 22. — С. 1.
3. Новое обозрение. — 2003. — № 39. — С. 6.
4. Омская правда. — 2003. — 29 октября. — С. 7.
5. Аргументы и факты. — 2004. — № 5. — С. 2.
6. Вечерний Омск. — 2004. — 28 января. — С. 3.
7. Четверг. - 2004. - № 5. - С. 2.
8. Российские вести. — 2004. — 11 января. — С. 15.
9. Омский вестник. - 2004. - 28 января. - С. 7.
10. Омская правда. - 2004. - 30 января. - С. 1.

ЗУБОВ Сергей Александрович, аспирант кафедры регионального развития.

Статья поступила в редакцию 20.11.2008 г.

© С. А. Зубов

УДК 342.5М д. В. КАШКИН

С. А. ЗУБОВ

Омский государственный аграрный университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ,

ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ_____________________________

Статья посвящена проблеме становления представительных органов власти в регионах Западной Сибири и содержит информацию о первых законодательных органах, созданных после развала Советского Союза. Авторы раскрывают особенности становления и функционирования местных парламентов, их состав и перечень вопросов, входящих в компетенцию органа.

Процесс институционализации органов представительной власти в регионах современной России имеет свое начало в 1993 году. Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года, закрепляла за регионами право формировать собствен-

ную законодательную базу и самостоятельно устанавливать систему власти в рамках Конституции.

Однако выборы депутатов региональных представительных органов в период с 1993 по 1997 не образует одного законченного цикла. Так как в данный

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

период времени происходит окончание серии выборов первых «несоветских» представительных органов: дум, законодательных собраний, советов, начавшихся в декабре 1993 года. Так, на этот период приходится начало серии выборов вторых составов региональных законодательных органов, которые продлятся до осени 1998 года [1].

Особенностью формирования органов представительной власти в регионах России является механизм проведения выборов. В республиках выборы организовывали Верховные Советы, которые не были распущены. Они принимали соответствующие законы и проводили выборы. В областях и краях картина выглядела иначе. В регионе, где совет был «сильным» или жил «душа в душу» с администрацией, совет не распускался. Такая картина наблюдалась в Кемеровской области. В большинстве регионов России Советы были распущены. Однако разрыва во времени между прежним советом народных депутатов и новым законодательным органом не получилось.

В этот период действовали переходные структуры, созданные на базе советов народных депутатов: контрольные палаты, временные комитеты по реформированию органов представительной власти. Положение о выборах в органы представительной власти разрабатывались и принимались как администрацией, так и советами народных депутатов [2].

Так, в положении о выборах в Новосибирский областной Совет депутатов говорится о формировании областной избирательной комиссии.

Комиссия формируется в составе председателя, его заместителей, секретаря и 15 членов комиссии. При этом половина членов комиссии определяется из числа лиц, предложенных областным Советом, а другая половина — главой областной администрации [3].

Необходимо отметить роль региональной администрации при формировании законодательного органа субъекта федерации. Фактически региональной администрации в лице ее главы был предоставлен карт-бланш. Борис Мальцев — председатель Томской областной Думы — так охарактеризовал деятельность областной администрации: в 1993 году Томский областной Совет народных депутатов был разогнан, и исполнительная власть несколько месяцев существовала в очень благоприятном режиме. Отсутствие необходимого контроля над расходами на управленческий аппарат привело к его серьезному увеличению. До осени 1993 года они составляли 1,5%, с 1994 года уже 3% от всех государственных средств региона. Председатель Томской областной Думы также отметил существенное сужение функции региональной представительной власти [4].

В новых условиях региональные представительные органы потеряли многие свои полномочия, произошло существенное сокращение депутатского корпуса, при сокращении числа депутатов, работающих на постоянной основе. Ранее нормотворческие полномочия представительных органов не ограничивались, кроме того, представительные органы имели право обжаловать решения исполнительной власти. Обжалование актов исполнительной власти не было предусмотрено. Допускалось совмещение постов в исполнительной и законодательной власти [5].

Решение о судьбе того или иного законодательного проекта, принималось окончательно главой исполнительной власти региона, что предопределяло превосходство исполнительной власти в законодательной сфере [6].

Однако в руках депутата областного Совета сконцентрирована заметная и весомая власть: распределе-

ние бюджета, налоговая политика, право распоряжаться областной собственностью [7].

В преддверие выборов в местные законодательные органы пресса активно публикует материалы о роли и компетенции представительного института власти. Газета «Советская Сибирь» опубликовала серию статей, направленных на информирование граждан о новом институте власти. Областной Совет депутатов оставил за собой старое название, но функции и статус заметно изменились в отличие от существовавшего до недавнего времени Совета народных депутатов. Согласно принятой 12 декабря Конституции, в России введена де-юре президентская республика. Такая форма правления предусматривает проекцию федеральной системы власти на уровень субъекта Федерации [8].

Необходимо отметить, что при формировании представительных органов власти уже в те годы предлагалось проводить выборы по многомандатным округам. Предложение сократить число избирательных округов при увеличении числа избираемых депутатов от каждого из них имело серьезную поддержку в Новосибирской области.

Как известно, избирателя не интересуют политические тонкости, интересует то, кто попадет в местный парламент.

Выборы в Алтайское краевое Законодательное собрание — в новый орган представительной власти региона, прошедшие 13 марта 1994 года, сократили численность до 50 депутатов вместо 265, составлявших ранее краевой совет народных депутатов [9].

Выборы 13 марта характеризовались низкой явкой избирателей. Из-за этого в пяти округах выборы были признаны несостоявшимися. В остальных округах победу одержали: руководители прежнего краевого Совета народных депутатов Александр Суриков, Борис Ларин; большое число глав городских и районных администраций, руководители краевых агропромышленных холдингов, руководители партий и движений: председатель крайисполкома КПРФ Виталий Сафронов, руководители промышленных предприятий, председатели колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий. Деятелей здравоохранения и образования можно было посчитать по пальцам одной руки [10].

Повторные выборы были назначены на 24 апреля 1994 года. Не дожидаясь их проведения, избранные депутаты начали свою работу. На первой сессии нового Алтайского краевого Законодательного собрания в конце марта его председателем был избран председатель прежнего краевого Совета народных депутатов А. А. Суриков, его заместителем — В. Сафронов. Депутатами было сформировано 4 комитета: по законодательству, законности, правопорядку и местному самоуправлению; по экономической политике, природопользованию и земельным отношениям; по бюджету, налоговой и кредитной политике, по социальной политике [11].

Государственная дума Томской области была избрана 27 марта 1994 года в составе 21 депутата. Отмечена низкая явка избирателей. В феврале 1996 года продлила свои полномочия до декабря 1997 года. Председателем Думы был избран Борис Мальцев, до избрания был генеральным директором Томского строительно-промышленного акционерного общества.

Большинство в Томской Государственной думе составили промышленные руководители — 9 депутатов, главы администраций — 5 депутатов. Именно при поддержке блока хозяйственников и управленцев «Солидарность и реформы» и Межотраслевого объ-

единения промышленников Борис Мальцев стал депутатом, а затем и председателем Томской думы.

Совет депутатов Новосибирской области первого созыва был избран в марте 1994 года. Выборы прошли в 49 одномандатных округах и были отмечены низкой явкой избирателей, при выдвижении 202 кандидатов в депутаты местного представительного органа. В 15 округах выборы не состоялись. Среди 34 депутатов, избранных с первого раза 12 глав администраций, 6 руководителей промышленных и 4 руководителя сельскохозяйственных предприятий.

Председателем новосибирского Совета был избран Анатолий Сычев. До этого он уже был председателем облсовета с 1991 по 1993 год. На посту председателя Совета проявил себя как ревностный сторонник «советской партии», председателем стал по предложению и поддержке коммунистов.

Законодательное собрание Омской области — новый представительный орган государственный власти региона, приступил к работе в апреле 1994 года. В условиях коренной реорганизации представительных органов власти субъектов Российской Федерации произошло значительное изменение функций и полномочий представительной власти, а также резкое сокращение депутатского корпуса с 250 депутатов местного Совета до 30 в Законодательном собрании. Председателем стал бывший первый секретарь Омского горкома КПСС, с 1990 года председатель городского Совета В.А. Варнавский. Однако после роспуска Советов в 1993 году осудил Указ Президента № 1400 как антиконституционный переворот и занял пост заместителя главы администрации области Л. К. Полежаева.

Состав Законодательного собрания первого созыва достаточно полно представлял профессиональный, интеллектуальный и политический срез нашего общества. Среди депутатов были врачи, педагоги, инженеры, юристы, экономисты; академик и профессор, четыре кандидата наук; члены КПРФ и Аграрной партии. Около сорока процентов депутатов не один раз избирались в представительные органы власти области и города, десять из тридцати депутатов Собрания в свое время возглавляли органы местного самоуправления.

В составе Законодательного собрания оказались 13 хозяйственных руководителей, к которым в 1996 году добавился президент АО «Омский НПЗ» К. Потапов, 8 представителей администрации, два врача, по одному работнику просвещения и пенсионеру.

В первом созыве в Законодательном собрании было образовано семь комитетов:

— комитет законодательных предположений, законности и правопорядка;

— по финансовой и бюджетной политике;

— по аграрным вопросам;

— по промышленности, строительству и инвестициям;

— по собственности;

— по образованию, науке и культуре;

— по социальным вопросам.

Наполнение законодательных органов регионов представителями крупного и среднего бизнеса, административных сотрудников и сокращение числа депутатов из врачей, преподавателей есть мощная лоббистская структура — контроль над региональным законодательством.

Отсутствие необходимой нормативной базы, закрепляющей объем полномочий регионального законодательного органа государственной власти, определило первоначальную направленность работы депутатов.

Выборы представительных органов в регионах Западной Сибири оказались не столь заметными в отличие от губернаторских выборов и выборов федерального уровня. Согласно оценкам многих специалистов к выборам депутатов представительной власти в регионах общественность отнеслась как к второстепенному выбору по сравнению с выборами единоличного руководителя — губернатора.

Важной особенностью в формировании законодательных органов стала отмена одновременных выборов в органы власти, последний опыт проведения которых пришелся на 1990 год.

Сокращение числа депутатов местных представительных органов сделало гораздо более весомым и статусным каждый депутатский мандат, тем самым сократило число кандидатов, не имеющих серьезных организационных или финансовых ресурсов, и обострило предвыборную борьбу.

Региональное законодательство зачастую опережает федеральное: и потому, что острее ощущает необходимость того или иного нормативно-правового акта, и потому, что обладает организационной возможностью быстро принять необходимый закон. Но это имеет и определенный недостаток, так как региональный закон, опираясь на местные особенности, часто вступает в противоречие с федеральным законодательством.

Наиболее значимыми формальными институтами, установленными в регионах в 90-х годах, было разделение законодательной и исполнительной власти. В силу этих обстоятельств региональные представительные органы не только не могли сыграть приписываемой им роли важнейшего института консолидации, но, по большей части, не выполняли даже функции политического представительства и механизма согласования интересов и тем более не являлись в регионах ключевыми агентами законодательной политики и институциональных изменений [12].

На фоне данных обстоятельств просматривается тенденция увеличения объема регионального законодательства.

Библиографический список

1. Политический альманах России ; под ред. М. Макфола и Н. Петрова. — М. : Моск. Центр Карнеги, 1998. — Т.1 : Выборы и политическое развитие. — 642 с. (281)
2. Политический альманах России ; под ред. М. Макфола и Н. Петрова. — М. : Моск. Центр Карнеги, 1998. — Т.1 : Выборы и политическое развитие. — 642 с. (50)
3. Советская Сибирь. — 1994. — № 15. — С. 3.
4. Деловая Сибирь 1994. — № 19. — С. 3
5. Аюпов М.А. Политико-трансформационные процессы в современной России: региональный аспект. Доктор политических наук РАГС. Защищена 2004.02.24. — С. 319.
6. Там же.
7. Советская Сибирь. — 1994. — № 9. — С. 1.
8. Советская Сибирь. — 1994. — № 7. —С. 2.
9. Алтайская правда. — 1994. — 18 января. — С. 1.
10. Алтайская правда. — 1994. — 22 — 23 февраля. — С. 3.
11. Алтайская правда. — 1994. — 31 марта. — С. 1
12.Титова Т.П. Государственная власть в субъектах Российской Федерации: организация и тенденции реформирования // Субъекты Российской Федерации. — М., 2000. — С. 75.

КАШКИН Андрей Владимирович, аспирант кафедры регионального развития.

ЗУБОВ Сергей Александрович, аспирант кафедры регионального развития.

Статья поступила в редакцию 20.11.2008 г.

© А. В. Кашкин, С. А. Зубов

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты