Спросить
Войти

ВАЛЛИЙСКИЙ "ГЕРОДОТ" И РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В УЭЛЬСЕ НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2019 История Выпуск 2 (45)

УДК 930(410)

doi 10.17072/2219-3111-2019-2-137-141

ВАЛЛИЙСКИЙ «ГЕРОДОТ» И РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В УЭЛЬСЕ НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ1

Н. Ф. Шестакова

Уральский государственный педагогический университет, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 shestakovanf@mail.ru

Рассматриваются исторические взгляды и научное наследие валлийского историка и либерального политического деятеля Джона Эдварда Ллойда (1861-1947), признанного основоположником исторической науки в Уэльсе на рубеже XIX и XX вв. Анализ основан на методологии, которая представляет собой синтез исторической теории и концепций, существующих в рамках исследовательского поля memory studies и интеллектуальной истории. Выделены главные вехи жизненного и творческого пути Дж.Э. Ллойда, изучены условия и обстоятельства формирования мировоззрения валлийского историка, определены факторы, оказавшие влияние на его взгляды и идеи, охарактеризованы научные работы ученого в контексте эпохи национального возрождения Уэльса (конец XIX - начало XX в.). В частности, уделено внимание взгляду историка на проблему поддержания и сохранения валлийской национальной идентичности. Главными ее элементами, сформировавшимися в эпоху Средневековья, он считал язык и строгий поэтический метр. Анализ труда «История Уэльса с древнейших времен до Эдвардинского завоевания» (1911), отразившего героическую борьбу валлийского народа с нормандскими и английскими захватчиками, позволил сделать следующие выводы: во-первых, в «Истории» Дж. Э. Ллойда представлен взгляд валлийских либералов на прошлое западного кельтского края Британии; во-вторых, труд, созданный в период зарождения национализма кельтских народов, способствовал актуализации в исторической памяти Уэльса образов Средневековья, которое стало ассоциироваться с «колыбелью» валлийской нации; в-третьих, работы современных валлийских медиевистов и историков второй половины XX в. являются продолжением научных изысканий Дж. Э. Ллойда.

Карикатура, нарисованная в 1932 г. валлийским художником Ричардом Лливелином Хьюзом, точно отражает ситуацию, сложившуюся в Великобритании в конце XIX - первой четверти XX в. На ней изображена старушка Англия, удерживающая на поводке своих маленьких кельтских соседей: Уэльс, Шотландию и Ирландию. Последней в 1921 г. в ходе войны за независимость (19191921) удается разорвать путы, связывающие ее с Англией (Huws, 1932). Но этой победоносной войне предшествовало движение за автономию Ирландии (гомруль), развернувшееся на рубеже XIX и XX вв. и привлекшее внимание британской общественности. Несмотря на то что в этот период Уэльс оставался в тени своего западного соседа и воспринимался многими как придаток Англии, в нем начинается поистине «национальное возрождение», характерными чертами которого в политической сфере стали оформление движения за самоуправление «Молодой Уэльс» (Cymru Fydd) и рост влияния в регионе либеральной партии.

Именно на рубеже веков в этом кельтском крае появляется плеяда блестящих политиков, в парламенте все чаще и отчетливее начинает проявляться валлийский «радикальный» стиль политики - более спокойный, эффективный и менее резкий по сравнению с ирландским [Morgan, 2002, p. 27]. В целом конец XIX в. стал временем зарождения национализма кельтских народов. В отличие от ирландцев, которые вели борьбу за независимость, валлийцы ограничились идеей самоуправления. Наряду с этим жители западного кельтского края проявили решимость стать «полноценной», а не отстающей в развитии частью британского народа, сохранив свою культурную самобытность. Для достижения этого было необходимо разрешить проблемы, связанные с развитием системы образования, урегулировать земельный вопрос, защитив арендаторов от произвола землевладельцев и создав для них благоприятные условия, добиться независимости церкви Уэльса и др. (The Cymru Fydd..., 1894, p. 3).

© Шестакова Н. Ф., 2019

Проведенные в этот период реформы в сфере образования, в частности, создание Уэльского университета, способствовали становлению исторической науки. Формирование валлийского национального самосознания и движение за получение права на самоуправление привели к росту интереса интеллектуалов западного кельтского края к прошлому, о чем может свидетельствовать ряд опубликованных в те годы трудов, таких как «Валлийцы» Джона Риса и Бринмора Джонса (1900), «Уэльс» Оуэна М. Эдвардса (1901), «Валлийская грамматика, историческая и сравнительная» Джона Морриса-Джонса (1913) и др. Однако самым заметным пионером исторической науки в Уэльсе можно по праву назвать либерала, активного деятеля движения «Камри Фидд» Джона Эдварда Ллойда [Lloyd...]. В фундаментальном исследовании Хью Прайса Дж.Э. Ллойд оценивается как ключевая фигура в валлийской историографии, вошедшая в общий контекст интеллектуальной среды той эпохи [Pryce, 2011, р. 169]. По мнению автора, именно этот историк в своем исследовании смог передать взгляд либералов на прошлое Уэльса. Х. Прайс отмечает авторитет Дж.Э. Ллойда и признается, что ему пришлось долгое время жить в Бангоре в тени этого выдающегося валлийского ученого, которого жители хорошо знали благодаря портрету, написанному Г.М. Ковентри (Coventry).

К творчеству Ллойда начала XX в. также обращался Р.Р. Дэвис. Во вступлении к своему труду «Завоевание, сосуществование и изменение Уэльса, 1063 - 1415 гг.» (1987) он указал, что его исследование является непосредственным продолжением научных изысканий Дж.Э. Ллойда [Da-vies, 2000, р. V]. Историком Б.А. Вайджен был проанализирован труд Дж.Э. Ллойда «История Уэльса с древнейших времен до Эдвардинского завоевания», который, как отметила исследовательница, представляет собой сборник рассказов о валлийских национальных героях в контексте политики, проводимой правителями разрозненных княжеств западной части Британии. Вайджен пришла к выводу о том, что книга явно пронизана духом валлийского национализма рубежа XIX и XX вв. Для создания своей «Истории» Дж.Э. Ллойд использовал «модели», или «шаблоны», английских научно-исследовательских нарративов с целью продемонстрировать развитие народа Уэльса в Средневековье [Wigen, 1994, р. 5].

В данной статье мы предпримем попытку решить несколько задач: во-первых, выделить факторы, оказавшие влияние на становление исторических взглядов Дж.Э. Ллойда; во-вторых, охарактеризовать и оценить научные изыскания валлийского историка в контексте эпохи национального возрождения Уэльса на рубеже XIX и XX вв.

Дж. Э. Ллойд родился 5 мая 1861 г. в Ливерпуле в семье Эдварда и Мэри Ллойд. Однако детство его прошло в Пенигарнедде, в графстве Монмутшир. В 1881 г. он завершил образование в колледже Аберистуита, а после продолжил обучение в Линкольнском колледже в Оксфорде. Уже в 1884 г. будущий ученый одержал победу в конкурсе на национальном фестивале Айстедвод1 в Аберистуите, представив составленный им справочник по истории Уэльса, в котором рассматривались события валлийского прошлого вплоть до 1282 г. [Jenkins].

В 1885 г. Дж. Э. Ллойд вернулся в Аберистуит и преподавал историю в местном колледже вплоть до 1892 г. За это время им были опубликованы «Древние законы Уэльса», текст которых был подготовлен Хьюбертом Льюисом [Jenkins]. Но уже в 1892 г. Дж.Э. Ллойд переезжает в Бангор, чтобы занять должность архивариуса (1892-1920) и преподавателя истории (1899-1930) в колледже Северного Уэльса, в развитии которого он сыграет ключевую роль. В 1919 г. Уэльский университет стал первым национальным университетом княжества и основой системы начального и среднего образования, которую Ллойд также активно поддерживал, принимая участие в подготовке трех двуязычных школьных учебников. Возглавляя Совет по кельтским исследованиям (19191940), ученый внес существенный вклад в создание и внедрение плана, специально разработанного для развития валлийской системы образования, в которой одно из значимых мест отводилось преподаванию истории Уэльса [Pryce, 2011, p. 171]. Дж.Э. Ллойд сыграл ведущую роль в деятельности Камбрийской археологической ассоциации, президентом которой он дважды избирался. Историк также принимал активное участие в общественных делах, в частности, читал лекции учителям в рамках летних школ [Jenkins].

На формирование взглядов и научных подходов ученого оказали влияние три фактора: во-первых, родители (в особенности мать), которые способствовали росту интереса его к истории и культуре валлийского народа; во-вторых, приверженность тому, что его современники называли «валлийским национальным пробуждением». Причем Дж.Э. Ллойд стремился реализовать свои идеи

не только в исследовательской работе, но и через преподавание в колледже Бангора. Историк К.О. Морган утверждает, что в конце XIX в. индустриализация и улучшение экономического положения Уэльса способствовали глубоким социальным и культурным изменениям в этом крае. Основанные в 1872 г. в Аберистуите, в 1883 г. в Кардиффе и в 1884 г. в Бангоре университетские колледжи превратились в институты «национального возрождения». В этом контексте исследование Дж.Э. Ллойдом средневековой истории Уэльса и нормандского завоевания этого края стало результатом поиска валлийской идентичности [Johns, 2013, p. 175]. В-третьих, валлийский историк стремился создать труд по истории родного региона, который бы соответствовал современным формам и стандартам науки. Дж.Э. Ллойд опирался на критический подход к изучению исторических источников. Кроме того, он находился под влиянием перемен, происходивших в других дисциплинах, таких как археология, этнология, филология, а также экономическая и социальная история [Pryce , 2011, p. 170].

Главной особенностью воззрений Дж.Э. Ллойда было не воспроизведение исторических мифов, но поиск истины. Именно это обстоятельство выступало своего рода источником патриотического вдохновения ученого. Его труд «История Уэльса с древнейших времен до Эдвардинского завоевания», опубликованный в 1911 г. в двух томах, стал поворотным моментом в изучении валлийской истории и послужил основой для исследований в дальнейшем многих историков (Lloyd, 1912, vol. 1, 2). По этому поводу валлийский ученый Р.Т. Дженкинс однажды сказал: «Существует только два вида историков, занимающихся исследованием прошлого Уэльса до 1282 г.: все историки до Дж.Э. Ллойда и сам Дж.Э. Ллойд» [Davies, 1987, p. 482]. Выдающийся валлийский историк рассматривал завоевания и ассимиляцию Уэльса, а также реакцию его народа на эти процессы как главные детерминанты возникновения нации. По словам Х. Прайса, Дж.Э. Ллойд написал романтическую историю националистического характера с целью оживления интереса к валлийскому средневековому прошлому [Johns, 2013, p. 175]. Несмотря на то что «История» Дж.Э. Ллойда была создана в период «национального пробуждения», заметный отпечаток на ней оставила историографическая традиция, предопределенная деятельностью предшествующих ему историков, а также академическая и интеллектуальная среда, в которой формировались взгляды этого валлийского ученого. Тем не менее критический анализ, на котором был основан научный подход Дж.Э. Ллойда, позволил ему «растворить» легенды, «инкрустировавшие» историю Уэльса. И все же контраст между работой историкв и трудами более ранних исследователей прошлого западного кельтского края оказался менее заметным, чем полагал сам Дж.Э. Ллойд. Если его методы и были новыми, то использование их проливало свет на тот ландшафт, контуры которого были уже нанесены на карту предшествующими историками [Pryce , 2011, p. 173].

В целом Дж.Э. Ллойд стал первым валлийским историком, который, опираясь на критический анализ источников, развеял многие мифы, окутывавшие историю Уэльса. Ученый, являясь активным участником образовательного и культурного возрождения Уэльса конца XIX - начала XX в., сосредоточил внимание на том, что валлийская нация имеет прочный фундамент в виде подлинного прошлого, а не выдуманных мифов и легенд. В своей работе Дж.Э. Ллойд не скрывал сочувствия принцам и оценивал завоевание Уэльса английским королем Эдуардом I как империалистическое вторжение, ставшее большой трагедией для валлийского народа. Он создал пантеон героев и патриотических государственных деятелей, которые оказали сопротивление нормандским и английским захватчикам [Jaskulowski, 2005, vol. 1, p. 403-419].

Сравнивая работы Дж.Э. Ллойда и его современника О.М. Эдвардса, можно заметить, что люди, получившие одно и то же образование и сохраняющие приверженность движению национального возрождения, преследовали при создании своих трудов разные цели. Для О.М. Эдвардса, университетского историка с двадцатилетним стажем, такой целью была популяризация валлийской истории как элемента валлийской культуры [Johns, 2013, p. 175], тогда как Дж.Э. Ллойд стремился превратить ее в академическую дисциплину. Не удивительно, что Ллойд оценил книгу «Уэльс» О.М. Эвардса как «очаровательно написанный общий эскиз» (Edwards, 1912).

В 1930 г. Дж.Э. Ллойд был избран членом Британской академии, а в 1931 г. начал преподавать в Оксфорде. Главной темой его нового труда, который был опубликован в 1931 г., стало восстание Оуайна Глиндура. В книге он представил романтическую историю валлийского героя, боровшегося за независимость своего народа (Lloyd, 1931). Вскоре после выхода книги «Оуайн Глиндур» Дж.Э. Ллойд стал редактором «Истории Кармартеншира» (Lloyd, 1935). Второй из его работ, написанных в 1893-1912 гг., стало собрание эссе о знаменитых валлийцах - «Словарь национальной биографии».

Большинство эссе, которые он написал для этого словаря, были посвящены личностям Средневековья: валлийским принцам, святым и церковникам. Некоторые эссе были о современных антиквариях и ученых, которых, как, например, археолога Дж.Р. Аллена, Ллойд знал лично (Lloyd, 1959). За активное участие в общественной деятельности и значительный вклад в развитие исторической науки в Уэльсе историк был удостоен многих почестей и званий: в 1934 г. посвящен в рыцари; в 1922 г. получил почетную степень доктора наук Уэльского и Манчестерского университетов [Jenkins].

На протяжении всей жизни Дж.Э. Ллойда волновали проблемы, связанные с сохранением и поддержанием валлийской идентичности. 27 февраля 1937 г. в Кардиффе Ллойд выступил перед членами общества «Кимродорион» с речью о родном языке, которая продемонстрировала отношение историка к валлийскому прошлому. Оглядываясь назад, он первым из историков обратил внимание на Уэльс XIX в. Его больше всего поразило то, как валлийскому языку удалось выжить. Историк подчеркнул, что именно валлийский язык сыграл ключевую роль в сохранении традиций и культуры Уэльса. Однако для современников было очевидно, что речь Дж.Э. Ллойда была направлена против националистических идей лидера партии «Плэйд Камри» Сондерса Льюиса, который идеализировал валлийское средневековое прошлое и призывал реконструировать его социально-экономические реалии, которые, как он считал, будут способствовать расцвету валлийского языка, культуры и литературы (Lloyd, 1912). Дж.Э. Ллойд, таким образом, предостерегал общественность от тех политических лидеров, которые хотели возвратить Уэльс к временам Средневековья. Ученый полагал, что никакое искусственное изобретение не сможет заменить живую традицию. По мнению историка, подлинными элементами современной ему валлийской культуры, сохранившимися с эпохи Средневековья, можно считать только язык и строгий поэтический метр, все же остальное, по существу, являлось изобретением XVIII в. [Pryce , 2011, p. 81]. Благодаря исследованиям Дж.Э. Ллойда, посвященным средневековому прошлому Уэльса, образ «эпохи принцев» сменил в валлийской исторической памяти образ древнего друидического прошлого Британии.

Подведем итоги. Конец XIX - начало XX в. стали в истории Уэльса эпохой национального возрождения. Политикам этого времени, принадлежавшим к либеральной партии, удалось достигнуть значительных успехов в решении ряда важных социальных, экономических, образовательных и духовных вопросов жизни валлийского общества. Эти успехи были связаны с небывалым ростом самосознания жителей Уэльса и зарождением валлийского национализма. В указанный период в рамках либерального взгляда на прошлое в валлийской исторической памяти стали актуальными образы, связанные с историей средневекового Уэльса до эпохи английского завоевания (конец XIII в.). Начало процессу переосмысления значимости средневекового прошлого и его наследия было положено трудами валлийского историка и либерала Дж.Э. Ллойда. В его «Истории Уэльса с древнейших времен до Эдвардинского завоевания» был представлен образ независимого Уэльса, управляемого исконными валлийскими принцами, которые в условиях расширяющегося политического и религиозного влияния со стороны нормандцев предпринимали попытки объединить разрозненные королевства и создать единое централизованное государство.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-39-00029 «Опыт конструирования региональной идентичности валлийцев на основе исторической памяти (конец XVIII - XX в.)».
2 Фестиваль валлийской музыки и поэзии, возникший в эпоху Средневековья.

Список источников

Coventry G.M. Sir John Edward Lloyd (1861-1947). URL.: https://www.artuk.org/discover/ artworks/sir-john-edward-lloyd-18611947-177681 (дата обращения: 25.09.2018). Edwards O.M. Wales. London, 1912. 422 p.

Huws R. Devolution // Y Ddraig Goch. Mawrth 1932. URL.: https://www.llgc.org.uk/ymgyrchu/ Datganoli/PlaidCymru/DAPC05.htm (дата обращения: 21.02.2017).

Lloyd J.E. A History of Carmarthenshire Edited for the London Carmarthenshire Society. S.l., 1935. Vol. 1, 2. 374 p. 548 p.

Lloyd J.E. A History of Wales from the earliest times to the Edwardian conquest. London, 1912. Vol. 1, 2. 387 p. 486 p.

Lloyd J.E. Owen Glendower. Llanerch, 1931. 161 p.

Lloyd J.E. The Dictionary of Welsh Biography Down to 1940. London, 1959. 1157 p.

The Cymru Fydd conference // The Llangollen advertiser. 22nd June 1894. p. 3.

Библиографический список

DaviesR.R. Conquest, coexistence, and change Wales 1063-1415. Oxford: Oxford University Press, 2000. 544 p. Jaskulowski K. The ideological construction of the Welsh national identity in the 19th and first half of 20th century // Nationalism across the Globe. Poznan, 2005. Vol. 1. P. 403-419.

Jenkins R.T. Lloyd, Sir John Edward (1861-1947), historian, and first editor of Y Bywgraffiadur Cymreig // Dictionary of Welsh Biography. URL.: https://biography.wales/article/s2-LLOY-EDW-1861 (дата обращения: 12.10.2018).

Johns S.M. Gender, Nation and Conquest in the High Middle Ages Nest of Deheubarth. Manchester; New York, 2013. 304 p.

Lloyd, Sir John Edward // Dictionary of Welsh Biograthy. URL.: http://yba.llgc.org.uk/en/s2-LLOY-EDW-1861.html (дата обращения: 27.11.2017).

Morgan K.O. Rebirth of a Nation: A History of Modern Wales 1880-1980. Oxford: Oxford University Press, 2002. 486 p.

Pryce H. J.E. Lloyd and the Creation of Welsh History Renewing a Nation&s Past. Cardiff: University of Wales Press, 2011. 277 p.

Wigen B.A. Sir John Edward Lloyd and Medieval Welsh Historiography. Washington, 1994. 146 p.

Дата поступления рукописи в редакцию 28.11.2018

WELSH "HERODOTUS" AND THE BIRTH OF HISTORICAL SCIENCE IN WALES AT THE TURN OF THE 19th AND 20th CENTURIES

N. F. Shestakova

Ural State Pedagogical University, Kosmonavtov ave., 26, 620017, Yekaterinburg, Russia shestakovanf@mail.ru

The article is devoted to the historical views and academic heritage of the Welsh historian John Edward Lloyd (1861-1947). The research is based on the methodological approaches of historical theory, memory studies and intellectual history. The author distinguishes the factors that influenced the scientist&s views and describes Lloyd&s research in the context of the Welsh national revival. The article focuses on the historian&s views on the problem of preserving Welsh national identity. He considered the language and strict poetic meter its main elements formed in the Middle Ages. The historian reflected the heroic struggle of the Welsh people against the Norman and English invaders in "A History of Wales from the Earliest Times to the Edwardian Conquest", which was full of the spirit of nationalism at the turn of the 19th and 20th centuries. The author concludes that, firstly, the views of Welsh liberals on the past of the western Celtic region of Britain were reflected in Lloyd&s "History"; secondly, the work itself, created in the period of the birth of nationalism of the Celtic peoples, contributed to the actualization of medieval images in the historical memory of Wales; thirdly, the research works of modern Welsh medievalists are a continuation of Lloyd&s research.

References

Davies, R. R. (2000), Conquest, coexistence, and change Wales 1063-1415, Oxford University Press, Oxford, UK, 544 p. Jaskulowski, K. (2005), "The ideological construction of the Welsh national identity in the 19th and first half of 20th century", Nationalism across the Globe, Poznan, Poland, V. 1, pp. 403-419.

Jenkins, R. T. (2001), Lloyd, Sir John Edward (1861 - 1947), historian, and first editor of Y Bywgraffiadur Cymreig, available at: https://biography.wales/article/s2-LLOY-EDW-1861 (accessed 12.10.2018). Johns, S. M. (2003), Gender, Nation and Conquest in the High Middle Ages Nest of Deheubarth, Manchester University, Manchester, UK, 304 p.

Lloyd, Sir John Edward, available at: http://yba.llgc.org.uk/en/s2-LLOY-EDW-1861.html (accessed 27.11.2017). Morgan, K. O. (2002), Rebirth of a Nation: A History of Modern Wales 1880 - 1980, Oxford University Press, Oxford, UK, 486 p.

Pryce, H. (2011), J.E. Lloyd and the Creation of Welsh History Renewing a Nation&s Past, University of Wales Press, Cardiff, UK, 277 p.

Wigen, B.A. (1994), Sir John Edward Lloyd and Medieval Welsh Historiography, Eastern Washington University, Washington, USA, 146 p.

ДЖ. Э. ЛЛОЙД ИСТОРИЯ УЭЛЬСА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАЦИОНАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ j.e. lloyd history of wales intellectuals identity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты