Спросить
Войти

История становления Армии Спасения

Автор: указан в статье

УДК: 947

Захарина Валерия Сергеевна - преподаватель кафедры истории и международных отношений, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: zaha-rina.valeriy@mail.ru

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АРМИИ СПАСЕНИЯ

В статье рассматривается история создания международной организации Армии Спасения в Великобритании. Религиозная и благотворительная организация была создана Уильямом Бутом, который являлся последователем методистов, изменивших его религиозные убеждения. Основав в 1865 году Христианскую миссию, семья Бут пришла к мнению, что не только проповеди способны помочь человеку обрести своё место в мире, но и помощь в еде, одежде и проживании дадут грешникам возможность начать новою жизнь и зажечь в их душе «искру божью».

Важную роль в развитии организации сыграли религиозные взгляды Уильяма Бута, считавшего убеждения Англиканской церкви неверными и стремившегося к другой доктрине, признающей, что спастись в загробном мире может каждый человек, несмотря на финансовое положение. Кроме того, автором описаны структура и состав Армии Спасения, напоминающие устройство обычной военной организации.

ZAKHARINA V.S. - Lecturer of the Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orel, Russian Federation), e-mail: zaharina.valeriy@mail.ru

HISTORY OF FORMATION OF SALVATION ARMY

In the article history of creation of the international organization Salvation Army in Great Britain is considered. The religious and charitable organization was created by William Booth who was a follower of the methodologists who changed his religious beliefs. Having founded the Christian mission in 1865, the family Booth came to opinion that not only sermons were capable to help the person to find the place in the world, but also the help in food, clothes and accommodation would give to sinners the chance to begin a new life, and to light "a God&s spark" in their soul. An important role in the development of the organization was played by the religious views of William Bout, who considered the beliefs of the Anglican Church to be unfaithful and striving for another doctrine, recognizing that every person can be saved in the afterlife, despite the financial situation. In addition, the author describes the structure and composition of the Salvation Army, resembling the structure of an ordinary military organization.

Международная организация Армия Спасения, широко известная как благотворительная и религиозная, была образована в середине XIX века в Лондоне и существует по сегодняшний день более чем в ста странах мира. Наиболее важным представляется тот факт, что подобной организации нет в мире, так как объединила в себе две составные части: светскую и религиозную. Такая особенность привела к отличительной организационной структуре, содержащей в себе церковные и армейские элементы. Благодаря конкретным армейским правилам, чёткой иерархии, строгому порядку, военной форме, подчинению младшего состава старшему, Армии Спасения получилось добиться успешных результатов в религиозной и социальной сферах.

Необходимо отметить, что на рубеже XIX - XX вв. организация прошла быстрое развитие от обычного духовного общества к

международной организации с крупной социальной программой, которая начала осуществлять свою работу по трем направлениям: духовному, социально-практическому и международному.

Несмотря на то, что любая из стран имеет свои национальные особенности, Армия Спасения достаточно ясно высказывает свою позицию по вопросам патриотизма и взаимодействию с различными странами. Религиозная организация отмечает свое безразличное отношение к политической и общественной жизни, но ее члены являются сторонниками демократических режимов. В каждой стране Армия Спасения стремилась действовать в согласовании с правительством и в соответствии с государственными законами. В то же время, эта организация не заставляла всех действовать по шаблону, а приспосабливалась к местным традициям и условиям,

настаивая лишь на верности основным принципам и методам Армии Спасения.

В задачи организации входит помощь в физическом, духовном и нравственном развитии тем, кто нуждается в этом; исправление порочных и опустившихся людей и преступников, работа среди бедноты и больных, проповедь Евангелия и христианской веры.

Однако сначала такие добродетельные задачи не помешали скептическому отношению общественности к Армии Спасения. Так, в Лондоне «доброжелатели» срывали собрания филантропов, бросали кирпичи в стекла зданий, где проходила работа с низшими слоями общества. Для того, чтобы выдержать все это, нужна была большая стойкость [1]. Происхождение Армии Спасения и ее вклад в изменяющуюся религиозную и социальную культуру в Викторианскую эпоху в Великобритании мало известно и освещено.

Движение, основанное Уильямом и Екатериной Бут, образовалось как Ист-Лондон-ская Христианская миссия в 1865 году [3, С. 177]. Супруги Бут с небольшой группой товарищей проповедовали на улицах восточного района Лондона в арендованных залах. Уильяма и Екатерину Бут объединяли принадлежность своими религиозными убеждениями методистской церкви, присутствующие противоречия между Священным Писанием Бога и реальной жизнью верующих, а также глубокое чувство ощущения чужих проблем, как своих собственных.

На собрания будущего генерала Армии Спасения собирались сотни людей. Его известность росла, и местные общины постоянно для выступления приглашали на молитвенные собрания. Однако он, как и его жена, были не удовлетворены тем, что происходит только в молитвенном доме. Их внимание было устремлено к тем, кто не находился с ними на религиозных собраниях: нищим и бедным, которые потеряли веру в Бога и уверенность в себе, поэтому и оказались в таком положении. Бут воспринимал беды чужих людей как свои собственные и хотел, чтобы они смогли переродиться и возродиться. Прежде всего его стремлением было обратиться к тем, кто не посещал церковь и имел безнравственный образ жизни. Он убеждал этих людей, что «не может быть ценной жизнь, полная безудержных похотений,аппетита и разнузданных страстей», прожитая в пьянстве, разврате и бесчестии [2, С. 342].

Изначально, разъезжая по крупным городам, Уильям и Екатерина Бут действовали только лишь духовными методами. С помощью веры они пытались побудить преступников, проституток и бродяг к покаянию, зажечь в их душе «искру божью» [4, С. 99]. Толпы нищих, безработных и опустившихся женщин с молитвами, которые сопровождались звуками барабанов и флейт, шли по городским улицам. Высшей ступенью проповеди считались покаяния отдельных присутствующих, которые причитали на «скамье покаяния», установленной перед проповедником. Расценивалось, что в такую минуту происходит возрождение души.

Бывший грешник получает прощение Бога и, возможно, спасение в загробном

мире. Однако проповедники пришли к выводу, что необходимо не только проповедовать Евангелие, когда люди нуждаются в еде и ночлеге и могут снова вернуться к прежней жизни, но и помогать в предоставлении одежды, еды и работы.

В 1878 году станции этой миссии находились не только в Лондоне, но и вдоль южного побережья, в Мидлендсе, и на севере, со 127 нанятыми евангелистами и 700 общественными работниками [8, С. 1]. В этом же году Христианская миссия получила название «Армия Спасения» [7, С. 19]. Затем появились специальная форма, звания, военный словарь, молитвенные собрания. В1884 г. Армия Спасения наняла 1644 офицеров, чтобы управлять ее 637 корпусами, и это вовлекло других офицеров в растущую организацию. Его члены в подавляющем большинстве были рабочим классом.

Таким образом, с помощью Уильяма Бута у Армии Спасения появились отделения и корпуса, преобразование организации, действительно, напоминало структуру обычной армии. Работники были поделены на солдат и офицеров. Солдаты могли заниматься своим обычным делом, однако нужно было отказаться от развлечений и посвятить себя службе в Армии. Уильям Бут являлся Генералом Армии Спасения и имел самоличную власть. При Генерале был штаб, куда входила и его жена Екатерина. Герб, флаг были введены, главной ролью которых был знак верности Господу и делу, которому посвятили себя солдаты и офицеры. Те, кто вступал в ряды спасителей, брали на себя обещание, что они отвергают

роскошь во всем: еде, одежде, праздности. Кроме всего прочего, был составлен текст присяги для солдата. И вместе с тем солдат Армии обязывался свое время и силы отдавать спасению людей, подчиняться приказам офицеров и не допускать каких-либо действий, наносящих вред Армии Спасения.

Рассматривая подход Уильяма Бута к идеологической программе религиозной организации, стоит отметить, что он выработал свою собственную классификацию бедняков Лондона и поделил их на три типа: честные, порочные, преступные. Эта попытка являлась одной из первых для анализа английского общества, а именно бедноты. В будущем такая классификация легла в основу социальной поддержки людей, нуждающихся в помощи, число которых постоянно росло по мере развития капитализма.

Анализируя убеждения У. Бута, касающиеся социально-благотворительной поддержки общества, особо следует выделить условия, при которых человек сможет добиться успешного результата. Так, Бут отмечал, что если неблагополучное состояние жизни людей является результатом их поведения, образа жизни, то ключевое условие эффективной социальной помощи состоит в перемене самого человека.

Во-вторых, в случае, если падение людей возникает из-за внешних условий его жизни, которые ему неподвластны, то необходимо изменить данные условия.

В-третьих, любому эффективному плану социальной поддержки следует быть до определенного уровня соразмерным со

злом, с которым он борется.

В-четвертых, социальный план должен не только быть широко задуман, но и действовать непрерывно.

В-пятых, план должен быть немедленно приведен в действие.

В-шестых, такой план не должен оказывать даже косвенным образом вред людям, которым мы помогаем.

В-седьмых, если помощь оказывается одному общественному классу, не должен наноситься вред другим классам.

Стараясь поставить на ноги бедных, нам не следует наносить удар тем, кто с трудом держится на ногах [6,с. 85-87].

Рассматривая такой план изменения личности человека, который оказался в неблагоприятных социальных условиях, важно отметить, что Уильям Бут был как инициатором мероприятий для бедных слоев общества в социальной сфере, так и создателем научных положений и практических действий по формированию комплексной программы реабилитации граждан, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Впоследствии для осуществления указанных задач лидер благотворительной организации намеревался организовать три типа колоний: городские, землевладельческие, заморские. Городская колония подразумевала несколько учреждений, созданных в крупных промышленных городах. Землевладельческие колонии - поселения для бывших трущобных жителей, где они смогли бы заниматься сельскими видами труда. Иностранными колониями считались бы поселения бедных слоев общества на новых неосвоенных землях.

Что касается идеологии Армии Спасения, то стоит отметить, что в самом начале своего пути У. Бута не устраивала доктрина Англиканской церкви, которая гласила, что только избранные могут спастись в загробном мире [5, С. 236]. Поэтому он сделал выбор в пользу уэслианских методистов, изменивших его взгляды и убеждения. Будущему Генералу Армии Спасения были близки идеи Джона Уэсли, который говорил, что спастись из людей мог каждый, в том числе из сельской и городской бедноты.

Основываясь на таких идеологических взглядах Уильяма Бута, постепенно были сформированы доктрины Армии Спасения, которые гласили:

1. Мы верим, что Ветхий и Новый Заветы были дарованы Богом и что только они являются источником христианского учения и веры.
2. Мы верим, что есть только один Бог,. Создатель, Хранитель и Господин всего вокруг.
3. Мы верим, что Бог существует в трёх лицах на небесах: Отце, Сыне и Святом Духе, которые равны и едины во власти и славе.
4. Мы верим, что в Иисусе Христе объединены как божественное, так и человеческое начала, поэтому Он истинный и правдивый Бог.
5. Мы верим, что наши прародители были созданы невинными, но из- за своего непослушания потеряли чистоту и счастье. Вследствие их грехопадения все люди грешны от рождения и по справедливости терпят гнев Божий.
6. Мы верим, что Иисус Христос через свои страдания и смерть принес миру искупление. Это значит: каждый, кто хочет, спасется.
7. Мы верим, что покаяние перед Богом, вера в Иисуса Христа и возрождение Духом Святым необходимы для спасения.
8. Мы верим, что мы спасены благодатью через веру в Господа и что тот, кто верует, «имеет свидетельство в самом себе».
9. Мы верим, что наше спасение зависит от постоянного послушания и веры в Иисуса Христа.
10. Мы верим, что верующие имеют право стать посвященными во всей полноте и что «дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествии Иисуса Христа».
11. Мы верим в бессмертие души, в воскрешение тела, в Судный День, в вечное блаженство праведников и вечное наказание грешников [7, С. 675-676].

Наиболее важным представляется то, что для Уильяма Бута была важной идея проведения проповедей вне церкви, считая, что благотворительную работу необходимо осуществлять на улицах города с использованием музыки, таких инструментов, как барабаны, флейты и т.п. Такая шумная демонстрация шла по городу, распевания гимны и останавливаясь в местах, где было большое количество людей. Некоторое время спустя все направлялись в специальный зал, где проводились проповеди.

Постепенно Армией Спасения были сформированы основные методы и принципы функционирования организации, которым она следует уже на протяжении почти

полутора веков. Такими принципами и методами являются: возможность «обращения» человека, святость, помощь ближним, равенство прав женщины и мужчины при проведении работы в духовной сфере, строгая дисциплина, употребление терминов и чинов наподобие военных, работа среди «падших» и «худших», филантропическая деятельность, запрет на употребление вина и табака, отказ от участия в политической деятельности [2, С. 348].

Особое внимание необходимо обратить на фрагмент из документа «Принципы и методы деятельности Армии Спасения», в котором объясняется основная доктрина Армии Спасения — великий принцип «спасения» человека: «Под спасением подразумевается та глубокая внутренняя перемена, которая происходит, когда человек искренно раскаивается в своих грехах и признает Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Эта перемена есть чудо, совершаемое Богом. Старые привычки, прежнее поведение сменяются новыми привычками, новым поведением. Он чувствует внутреннее убеждение, что Бог ради Христа простил его грехи, и он должен благодарить и хвалить Бога, который сделал из него нового человека. Обращенный делается новым человеком. Его обращение скоро делается заметным для окружающих. Он более не ругается, не пьет крепких напитков и не находит удовольствия в обществе тех, кто имеет эти привычки. Он делается честным, трудолюбивым, и его дом вскоре ощущает преимущества его обращения. Это обращение есть истина Нового Завета, проповедуемая Христом и Его учениками и испытываемая миллионами в последующие века, равно как и миллионами в настоящее время по всему миру. Мало пользы, если пытаться помочь мужчине или женщине в новой лучшей жизни, не обратив его. Эта перемена должна произойти в глубине человека прежде, чем он будет способен вести жизнь, угодную Богу» [2,с. 349].

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что в мировой истории подобной религиозной и благотворительной организации, как Армия Спасения, не существовало. Основоположник Армии Спасения Уильям Бут решил объединить существовавшую религиозную структуру Христианской миссии с военной системой. Генерал Армии сделал многое для осуществления своих принципов и убеждений, верил, что все люди, будь то богатые или бедные, имеют право быть спасенными.

Каждая из церквей основной функцией видит исполнение спасения человека. Для Армии Спасения основой успеха ее деятельности явилось изменение подхода к осуществлению божьей миссии по привлечению людей в церковь и их спасению. Лидер Армии Спасения уделил особое внимание той части населения, которая была вне церкви. Подход Армии Спасения к людям, нуждающимся в помощи, был неординарным, религиозная организация не ждала, когда человек обратится за помощью и поддержкой, а сама осуществляла первые шаги на пути к спасению.

Прежде всего организация помогала тем, кто потерял средства для существования, не мог обеспечить себе достойную жизнь. Это и являлось основной целью организации - помощь нуждающимся, «всё моё - твоё» [9,с. 6]. Идеологической основой организации стали тексты Ветхого и Нового Заветов, распространяющей догматы и идеи Библии благодаря проповедям, а также оказанию социальной помощи тем, кто в ней нуждается.

Преимущество Армии Спасения состоит в том, что в настоящее время в религиозной организации существует разнообразие служения, выражающееся в проектах и корпусных программах. Несмотря на это, церковная служба сохранила черты протестантизма. Каждый из вступающих в ряды спа-сенцев дает присягу, которой обещает соблюдать взгляды и убеждения Армии Спасения, всё свое свободное время отдавать служению и проповеди. С момента начала своей деятельности Армия Спасения превратилась из локального движения в мощную международную организацию.

Библиография:

1.Карнацевич В. 50 знаменитых сект. -Харьков, 2004. - 670 с.
2.Катин М.И. Уильям Бут - основатель и первый Генерал Армии Спасения II Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. - М.: Российское объединение исследователей религии, 2007. -С. 338-358.

З.Матвеева Е.С. Миссионерская просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Центральной России второй половины XIX - начала XX века II Среднерусский вестник общественных наук. -2014.-№5(35).-С. 176-184.

4.0стапенко Г., Чернышева О. Армия Спасения в прошлом и настоящем II Европейский альманах: История. Традиции. Культура. -М.: Наука, 1993. - С. 98-114.
5.Филонов В.И. Попытки католической церкви преодолеть раскол с православием в период с XII по XIV век II Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2. - С. 230-236.
6.Booth W. In the darkest England and way out.-London. 1890.-325 p.
7. Historical dictionary of the Salvation Army I edited by John G. Merritt. - Lanham, 2006. -798 p.
8.Walker P.J. Pulling the Devil&s Kingdom Down: The Salvation Army in Victorian Britain. -London, 2001.-338p.
9. White A. The Great Idea. - London, 1909. -168 p.

References:

1. Karnatsevich V. 50 znamenitykh sekt. -Khar&kov, 2004. - 670 s. (In Russ.)
2. Katin M.I. Uil&yam But - osnovatel& i pervyy General Armii Spaseniya II Svoboda sovesti v Rossii: istoricheskiy i sovremennyy aspekty. - M.: Rossiyskoye ob"yedineniye is-sledovateley religii, 2007. - S. 338 - 358. (In Russ.)
3. Matveyeva E.S. Missionerskaya prosvet-itel&skaya deyatel&nost& Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v Tsentral&noy Rossii vtoroy poloviny

XIX - nachala XX veka II Srednerusskiy vest-nik obshchestvennykh nauk. - 2014. - № 5 (35). - S. 176 - 184. (In Russ.)

4. Ostapenko G., Chernysheva O. Armiya Spaseniya v proshlom i nastoyashchem II Yevropeyskiy al&manakh: Istoriya. Traditsii. Kul&tura. - M.: Nauka, 1993. - S.98-114. (In Russ.)
5. Filonov V.I. Popytki katolicheskoy tserkvi preodolet& raskol s pravoslaviyem v period s XII po XIV vek II Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. - 2015.

№ 2. - S. 230-236. (In Russ.)

АРМИЯ СПАСЕНИЯ БУТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ СОБРАНИЯ salvation army booth charitable and religious organization religious meetings
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты