Спросить
Войти

Данилов А. Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV – XIX вв. ). – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007

Автор: указан в статье

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Сергеев В.Н.

Профессор Северо-Кавказской академии государственной службы, д.и.н.

Данилов А.Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV - XIX вв.). - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007

Книга А.Г. Данилова написана на актуальную тему. В ней антитезис автора следует почти за каждым приводимым им общепризнанным положением отечественной исторической науки. Аналогичное исследование по истории России сами его авторы назвали «антиучебником» [1, с. 137].

Редакция журнала «Отечественная история» провела заочную дискуссию, в которой среди многих актуальных вопросов, связанных с теорией изучения отечественной истории и методами ее преподавания, был задан и такой: «В праве ли историк задаваться вопросом, что было бы, если бы?». По признанию участников дискуссии «у большинства историков эта тема вызывает отторжение». Причину такого отрицательного отношения к проблеме альтернативных путей исторического развития ученые видят в том, что этот подход способствует воспитанию диссидентов, а не граждан, что «вокруг проблемы сегодня существует масса спекуляций», а многие авторы таких учебников «находятся в плену бессмысленных мечтаний». Выдвигается и старинный тезис о том, что «история не знает сослагательного наклонения», что пора уже научиться «отделять ученых от фантастов» [2, с. 155, 157, 175 и др.]. Однако даже такие авторы все-таки признают, что альтернативный подход в практике преподавания высшей школы есть и будет. Если историк берется рассуждать о причинах событий, то он просто обязан задаваться вопросом: «Что было бы, если бы?». Но многие сторонники «исторической синергетики», альтернативного подхода справедливо призывают строго ограничить рассмотрение этого вопроса, выделить для его изучения лишь четко определенные периоды развития России - точки бифуркации (раздвоения), т.е. когда есть ненадуманный, а действительный выбор среди равновоз-можных путей развития [3, с. 175]. В рецензируемой книге профессора А.Г. Данилова изучены 9 поворотных моментов в истории России (ХГУ-ХГХ вв.). Автор отказался от постановки множества альтернатив. В упомянутой работе Карацубы - Курукина - Соколова их рассматривается 24, и такая увлеченность авторов не раз критиковалась.

В работе А.Г. Данилова восемь глав. В главе Г «Борьба за объединение русских земель в единое государство в ХГУ-ХУ вв.: Вильно, Москва, Галич и другие альтернативы» освещается главным образом взаимодействие Московского и Литовского государств (§ 1, с. 13-27). Показан провал стремлений династии Гедеминовичей (правили: Гедемин, 1315-1341; Ольгерд, 1345-1377; Ягайло, 1377-1392; Витовт, 1392-1430) воспользоваться ослаблением Руси в период монголо-татарского ига и реализовать объединение двух названных государств. Ярко описана трехкратная неудача Ольгер-да осадить Москву (1368, 1371, 1372 гг.), однако это описание плохо увязывается с положением автора о том, что когда хан Тахтамыш сжег Москву и другие русские города, то «Москва в очередной раз продемонстрировала свою беспомощность» (с. 23). Среди причин, помешавших объединению Московского и Литовского государств А.Г. Данилов выделяет в числе других противодействие такому объединению православной церкви, решительное воспрепятствование этому московских князей, непопулярность их политики в Литве (с. 26). Автор оптимистически оценивает последствия возможного союза Литвы и Руси (если бы эта альтернатива свершилась). Следствием такого союза, по его мнению, могли быть: «а) завершение процесса славянизации Литовских земель (этот процесс шел уже сто лет); б) христианизация литовского населения по православному типу; в) свержение ига татар над северо-восточными русскими княжествами на сто лет раньше» (с. 23). Эти, как и некоторые другие, положения книги (об этом ниже) являются гипотезами автора.

Не вызывает возражений тезис автора о том, что «монголо-татарское иго не просто затормозило развитие нашей страны», но и «в некотором роде изменило направление ее движения» (с. 30-31).

Рассматривая противоборство Москвы и Галича за лидерство в объединительном движении, автор целиком опирается на выводы авторитетного советского ученого А.А. Зимина (1920-1980) (см. его работу: Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. М., 1991), чья фамилия упоминается А.Г. Даниловым только в § 3 (гл. I, с. 31-49) более десятка раз. Причины победы Москвы, по мнению А.Г. Данилова, те же, что и в случае с Вильно. При этом он ссылается на А.А. Зимина (поддержка православной церкви, поддержка Орды, создание более сильного войска). И все-таки вывод автора, что «объединение русских земель под властью именно Москвы было не лучшим продолжением российской истории» (с. 50), что в случае победы Вильно или Галича было бы лучше (свободнее) обосновывается в работе преимущественно авторитетом советского исследователя.

Глава II «Выбор пути при Иване Грозном: Избранная рада или Опричнина» (с. 51-79). На наш взгляд, молодой Иван IV (правил в 1533-1584 гг.) начал с реформы созданной им Избранной рады, которая продолжалась с 1549 по 1560 гг., а затем уже с 1565 г., когда возникли трудности в проведении реформ, царь стал проводить самую крупную аграрную реформу XVI в. (опричнину) [4, с. 74], но насильственным путем. Не напрасно в новейших исследованиях не раз указывалось: «настоящей причиной трагедии царя было то, что он на сто лет опередил свое время, и современная ему Россия еще не доросла до его возвышенных замыслов» [5, с. 178]. Представляется, что А.Г. Данилов намеренно отлучает царя, главу государства, Ивана IV, от руководства Избранной радой, от участия его в ее реформах. Автор, таким образом, стремится подтвердить свою правоту в предлагаемой им альтернативе: царь злонамеренно не участвовал в делах Избранной рады и тайно вынашивал планы введения в стране опричного террора. Так подтверждает автор свою версию о «злодее на троне».

Глава III «Смута: упущенные возможности» (с. 80-116). Убедительно и свежо А.Г. Данилов исследует политтехнологии государственного управления, доказывает, что многие из них, например, популизм, обман масс, появились не в конце ХХ в., что русское общество столкнулось с этим еще в конце XVI в. (с. 86).

С интересом читаются страницы о зарождении в конце XVI-XVII вв. тенденции выборного начала в центре и на местах, о том, что эти «новые идеи» все больше овладевали умами россиян» (с. 87). Хотелось бы видеть разностороннее объяснение автором и причин ослабления выборного начала в

XVII в. (с. 89). Автор неоправданно совсем не рассматривает проблему появления самозванства на Руси в XVII в. (самозванцев действовало более 20), что было реакцией неграмотного народа на выборы царя как проявление неумения «освоится с идеей выборного царя» (В.О. Ключевский, Р.Г. Скрынни-ков и др.).

А.Г. Данилов проследил истоки отечественного конституционализма, дал оценку первому опыту построения государственного порядка на основе формально ограниченной верховной власти. Проанализированы попытки ограничения царской власти при избрании царем Б. Годунова в 1598 г.; «Подкрестная запись» В.И. Шуйского, данная им при избрании царем в мае 1606 г.; два договора (от 4 февраля и 17 августа 1610 г.) об условиях приглашения Владислава на Московский престол; версия об «ограничительной записи», составленной при избрании М. Романова в феврале 1613 г. (с. 80-116).

Достоинство материала главы III говорит само за себя, но при ее анализе все же создается впечатление о выпадении этой главы (смута, упущенные возможности) из общего замысла книги - «альтернативы в истории России (см. название главы, формулировку ее целей), хотя в выводах по главе (§ 10) автор стремится это сгладить (с. 112 - 115).

Вводные тезисы главы IV «Петровско-Голицынская альтернатива модернизации России», согласно которым, по мнению автора, история петровских реформ во многом мифологизирована, вызывают наши возражения. Нельзя согласиться с положениями автора о том, что историки якобы ошибаются, когда пишут: «до Петра Россия была слабой державой», что Петр I и его соратники первыми осознали необходимость преобразований, что незаслуженно «масштаб фигуры Петра ... чаще всего делается сознательно историками» и др. (с. 117-118). Эти положения декларируются автором и являются простыми декларациями. Не ясно положение А.Г. Данилова о том, кто создал миф, будто Петр I «с нуля создал русскую армию» (с. 127). Необходимая в таком случае историографическая справка и соответствующие историографические пояснения придали бы большую весомость вводной части главы.

Интересны страницы, посвященные государственным деятелям «преобразовательного направления» XVII в., которые выдвинули идеи (с. 140), впоследствии осуществявшиеся Петром I (В.В. Голицын, А.Л. Ордин-Нащокин, Ф.М. Ртищев, Б.И. Морозов, Н.И. Романов, А.С. Матвеев). Эти «славные имена», как справедливо пишет А.Г. Данилов, «мало что говорят большинству читателей» (с. 117-127). Убедительно описаны их реформы до Петра Г, вскрыты причины их неудач. Выводы автора о том, что «Петр Г не был родоначальником реформ» (с. 147-149), а петровские реформы были якобы худшим вариантом для России, нуждаются в соответствующих уточнениях. Например, неясно, о каких именно реформах идет речь. Можно провести историческую параллель с реформами П.А. Столыпина. Они были обоснованы С.Ю. Витте, но не он, а П.А. Столыпин осуществил их и считается великим реформатором. В оценке Петра Г в рецензируемой монографии прослеживается политическая тенденциозность.

В Главе V «Цена и последствия петровских преобразований» А.Г Данилов пишет о неоправданно высокой цене реформ Петра Г (например, сокращение численности населения на 14,6%) и приходит к выводу, что Петр Г якобы «надолго замедлил развитие страны», создал неэффективно действующие учреждения, «заложил основы догоняющего типа развития общества» (с. 154, 170-171). В то же время автор не объясняет, почему уже почти 300 лет в основном не оспариваются титулы Петра Г: «Отец Отечества», «Великий». Последовательно резко отрицательно относясь к самодержавию как политической системе, А.Г. Данилов переходит к его обличению («самодуры»). Однако он упускает из виду склонность самодержцев, например Петра Г, к самопожертвованию, не упоминает об их патернализме - заботе о слабо защищенных слоях населения.

«Самовластье само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть, - писал В.О. Ключевский, - но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием» [6, с. 385]. Так В.О. Ключевский характеризовал Петра Г (воевал 28 лет). При Петре Г функции благотворительности, например, были переданы от частных лиц в руки государства. Понятно, что освещение патернализма правителей от Ивана IV до И.В. Сталина никак не вписывается в схему общей их негативной, обличительной оценки А.Г. Даниловым, и он об этом не упоминает вовсе.

Негативные оценки государственной деятельности Петра Г следуют одна за другой, и почти всегда в них преобладает обличительный, тенденциозный подход автора. Например, Петр Г не сумел справиться с коррупцией, но все-таки нужно отметить и огромное значение борьбы императора именно в том, что он создал принципиально новые организации для эффективной борьбы с коррупцией (прокуратура, фискалитет). Далее А.Г. Данилов отмечает, что Петр Г «не смог создать свод законов, отвечающий нуждам времени». Однако при этом он даже не упоминает, что именно при Петре Г был создан проект нового Уложения, несмотря на то, что почти все годы своего правления император воевал, что свод законов империи, который был издан в 1832 г. был результатом усилий многих поколений правителей России, и вклад Петра Г в развитие отечественного законодательства огромен. Анализ главы 5 показывает, что автор рецензируемой монографии и в этой главе целенаправленно принижает заслуги императора Петра Г перед Россией. Именно против такого аналогичного принижения и выступают современные ученые, которые подчеркивают, что «Петр обладал исключительной способностью открывать новые сферы деятельности, находить творческих людей, расширять их возможности и перспективы. Естественно, для этого требовалось и всемогущество верховной власти», и «государственное принуждение» [7, с. 141].

Еще насколько возражений. А.Г. Данилов пришел к выводу, что «колоссальные людские потери полностью перечеркивают петровские преобразования» [8] (на 14,6% сократилось население, т.е. на одну седьмую часть). Конечно, нужны пояснения, ведь речь идет о создании Российской империи, гигантской многонациональной и многоконфессиональной страны. Защищая свою огромную Родину, россияне несли большие потери (40% - потеря национального богатства России в 1914-1918 гг. - 2 млн. убитыми; 13 млн. человек убито в 1918-1920 гг.; 30% потери национального богатства, 40 млн. чел. - общедемографические потери в годы Великой Отечественной войны). Однако никому в голову не придет в связи с большими потерями перечеркнуть преобразования XVШ-ХХ вв. Никто не отрицает, что только наша страна, россияне могли разгромить три могучих военных организации -Швеции, Франции, Германии, неся при этом огромные потери. Безусловно, цена побед была нередко недопустимо высока, но патриоты России думают и о великой себестоимости побед русского оружия. К тому же встает вопрос: как можно было создать и защитить нашу огромную страну малыми потерями.

А.Г. Данилов пришел к выводу, что при Петре Г и в более позднее время императоры, опирались только на государственный аппарат, «игнорируя знания, умения, навыки 99% населения страны». Такой вывод - это явная увлеченность автора классовым анализом, который приводит к принижению

правителей России и феодализма, и капитализма, и социализма. Автор недооценил многовековой опыт русской крестьянской поземельной общины, ее дуализма, ее взаимодействия не только собственно с миром, но и с государством (сбор налогов, помощь в формировании вооруженных сил и др.), вплоть до признания государством в 1861 г. ее собственником земли, субъектом самоуправления, передачи общине полицейской власти (ранее она принадлежала помещикам) и др.

В главе VI «Конституционные проекты и попытки ограничения самодержавия в России в XVIII в.» указано на более чем десяток таких проектов, проанализированы причины поражения их сторонников (с. 195-205 и др.). Особое внимание А.Г. Данилов уделяет анализу проекта «Кондиций», принятых императрицей от членов Верховного тайного совета, по которому права Анны Иоанновны в них сильно ограничивались. Однако автор явно переоценивает положения «Кондиций», указывая, что в период с 25 января (принятие императрицей документа) до 25 февраля 1830 г. (ликвидация ею «Кондиций») «Россия была конституционной монархией» (с. 174-203), и это в условиях существования в стране крепостного права. На самом же деле можно говорить лишь о развитии в России конституционализма - самоограничения самодержавия.

В главе VII «Альтернативы в развитии России в первой четверти XIX в.» рассматриваются «полоса выбора» в эпоху правления Александра I (18011825 гг.) и «точка выбора» - восстание в декабре 1825 г. Автор персонифицировал процессы борьбы русской интеллигенции за Конституцию, разносторонне описал существо революционной альтернативы и вскрыл причины, по которым в первой половине XIX в. было остановлено движение по пути реформ в России (нерешительность главы государства, активизация консерваторов, внешнеполитические причины и др.). Глава написана живо, читается с интересом.

В главе VIII «1861-й год, 1881-й год: перспективы и упущенные возможности» автор убедительно отвечает на один из главных вопросов названной части работы: Почему великие либеральные реформы проведены именно в 60-70-е годы XIX в., а не ранее (в первой половине XIX в.).

А.Г. Данилов и сегодня продолжает творческий поиск по проблеме альтернатив исторического развития России. Хотелось бы пожелать ему усиления историографического анализа рассматриваемой им не простой проблемы.

1. В рецензируемой книге не удалось в полной

мере выделить для историографического анализа литературу, отражающую именно степень изученности собственно предмета исследования автора -девяти поворотных моментов истории России XIV-XIX вв. Автор больше анализирует исследования советского периода, который в его книге не изучается (с. 6): тут работы П.В. Волобуева (о 1917 г.), Л.А. Гордона и Л.А. Клопова (о 30- 40-х гг. ХХ в.), В.Я. Роговина (о троцкизме 20-х годов) и др. Разумеется, такой подход усиливает понимание актуальности темы, но предметом анализа автора хотелось бы видеть и исследования дореволюционного времени.

2. Досадно, однако, что автор прошел мимо значительного явления современной историографии - широкого обсуждения книги его коллег по историческому цеху (см.: Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. М., 2005). Эти авторы прямо исследуют предмет монографии А.Г.Данилова - рассматривают 24 развилки на пути политического и социального развития Руси - России, от Рюрика до Путина. Опубликованное развернутое критическое обсуждение книги в нескольких номерах главного журнала историков, представляет огромный интерес [9].
3. Хотелось бы видеть на страницах дальнейших исследований Андрея Геннадьевича анализ собственно историографических работ для ответа на вопрос, насколько полно эта тема прорабатывалась именно в таких исследованиях, как и кем, когда и почему она была поставлена.
4. А.Г. Данилов мог бы показать реальные альтернативы исторического развития России и не прибегать при этом к уничижительным характеристикам глав государства. Самодержавие вызывает у автора рецензируемой книги стойкое неприятие, оно соседствует с такими эпитетами, как самовластье, самодурство и т.д. и т.п., и вовсе сняты такие характеристики монарха (например, Петра I), как самопожертвование, патернализм, о которых в книге даже не упоминается.

Возникает вопрос к автору: как он относится к тому, что Александр I, Александр II и другие правители России называются в новейшей литературе выдающимися российскими монархами, оставившими «неизгладимый», в основном позитивный след в истории нашего отечества, что «в последние годы произошла переоценка практически всех крупных фигур в отечественной истории в сторону объективности, взвешенности, отказа от убогих, антинаучных и идеологических стереотипов как дореволюционного, так и советского времени» [10, с. 10].

Читая монографию А.Г. Данилова, иногда невольно думается, что автор стремится реанимировать почти уже забытую «партийность» и последовательно проводит идею классового неприятия правительства России, восприятия государственной власти как «неизбежного зла», а отсюда у автора порою проявляется упрощенство и нарочито обличительные характеристики не только глав государства, но и царского государственного аппарата в целом (его якобы некомпетентность, заимствование приемов борьбы у бандитов, вороватость, малограмотность, самодурство). Разумеется, и сегодня нужно широко использовать классовые установки, но ограничиваться ими конечно нельзя.

Достоинства книги А.Г. Данилова однако перевесили ее недостатки. Автор подготовил интересное и полезное исследование, написанное в жанре исторической публицистики. Высказанные в данной рецензии замечания носят в основном дискуссионный характер и не снижают достоинств исследования ученого, находящегося в начале пути большой науки и практики.

Литература

1. Новая книга об альтернативах Российской истории: Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Выбирая

свою историю «развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. М., 2005 // Отечественная история. 2006. № 5.

2. Российская история: теории, изучение и методы преподавания // Отечественная история. 2008. № 3.
3. Любичановский С.В. Разделяя ученых и фантастов // Отечественная история. 2008. № 3.
4. История государственного управления в России. М., 1997.
5. Свак Д. Русский Самсон: к вопросу об оценке исторической роли Ивана ^ // Отечественная история. 1995. № 5.
6. Ключевский В.О. Письма, дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.
7. Мамонов А.В. В плену бессмысленных мечтаний // Отечественная история. 2007. № 3.
8. Данилов А.Г. Опыт единоличной власти в России в Х^ХХ вв. // Вопросы истории. 2009. № 1. С. 58; он же. Альтернативы в истории России: миф или реальность (ХГ^ХГХ). Ростов н/Д., 2007. С. 154.
9. Отечественная история. 2005. № 5, 6; 2006. № 5;

и др.

10. Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002. № 8. С. 10; и др.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты