ционности пункта 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа «О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им: Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. № 250-0 // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 3.
Слученкова Ю. С.
«основные законы российской империи»,
от 23 апреля 1906 года - как этап становления российского конституционализма
Основные государственные законы Российской империи - это свод законоположений об общих началах государственного строя России. Они впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста (о введении в действие «Свода законов Российской империи») провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г., созданием Совета министров и Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.
Основные законы закрепляли Государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.
В свод основных государственных законов России входит:
Раздел 1 - Глава 1 «О существе Верховной Самодержавной Власти»; Глава 2 «О порядке наследия Престола»; Глава 3 «О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке»; Глава 4«О вступлении на Престол и присяге подданства»; Глава 5«О Священном короновании и миропомазании»; Глава 6«О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе»; Глава 7 «О вере»; Глава 8 «О правах и обязанностях российских подданных»; Глава 9 «О законах»; Глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий»; Глава 11 «О Совете Министров, Министрах и Главноуправляющихотдельными частями».
Раздел 2 «Учреждение о Императорской Фамилии» включает в себя: Глава
Законодательный акт подытожил реформу государственного строя России 1905-1906 и стал Конституцией Российской Империи на последнем этапе ее суще-ствования.Акт был издан взамен Основных законов в 1832 году для закрепления результатов преобразований, прежде всего, для исключения попыток Государственной думы разработать новую Конституцию или иным способом расширить свои права. Их проект был составлен в начале 1906 года в государственной канцелярии под руководством государственного секретаря П.А. Харитонова. Проект составлялся с участием профессоров права В.В. Ивановского и Н.Д.Сергеевича на основе западных конституций и проектов российских либералов. Он был одобрен совещанием статс-секретарей Государственного совета под председательством государственного секретаря Ю.А. Икскуля фон Гильденбандта2.
Основные законы Российской Империи 1906 года были единственным правовым документом (не считая Манифеста 17 октября 1905 г.) в начале XX века, претендующим называться Конституцией. Однако существуют и иные точки зрения. Так, например, Б.А. Кистяковский считал, что Конституцию России составляют четыре законодательных акта: Основные государственные законы, Учреждение Государственного Совета, Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах3.
Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».
Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался
«державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.
В ходе Февральской революции 1917г. была свергнута монархия. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который отрекся от престола, предоставив решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию.
Депутатами Государственной Думы было сформировано Временное Правительство, которое 1 сентября 1917г. провозгласило Россию республикой. Временное правительство приняло ряд прогрессивных законов (о печати, о рабочих комитетах и др.), отказалось от применения мер чрезвычайного характера (аресты без суда и др.) При содействии общественности оно готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент, наделенный достаточно широкими полномочиями. От его имени в Учредительное собрание должны были вноситься проекты законов. Учредительное собрание тем самым бы превращалось в законодательный орган. Но этой реформе не суждено было осуществиться.
В Декларации Временного правительства, о его составе и задачах (3 марта 1917 года), указано, что в своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо
промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий4.
Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов. Ленин В.И. объявил, что парламентская республика явилась бы «шагом назад»5.
Через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание, и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. А в начале 1918г. уже не осталось никаких надежд на демократическое Государственное устройство. После Октябрьской социалистической революции короткий период Российского республиканизма сменился достаточно длительным периодом большевистского тоталитаризма.
В развитие положений Манифеста 17 октября 1905 г. и п. 36 Основных законов 4 марта 1906 г. Николаем II были утверждены Временные правила об обществах и союзах6.
Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировалось право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом»7.
Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору - обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.
В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).
В общем, основные законы пользовались поддержкой умеренно консервативных и консервативно-либеральных сил (до октябристов включительно). Последовательные сторонники абсолютизма обычно избегали открыто выражать недовольство ими, предпочитая соответственно истолковывать их.
Основные законы вызывали крайнее недовольство левых, в том числе либералов. По заявлению П.Н. Милюкова на III съезде партии народной свободы. Съезд признал издание Основных законов «открытым и резким нарушением прав народа».
литература