Спросить
Войти

Наука, образование и Просвещение в Музее землеведения МГУ

Автор: указан в статье

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕОСФЕР

УДК 37.01

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В МУЗЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ

А.В. Смуров1

В статье приводится краткая история создания Музея землеведения МГУ, дается обзор его научной, образовательной и просветительской деятельности с момента его создания до наших дней.

SCIENCE, EDUCATION AND ENLIGHTENING ACTIVITY IN THE MUSEUM OF EARTH SCIENCES OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY

A.V. Smurov, Dr.Sci. (Biol.)

Lomonosov Moscow State University (the Earth Science Museum)

The article provides a brief history of the Earth Science Museum MSU, provides an overview of his scientific, educational and enlightening activity since its co-building to this day.

Идея создания Музея землеведения как учебно-научного подразделения нового типа, необходимого в учебном процессе подготовки будущих специалистов естественного профиля (геологов, географов, биологов, почвоведов), родилась летом 1949 г., когда началось строительство грандиозного комплекса Московского университета на Ленинских горах. Авторами идеи были географы Юрий Константинович Ефремов и Виктор Петрович Кальянов. Дело в том, что к началу строительства на Ленинских го1 Смуров Андрей Валерьевич - д.б.н., профессор, директор Научно-учебного Музея землеведения МГУ, директор Учебно-научного Центра МГУ по переподготовке и повышению квалификации кадров в области экологии, рационального природопользования и охраны природы (Экоцентр МГУ), smr49@mail.ru.

6 Жизнь Земли 38(1) 2016 6-15

рах Университет не располагал ни коллекциями, ни музеями в области всех наук о Земле, которые могли бы обеспечить научные исследования и учебный процесс естественных факультетов. Поэтому Ученым Советом и ректором МГУ А.Н. Несмеяновым было принято решение об организации единого межфакультетского Музея землеведения, основанного на комплексе взаимосвязанных наук: геолого-минералогических, географических, биологических и почвенных с одновременным отображением истории развития естественных наук в стенах Московского университета. В 1950 г. ректор МГУ академик А.Н. Несмеянов обратился в правительство с ходатайством о создании в строящемся здании МГУ на Ленинских горах Музея землеведения. Ходатайство было удовлетворено, и 23 августа 1950 г. Советом Министров СССР было принято специальное постановление № 3639 о создании в высотной части нового, строящегося тогда главного здания МГУ имени М.В. Ломоносова Музея землеведения с тремя разделами: история развития Земли (общее землеведение), природа СССР и история развития точных и естественных наук в Московском университете. Разработка первоначальной программы и концепции Музея землеведения проводилась музейной комиссией в составе профессора Е.А. Кузнецова (председатель), Е.М. Сергеева, Д.Г. Виленского, В.П. Кальянова и Ю.К. Ефремова.

Концепция Музея не предполагала и не предполагает механического суммирования экспозиций профильных учебных музеев. Она призвана показать единую картину взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов и процессов, объясняющих происхождение Земли как космического тела и планеты Солнечной системы, а также последующего формирования оболочечной ее структуры. При этом в Музее землеведения отражена вся совокупность процессов, протекающих как в недрах планеты, так и на ее поверхности и формировавших лик Земли на протяжении всей геологической истории, в т. ч. и в антропоцене. Разнообразная и сложная работа по созданию Музея была выполнена, в основном, за 1953-1955 гг. [1, 2, 8].

Официальное открытие Музея землеведения состоялось 14 мая 1955 г. в год 200-летнего юбилея Московского университета. Музей землеведения МГУ, воплотив давнюю идею воссоздания в России Музея натуральной истории (Natural History Museum), существовавшего в Московском университете с 1791 г. до середины XIX в., стал и остается единственным в России комплексным научно-учебным музеем природы и истории Земли. Своё название Музей получил в связи с тем, что при его создании под землеведением подразумевали не только раздел общей физической географии, а совокупность широкого круга взаимосвязанных наук о Земле - астрономии, геологии, географии, почвоведения, биологии и др. - о планете Земля, земных оболочках, ландшафтах, развитии и разнообразии жизни на Земле, среде обитания и деятельности человека.

Кстати, Международный день музеев (International Museum Day), который отмечается теперь 18 мая более чем в 150 странах мира, появился в календаре в 1977 г., когда на очередном заседании Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) было принято предложение советской делегации об учреждении этого культурного праздника. Музей землеведения (который на тот момент был головным музеем союзного значения) имеет к этому предложению самое непосредственное отношение.

В научных разработках и создании экспозиции принимали участие учёные Академии наук СССР и союзных республик, сотрудники Музея, а также студенты и ученые геологического, географического, биолого-почвенного факультетов МГУ. Художественное оформление осуществляли более двухсот художников и скульпторов Академии художеств СССР. В числе авторов - народные художники СССР и РСФСР, лауреаты Государственных премий СССР и РСФСР, академики Академии художеств СССР. Музей имеет обширную коллекцию живописных полотен и скульптур. Особое место занимают полотна, выполненные с натуры и представляющие разнообразные природные и антропогенные ландшафты. Некоторые из этих ландшафтов в настоящее время утрачены в природе и сохранились только в картинах, экспонирующихся в Музее.

Помимо ландшафтной живописи, научно-художественный фонд Музея представлен портретами отечественных и зарубежных учёных и скульптурой. Галерея живописных полотен Музея насчитывает 262 картины, а скульптурная галерея - это 89 мраморных, бронзовых и гипсовых бюстов крупных учёных-естествоиспытателей, внесших большой вклад в изучение природы страны и мира [3].

Натурные экспонаты и картографические материалы неразрывно связаны с живописью и скульптурой и образуют в залах единый экспозиционный комплекс. Органическая связь натурных коллекций, научной графики и художественных произведений позволила раскрыть взаимосвязь процессов, формирующих Землю и ее оболочки. Отличительной чертой Музея является сочетание научного и образовательного процессов. Его экспозиция Музея увязывается с содержанием многих лекционных курсов и семинарских занятий ряда факультетов МГУ: географического, геологического, биологического и почвоведения [7].

Первым директором Музея землеведения (1953-1961 гг.) был доктор геолого-минералогических наук, профессор, минералог, геохимик, основоположник нового научного направления «термобарогеохимия», первооткрыватель многих месторождений Николай Порфирьевич Ермаков - лауреат Сталинской премии (1951), лауреат премии В.И. Вернадского АН СССР (1975).

С 1961 по 1978 г. директором Музея был доктор геолого-минералогических наук, профессор, мерзлотовед, гляциолог, исследователь Арктики и Антарктики, Почётный полярник, Заслуженный деятель науки РСФСР Борис Александрович Савельев.

Свыше четверти века (1979-2005 годы) руководил Музеем землеведения заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член РАЕН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Сергей Александрович Ушаков - известный геофизик, исследователь глубинного строения земной коры, Мирового океана, Арктики и Антарктики, специалист в области геодинамики, геофизики и тектоники литосферных плит, соавтор новой модели глобальной эволюции Земли, Почетный полярник, лауреат премии М.В. Ломоносова, обладатель серебряной медали им. П.Л. Капицы, Заслуженный профессор МГУ.

В восьмидесятые годы была утверждена структура Музея землеведения, которая включает секторы: геодинамики, минерагении и истории Земли, космического землеведения и рационального природопользования, музейно-методической работы и фондов. Эта структура сохранилась поныне.

Большое значение в Музее придается освещению роли личности в науке. Как уже отмечалось, в экспозициях представлены замечательные скульптурные портреты, коллекция которых постоянно пополняется. С самого начала Музей ориентировался не только на специалистов и студентов, но также школьников, которые охотно посещают все его разделы.

Уникальный по содержанию Музей землеведения представляет все науки о Земле, изучающие строение и состав геосфер - геологию, географию, биологию, почвоведение, экологию и т.д. В фондах Музея более 30 тысяч единиц натурных образцов, в т. ч. 28 тысяч геолого-минералогических образцов и штуфов, сотни почвенных монолитов 8

и образцов, множество гербарных экспонатов, чучел, тушек и зоологических препаратов. В составе фонда натурных материалов имеются уникальные образцы лунного грунта и метеоритов, «белые и чёрные курильщики» из глубин Мирового океана, мантийное вещество из рифтовых зон, уникальные биологические и почвенные объекты.

На торжественном заседании, посвященном 50-летию Музея в 2000 г., ректор МГУ академик В.А. Садовничий в юбилейном приветствии отметил, что «отличительной особенностью нашего университета является триединство фундаментального образования: передовых научных идей, высокой культуры и нравственности. И в этом отношении Музей землеведения - это визитная карточка всего университета. Начиная с проектирования музея, его экспозиция является целостным отображением природы высоконаучного, доступного и художественного уровня... Сотрудники музея с любовью и высоким мастерством несут новые передовые идеи в области наук о Земле в самые широкие слои населения» [9].

В очередной раз Музей землеведения подводил итоги своей деятельности в декабре 2010 г., когда отмечал 60-летие со дня основания. Юбилею была посвящена конференция «Землеведение: история, достижения, перспективы». Конференция проходила в обновленном торжественном зале Музея - Ротонде, на 31 этаже главного здания МГУ. В этом зале, где располагается экспозиция Музея «История развития точных и естественных наук в Московском университете», по периметру располагаются мраморные мемориальные плоскости (их всего 8), на которых отражены знаменательные даты, открытия, имена учёных университета, составивших славу российской и мировой науки. Эти плоскости увенчаны барельефами самых выдающихся людей Московского университета. Отметим, что до 2010 г. были заполнены только 7 плоскостей, отражающих историю науки в университете до 1950 г. К 2010 г. на пустующей восьмой мемориальной плоскости в Ротонде были размещены три барельефа выдающихся ученых и ректоров Московского университета, академиков А.Н. Несмеянова, И.Г. Петровского, В.А. Садовничего, определивших главные исторические этапы в развитии университета послевоенного периода, а также тексты о важнейших научных открытиях с 1950 по 2005 г.

В этот же год был возобновлен выпуск сборника научных трудов Музея землеведения «Жизнь Земли», первый выпуск которого вышел в 1961 г. и в издании которого, по разным причинам, был длительный перерыв. В 2015 г., в год 65-летия со дня основания и 60-летия с момента открытия Музея, вышел 37 выпуск ежегодника. С 2016 г. «Жизнь Земли» приобретает статус междисциплинарного научно-практического журнала с периодичностью два номера в год.

В ноябре 2015 г. была проведена очередная научная конференция «Землеведение: история, достижения, перспективы». В конференции приняли участие представители музеев ведущих вузовских и академических центров стран СНГ, Департамент природопользования Москвы, Фонд им. В.И. Вернадского и др.; всего 19 организаций и 7 подразделений МГУ. В ходе конференции были заслушаны 27 докладов и около 20 кратких выступлений, посвящённых различным аспектам наук о Земле, музеологии и проблемам образования.

В настоящее время Музей землеведения существует как самостоятельная структура в составе МГУ в ранге научно-исследовательского института. Его штат составляет чуть более ста единиц и состоит из научных сотрудников и технического персонала; в Музее работают 15 докторов (в т. ч. четыре академика отраслевых академий) и 17 кандидатов наук. Многие сотрудники являются известными специалистами по актуальным направлениям естественных (геологических, географических, биологических, физико-математических, технических) и гуманитарных (педагогических, экономических, философских) наук, а также авторами уникальных методов использования инструментария точных наук (математики, физики, информатики) в области землеведческой проблематики. Такой интеллектуальный потенциал Музея позволяет проводить в нём фундаментальные междисциплинарные научные исследования, результаты которых получили в настоящее время широкое признание в мировом научном сообществе. Конечно, за более чем 65 лет кадровый состав научных сотрудников Музея менялся, менялись и некоторые научные направления, развиваемые в Музее, но главные направления, такие как вулканизм и вулканы, природные зоны и почвы, рациональное природопользование, музееведение и образование - остаются неизменными.

10

Научные исследования сотрудников Музея землеведения приводят порой к неожиданным результатам. Так, например, в архивах Музея учёными обнаружены остатки коллекций Географического музея, созданного в XIX в. и затем утраченного. Музеем ведётся кропотливая работа по инвентаризации научного наследия Д.Н. Анучина, по составлению кратких описей фотографий с привязками к географическим регионам и авторам, по их систематизации (всего 3500 листов). С 2010 г. началось углубленное изучение экспонатов путём визуального анализа изображений, изучения текстов на паспарту или фотографиях, сбора информации об учёных с помощью Интернета. К 2016 г. составлены описания более 600 фотографий. Результаты фундаментальных и прикладных научных исследований учёных Музея находят отражение в диссертационных исследованиях, авторских и коллективных монографиях, учебниках, учебных пособиях, атласах, в факультетской и общеуниверситетской периодике. По материалам конференций и семинаров, организованных Музеем, изданы десятки сборников трудов и тезисов.

Сотрудники Музея не только осуществляют научно-исследовательскую деятельность по профильным наукам и в области музееведения, но и проводят экскурсии для москвичей и гостей столицы, ведут учебные занятия по различным тематикам со студентами МГУ и других вузов, слушателями университетского Экологического центра, школьниками, учащимися колледжей, гимназий, организуют тематические олимпиады школьников.

Музей координирует работу российских вузовских музеев, организует научно-практические конференции, семинары и школы, курсы повышения квалификации учителей и работников музеев.

Многие из сотрудников за достойный труд отмечены различными наградами.

В залах Музея сосредоточено около 300 учебно-научных стендов с тысячами графических, картографических и художественных экспонатов. Натурные образцы объединены в несколько сотен тематических коллекций, включающих геолого-минералогические образцы, почвенные монолиты, гербарии и чучела животных. Научная графика и карты органично связаны с натурными экспонатами, расположенными в пристендовых витринах. Особенности геологических и географических процессов на Земле (на суше и в Мировом океане, в различных регионах нашей планеты) рассматриваются комплексно. Экспозиции Музея учитывают содержание учебных курсов естественнонаучных факультетов.

Большой популярностью пользуются организованные Музеем и ставшие традиционными ежегодные секции музееведения в рамках Ломоносовских чтений, а также ежемесячные научные семинары. На секции музееведения рассматриваются актуальные вопросы по научно-фондовой, экспозиционной и просветительской деятельности. Примечательно, что в последние годы каждое заседание секции сопровождалось изданием сборника материалов работы секции.

В Музее работает пять научных семинаров.

Семинар «Синергетика», основателем которого был нынешний ректор МГУ академик В.А. Садовничий. Сейчас семинаром руководят кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник О.П. Иванов и доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник М.А. Винник.

Семинар «Геодинамика», руководитель доктор геолого-минералогических наук, заведующий сектором Е.П. Дубинин.

Семинар «Экосреды», руководитель доктор физико-математических наук, заведующий сектором В.В. Козодёров.

Семинар «Методология образования для устойчивого развития», руководитель доктор биологических наук профессор Н.Н. Марфенин.

Семинар «Здоровье среды обитания» начал работу в декабре 2015 г. под руководством чл.-корр. РАН В.М. Захарова и доктора биологических наук профессора

A.В. Смурова.

В работе семинаров принимают участие не только сотрудники Музея землеведения, но также учёные и специалисты Москвы и других городов России. Все научные семинары хорошо посещаются и вызывают оживленные дискуссии. По материалам заседаний наиболее интересные сообщения печатаются в сборниках «Жизнь Земли», а также в периодических научных журналах.

Кроме регулярных семинаров, Музей землеведения организует и специальные семинары, примером может служить международный научный семинар «Учение

B.И. Вернадского о ноосфере и исследования в целях оздоровления», проведенный Музеем 25-26 августа 2014 г. В семинаре приняли участие ученые России, Беларуси, Украины и Республики Корея. Семинар был организован совместно с Международной ассоциацией исследований Хилбин (Heal-being, Ю. Корея) и Евразийской ассоциацией университетов при участии Научно-консультативного совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России и Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского. Следует отметить и научно-практические семинары «Восстановительное природопользование и экологическая безопасность» для молодых специалистов дочерних обществ ОАО «Газпром», организованные по инициативе Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, проведенные в июне 2015 и 2016 г., на базе Музея землеведения и Экологического центра МГУ

Музей землеведения курирует музейную секцию Московского общества испытателей природы. 27 октября 2005 г., в день празднования 200-летия МОИП, было принято решение приступить к организации этой секции. Первое заседание прошло 13 октября 2009 г. в Музее землеведения. Состоялась дискуссия по вопросам стратегии развития, определения планов и перспектив деятельности секции. Заседания секции музеологии МОИП проводятся регулярно раз в месяц. Секция, в которой сейчас около 50 членов (не считая коллективных и ассоциированных), объединила музейщиков Москвы и Подмосковья, стала востребованной площадкой для обсуждения актуальных вопросов музейного дела.

Большую работу проводит Музей и как координационный центр вузовских музеев страны. В 1968 г. в нём был организован Научно-методический совет по работе вузовских музеев СССР (НМС). В 1994 г. он стал курировать вузовские музеи России, но продолжил контакты с музеями стран бывшего Союза в рамках Евразийской ассоциации университетов (ЕАУ), созданной в 1992 г. Совет организовал участие вузовских музеев в семи Всесоюзных смотрах работы музеев по различным аспектам музейной деятельности, которые проводились по инициативе Министерства Культуры СССР. По итогам 6-ти смотров музеи высших учебных заведений награждены 97 дипломами Всесоюзного и Российского смотров, а также 53 грамотами Минвуза СССР, Гособразования СССР и Минвуза РСФСР. Проведено около 50 научно-практических конференций и семинаров по проблемам повышения уровня учебной, воспитательной, научно-экспозиционной, научно-исследовательской, научно-фондовой работы и популяризации научных знаний. Важной задачей НМС была подготовка основополагающих инструктивных и справочных материалов, относящихся к деятельности вузовских музеев. Особо значительным делом НМС была подготовка, разработка и выпуск «Типового положения о 12

музее высшего учебного заведения» (Приказ Минвуза СССР №725 от 5.11 84 г.). Типовое положение сыграло положительную роль в становлении и развитии вузовских музеев страны. С 1997 г. на базе Музея землеведения функции Совета выполняет Научно-методический координационный центр университетских музеев Евразийской Ассоциации Университетов, объединяющий несколько сотен вузовских музеев разных стран. В 2013 г. под редакцией президента ЕАУ, ректора МГУ академика В.А. Садовничего Центром был подготовлен и издан иллюстрированный аннотированный справочник о более чем 270 вузовских музеях «Музеи университетов Евразийской ассоциации» [4].

В Музее землеведения много внимания уделяется организации различных выставок. В издаваемых Музеем богато иллюстрированных каталогах выставок представлена развернутая информация об объекте экспозиции, составленная на основе изучения архивных и других материалов. Конечно, в короткой статье перечислить все проведенные Музеем выставки невозможно, но некоторые из них, вызвавшие наибольший интерес, следует отметить.

Музей землеведения, Экоцентр МГУ и Студия «Цвето-Сложение» организовали несколько выставок, посвящённых искусству цветочных композиций: «Цветосложение: Искусство цветочного коллажа»; «От гербария до цветочного коллажа», выставку работ японской художницы Кейко Като «Среди цветов».

Большой интерес вызвала выставка «Кин-Алтай», организованная в 2009 г., в которой были представлены история и современность Республики Алтай и Алтайского края. В экспозиции демонстрировались фотографии Х1Х-ХХ вв. из фондов Музея, материалы Географической выставки, организованной учеными Московского университета в 1892 г.

В Музее создаются также выставки, посвящённые юбилейным датам своих сотрудников. 24 мая 2011 г. отмечался вековой юбилей гляциолога с мировым именем Леонида Дмитриевича Долгушина (1911-2012). Выпускник аспирантуры НИИ географии МГУ, он начал полевые геолого-географические исследования в 1939 г. на Урале, некоторое время жил в Сыктывкаре, преподавал в Коми пединституте, затем воевал на Северо-Западном фронте. В 1963 г. защитил докторскую диссертацию, с 1977 г. и до конца жизни работал в Музее землеведения, участвовал в разработке принципов и методов музейного показа географических объектов, создал и ввёл в экспозицию ряд стендов, посвящённых Антарктиде, Памиру, Уралу, пульсирующим ледникам, организовал выставку к 50-летию становления гляциологии в Китае, принимал участие и консультировал работу над стендами «Пустыни Средней Азии и Казахстана», «Арктика», «Южный океан», «Северный Ледовитый океан», «Тихий океан», «Россия» и других, был автором свыше 150 научных работ.

Были организованы юбилейные выставки, посвященные 100-летию со дня рождения Ю.К. Ефремова (1913-1999), Н.П. Ермакова (1913-1993), Б.А. Савельева (1912-1994) и 80-летию С.А. Ушакова (1934-2005), в разные годы руководивших Музеем землеведения.

В 2011-2012 гг. в Ротонде работала масштабная межфакультетская выставка «Учебно-научные станции Московского университета», посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Она была организована совместно с биологическим, геологическим, географическим факультетами, факультетом почвоведения, ГАИШ и Музеем истории МГУ. Торжественное открытие выставки состоялось 23 ноября 2011 г. в присутствии ректора МГУ академика В.А. Садовничего.

В рамках празднования 200-летия Отечественной войны 1812 г. создана экспозиция «Недаром помнит вся Россия...», в которой демонстрировались экспонаты из фондов МОИП, Музея истории МГУ, Геологического музея им. В.И. Вернадского РАН.

В 2012 г. в Ротонде был установлен бюст императрицы Елизаветы Петровны. Он стал третьим в ряду бюстов основателей Московского университета наряду с И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым.

В 2013 г. на 31 этаже Музея была развернута большая выставка и проведена двухдневная конференция «Творческий путь Владимира Ивановича Вернадского», посвя-щённая 150-летию выдающегося русского учёного, профессора Московского университета, директора Минералогического музея ИМУ. Она была организована совместно с Кабинетом-квартирой В.И. Вернадского в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН и Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского.

Выставка «Воробьёвы горы: от Храма Христа Спасителя к Храму Науки» (2013-2016 годы), посвящённая 60-летию Главного здания МГУ, раскрыла многовековую историю архитектурного обустройства географической жемчужины Москвы - Воробьёвых гор.

Большой популярностью пользуются организуемые Музеем «Музыкальные вечера на 31 этаже», которые проводятся в рамках музыкального лектория.

Даже краткий обзор деятельности Музея землеведения позволяет говорить о том, что в новой и новейшей истории он стал уникальным российским опытом сочетания фундаментальных исследований в области естественных, а отчасти и гуманитарных наук, и трансляции их достижений в образовательные программы.

Современный Музей землеведения не только научно-образовательный и координационный, но и просветительский центр. На его экспозициях в течение года проводится более 2000 часов учебных занятий со студентами, около 300 обзорных и более 400 тематических экскурсий.

В Музее землеведения реализуются многочисленные просветительские программы, рассчитанные не только на студенческую аудиторию, но и на школьных учителей и подрастающее поколение. В общей сложности более 20 000 человек в год получают здесь системные знания.

Совмещение в Музее землеведения МГУ функции многопрофильного исследовательского института с учебным подразделением, несомненно, является важной составляющей высокого качества образования и эффективности просветительских программ. Именно оно создает возможности поддержания высокого уровня образовательных и просветительских программ, отвечающих достижениям современной науки. В Музее сформировался и особый вид научно-исследовательской работы, имеющей прямые выходы на образовательные и просветительские программы. Речь идет о разработке учебно-научных экспозиционных комплексов. Практика создания экспозиционных комплексов имеет значение не только для науки, но и позволяет рассматривать эти комплексы как гарант поддержания высокого качества подготовки будущих специалистов. В подавляющем большинстве экспозиционные комплексы создаются известными учёными в соответствующих областях науки, представляют собой музейную форму научной публикации, а потому нуждаются в нормативном закреплении авторских прав [5, 6].

С сожалением следует отметить и то обстоятельство, что статус Музея как исследовательского института не предусматривает должностей специалистов-музеологов, хотя Музей обладает огромными экспозиционными площадями (24 зала на 7 этажах) и фондом, насчитывающим тысячи единиц хранения. В такой ситуации все виды работ, связанные с комплектованием, учётом, организацией хранения и организацией использования, осуществляются научными сотрудниками и техническим персоналом. Впро-14

чем, такая ситуация характерна для любого современного учебного (вузовского) музея и является предметом активных дискуссий, к сожалению, пока мало результативных, хотя вопрос сохранения и пополнения коллекций настолько актуальный и важный, что неоднократно обсуждался в Общественной Палате РФ.

Продолжая развитие музейного дела в Московском университете, являясь аналогом зарубежных музеев естественной истории и оставаясь единственным в России полноценным собранием комплексных взаимосвязанных сведений о Земле и Жизни, Музей землеведения с успехом выполняет все функции, заложенные много лет назад первым университетским музеем: научную, образовательную и просветительскую.

Литература

1. Бурлыкина М.И. Московский государственный университет: история музейного дела (1755-2015) / Под ред. А.В. Смурова, В.В. Снакина. М.: МАКС Пресс, 2015. 320 с.
2. Летопись Московского университета. В 3-х т. / Состав. Е.В. Ильченко. М.: Изд-во МГУ, 2004 (Серия «Архив Московского университета»).
3. Музей Землеведения: Путеводитель. М.: МЗ МГУ, 2010. 100 с.
4. Музеи университетов Евразийской ассоциации: Аннотированный справочник / Под ред. В.А. Садовничего и В.Н. Сёмина. Составители А.В. Смуров, В.В. Снакин, С.Ю. Ливанцова. М.: Из-во МГУ, 2012. 392 с.
5. Смуров А.В., Ванчуров И.А., Ходецкий В.Г. Университетский музей в XXI веке - проблемы и перспективы // Музей 2007. №3. С. 58-61.
6. Смуров А.В. Проблемы и перспективы использования потенциала вузовских музеев в профессиональном образовании и воспитании // Академические и вузовские музеи: Роль и место в научно-образовательном процессе. Томск: Изд-во Томского Ун-та, 2009. С. 18-21.
7. Смуров А.В., Сотникова С.И. Методологический опыт трансляции научного знания в образовательные практики в Музее Землеведения МГУ // Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе. Томск: Изд.-во Томского Ун-та, 2009. С. 312-325.
8. Смуров А.В., Гришина З.В. История развития музейного дела в Московском университете. К 250-летию учебных музеев России и 60-летию Музея Землеведения // Жизнь Земли Вып. 33. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 192.
9. Ушаков С.А., Залогин Б.С., Дубинин Е.П. Музею Землеведения - 50 лет // Жизнь Земли. Вып. 31. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 292.

REFERENCES

1. Burlykina M.I. Moscow State University: History of Muzeology (1755-2015). 320 p. (Ed. by A.V. Smurov and V.V. Snakin. Moscow: Max Press, 2015) (in Russian).
2. Annals of the University of Moscow (The Moscow Archive Universities series) (Compiled by E.V. Ilchenko, Moscow, MGU, 2004) (in Russian).
3. Museum of Earth Sciences: Guide. 100 p. (Moscow, 2010) (in Russian).
4. Museum of Eurasian Association Universities: Annotated reference book. 392 p. (Compiled by A.V. Smurov, V.V. Snakin S.Y. Livantsova. Moscow: Moscow State University, 2012) (in Russian).
5. Smurov A. V., Vancurov I.A., Hodetsky V.G. University Museum in the XXI century - challenges and perspectives. Muzey. 3. 58-61 (2007) (in Russian).
6. Smurov A.V. Problems and prospects of using the potential of university museums in vocational education and upbringing. Academic and university museums: the role and place in the scientific and educational process. P. 18-21. (Tomsk, Tomsk University Press, 2009) (in Russian).
7. Smurov A. V., Sotnikova S.I. Methodological expertise translation of scientific knowledge into educational practice at the Museum of Earth Sciences, Moscow State University. Academic and university museums: the role and place in the scientific and educational process. P. 312-325. (Tomsk, Tomsk University Press, 2009) (in Russian).
8. Smurov A.V., Grishina Z.V. History Museum Development at the Moscow University. On the 250th anniversary of the Russian Educational Museum and the 60th anniversary of the Museum Earth Sciences. Zhizn&Zemli. 33. 192 (2011) (in Russian).
9. Ushakov S.A., Zalogin B.S., Dubinin E.P. Museum of Earth Sciences - 50 years. Zhizn& Zemli. 31. 292 (2001) (in Russian).
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ moscow university МУЗЕЙ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ earth science museum НАУКА science ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ education МУЗЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты