УДК 94:745:336.226.1(470.4) ББК 65.05
С. О. Марискин
ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА: по материалам Среднего Поволжья
S. O. Mariskin
THE TRADE TAX IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XIX - THE FIRST QUARTER OF THE XX CENTURY: on the base of the Middle Volga materials
Промысловый налог был, несомненно, центром прямого обложения торгового предпринимательства России во второй половине XIX - первой четверти XX в. и охватывал одну из активнейших сторон хозяйственной деятельности человека. Исследование роли промыслового налогообложения в модернизации России во второй половине XIX - начале XX в. привлекало внимание как в дореволюционное время, так в советский и постсоветский периоды [1; 4; 5; 14; 17; 18; 19; 21; 27; 35; 36]. Определенные обобщения проводились в рамках подготовки налоговых реформ и подготовки коллективных работ [23; 28].
Началом более равномерного и рационального промыслового обложения в России являлось «Положение о пошлинах за право торговли и промыслов» 1865 г., отменившее прежнее объявление капиталов и оставившее только две купеческие гильдии. Закон 1865 г. освободил торговлю и промышленность от лежавших на ней при крепостном праве резких сословных ограничений: любой, кто заплатил соответствующую пошлину за право торговли или промысла, мог заниматься ими.
В промысловом налоге 1865 г. не было еще обложения по прибыльности, являющейся единственно правильным налоговым показателем в торгово-промышленной
деятельности. При обложении не учитывались ни размер торговых и промышленных оборотов, ни суммы вложенного капитала. Вместо этого учитывались внешние признаки деятельности того или иного рода предприятий, что способствовало крайней неуравнительностью обложения. Все это прямым образом отражалось на незначительной продуктивности промыслового налога для фиска. Сборы за права торговли и промыслов составили в 1867 г. 9,5 млн руб. (11,3 % всех прямых налогов, или 2,3 % всех государственных доходов), в 1884 г. -21,0 млн руб. (19,8 % и 2,9 % соответственно) [30, с. 7, 140]. В Пензенской губернии в 1867 г. были выданы 2 973 свидетельства на право торговли и промыслов, общая сумма поступлений от промыслового налога составила 86 329 руб. [20, с. 125].
В период податных реформ министра финансов Н. X. Бунге был поставлен на очередь вопрос о пересмотре промыслового обложения. 28 ноября 1884 г. Н. Х. Бунге внес в Государственный совет проект, ставший 15 января 1885 г. законом. Он содержал два вида дополнительных сборов: процентный, которому подлежали акционерные компании, товарищества на паях и прочие общества, обязанные публичной отчетностью, и раскладочный для прочих торговых и промышленных предприятий,
обязанных по прежнему законодательству выборкою гильдейских свидетельств и билетов. Дополнительный процентный налог взимался в размере 3 % с чистой прибыли акционерного предприятия [29, л. 3], т. е. имел характер частичного подоходного налога.
Вопреки опасениям предпринимателей, его взимание не создавало препятствие для развития промышленности и торговли. Введение закона 1885 г. позволило увеличить поступления промыслового налога с 21,0 млн руб. в 1884 г. до 25,7 млн руб. в 1885 г. [21, с. 640]. По Среднему Поволжью [3] средний сбор с торговли и промыслов составил в 1886-1895 гг. 364,8 тыс. руб., в том числе в Казанской губернии -490,3 тыс. руб., в Пензенской - 205,1, Самарской - 498,1, Симбирской губернии -265,9 тыс. руб. [2, табл. 2].
Рост государственных расходов, который в 90-х гг. XIX в. принял особенно быстрый темп, побудил министерство финансов прибегнуть к изысканию новых источников дохода. К этому времени большинство налогов было доведено уже до предела их нормальной продуктивности и далее не могли быть повышены, без излишнего обременения плательщиков. По мнению министра финансов С. Ю. Витте, как раз торговля и промышленность представляли собою отрасли народного хозяйства, наименее использованные в налоговом отношении. Так, в 1895 г. поступления от всех видов промыслового обложения составили 3,2 % государственного бюджета, в то время как торговля и промышленность давали 45 % национального дохода [14, с. 3].
С 1 января 1899 г. (по закону от 8 июня 1898 г.) обложению промысловым налогом
подлежали: 1) торговые, кредитные, страховые предприятия, а также подряды и поставки; 2) промышленные предприятия; 3) личные промысловые занятия. Налог состоял из двух частей: основной, взимаемой по так называемой патентной системе посредством выборки свидетельств на каждое отдельное торговое и промышленное заведение, отдельный промысел или занятие, и дополнительной.
Главной особенностью нового порядка промыслового обложения было перенесение центра внимания с предпринимателя на предприятие. Промысловые свидетельства, говорилось в Положении (ст. 409), должны быть выбираемы на каждое отдельное торговое или промышленное заведение, на каждое отдельное паровое судно, а также на каждый отдельный промысел или отдельное личное промысловое занятие. Этим путем достигалась большая, чем при прежнем законодательстве, уравнительность обложения, так как теперь каждый торговец и каждый промышленник привлекался к платежу промыслового налога соответственно количеству содержимым им предприятий.
В целом государственное промысловое обложение по Положению 1898 г. представляло собой довольно сложную систему. Элементы прежней организации промыслового обложения (обязательный патент, значительная роль внешних признаков при определении прибыли предприятия, раскладочный способ обложения) переплетались с такими новыми элементами налогообложения, как обязательная декларация для части плательщиков, стремление к обложению по действительной прибыли, привлечение к обложению личных промысловых занятий.
Введение в действие Положения о государственном промысловом налоге 1898 г. значительно увеличило бюджетные поступления от торговли и промышленности. Если в 1898 г. данные доходы давали казне чуть более 48 млн руб., то в 1899 г. - более 60 млн руб. [16, с. 115]. В 1910 г. общая сумма промыслового налога составила 118,4 млн руб. (54,8 % прямых налогов или
Доля прямых налогов в доходах Советского государства в период «военного коммунизма» из-за чрезмерной эмиссии и расстройства государственных финансов стремительно сокращалась: в 1918 г. - 75,9 %, в 1919 - 5,7, в
Главным звеном перехода к новой экономической политике стала реорганизация налоговой системы. 26 июля 1921 г. был введен в явно грубой форме, соответствующей структуре торгово-промышленной деятельности, промысловый налог [33, ст. 354], который являлся первым прямым налогом с несельскохозяйственного населения, введенным после перехода к нэпу. Промысловым налогом облагались все ненационализиро-ванные торговые и промышленные предприятия, а также личные промысловые занятия. Налог состоял из двух сборов - патентного и уравнительного. Центр его тяжести находился в патентном обложении. Дифференциация типов торговых предприятий была крайне незначительной в связи с укладом жизни. Главное внимание было обращено на рыночную и базарную торговлю. Вся стационарная торговля облагалась по одному разряду.
За весь 1921 г. по патентному и уравнительному промысловому налогу было собрано 10,7 млн руб. (29,9 % всех денежных государственных налогов и местных сборов) [22, с. 136], что дало возможность оживить поступление денежных налогов в государственный бюджет, значительно сократившиеся в период «военного коммунизма» из-за чрезмерной эмиссии и расстройства государственных финансов: в 1918 г. - 75,9 %, в 1919 - 5,7, в 1920 г. - 0,1,
Промысловое обложение охватило и
мельничные, крупорушительные и маслобойные предприятия. За основу промыслового налога были приняты: предполагаемый сбор зерна по каждому уезду в зависимости от действительных хозяйственных условий и урожайности, количество населения, наиболее вероятное потребление и в связи с этим переработка зерна, количество и производительность местных предприятий, а также условия их работы [7, л. 5, 8, 11].
В Пензенской губернии в 1921 г. насчитывалось 2 820 облагаемых мельниц, из них водяных 516, механических 416, ветряных 1 885, конных 3. Средняя годовая производительность первых равнялась 16 млн пудов, вторых - 30 млн, третьих - 20 млн, четвертых - 25 тыс. пудов. Маслобоек имелось 968 (производительность - 2,5 млн пудов), крупорушек - 1 495 (производительность -18,7 млн пудов) [7, л. 49 об.]. На мукомольные и крупяные предприятия губернии в 1921/22 г. было наложено промсбора 601,9 тыс. пудов, на маслобойки - 48,2 тыс. пудов, всего выполнено 74,9 % задания [7, л. 9, 73, 83]. По Симбирской губернии в 1921 г. имелось 2 117 мельниц (633 водяных, 1 304 ветряных, 40 паровых, 140 нефтяных), норма обложения промысловым налогом составила от 23 до 150 пудов на одно предприятие [12, л. 39; 13, л. 11]. Однако многие промышленные заведения из-за обременительности налога не работали. Так, 18 мельниц Карсунского уезда были закрыты к 1 ноября 1921 г. за неуплату промыслового налога, 21 мельница закрыта в Сенгилеевском уезде [13, л. 31, 64]. В Сызранском уезде имелось 480 мельниц, 24 крупорушки, 60 маслобоек, из них обложено промысловым сбором только 345 предприятий в объеме 110,6 тыс. пудов; выполнение налога составило 111,5 тыс. пуд. [11, л. 98]. Сбор промыслового налога проходил и в наиболее пострадавших от голода Самарской губернии и Татарии. В первой было собрано в 1921/22 г. 7 717 пудов хлебных продуктов [8, л. 122; 10, л. 227 об.], во второй - 8 383 пуда [6, с. 13]. В 1922 г. по Самарской губернии было взыскано промыслового сбора с мельниц 413,9 тыс. пудов ржаных единиц (125 %) [9, л. 24-25; 10, л. 229].
Декретом СНК от 22 августа 1921 г. «О местных денежных средствах» [24, с. 653] губернским съездам Советов, а в исключительных случаях - пленумам гу-бисполкомов предоставлялось право устанавливать процентные надбавки к окладам промыслового и других прямых государственных налогов, взимаемые нераздельно с этими налогами и поступающие в распоряжение губисполкомов.
Фискальное значение промыслового налога возрастало. С 1923 по 1926 г. налоговые сборы по нему увеличились в 3,1 раза. В 1923/24 бюджетном году поступление промыслового налога составило 113,1 тыс. руб. (27,6 % прямых налогов, или 4,9 % всех государственных доходов), в 1924/25 г. - 157,3 тыс. руб. (26,4 % и 5,3 % соответственно), в 1925/26 г. -229,2 тыс. руб. (35,7 % и 5,8 %), в 1926/27 г. - 348,9 тыс. руб. (38,2 % и 6,7 % соответственно) [31, с. 60-61; 32, с. 3031].
В заключительные годы нэпа были произведены изменения в системе взимания налогов с целью уменьшения обложения государственных и кооперативных предприятий и переноса налоговой тяжести на «частнокапиталистический элемент», что в итоге привело к снижению фискального значения промыслового налога и существенному снижению масштабов торгового предпринимательства. В ходе налоговой реформы 1930-1932 гг. промысловый налог в СССР был упразднен.
Библиографический список
Поступила в редакцию 02.12.2013.
Сведения об авторе
Марискин Сергей Олегович - аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - проблемы экономической истории России и Среднего Поволжья XIX - первой трети XX в. Автор 3 научных публикаций.
E-mail: maris-kin@mail.ru