Спросить
Войти

Формирование оптимальной структуры муниципального сектора отраслевой экономики города

Автор: указан в статье

Если же одновременно включить в оценку ИП цели инвестора и реципиента, то необходимо определить ИП как вероятность и полноту совпадения целей инвестора и реципиента при сложившемся инвестиционном климате ОИ.

Инвестиционная активность ОИ — это степень реализации его ИП. Если ИП оценена инвесторами адекватно, то инвестиционная активность и ИП должны совпасть.

На наш взгляд, ИП — это прогнозная характеристика, и важную роль в ее оценке играет фактор времени, которому не уделено необходимого внимания в современных исследованиях. Для учета фактора времени, различия моментов оценки и инвестирования в методику оценки необходимо включить ретроспективную и перспективную составляющие.

В соответствии с предложенным нами подходом к определению сущности ИП мы можем трактовать ИП отрасли региона как комплексную субъективную характеристику отрасли региона с позиции соотношения доходности и рискованности инвестирования в нее с целями и возможностями конкретного инвестора, реципиента, определяемую степенью совпадения ожиданий инвестора от инвестирования, реципиента от привлечения инвестиций и сложившегося инвестиционного климата ОИ.

Примечание

’ Исабекова О. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инвестиционного процесса // Инвестиции в России. 2007. № 8. С. 25-30.

Т.В. СУХОДОЕВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: _.tanya._@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА

Рассмотрена проблема дефицита финансовых средств в бюджетах муниципальных образований, представлена социально-экономическая схема городской системы, динамическая модель бюджета муниципального образования.

УДК 352 ББК 65.042

С учетом приоритетов государственного и муниципального регулирования современную экономику нашей страны рассматривают как социальную рыночную экономику. А поэтому Россия, ориентируясь на приоритет социальных факторов в экономическом развитии, должна обеспечивать высокий уровень жизни своего населения. Степень реализации указанных приоритетов зависит в первую очередь от экономических возможностей государства.

В каждом государстве значительную роль играет муниципальный сектор экономики. Этот сектор представляет собой часть национальной экономики, обладающую характерными чертами. Он включает в себя широкую сеть объектов хозяйственного и социального назначения, локализованных в рамках муниципальных образований, и муниципальные финансы.

Имея собственную финансовую основу, местное самоуправление вместе с тем испытывает трудности в связи с недостаточностью финансовых ресурсов для полноценного и сбалансированного удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей

© Т.В. Суходоева, 2008

населения. Ограниченность финансово-материальных ресурсов и нехватка объектов инфраструктуры для эффективного решения вопросов местного значения приводят к необходимости реформирования экономической системы в целях повышения эффективности бюджетных расходов.

Возможности муниципального регулирования сферы социальных услуг зависят от правильного выбора инструментов, методов и механизмов регулирования и определяются имеющимися ресурсами, их источниками. Анализ существующих направлений и механизмов воздействия на социально-экономическую сферу муниципальных образований

показал, что они не позволяют решить проблему дефицита финансовых ресурсов1.

В такой ситуации приоритетными задачами регулирования муниципальным сектором сферы социальных услуг является достижение максимальной в данных условиях эффективности использования ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей населения, а также поиск новых схем работы, новых источников финансирования, новых способов эффективного использования имеющегося в его распоряжении имущества. Решение этих задач требует формирования оптимальной структуры муниципального сектора отраслевой экономики города.

Особенности распределения бюджетных средств и иных ресурсов

Формирование потребностей • в социальных услугах |

Интересы частного бизнеса

Особенности муниципального сектора социальных услуг

Социально-экономическая модель городской системы

Из рисунка, на котором представлена социально-экономическая модель городской системы, видно, что содержание экономических интересов муниципальных образований определяется потребностями субъектов данной системы и экономическими отношениями, сложившимися в рамках общности этих формирований. Они не сводимы только к интересам населения муниципальных образований и включают в себя также интересы соответствующих предприятий, органов местного самоуправления и муниципального образования как целостной системы.

Финансовой основой функционирования любой демократической власти является ее бюджет. Бюджетный процесс — это процесс формирования бюджета, который должен быть реалистичным и исполнимым, должен служить не только достижению текущих целей, но и развитию муниципалитета.

Проведенное исследование показало, что для изучения внутренних проблем формирования муниципальных бюджетов могут быть применены принципы, аналогичные используемым при внутрифирменном планировании на перспективу и при анализе текущего финансового состояния предприятия.

Особенностью муниципальной отраслевой экономики является то, что на территории города (по существу, на рынке товара) пакет муниципальных социальных услуг в краткосрочном периоде будет потребляться вне зависимости от его качества и стоимости. Таким образом, муниципальное образование представляет собой сверхмонополиста, монопольная власть которого в краткосрочном периоде практически не ограничена. Разумеется, в долгосрочном периоде монопольная власть муниципалитета гораздо ниже. Учет наблюдаемых эффектов от воздействия политики администрации города на экономическую среду делает принятие решений о муниципальной политике сложнейшей многофакторной задачей. Особую значимость приобретает динамический подход, когда формирование бюджета учитывает не только текущие, насущные потребности административного образования, но и долгосрочные, стратегические цели. При этом модель должна

позволять реализовать сбалансированное и оптимальное управление не только бюджетом, но муниципальной социально-экономической системой в целом.

Динамическая модель бюджета представлена далее в следующем виде.

Показатель Формула

Хтп — потребность в бюджетном финансировании расходов на оплату труда в расчете на одного получателя п-й услуги т-й отрасли ; ; где Атп — численность получателей услуги; т — отрасль муниципального хозяйства, т = [1; 5]; п — бюджетная услуга, п = [1; 4]

Утп — потребность в финансировании затрат на капитальный ремонт в расчете на одно учреждение ; где Втп — число муниципальных учреждений

£тп — потребность в финансировании затрат на текущий ремонт в расчете на одно учреждение ;

Отп — потребность в финансировании прочих материальных затрат в расчете на одного получателя п-й услуги т-й отрасли ; ;

^тп —потребность в финансировании расходов на увеличение стоимости основных средств в расчете на одного получателя п-й услуги т-й отрасли ОС = У У А ^

тп — потребность в финансировании расходов на увеличение стоимости материальных запасов в расчете на одного получателя п-й услуги т-й отрасли ;

Fmn — размер социальной помощи в расчете на одного получателя п-й услуги т-й отрасли : ;

Итого потребность в финансировании RASHOD = ФОТ + + КАП + ТЕК + МЗ + + ОС + З + СП + + ПРОЧ, где ПРОЧ — прочие расходы (например, на экологию, административные)

Формирование доходной части бюджета

Доход От населения От предприятий Формула

Налоговые доходы бюджета N N1 — упрощенная система налогообложения X N = N + ^ + N3

N■2 — единый налог на вмененный доход X

N3 — налог на доходы физических лиц X

N4 — сборы экологические X

Неналоговые доходы бюджета NN NN1 — доходы от сдачи в аренду муниципального имущества X NN = NN1 + NN2 + NN3

NN2 — сборы и пошлины X X

Межбюджетные доходы УБ УБтп — межбюджетные доходы на финансирование п-й услуги т-й отрасли УВ = У у УВ УВ

УБПроч — межбюджетные доходы на финансирование прочих расходов

Итого доходов DOHOD = N + NN + УБ

Уравнение равновесия

где t — период планирования, t = = [1; 3]

Целевая функция

А = X (DOHODt - RASHODt) > 0

Ограничения

ФОТ — финансирование расходов на оплату труда КАП — финансирование расходов на капитальный ремонт ТЕК — финансирование расходов на текущий ремонт МЗ — финансирование расходов на материальные затраты ОС — финансирование расходов на увеличение стоимости основных средств З — финансирование расходов на увеличение стоимости материальных запасов СП — финансирование расходов на оказание социальной помощи > УБтп + сумма периода ( — 1) X X индекс роста потребительских цен

N — налоговые доходы бюджета N1 — упрощенная система налогообложения N2 — единый налог на вмененный доход N3 — налог на доходы физических лиц N4 — сборы экологические > Суммы периода ( — 1)

NN — неналоговые доходы бюджета

NN1 — доходы от сдачи в аренду муниципального имущества NN2 — сборы и пошлины > Суммы периода ( — 1)

При моделировании городской системы особое внимание следует уделять доходной части городского бюджета. Сегодня местные бюджеты наполняются в основном доходами, источники и объемы которых этим

органам муниципальной власти неподконтрольны. Объективно назрела необходимость пересмотреть закрепленные за местными бюджетами доходные источники с целью повышения уровня их самодостаточности.

E.H. ДУБИНИНА

Муниципалитетами не уделяется достаточно внимания неналоговым доходам, большая часть из которых обладает высокой стабильностью, устойчивостью и предсказуемостью. В настоящее время неналоговые доходы являются своеобразным «резервом устойчивости» доходной базы местного бюджета, и их объем полностью зависит от активности и предприимчивости муниципальных органов власти.

Не следует рассматривать приватизацию муниципального имущества как единственный вариант реформирования неэффективно функционирующих муниципальных служб. Во всех отраслях экономики города следует еще до проведения приватизации обеспечить наращивание потенциала в области регулирования. Только располагая мощным потенциалом в области регулирования, муниципальное образование может обеспечить выполнение частным сектором вспомогательной роли в области финансирования предоставления базовых социальных услуг.

Элементом оптимизационной политики может стать и межмуниципальное сотрудничество, например на основе кластерного подхода к процессу оказания населению города социальных услуг. Привлечение средств бюджетов соседних муниципальных образований — эффективный способ улучшения финансового положения городов целой области. В муниципальной отраслевой экономике данный принцип — кластеризация — оказался незадействованным.

И самое главное, важно помнить, что никакие реформы не должны сопровождаться уменьшением доступа членов общества к гарантированным государством правам и уменьшать возможности населения пользоваться бесплатными социальными услугами.

Примечание

1 Социальные инвестиции и социальное партнерство: сб. материалов науч.-практ. конф., семинаров и бизнес-форумов / под ред. Л.А. Малюга. Тула, 2008. Т. 1.

УДК 658.152 Е.н. ДУБИНИНА

ББК 65.053.31 аспирант Иркутской государственной

сельскохозяйственной академии e-mail: elenadubinina@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Для группировки интеграционных формирований Иркутской области на основе множества признаков используется один из методов многомерной классификации данных — кластерный анализ. Анализ проводится по восьми факторным признакам, влияющим на показатель эффективности использования основных производственных фондов — фондоотдачу.

Дальнейшее развитие и становление экономических отношений в агропромышленном производстве возможны только при обеспечении высоких темпов роста объемов продовольственной продукции, повышении ее качества на основе применения научных достижений, прогрессивных технологий,

передового отечественного и зарубежного практического опыта ведения хозяйства

и проведении других организационных и экономических мероприятий, связанных с максимальным использованием ресурсного потенциала. Максимальное использование ресурсного потенциала заключается в рациональном использовании интеграционными формированиями имеющихся в их распоряжении материальных, трудовых и денежных ресурсов.

© Е.Н. Дубинина, 2008

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ local self-management social service municipal budget
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты