Архимандрит Макарий
(Москва)
Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси
(Традиции и особенности)
В докладе митрополита Волоколамского и Юрьевского Пити-рима об.издательской деятельности Русской Православной Церкви на Соборе по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси была дана высокая оценка книжной деятельности Всероссийского митрополита Макария, который известен прежде всего собиранием духовных сокровищ. Великие макарьевские Четьи-Минеи, собирание всех «чтомых» на Руси книг, по его мысли, «сродни идее другого великого книголюба Средневековья— Константинопольского Патриарха Фотия, создавшего «Мириобиблион» (тысячекниж-ник)— аннотированный каталог греческой литературы предшествовавших веков, а по реализации, пожалуй, превосходит его, так как здесь был создан не только каталог, но и сама библиотека, включавшая почти всю известную в то время на Руси литературу»
Прежде чем коснуться вопроса сопоставления эпохи Патриарха Фотия в Византии и митрополита Макария в России, приведем еще одну мысль. Характеризуя IX в. Византии как подъем культуры, протоиерей Игорь Экономцев пишет: «Просветительская деятельность солунских братьев и их учеников полностью укладывается в идейном направлении так называемого Фотиевского ренессанса, смысл которого заключается прежде всего в систематизации традиции. Отсюда стремление к созданию обширных энциклопедий (богословских, литературных, естественнонаучных), хрестоматий, компилятивных сборников, различных толкований, справочных пособий, словарей. Век просветительства — это век учителей (и солунские братья— в первую очередь учители), это век учреждаемых школ и академических центров, век педагогики. В эпоху Фотия проявляется в целом необычный для византийского общества интерес к другим языкам, что стимулирует лингвистические исследования. Особенность деятельности Кирилла и Мефодия заключается в том, что она носит миссионерский характер, однако и это не только полностью соответствовало политическим устремлениям Фотия, но и отвечало самому духу эпохи просветительства»2.
Выдающимися подвижниками и ревнителями духовного просвещения были святые равноапостольные солунские братья Кирилл 869;пам. 11мая)иМефодий(|885;пам. 11 мая), которые положили начало славянской христианской культуре и переводам с греческого языка Священного Писания, богослужебных и патриотических текстов на язык, понятный народам, проживавшим на Балканах и в Восточной Европе. Приняв ранее христианскую веру, Болгарское царство способствовало впоследствии скорейшему усвоению Православия в Киевской Руси, благодаря уже имевшейся духовной литературе на доступном и понятном языке. На просветительском поприще в Болгарии потрудились такие писатели и богословы, как святители Климент Охридский, Константин Преславский, Йоанн Экзархи др.
Около полутысячелетия спустя после славянских Первоучителей в Болгарии наблюдается новое культурно-просветительное явление, называемое по месту действия — Тырновская, или по имени ее славного представителя—Евфимиевская школа. Эта школа проделала большую работу над духовным наследием предшествующего времени. Ее огромное влияние отразилось и в других странах. Московская Русь, невзирая на продолжавшееся тяжелое монголо-татарское иго оказалась способной воспринять это движение. Это было время духовного расцвета в православном мире, время «Православного Возрождения»3. Деятельность и значение Тырновской школы и Патриарха Евфимия (XIVв.; пам. 20 янв.), в частности, в последние годы является предметом интенсивного и всестороннего изучения. Справедливо наблюдение С. Назарова: «Едва ли найдется другой книжный деятель болгарского Средневековья, с чьим именем как автора или редактора было бы связано так много памятников, как с Патриархом Евфимием»4.
Главным представителем Тырновской школы в Великой Руси был сподвижник Патриарха Евфимия — митрополит Киприан
Рассмотрение культурных явлений, бывших в Московской Руси в середине XVI в., т. е. на шестом столетии после Крещения Руси
при князе Владимире, позволяет выявить много общего с тем подъемом, который наблюдается в Великом Тырнове в XIV в;5. На Руси середину XVI в. можно назвать эпохой митрополита Ма-кария (+ 1563; нам. 30 дек.)6.
Чаще это время называют эпохой Иоанна Грозного. Однако, понятие «эпоха»,предполагает в себе целостность, единство в динамике своего развития. Между тем, если сравнивать первые годы правления еще малолетнего Иоанна IV, зрелые годы первого Русского царя, венчанного на царство митрополитом Макарием, и, наконец, опричные и последующие годы, то они не отвечают требованиям понятия эпохи в силу своей противоречивости и неоднородности.
Святитель Макарий был постриженником монастыря преподобного Пафнутия Боровского 1477; пам. 1 мая), в котором воспитывались такие русские подвижники и затем основатели монастырей, как преподобные Иосиф ^ 1515; пам. 9 сент.) и Левкий (XVI в.; пам. 17 июля) Волоколамские, Кассиан, Босой, Давид Серпуховские* (t 1520; пам. 18 окт.), Даниил Переяславский ^ 1540; пам. 7 апр.) и др. После непродолжительного настоятельства в Можайском, мужском монастыре (1523-1526) святитель Макарий проходил архиерейское служение на старейшей архиерейской кафедре в Великом Новгороде. Богатые новгородские духовные традиции были глубоко восприняты святителем Макарием и получили дальнейшее развитие и продолжение в его деятельности. Если архиепископ Новгородский. Геннадий (-|-1505; пам. 4 дек.) впервые собрал в славянском мире полный свод библейских книг, то святитель Макарий поставил себе цель собрать воедино уже всю духовную литературу. Новгородские иерархи Евфимий ^ 1458; пам. 11 мартами Иона ^ 1470; пам. 5 нояб.) прославляют местных святых, создают летописные своды, в которых освещаются события в новгородском масштабе. В деятельности святителя Макария названное начало получает уже Всероссийский или, можно сказать, «макарьевский».размах, особенно после того, как он в 1542 г. был возведен на Всероссийский митрополичий престол.
Выдающийся писатель XVI в. богослов-полемист и; агиограф инок Зиновий Отенский писал новгородскому дьяку Я. Шишкину: «Государь, живешь ис божественна мужа и велика святителя и Бо-жия книги на всяк час чтутся ту...»7. Он имеет в виду святителя Макария. Позднее, когда святитель стал Всероссийским митрополитом, другой автор в послании называет его— «...презельный сторый Филадельф, книголюбец завидливый»8. Автор жития болгарского мученика Георгия Нового ^ 1515; пам. 26 мая), написанного по благословению святителя Макария, сравнивает его книжно-собирательскую деятельность с трудолюбием пчелы: «В то время любимым трудом его было, как пчеле — мед, отовсюду приносить и воедино собирать жития древних святых, прославившихся воздержанием, и повествования о подвигах мучеников...»9.
Этим «божественным мужем», «книголюбцем завидловым», которого так единодушно воспевают писатели-современники, уподобляя его древнеегипетскому царю Птоломею Филадельфу, собирателю письменности, был выдающийся Первоиерарх Русской Церкви середины XVI в.— митрополит Московский Макарий. Его деятельность как организатора, собирателя и систематизатора книжных духовных ценностей Древней Руси известна по источникам, начиная с новгородского периода жизни будущего митрополита.
Самый ранний известный труд, связанный с именем святителя Макария, это работа над исправлением текста Синайского Патерика, которую проделал инок Волоколамского монастыря Досифей «Осифитие»10. Инок Досифей был племянником преподобного Иосифа Волоцко го и братом бабушки святителя Макария ".Забегая вперед, можно сказать, что школа преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцко го дала в лице митрополита Макария выдающегося просветителя Древней Руси.
В послесловии к Патерику инок Досифей высказал важную мысль: «И ныне оубо и в нашей земли такая (подвижники.— а. М.) много бывают, но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема» п: Волоколамский инок позднее «предал писанию» благочестивые предания своей обители, составив Волоколамский патерик. Митрополит же Макарий собрал и систематизировал всю русскую агиографическую, гомилетическую и святоотеческую письменность. В Новгороде по благословению Святителя было составлено Житие преподобного Михаила Клопского13. Акростих службы этому святому показывает, что она была написана также по благословению владыки Макария14. Одновременное составление Жития и службы святому позволяет говорить о его местной канонизации в Великом Новгороде при архиепископе Макарии. Прославление им русских святых в последующее время также было связано с написанием житий, т. е. развитием русской литературы. Таким образом, собирание письменных сокровищ и канонизация святого, а также создание новых житий и служб святым — это важнейшие аспекты в жизни и деятельности святителя Макария, тесно взаимосвязанные между собою.
Собранный им труд получил в истории именование—Великие ма-карьевские Четьи-Минеи. Все материалы были систематизированы в
Во вкладной записи Успенской Минеи святитель подчеркивает просветительный характер книжных сокровищ— для великой душевной пользы читающим и слушающим, адресуя их всем клирикам, начиная от митрополита и кончая чтецами и певцами, а также всем православным христианам. Н. Попов замечает в связи с этим: «Мысль о собрании в центре тогдашней церковной и политической жизни—Москве Митрополичьей библиотеки, которая могла бы обслуживать всю Русь со всем ее чиноначалием, нигде не выражена с такой яркостью и краткостью и вместе стем с простотой»15. Далее во вкладной записи Миней сообщается об истории их создания: «А писал есми сиа святыя великиа книги в Великом Новегороде как есми тамо был архиепископом, а писал есми и събирал и в едино место их совокуплял дванадесят лет многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяческих почастей, но и паче ж многи труды и подвиги нодъях»16. •. •
За основу создания Миней святителем Макарием был взят Пролог. После проложных чтений на каждый день следуют минейные редакции житий святых, далее гомилетические произведения, патриотические тексты и т.д. В дни памяти пророков, например, добавляются их пророческие книги. Материалы, которые нельзя было увязать со структурой Месяцеслова, помещались в конце Миней. Это были Патерики, Златоструй, Измарагд и другие сборники. Поскольку же поиск— процесс творческий,- то каждая последующая редакция Миней вбирала в себя все новые и новые памятники древнерусской письменности.
! Что же представляют из себя макарьевские Четьи-Минеи? Это двенадцать больших рукописей до полутора тысяч страниц каждая, написанные в два столбца убористым полууставным почерком! Десять сохранившихся томов Царской редакции, имеющие более ранние переплеты, чем другие, в маргиналиях сохранили на своих полях имена более 50 писцов. Говоря о макарьевских Минеях, Н. Н. Розов справедливо отмечает: «Кажется, что все было сделано на настоящей средневековой „мануфактуре" — с привлечением большого числа исполнителей, с разделением труда, со специализацией каждого „производительного звена"»17.
■ Великие макарьевские Четьи-Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся в результате перевода на заре
существования славянской письменности, и первые оригинальные русские произведения. Самый древний представленный в них русский памятник— это «Слово о Законе и Благодати»; митрополита Киевского Илариона (ХГ.в.). Последующие произведения русского происхождения принадлежат епископу туровскому Кириллу, афонскому иеромонаху Пахомию Сербу и т. д., вплоть до произведений, современных Минеям. Американский исследователь Д. В. Миллер так характеризует труд Московского святителя: «Обилие текстов Макарьевских сборников показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством,; есть центр христианского мира, что это последнее из указанных Богом Царств»18.
Как показали текстологические исследования Миней, при работе над агирграфическими творениями макарьевскими книжниками использовались, помимо древних славянских текстов, также и греческие оригиналы19. Эти наблюдения дают основания для последующих выводов. Созданием Миней руководил митрополит Макарий, с именем которого связан первый в истории Русской Церкви богословский, межконфессиональный, религиозный диспут со шведским епископом в 1557 г., ведшийся на греческом языке20. Малоизученные и до сих пор до конца не изданные Великие макарьевские Минеи Четии могли бы послужить также отправной базой и для всестороннего исследования оригинальных текстов памятников греческой агиографии; так как они представляют зачастую или более исправную редакцию жития21, и ли очень редкую22.
Святитель Макарий называет свой труд в Успенской вкладной записи так: «...святая великая книга Минея-Четья», «великия книги дванадесять Миней четьих». Это же именование мы встречаем и в поминальной записи Успенского соборного Синодика— «дванадесять Миней четьих великих книг, писаны все в дестный лист»23. При начале их издания в 1868.Г. Археографическая комиссия назвала Минеи за их объем Великими, а также Макар ьевскими по имени их замечательного собирателя. •
Макарьевские Четьи-Минеи — это особая страница в истории Четьих-Миней на. Руси.-Четья книга, с таким благоговением читавшаяся нашими благочестивыми предками, достигает апогея своего развития в середине XVI в. Макарьевские Минеи оказали влияние и на последующие четьи сборника. Почерковые особенности Великих Миней Четьих находят отражение в так называемых Чудовских Минеях, созданных в кремлевском Чудовском монастыре на рубеже XVI-XVIi вв.24. Принципы формирования макарьевских Миней соблюдаются в XVII в. при создании Тулупов-ских Миней25. В середине XVII в. троицкий священник Иоанн
Милютин переписал годовой круг Миней, в которых также наблюдается влияние макарьевского наследия26. В конце XVII в. святитель Дмитрий, скончавшийся на Ростовской кафедре (1* 1709; пам. 28 окт.), активно использует макарьевские Минеи при составлении своих Четьих книг27. И сейчас Великие макарьевские Четьи-Ми-неи являются ценным источником, к; которому обращаются в связи с различными вопросами ученые разных специальностей. Сохраняя на своих страницах литературу предшествующего времени, Великие макарьевские Четьи-Минеи влияли на последующие Четьи сборники. Они описывались, публиковались и изучались различными учеными. Тем самым они свидетельствуют о тысячелетней традиции нашей письменной культуры28.
Работа с книжным богатством и, в частности, с памятниками отечественной агиографии поставила перед святителем Макарием вопрос о повсеместном почитании всех русских святых и обработке существовавшего русского агиологического наследия. Эти вопросы решались на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., справедливо называемых историками «макарьевскими»29. Большая часть русских святых к тому времени уже почиталась местно, теперь же Собором русских архиереев во главе с митрополитом Макарием было предписано «праздновать новым чюдотворцом в Росииския Земля, что их Господь Бог прославил, Своих угодников многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пения. Мы ж о Святем Дусе... уставихом праздновати Соборне по прежеуложеному У ставу: святых Отец во царствующем граде Москве в соборней церкви, и по всем святым монастырем; и по всем святым церквам великого царства Росийскаго»30.
Макарьевские Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе, и это время справедливо может быть названо «эпохой новых чудотворцев»..Так называли тогда новоканонизо-ванных и вообще всех русских святых. По непосредственному благословению митрополита Макария или в связи с этими Соборами пишутся жития русским святым или создаются новые переработанные редакции, более, отвечающие требованиям духовного и назидательного повествования для русского читателя. По мнению В. О. Ключевского, в истории русской агиографии именем «митрополита Макария можно, обозначить целую эпоху»31. «В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть более, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, , а если считать, новые редакции прежних (и отчасти при нем самом написанных) житий, то почти в два раза более»32,— писал профессор Московской Духовной
академии Е. Е. Голубинский. В неменьшей степени подобное утверждение справедливо: и применительно к гимнографическому творчеству и наследию в русской письменности 33. Именно с того времени на Руси получают большое распространение иконы русским святым34. «Вторая половина XVI в. была отмечена значительным ростом творческой активности в области церковного пения. Одним из стимулов для ее развития послужила канонизация русских святых на Соборе 1547 и 1549 гг. В честь святых, получивших общерусское признание, создавали новые службы и циклы песнопений» 35. Воздействие названных явлений на русское общество было очень глубоким, потому что в честь «новых чудотворцев» строились новые храмы, при Таинстве Крещения младенцам давались их имена. В это же время на Руси появляется типологически новая по содержанию русская книга, сверстница Великих Четьих-Миней — Книга новых чудотворцев. В ней содержатся службы, жития, похвальные слова русским святым.. Подобные сборники начиная с середины XVI в. получают широкое распространение в древнерусской книжности36.
По благословению митрополита Макария была составлена распространенная в древнерусской книжности во множестве списков «Степенная книга». Непосредственным осуществителем этого замысла был сподвижник митрополита Макария, ставший впоследствии его преемником, митрополит Афанасий (1564-1566)-37. «Степенная книга» — это первый систематический труд по русской истории, где, в отличие от летописи, события излагаются не по годам, а по правлению великих князей русских и митрополитов, показывается преемственность государевой власти от Киевских к Владимирским, наконец, к Московским князьям. Академик Д. С. Лихачев так характеризует этот? замечательный исторический труд: «„Степенная книга":— это как бы путеводитель по современной Руси — святой и державной, но путеводитель, который сам является достопримечательностью; и святыней/; „Степенная книга" — это как бы икона „всех святых"; Московского государства, икона, в которой временному придан вневременной смысл»38. Д. В. Миллер замечает, что составители этого произведения «построили религиозно-национальную историю Московского Царства»39.
С именем митрополита Макария связано начало церковного книгопечатания в Московской Руси. Памятник XVII в. «Сказание известно о воображении книг печатного:дела» сообщает о начале печатания книг: «Вложи ему (т. е. царю Иоанну IV.— а. М.) Бог благую мысль во ум его царскии, во еже бы ему что изряднее в Ро-сиистеи земли сотворити и вечная память по себе учинити: произвести бы ему повелети от письменных книг печатный книги... И тогда убо пастырьскии жезл держашу над всею Росиею Макарию митрополиту всея Росии, возвещает,же царь такоую мысль свою отцу богомольцу и святителю Макарию. Святитель же слышав сие слово, зело возрадовася и рече царю: „Яко от Бога извещение приял еси"»40. Академик М. Н. Тихомиров справедливо замечает, что «Митрополит Макарий не только „удивлялся и радовался", но и принимал участие в создании печатного дела» 41. Вполне логично предположить, что диакон Иоанн Федоров, русский первопечатник, издавший в 1564г. книгу Апостол, был посвящен митрополитом Ма-карием в диаконы в Кремлевский собор Николы Гостунского.
Вышедшие еще позже два издания Часовника напечатаны также по благословению митрополита Макария. Поскольку печатание книг имело ;церковно-правительственный характер, то можно предположить, что существовала программа печатания цер-ковно-учительных книг, разработанная святителем Макарием. Сохранилось интересное сообщение архиепископа Тверского и Кашинского Саввы, как в 1864 г. был отмечен юбилей этого издания: «1-го марта, в сырное воскресенье, Московская Синодальная типография, основанная в 1564г., праздновала трехсотлетие своего существования в древней столице России. По приглашению директора типографии Н.П.Гилярова-Платонова,&мною соборне с ректором Московской Духовной академии, протоиереем А. В. Горским, синодальным ризничим архимандритом Феодосием и др. совершенно было в одной из зал типографского здания молебное пение с водоосвящением, за которым читан был Апостол по первопечатному здесь изданию 1564 г. После обычного многолетия, провозглашена была вечная память основателям печатного дела в Москве —царю Ивану Васильевичу и Всероссийскому митрополиту Макарию, первопечатникам нашим— Гостунского собора диакону Ивану Федорову и Петру Тимофееву»42. На открытом за два года до этого в 1862 г. памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде святитель Макарий был помещен на горельефе памятника в разделе «Просветители» у печатного станка. &&
Академик А. С. Орлов отнес к числу обобщающих, культурных мероприятий Древней Руси макарьевские Четьи-Минеи, Соборы 1547 и 1549 гг. и книгопечатание. Собирание книжных и духовных церковных ценностей митрополитом Макарием было направлено на духовное единение Русского государства. Четьи-Минеи и Соборы 1547 и 1549 гг.— это аккумуляция письменности и одновременно толчок к ее последующему развитию, традиция и новации, это деятельная забота Первоиерарха Русской Церкви о просвещении Русской земли.
Поэтому в кондаке службы ему говорится: «Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди рос-сийския просветите». Жизнь и деятельность святителя Макария, выдающегося Первоиерарха Русской Церкви XVI в., обширна и многогранна, значителен его вклад в развитие русской книжной культуры.
Изучение истории развития христианской культуры в разных регионах выявляет элементы общности данного процесса. Кроме того, у общеславянского дела; основание которому положили,святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, были знаменитые и ревностные продолжатели, что свидетельствует также об общности и взаимности судеб развития болгарской и русской культур. Выдающимся деятелем русского Просвещения в эпоху его расцвета, причем определившим этот расцвет, был Всероссийский митрополит Макарий. За свои просветительские труды, ревность и благочестивую жизнь на Поместном Соборе Русской Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре и созванном в связи с 1000-летием Крещения Руси, сей чудный, по отзывам современников, святитель был причислен к лику святых. Его имя и его труды сейчас возвращаются к нам, становятся достоянием нашего общества.
Примечания
ТОДРЛ, т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979, с. 3-17. : : : ■ &
текстове (във връзка с реформата на Евтимий Търновски) // Търнов-ска книжовна школа: 1371-1971. София, 1974, с. 151.
учитывая тормозившее воздействие тяжелого и долгого татаро-монгольского ига на Руси.
Митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви. Странник, СПб., 1869. Декабрь, с. 75-106; Макарий, архиеп. Литовский и Вилен-ский. Московский митрополит Макарий, как литературный деятель // Христианское чтение. СПб., 1873, апрель, с. 597-657ш, Н. Лебедев. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1877; К. Заусцин-ский. Макарий митрополит всея России// Журнал Министерства народного просвещения, 1881, октябрь, с. 209-259; ноябрь, с. 1-8; Г. 3. Кун-цевич. Сказание о последних днях жизни митрополита Макария (15 сентября—31 декабря 1563 г.) // Отчеты о заседаниях Имп. Общества любителей древней письменности в 1907-1910 году (ПДП № 176). СПб., 1911; Н.Попов. Автографы митрополита Макария собирателя Великих Миней. СПб., 1913; Ан(исимо)в. Митрополит Макарий // Известия Общества служащих в печатных заведениях, 1917, №61-62, с. 752-756; Н. Андреев. Митрополит Макарий, как деятель религиозного искусства// Seminarium Kondakovianum; Praha, 1935, t. 7, s.227-244; Н.Волнянский. Митрополит Макарий — светоч русской культуры XVI века// Журнал Московской. Патриархии, 1947, №6, с. 18-32; P.Pascal. Le metropolite Makaire et ses grandes entesprises Litteravaires// Russie et Chretiente. 1949, № 1-2, p. 7-16; Leonid, Ersbischof von Jaroslawl und Rostow. Metropolit Makarij von Moskau und ganz Russland. Hierahh in entscheidungsveicher Zeit// Stimmer der Orthodoxie, 1963, № 12, S. 33-39; 1964, №1, S. 29-36; D. B. Miller. Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarij and the origins of russian national con-sciouness. Forchungen zur osteuropaischen Geschichte. Berlin, 1979, Bd. 26, s. 263-382; П.Веретенников, свящ. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (t 1563) // Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. Париж, 1980-1981, № 105-108, с. 213-246; Макарий, игумен. Школа Всероссийского митрополита Макария// Богословские труды. Юбилейный сборник Московской Духовной Академии. М.< 1986, с. 331-336; Макарий, архим. Автографы Всероссийского митрополита Макария. Из Древлехранилища Центрального государственного архива древних актов// БТ, М., 1992, сб.31, с. 267-276; Makarij Veretennikov. Makarij, Metropolita von ganz Russland. Fragen der Hagiographie // Tausend Jahre Christentum in Russland. Zum Millenium der Kiever Rus. Göttingen, 1989, S. 687-716.
с. 172 и сл.