УДК 94(470.57)+29 ББк 63.3(2 Рос.Баш.)+86.37
РАННЯЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И СУБКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СОСТАВ Данилко Е.С.
В представленной статье на основе анализа опубликованных источников и обширного круга архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, излагается ранняя история старообрядчества на Южном Урале, выделяются основные этапы его распространения, дается краткая локализация и характеристика суб-конфесссионального состава.
Территория Южного Урала представляет собой полиэтничный и поликонфесиональный регион, где уже несколько столетий происходит интенсивное взаимодействие самых различных культурных традиций - тюркских, финно-угорских, восточнославянских. Это взаимодействие складывалось в процессе хозяйственно-культурного освоения края, растянувшегося на довольно длительный исторический период. Русское население формировалось преимущественно в ходе земельной и промышленной колонизации разновременными переселенческими потоками из многих российских губерний. Этим объясняется сложность и мозаичность его состава, в котором исследователями выделяются несколько этнографических групп1. Своеобразной этноконфессиональной составляющей каждой из этих групп служит старообрядчество, неоднородное в социальном плане и включающее множество субконфессий.
Старообрядчество, как общественно-
религиозное движение, возникло в конце ХУЛ в. результате церковной реформы, инициированной патриархом Никоном (1652-1658 гг.) и направленной на унификацию обрядов по новогреческому образцу. В ходе реформы вносились правки в старопечатные книги, и изменялся устав церковной службы. Реформаторская деятельность Никона вызвала резкое сопротивление у части духовенства и мирян. На фоне сложившейся в общественном сознании того времени концепции об особой миссии Руси как единственной хранительницы православия (теория «Москва - Третий Рим») новшества воспринимались отказом от соблюдения чистоты православной веры. В 1666 г. решением Собора все нововведения Никона были узаконены, а сторонники древнего богослужения (старообрядцы) преданы анафеме.
Уже в конце ХУ11 в. старообрядчество столкнулось с необходимостью решения целого ряда мировоззренческих и организационных проблем. С уменьшением числа духовников дониконовского поставления остро встал вопрос об отношении к самому институту священства, разделивший старообрядчество на два направления - поповщину и беспоповщину. Поповцы сочли возможным прини-
мать «беглых попов» от господствующей церкви. Беспоповцы, считавшие послереформенную церковь лишенной благодати, предпочли совсем отказаться от таинств, для исполнения которых требовался священник. В результате дальнейших догматических споров эти течения распались в свою очередь на множество толков и согласий2.
Проблема старообрядчества в целом накопила довольно солидный историографический задел в отечественной гуманитарной науке. Однако южноуральское старообрядчество оставалось практически вне поля зрения историков и этнографов и ему не посвящалось специальных публикаций. Исключение составляет статья Д.К. Зеленина, вышедшая в начале прошлого столетия3. Некоторые исторические события, имевшие место в исследуемом регионе отразились в монографии Н. Н. Покровского «Антифеодальный протест урало-сибирских кре-стьян-старообрядцев в ХУШ в.» (Новосибирск, 1974). Проблемы сложных взаимоотношений южноуральских старообрядцев с органами государственной власти и православным духовенством рассматривались Ю. Н. Сергеевым4. Южно-уральский регион включался лишь в немногие работы по истории и культуре всего уральского старообрядчества. В этой связи можно назвать книгу екатеринбургских археографов «Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий5.
Существуют и дореволюционные публикации, в которых содержится разной степени насыщенности информация о расколе на интересующей нас территории. Грань между источниками и историографией представляется здесь весьма условной. В этом плане очень ценна работа Н. Чернавского об Оренбургской епархии. Подробно описывая все сколько-нибудь значительные местные события, автор приводит массу интереснейших сведений о старообрядцах: о популярности их идей среди казачества, об основании скитов, миссионерской деятельности светских органов управления и православного духовенства, статистические таблицы6. Подобного рода труд по Уфимской епархии был написан И. Г. Золотоверховниковым7.
В целом, существующие работы не дают целостного представления по исследуемой проблеме,
представляя нашему вниманию лишь разрозненные фрагментарные сведения. Поэтому в настоящей статье нами предпринята попытка комплексного анализа опубликованных источников и архивных материалов и последовательное изложение начального периода истории старообрядчества на Южном Урале.
Косвенным подтверждением раннего появления здесь старообрядчества могут послужить две неудачные попытки учреждения отдельной Уфимской епархии в конце XVII в. (в 1666 и 1681 гг.). Главным аргументом местной администрации в пользу необходимости такого мероприятия выступала борьба с расколом8. Однако говорить об укреплении этого явления в крае можно уже только с начала ХУШ столетия, когда сюда устремился поток старообрядцев из разгромленного властями известного старообрядческого центра на реке Керже-нец в Нижегородской губернии. Бежавшие оттуда старообрядцы (преимущественно поповского направления) кроме тайных скитов селились еще в особой слободе яицкого казачьего войска - Шацком
монастыре .
Территория Урала в силу своей отдаленности от российского центра, а также в связи с природногеографическими особенностями (труднодоступные горы и густые леса), представлялась удобной для заселения скрывавшимся от гонений «раскольникам». Привлекательность региона усиливала и его малая хозяйственно-культурная освоенность, поэтому распространение старообрядчества в регионе шло параллельно с процессами русской колонизации края.
Мощным толчком для нового притока русского населения в Башкирию стала деятельность Оренбургской экспедиции в 30-40-х гг. ХУШ в., когда было построено шесть линий крепостей с центром в Оренбурге. Жителями последних становились солдаты гарнизонных полков, уфимские, самарские, исетские и яицкие казаки, а также служилые с упраздненной Закамской черты. Использовались также ссыльные и беглые. В этой пестрой массе легко было затеряться и опальным старообрядцам10. Все эти люди составили впоследствии ядро Оренбургского войска, значительная часть которого была также набрана из пришлых великороссийских кре-
стьян11.
К этому времени относятся сведения об основании раскольничьего скита в Табынской крепости балахнинским купцом И. Утятниковым. В 1720-е годы он, совместно с П. Осокиным, занимался здесь добычей соли и строительством Воскресенского медеплавильного завода. Как активный участник подавления башкирского восстания Утятников получил чин комиссара, но вскоре «впавший в явный раскол, жизнь свою несчастно кончил»12. А тайный старообрядческий монастырь существовала на этом месте еще более двух десятилетий13. Сам этот факт предполагает наличие определенного круга людей,
чьи духовные потребности он призван был удовлетворять.
Таким образом, период с конца ХУ11 до 40-х годов ХУШ в. определяется нами как первый, самый ранний этап в формировании старообрядчества на Южном Урале. Процесс шел по двум направлениям. Во-первых, с юго-запада со стороны территорий, занимаемых издавна яицким казачеством, и из Керженских скитов. Во-вторых, - с северо-востока, из Исетского края. Таким образом, основная масса раскольников была сосредоточена по периметру изучаемого региона.
Дальнейшее распространение здесь старообрядчества обусловилось продолжавшимся хозяйственным освоением края, где наличие богатых залежей медных и железных руд, а также обширных лесных массивов способствовало развитию горнозаводской промышленности. Заинтересованные в дешевизне производства, заводовладельцы смотрели сквозь пальцы на конфессиональную принадлежность своих рабочих. Кроме того, некоторые из крупных предпринимателей, в частности Демидовы и Осокины, имели к расколу самое непосредственное отношение, и рабочий контингент на их предприятиях во многом формировался из крестьян-старообрядцев. Так, построенные И. Осокиным Троицкие и Усень-Ивановский заводы (1750-60 - е годы), практически полностью были заселены бег-лопоповцами, привезенными из разных мест (по преимуществу из Балахнинского уезда Нижегородской губернии)14. По данным 1911 г., здесь насчитывалось более 8 тысяч старообрядцев15.
Раскольники проживали в большинстве горнозаводских поселков Южного Урала практически с момента их основания, что неоднократно отмечалось чиновниками при составлении различных рапортов: «появление раскольников в Верхнеуральском уезде относится ко времени первоначального заселения заводов Твердышевым и Мясниковым»16. Такого же рода записи имеются по Белорецкому
заводу и многим другим .
Анализ архивных документов позволяет выявить места расселения старообрядцев и их приблизительную численность в середине Х1Х в. В 184050-х годах они фиксировались, кроме упомянутых выше, на Благовещенском (169 чел.), Архангельском (277 чел.), Воскресенском (35 чел.), Верхотор-ском (57 чел.), Богоявленском (169 чел.), Саткин-ском (46 чел.), Кусинском (167 чел.), Катав-Ивановском (61 чел.), Юрюзань-Ивановском (167 чел.), Златоустовском заводах и в относящихся к ним многочисленных деревнях18. Реальные цифры всегда существенно занижались, но даже по официальным данным только на восьми предприятиях в 1911 г. было 17 346 старообрядцев. Таким образом, в течение почти всего ХУШ столетия русское старообрядческое население на Южном Урале локализуется преимущественно в горной зоне, вдоль Уральского хребта, т.е. в местах концентрации про-
мышленных предприятий и относящихся к ним сел. Горнозаводское строительство в 40-90-х годах ХУШ в. способствовало значительному увеличению численности старообрядцев на Южном Урале. Это позволяет нам обозначить данный период как второй этап складывания здесь старообрядческого анклава. Кроме того, определенную роль сыграла и продолжавшаяся крестьянская колонизация.
Преобладающим фактором выделенного нами третьего этапа (период с конца XVIII до начала ХХ вв.) в формировании старообрядчества на Южном Урале и в Башкирии становится крестьянское переселенческое движение.
Сопоставление сведений, извлеченных из более поздних источников, с данными о возникновении поселений позволяет нам в ряде случаев с определенной степенью корректности
экстраполировать выводы о времени появления старообрядцев в тех или иных населенных пунктах на даты основания последних.
В конце ХУШ в. вырастает целый куст русских деревень на севере Уфимской провинции (северовосточные районы современного Башкортостана). Документы говорят о наличии в здешних селах Тас-тубе, Дуване, Метелях, Ярославке, Вознесенке, Рух-тино, Сикиязе и др., основателями которых были крестьяне из Кунгурского и Красноуфимского уездов Пермской губернии19, «раскольников поморской, федосеевской и австрийской сект»20. Возможно, что старообрядцы прибыли сюда в составе первых партий поселенцев, либо последующих, но уже в середине ХК в. они отмечены в источниках.
Часть этого людского потока из Пермской губернии затронула и соседний Бирский уезд (современный Аскинский район РБ), где компактно возникают селения Куяштырь (1787 г.)21, Евбуляк (конец ХУШ в.), Королево (1794 г.), Аскино (1783 г.), Ключи (1795 г.). В конце ХК в. здесь были распространены беспоповщина федосеевского согла-сия22 и православие в форме единоверия23. При этом в селах Аскино, Королево, Евбуляк почти все были «раскольниками», что позволяет нам рассматривать первых жителей названных населенных пунктов как старообрядцев.
Увеличивается плотность русского населения в центре Уфимской губернии. В новых селах Первушине (1795 г.) Уфимского уезда, Елдяке (1787 г.), Ижбулатове (1805 г.) Бирского уезда, деревенях Дрожжевой (1792 г.), Казанчиной (начало ХК в.) Белебеевского уезда и др. - также в XIX в. жили старообрядцы24. Однако отсутствие источников не позволяет уточнить время их появления.
Новый импульс колонизационным процессам придала крестьянская реформа 1861 г. В Уфимской губернии в это время появилось множество новых населенных пунктов, в основном они располагались южных и центральных уездах, заселенных не так плотно, как остальные25. В 1871 г. в Стерлитамак-ском уезде старообрядцы (в основном мордва) воз-
вели с. Помряскино (другое название - Убежище), затем часть его жителей основала Озерковку (1891 г.) и Гурьяновку (1896 г.)26. Села Гавриловка (1886 г.) и Полыновка (1890) также были известны как
раскольничьи .
С затуханием переселенческого бума в конце ХК - начале ХХ вв. процесс формирования старообрядчества на Южном Урале можно считать практически завершенным. К этому времени определяется его окончательная география в масштабах изучаемого региона, становятся возможными выявление и локализация субконфессий. Архивные источники позволяют картографировать старообрядческие согласия, границы которых не имеют достаточно четких очертаний, мобильны и взаимопроникаемы.
Поскольку первоначальный приток старообрядцев на Южный Урал происходил из крупных поповских центров, здесь практически до начала ХК в. преобладала беглопоповщина28, популярная среди казачества, населения крепостей и горных заводов. Первые белокриницкие скиты стали возникать в горнозаводской зоне: на горах Юрме, Тага-най, в лесах, близ Ильменского, Чебаркульского и Трудоярского озер, когда в 1852 г. уральский епископ белокриницкого поставления Виталий (Мят-лев) вместе с Симбирским архиереем Софронием (Жировым), совершая поездки по стране, добрались и до здешних мест29. К концу века только в Уфимской епархии было уже 6 099 «австрийцев», то есть практически половина всех поповцев (13 229 чел.)30.
Из беспоповских согласий первым с территории современной Курганской области и Среднего Урала в исследуемый регион было занесено помор-ское31. Из Пермской губернии в конце ХУШ в. на территорию северо-восточных районов современной РБ проникают федосеевское, а на рубеже ХК и ХХ столетий - странническое согласия32. Спасов-ское и рябиновское вероучения33 появились в Башкирии во второй половине ХК в. из центра России и Поволжья. Борьба с расколом, развернувшаяся в 30-х гг. ХГХ в., привела к трансформации довольно многочисленного беглопоповского софонтиевского согласия в беспоповское часовенное34. Это обстоятельство предопределило перевес в сторону беспоповщины, только на юго-западе (Белебеевский уезд) сохранились беглопоповские общины.
Состояние старообрядчества в интересующем нас регионе накануне ХХ в. можно проиллюстрировать материалами. Первой всероссийской переписи 1897 г., предполагающую и регистрацию населения по вероисповедному признаку. Перепись содержит следующие данные по Уфимской губернии, в которой православных и единоверцев насчитывалось 961 727 человек, старообрядцев - 34 011, почти поровну в каждом уезде: в Уфимском - 8 876, Белебе-евском - 7 913, Стерлитамакском - 7 488, Златоустовском -6 586 человек. Исключениями являются
Бирский (2 406 чел.) и Мензелинский (742 чел.) уезды, где число их было незначительным35.
Некоторая фальсификация сведений в переписи была заложена изначально: единоверцы, духовное тяготение которых к старообрядчеству являлось очевидным, объединялись в одну графу с представителями официального православия. Таким образом количество последних искусственно увеличивалось. Кроме того, настороженное отношение старообрядцев к переписи также отражалось на объективности ее результатов. Согласно «Отчету о состоянии и деятельности Уфимского Епархиального Братства Воскресения Христова за 1898 г.» в Уфимской губернии общее число старообрядцев определяется цифрой 40 189 человек36. В основной массе старообрядцы были русскими. Среди так называемых «инородцев» наибольшее их количество (1 388 чел.) находилось среди мордвы, как известно сильно христианизированной и подвергшейся значительной ассимиляции в условиях русского окру-
жения37.
Таким образом, в процессе распространения старообрядчества на Южном Урале можно выде-
лить три этапа, разных по интенсивности и временной продолжительности. До первой четверти ХУШ века основную массу раскольников здесь составляли яицкие казаки и жители тайных старообрядческих скитов. Дальнейшее распространение старообрядчества было связано со строительством крепостей и горнодобывающих предприятий, а затем - с крестьянским переселенческим движением. Этот процесс продолжался вплоть до начала ХХ столетия. К этому времени обозначились места компактного проживания старообрядцев в пределах изучаемой территории, границы основных толков и согласий, наметилось превалирование беспоповского направления. На сегодняшний день на Южном Урале имеются практически все сохранившиеся поповские и беспоповские старообрядческие согласия. Современные общины весьма неоднородны в организационном отношении, некоторые из них представляют собой небольшие разрозненные группы верующих, другие имеют четкую структуру, объединены вокруг авторитетных лидеров, в них соблюдается полнота богослужения.
ПРИМЕЧАНИЯ
Поступила в редакцию 12.07.06 г.