Спросить
Войти

Михаил иванович Сердюков, выходец из селенгинских бурят

Автор: указан в статье

УДК 947.05

ББК Т 3 (2)46-7

А. В. Жапов

г. Улан-Удэ

Михаил иванович Сердюков, выходец из селенгинских бурят

Статья посвящена жизни и деятельности известного в России гидростроителя и одного из сподвижников Петра I, Михаила Ивановича Сердюкова, выходца из Бурятии. Будучи мальчиком, он был продан в рабство в конце XVII века и, оказавшись в незнакомой ему среде, благодаря таланту и выдающимся природным способностям занял достойное место в истории России.

ключевые слова:сподвижник Петра Великого, Бароно Имигенов, аманат (раб), сонголы (один из бурятских родов), Вышневолоцкая водная система, Тверской край, гидростроитель.

A. B. Zhapov

Ulan-Ude

Mikhail ivanovich serdyukov, the son of the selenga buryats

The article is devoted to the life and activity of Mikhail Ivanovich Serdyukov, the famous Russian hydraulic engineer from Buryatia and one of the associates of Peter I. He came from the Selenga Buryats. He was sold as a slave in the late seventeenth century but managed to take a remarkable place in the history of Russia due to his outstanding talents.

История развития любого народа уникальна и неповторима, сохраняет много интересных фактов и событий, изучение которых всегда важно и познавательно для потомков. Не исключением являются и буряты, которые как этнос стали формироваться только после появления русских в Предбайкалье и Забайкалье на рубеже XVII — XVIII веков. К этому времени были утрачены политические связи монголоязычных племенных объединений, населяющих Прибайкалье и Забайкалье с Халхой — землями, где правили монгольские ханы.

На исходе XVII в. Россия только утверждалась на восточных рубежах. Сложность приграничной обстановки, постоянные столкновения с

монгольскими вооруженными отрядами и «подведение под государеву руку братских племен» приводило порой к учинению беззаконю и притеснению местного населения со стороны казацких атаманов и служилых людей. Желание получить максимальную выгоду с местного населения и стремление окончательно утвердиться на подвластных территориях способствовало быстрому строительству острогов и появлению русского населения в регионе. Однако, несмотря на достаточно серьезную угрозу сопротивления местного населения, а также набеги монгольских ханов, все же основным противником России являлись маньчжуры .Сопротивление местного бурятского населения было достаточно серьезным, хотя оно и не имело ни общей организации, ни общих интересов, которые способствовали бы выступлению единым фронтом. К 1680 г. только западно-бурятские племена булагатов, эхиритов, икинатов, готолов и др, потеряли в боях и столкновениях с казацкими атаманами и воеводами более половины своей первоначальной численности [6, с. 4]. Официальные царские власти давали право захватывать и держать в острогах заложников — аманатов, в том числе детей, для гарантии получения ясака с их соплеменников и родителей, или же в случаях боевых столкновений иметь определенные гарантии своей безопастности [1, с. 58]. Одним из таких примеров является судьба Бароно Имигенова, захваченного казаками в раннем возрасте и проданного в рабство купцам. Волею судьбы, благодаря природному таланту, крещенный в Михаила Ивановича Сердюкова, мальчик из долины реки Селенги в петровские времена стал одним из сподвижников Петра Великого и известным гидростроителем.

В романе Б. Санжина и Б. Дандарона «Путь праведный» [5, с. 69], написанном на основе бурятских летописей и исторических записей, и который повествует о поездке представителей 11 хоринских родов во главе с Баданом Тураки-ным к «Белому царю», сообщается о том, что бурятской делегации в Москве попасть на прием к Петру помог боярин Ф. А. Головин. Но, сопоставляя хронологию событий того периода, можно предположить, что не последнюю роль в деле переговоров хоринцев с царем мог сыграть известный в то время Петру М. И Сердюков. И кто знает, может быть, именно он повлиял на решение царя удовлетворить просьбы делегатов, что в значительной степени предопределило историю дальнейших взаимоотношений русского и бурятского народов.

О жизни и деятельности М. И Сердюкова сохранилось очень мало сведений, большинство из которых косвенные. В литературе встреча-

история и культурология

ются разные сведения о его этническом происхождении. Так, в историко-туристическом путеводителе по Вышневолоцкому району Тверской области имеется специальная страница, посвященная М. И. Сердюкову, создателю Вышневолоцкого водохранилища и системы каналов, соединивших Балтийское море с Каспийским. В путеводителе сказано, что Сердюков по происхождению монгол [4, с. 5], а в книге И. В. Борисенко «Калмыки в изобразительном искусстве» сообщается, что М.И. Сердюков по происхождению калмык [1, с. 37]. В статье М. Д. Юмжаповой «М. И. Сердюков — создатель Вышневолоцкой водной системы» используются опубликованные еще в XIX веке сведения, в которых указано его истинное происхождение. Это — показания самого Сердюкова на допросе в Синодальной канцелярии Новгородского уезда, при этом, не удалось установить, чем был вызван этот допрос. При рассмотрении данного документа, выявляются ошибки в тексте допроса, поскольку людям, ведшим дело и не бывавшим в Забайкалье, было сложно правильно написать топонимы, возникшие в ходе допроса Сердюкова, в основном, связанные с местом его рождения и годами детства [8, с. 123]. Так, Сердюков показывает, что он родился при реке Селинге, то есть речь идет о Селенге, в 1678 г., в семье мастерового человека по имени Имэгэн. Имя его отца написано как Силиген Зонтохо-нов. В данном случае его имя было записано не точно, поскольку бурятского имени Силиген нет, скорее всего его имя Имэгэн было не верно расслышано и потому возникло это написание.

Упоминаются в тексте названия «Чекой, Че-койский острог». В данном случае речь идет о крупном забайкальском селе Чикой, расположенном на границе республики Бурятия с Читинской областью, а река Чикой является правым притоком реки Селенги. Чикойский округ в то время действительно граничил с Халха-Монголией. Сердюков пишет, что «воспитан он в такой вере, которая именуется Тенгерны Бурхан и в той вере был 12 или 13 лет... и по той отеческой вере учился до слогов и от закона часть некоторую знал. В Российскую империю достался в лето 1691 года, когда Черкасского гетмана дети Петр и Яков Самуйловы на Мун-гальский народ напали войною и его полонили 13-летия и привезли в Чекойский острог, который ныне называется Селинга и из того места Енисейский козак Иван Волосов привез его в Енисейск, где купил его у того козака за 10 рублей Московского гостя Остафья Иванова Фи-латьева приказчик Иван Михайлович Сердюков» [8, с. 123], который и дал ему имя Михаил, отчество Иванович и свою фамилию.

Из этого отрывка можно сделать выводы, что Бароно Имигенов жил на берегах Селенги и Чикоя и утверждать о его принадлежности к какому-либо определенному селенгинскому племенному объединению, будь то сонголы, атаганы, хатагины, ашабагаты, сартулы и другие, представляется очень трудно. В настоящее время в Селенгинском и Кяхтинском районах, в долине Чикоя, в месте в месте впадения ее в Селенгу, проживают представители сонгольского рода, так что можно предположить, что Сердюков был из сонголов. «Чекойский острог, который ныне называется Селинга» — это, скорее всего современный поселок Новоселенгинск, основанный в 1665 г. Себя он называет приверженцем Тенгерны Бурхан, которое на бурятском языке буквально означает «Божественный Бурхан». Буряты и монголы словом бурхан называют Будду. Следовательно, он был приверженцем буддизма, а не шаманизма. И еще одним подтверждением того, что он был по происхождению из сонгольского рода, является тот факт, что в данный период буддизм еще не был распространен среди других бурятских этнических групп. А сонголы являлись выходцами из Монголии и прикочевали на Селенгу вместе со своими родовыми ламами. Распространение буддизма среди бурят происходило в несколько этапов или несколькими волнами. Как известно, буряты являются составной частью общемонгольского мира, и вплоть до установления Кяхтинского или Буринского договора 1727 г., согласно которому были определены государственные границы между Россией и Китаем, бурятское приграничное население свободно кочевало по всей обширной смежной территории. Поэтому можно сказать, что они находились в постоянном контакте с буддийской культурой, которая получила массовое распространение в самой Монголии со второй половины XVI века. Когда в середине XVII в. в Забайкалье появились первые русские служилые люди, они обнаружили, что некоторые местные роды молятся буддийским богам. Впервые об этом сообщили в своих донесениях енисейский казачий десятник К. Москвитин (1647) и Петр Бекетов (1653), который писал, что «у мунгальского князя Турокая-табунана и Кунту-цина-царевича» бытует ламаистский культ [3, с. 235].

Судя по отрывку о том, что «по той отеческой вере учился до слогов и от закона часть некоторую знал», можно сделать вывод, что мальчик, некоторое время изучал монгольскую грамоту, возможно, и тибетскую. Буддийское обучение, требовавшее заучивания священных текстов, развивало память, что впоследствии помогло ему быстро овладеть русским языком и грамотой.

Отец Бароно - Имиген Зонтохонов был мастеровым человеком, делал седла и луки, а также ходил в Китай для продажи лошадей. Занятие отца требовало знания свойств различных материалов, таких как кожа, дерево, кость, а также умения их соединять (в особенности это касается изготовления луков монгольского типа, лучших в своем роде и не теряющих боевых качеств столетиями). Ремесло это было наследственным, секреты его передавались от отца к сыну, так что способности мальчика и его склонность к механике совсем не случайны [8, с. 125].

В статье «Рождением он монгольского народа» читаем: «Он попался на глаза и понравился купеческому приказчику Ивану Михайловичу Сердюкову который выкупил Бароно за 10 рублей. после крещения мальчика отдали в учение к дьяку, который научил Михаила читать и писать по-русски, познакомил его с обычаями православной веры. Михаил проявил большие способности и быстро научился говорить по-русски» [7, с. 8]. В 1695 г. Михаил приехал в Москву вместе с купцом. Его хозяин — Иван Михайлович Сердюков - новгородский купец, часто по торговым делам ездил в разные города по всей стране, в том числе и за границу, и Михаил сопровождал его в этих поездках, обучаясь и вникая в тонкости купеческого дела, что впоследствии ему помогло стать самостоятельным и удачливым купцом.

В 1700 г. Иван Сердюков умер и Михаила пригласил к себе на службу московский купец Матвей Григорьевич Евреинов и как-то раз в лавку Евреинова, где тогда находился Сердюков, зашел царь Петр. Между ними состоялась беседа, и Михаил понравился царю своей толковостью и дельностью. Тогда же в 1700 году Петр

I распорядился записать Михаила Сердюкова в новгородские купцы и поручил ему выполнение подрядов, сделал его самостоятельным купцом и дал возможность проявить свои таланты и возможности, которые впоследствии принесли ему известность, уважение и титул дворянина.

В начале XVIII в. Сердюков арендовал участок земли в районе Вышнего Волочка Тверской губернии, где построил винокуренный завод и обосновался на место жительства. Именно через эти земли, начиная с эпохи средневековья, проходила Московская дорога — один из главных транспортных путей страны. Подорожные грамоты, относящиеся ко времени Ивана III, свидетельствуют об уже хорошо поставленной ямской службе, располагавшей ямами (дорож-

ными станциями) от Новгорода до самой столицы. XVШ-ое столетие явилось поворотным в истории края: реки Тверца, Цна, Мста стали частью первой в России искусственной водной системы — Вышневолоцкой, созданной на Великом водоразделе по приказу Петра I и соединившей Балтийской море с Волгой. По указу Петра I от 26 июня 1719 г. система Вышневолоцких каналов и шлюзов передавалась в управление Сердюкову, который блестящее осуществил реконструкцию и усовершенствование Вышне-водоцкого водного пути. Под его руководством были построены шлюзы на Цне и Тверце, расчищены старые и прорыто несколько новых каналов, благодаря которым воды Шлины через Цну пополнили Тверцу и Тверецкий канал, что значительно облегчило судоходство. Однако, главным делом М. И. Сердюкова стало устройство на водораздельном участке Вышневолоцкого водохранилища. Эта водная магистраль не теряла своего значения вплоть до середины XIX в., до начала функционирования Николаевской (Октябрьской) железной дороги и соединяла северо-запад России с остальной ее частью [4, с. 9].

Так же Михаил Иванович Сердюков стал крупным судостроителем, строя суда, как для собственных надобностей, так и на продажу. Часто выполнял государственные заказы на собственные средства. Императрица Елизавета Петровна, высоко оценивая деятельность нашего земляка, в 1742 г., возвела его с потомством в дворянское достоинство. Его сын Иван продолжил впоследствии дело отца и был по тем временам весьма образованным человеком, а дочь Елена вышла замуж за дворянина Храповицкого, чьи дети впоследствии занимали высокое положение при императрице Екатерине II.

В городке Градолюбля на берегу Вышневолоцкого водохранилища Тверской области сохранилась усадьба и могила М. И. Сердюкова, где не раз останавливался Петр I. Реформаторская деятельность царя по обустройству государства по западному образцу требовала от него талантливых, прогрессивно мыслящих людей. Заряжая своих сподвижников энергией переустройства, Петр I находил и поднимал на государственный уровень людей из народа, несмотря на их социальный, национальный или расовый статус. Бурятский мальчик, проданный в рабство, оказался в незнакомой ему среде, но благодаря таланту и выдающимся природным способностям занял достойное место в истории России.

история и культурология

Библиографический список

1. Борисенко И. В. Калмыки в русском изобразительном искусстве. Элиста, 1982.
2. Богданов М. Н. Очерки истории Бурят-Монгольского народа. Верхнеудинск, 1926.
3. Ванчикова Ц.П. История буддизма в Забайкалье до 1945 года // Земля Ваджрапани: Буддизм в Забайкалье. М., 2008.
4. Вышневолоцкий район // Историко — туристический путеводитель. Тверь, 2002.
5. Санжин Б., Дандарон Б. Путь праведный. Улан-Удэ, 1970.
6. Цибикдоржиев Д. Народ священной границы // Угай Зам. Спецвыпуск № 6, 2003.
7. Чимитдоржиев Ш. Б. Михаил Сердюков // Выдающиеся бурятские деятели (XVII-XX в.). Улан-Удэ, 2001.
8. Юмжапова М. Д. М.И. Сердюков — создатель Вышневолоцкой водной системы // Архив наследия. Москва, 2001.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты